Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

параллельно второму. Каждый слой корда тщательно прикатывают. На четвертый слой корда накладывают слой покровной резины. После наложения покровной резины мешок готов к вулканизации.

Перед вулканизацией поверхность мешка пропудривают тальком. Из шланга вынимают пробку, вставленную в него при поддувке в процессе сборки и вкладывают мешок в пресс-форму с паровой

рубашкой,

применяемую для вулканизации варочных

мешков

(рис. IX .12).

Шланг мешка выводят в торцевое отверстие

пресс-

формы, пресс-форму закрывают и слабо затягивают стяжные

болты.

Шланг мешка присоединяют к воздушной линии и открывают вен­ тиль для впуска воздуха. Воздух пускают в мешок постепенно до давления 2—3 кгс/см2, после чего затягивают болты до отказа и доводят давление воздуха до 6—7 кгс/см2, закрывая затем вентиль. Вулканизацию мешка проводят в течение 60—80 мин при давлении обогревающего пара 4 кгс/см2.

По окончании вулканизации прекращают подачу пара в пресс-форму и охлаждают ме­ шок в пресс-форме в течение 10—20 мин. Затем отключают шланг мешка от воздушной

магистрали и, открыв

пресс-

 

 

 

форму, извлекают мешок.

Гото­

Рис.

ІХ.15. Варочный мешок

с элек­

вый мешок испытывают на проч­

 

трообогревом:

 

ность, герметичность и опреде­

1

ф лан ец ; 2 — р е зи н о в а я к ам ер а ; з

— эл ек ­

ляют его прессующую способ­

 

т р он агр ев ател и .

 

ность.

 

для

двустороннего обогрева. При

Секторные варочные камеры

применении воздушных варочных мешков не обеспечивается доста­ точно интенсивный обогрев ремонтируемых автопокрышек, так как из них не отводится конденсат. В мировой и отечественной практике используются так называемые паровые или паровоздушные мешки, конструкция которых обеспечивает возможность отвода конденсата. Наибольшее распространение получили мешки с двумя шлангами (рис. IX .13). Один из шлангов мешка такой конструкции продол­ жается внутри него до середины нижней 'поверхности (большая дуга мешка) и через него осуществляется отбор конденсата, скапли­ вающегося в процессе вулканизации. Подобные мешки могут иметь всего один шланг (рис. IX .14). В этом случае внутри шланга с вну­ тренним диаметром 15—18 мм проходит усиленная одним слоем чефера резиновая трубка наружным диаметром 11 мм и внутренним — около 5 мм, продолжающаяся внутри мешка до мест скопления кон­ денсата. Через эту трубку конденсат отводится из мешка, а через пространство между стенками трубки и основного шланга в мешок подается пар. В последнее время для осуществления внутреннего обогрева вулканизуемой покрышки разработаны конструкции элек­ тромешков. В одних конструкциях электромешков под покровной резиной укладывается электроспираль из нихромовой проволоки. В процессе вулканизации в мешок подается сжатый воздух, а обогрев

347


осуществляется за счет нагрева электроспирали, интенсивность которого регулируется терморегулятором. В других' конструкциях электронагреватели устанавливаются непосредственно в полости мешка (рис. IX .15).

Ли т е р а т у р а

1.Б е л е н ь к и й И. А. Секторные варочные камеры для ремонта пневмати­

2.

ческих шин. М.,

Госхимиздат, 1960, с. 100.

С а л т ы к о в

А. В.

Основы современной технологии автомобильных шин.

3.

М., «Химия»,

1969. 482 с.

С о л о в ь е в а

3.

М.,

«Каучук и резина», 1963, № 8, с. 40—46.

4.

С о л о в ь е в а

3.

М.,

«Каучук и резина», 1963, № 2, с. 43—46.

