Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибор ПК-4 имеет термостат и нагреватели для проведения испытаний при повышенных температурах. Он отличается большой точностью, чувствительностью и хорошей воспроизводимостью. Сред­ няя погрешность измерений не превышает 3—4%.

Порядок проведения испытаний следующий. Для образцов всех

испытуемых резин

устанавливается постоянная нагрузка (обычно

4 кгс); образец,

укрепленный в патроне-оправке, обкатывается

в течение 5—7 мин, после чего измеряют механические потери и про­ гиб. Затем прибор останавливают и измеряют температуру образца.

Рис. Х.З.

Прибор ПК-4 для динамических испытаний шинных резин:

1 — р ео ст а т ; 2 — т р у б ч а т а я

печь; з

гал ь в ан ом етр ;

4 — ш к ал а

р а д и а л ь н о й н а гр у зк и ;

5 — с к о л ь зя щ и й

г р у з ;

в —

к о л ь ц ев о й

о б р а зец ; 7

тер м оп ар а ;

8 — эл ек тр одви гател ь ;

э — терм остат ; 10

— вал ;

11

— оп орн ы й

д еф о р м и р у ю щ и й р о л и к ; 12

— в есов ой ры чаг; 13

и н ди к атор п р о ги б а ; 14

бал ан си р ов оч н ы й п роти в ов ес;

15 — ш к ал а

и зм ер и тел я к р у т я щ е г о

 

 

 

 

м ом ента.

 

 

Расчет модулей упругости и трения производится по формулам;

^т(тг+т)

(4)

Е = -

bW’J*

 

 

к =

м VI

(5)

b R W y 2

 

 

где Е — динамический модуль, кгс/см2; R — наружный радиус, см; h — ши­ рина кольца, см; Ъ— высота кольца, см; г — радиус опорного ролика, см; W0 — прогиб, см; Р ~ радиальная нагрузка, кгс; К — модуль трения, кгс/см2; М — механические потери (крутящий момент), кгс-см.

Для стандартных образцов (h = 0,6 см; R = 3 см, Ъ =

0,5 см

и г = 1,3 см) расчетные формулы могут быть упрощены:

 

E^0,68PW â3h

(6

K ^ 0 , 5 2 M W ( s/ 2

(7)

Заказ 682

353


Дальнейшее упрощение расчетов может быть достигнуто приме­ нением таблиц или номограмм, дающих Е и К как функции W0 и М.

Из соотношений (4) и (5) видно, что при обкатке с постоянным (заданным) прогибом радиальная нагрузка пропорциональна модулю упругости, а механические потери — модулю трения.

Испытания шинных резин на динамическую прочность связи в режиме качения. Эти испытания проводятся для определения динамической выносливости многослойных резиновых или резино­ кордных систем в условиях, наиболее близких к эксплуатационным. Метод особенно удобен для определения выносливости кольцевых образцов с секторными резинокордными вставками, имитирующими местный ремонт шин. Для испытаний может быть использован прибор ПК-4 или специальный упрощенный прибор (без устройства, измеря­ ющего механические потери).

Образец для испытаний вырубают двойным концентрическим штанцевым ножом из трехслойной резиновой пластины, вулканизо­ ванной в прессе. Размеры образца те же, что и для динамических испытаний. При вулканизации пластины центральный слой толщи­ ной 1 мм закладывают между двумя наружными слоями толщиной 2 мм. В случае испытаний систем, моделирующих элементы восста­ новленной шины, центральный слой вулканизуют заранее, отшероховывают и закладывают в пресс-форму для совулканизации с двумя невулканизованныии слоями.

Испытывают (обкатывают) такие трехслойные образцы при повы­ шенной нагрузке (?«8 кгс), выбирая ее так, чтобы в среднем время обкатки до разрушения (расслоения) образцов было в пределах 20—30 мин. При этом измеряется деформация (прогиб) образца и его температура в момент разрушения (вместо температуры могут измеряться механические потери).

Характеристикой усталостной прочности связи является число циклов или время деформации, выдерживаемое образцом до разру­ шения при заданной радиальной нагрузке.

В случае исследований прочности связи в системах, моделиру­ ющих ремонт местных повреждений, в кольцевом резинокордном образце вырезается сектор определенной конфигурации и затем про­ изводится его заполнение резиновой смесью и повторная вулкани­ зация образца.

Лабораторные испытания шин и их элементов

Иепыгания срезов шин на прочность связи при медленном (стати­ ческом) расслаивании. Эти испытания проводят расслаиванием образцов, вырезаемых из шин в меридиональном (по профилю) или в окружном (экваториальном) направлении (рис. Х.4). Образцы должны иметь постоянную ширину, обычно 2,5 см.

Расслаивание производят на разрывной машине РМИ при ско­ рости движения зажимов 500 мм/мин. Перед расслаиванием подре­ зают с одной стороны четные слои каркаса, а с другой — нечетные на длину 5—6 см для того, чтобы их можно было закрепить в зажи-

3 5 4


мах разрывной машины и расслаивать смежные слои попарно с од­ ного и с другого конца образца.

$

* *

J

Л

 

 

 

Рис.

Х.4.

Образцы срезов шин для испытаний

 

 

 

 

 

 

 

на

статическое расслаивание:

 

 

 

 

 

1 — меридиональные; 2 — экваториальные.

 

При расслаивании срезов восстановленных шин в зоне старый

подканавочный

слой — новый протектор

рекомендуется

использо­

вать

образцы,

вырезанные в окружном

 

 

направлении, так как при атом полу­

 

 

чаются

более

стабильные

результаты

 

 

вследствие большей однородности ше-

 

 

роховки

(на

станке)

в

этом

направле­

 

 

нии.

 

 

 

на

расслаивание

могут

 

 

Испытания

 

 

производиться как при комнатной, так

 

 

и при повышенных (80—100 °С)

темпе­

 

 

ратурах. Последние дают более объек­

 

 

тивную характеристику эксплуатацион­

 

 

ных качеств

шины

по прочности связи

Рис. Х.5. Адгезиограмма рас­

между ее элементами.

 

 

связи

слаивания.

Характеристикой

прочности

 

кгс-см),

при

этом

испытании

служит

работа расслаивания (в

отнесенная

к единице площади образовавшейся поверхности (в см2),

или,

что

то

же самое

(при

постоянстве

значения расслаивающего

23*

355


усилия) — усилие расслаивания, приходящееся на 1 см ширины об­ разца. Для точных измерений рекомендуется строить или получать на записывающем устройстве динамометра соответствующие адгезиограммы (рис. Х.5).

Описанный метод может применяться также для определения прочности связи при вулканизации пластыря или манжеты при ремонте повреждений каркаса.

Испытание прочности связи в зоне ремонта методом отрыва. Этот метод позволяет получить характеристику качества ремонта изме­ рением прочности связи между старой и новой резиной протектора, а также между прослоечной резиной, заполняющей «конус», и кар­ касом шины.

Рис. Х.6. Вид среза покрышек и образцов для ис­ пытаний на прочность связи в зоне местного ре­ монта.

При испытаниях по этому методу из меридионального (профиль­ ного) среза шины толщиной 2—3 мм вырубаются микролопатки таким образом, чтобы место стыка разнородных материалов, между которыми необходимо определить прочность связи, располагалось

перпендикулярно

к оси

лопатки

в ее центральной узкой части

(рис. Х.6). Изготовленные таким

образом

образцы

разрываются

на обычном динамометре РМИ.

служит

разрывное

напряжение

Показателем

прочности

связи

(в кгс/см2), в том случае, конечно,

если разрыв произошел по месту

стыка.

 

 

 

 

 

 

 

Стендовы е

испытания восстановленных

 

 

или

отремонтированных

шин

 

Условия испытания на стендах пневматических шин как новых, так и восстановленных имитируют, но они во многом не соответст­ вуют сложным условиям работы шины при эксплуатации. На лабо­ раторных установках удается воспроизвести лишь отдельные мо­ менты эксплуатационного нагружения шины. Поэтому для возможно

3 5 6