Г Л А В А X

Контроль производства

Методы испытаний сырья и готовой продукции, применяемые в резиновой промышленности, разделяют на общие и специальные. Общие методы испытаний применяются в основном для контроля качества резиновых и резинотканевых материалов по таким показа­ телям, как пластичность, жесткость, вязкость, предел прочности при растяжении, сопротивление раздиру, относительное удлинение, эластичность, стойкость к старению и т. д. Методы испытаний могут также разделяться по видовым признакам — на испытания сырых резиновых смесей, вулканизованных образцов и готовых резиновых изделий. Все эти методы подробно описаны в технической литературе и на многие из них имеются ГОСТ.

Специальные методы испытаний используют для контроля каче­ ства резиновых изделий, а также для определения тех свойств мате­ риалов, которые обеспечивают высокое качество готовой продукции, например прочность связи и износостойкость, — для шинных резин.

Для того чтобы результаты испытаний давали возможность про­ вести наиболее объективную оценку поведения резины в шине во время ее эксплуатации, условия испытаний должны быть макси­ мально приближены к эксплуатационным. Вместе с тем, лаборатор­ ная методика должна быть простой, не слишком трудоемкой, должна давать хорошую воспроизводимость и достаточную точность резуль­ татов.

Для контроля качества вулканизации шин и других операций восстановительного ремонта целесообразно проводить определение предела прочности при растяжении, сопротивления раздиру и износу, эластичности, усталостной прочности и других свойств готовых шин. Проводят также испытания на определение прочности связи нало­ женного протектора с покрышкой, пластыря с каркасом, слоев кар­ каса в зоне сопутствующего ремонта. Для определения качества всей шины в целом и ее элементов шины испытывают на продавливание (как в неповрежденном месте, так и в отремонтированной зоне), обкатывают на специальных стендах и испытывают в эксплуа­ тационных условиях. Последний вид испытаний наиболее полно и всесторонне характеризует качество, надежность и работоспособ­ ность шин, но он наиболее дорог, трудоемок и длителен.

Испытания шинных резин

Испытания резиновых смесей. До настоящего времени наиболее распространенным испытанием резиновых смесей является опреде­ ление их деформируемости при заданном силовом воздействии,

349


а также соотношения между пластической и эластической составля­ ющими развивающейся деформации. Измерять деформируемость можно различными способами. Наиболее распространены следующие:

вдавливание в испытуемый материал твердого наконечника; сжатие между плоскопараллельными плитами или площадками; продавливание через отверстия или фильеры; сдвиг между вращающимися коаксиальными цилиндрическими

или коническими поверхностями.

Обычно используют сжимающие или сдвиговые пластометры. При испытаниях на сжимающих пластометрах применяют два основ­ ных режима нагружения образца: заданная нагрузка и заданная деформация. На рис. Х.1 показан пластометр, на котором образец сжимается при заданной нагрузке.

Обычно начальную высоту образца обозначают через Н 0, высоту под нагрузкой — Н г и высоту после восстановления — через Н 2. По результатам испытаний рассчитывают показатели пластичности, жесткости и восстанавливаемости. При испытаниях в режиме посто­

янной нагрузки

мягкостью S образца называют отношение:

 

 

 

Я о - # і

( 1)

 

'

Н о + Н г

 

 

Риковери R

называют долю

остаточной деформации в общей:

 

 

Я 0- Я 2

 

 

 

Яо—Я

 

Пластичностью (по Карреру) называют отношение остаточного сжатия к удвоенной средней высоте образца во время действия груза:

 

Я р - Я 2

(3 )

"

Я п + Яі - SH

 

При испытаниях в режиме заданной деформации (на дефометрах) определяют нагрузку (называемую жесткостью), вызывающую сжа­ тие стандартного образца высотою 10 мм до высоты 4 мм за 30 с. Эластическое восстановление находят по разности Н 2 Н г.

При испытаниях на сдвиговых пластометрах (типа Муни или ВР) определяют момент сопротивления М вращению ротора в замкнутой камере, заполненной испытуемой резиновой смесью, и характери­ зующий ее вязкость. Восстанавливаемость находят по углу обрат­ ного поворота ротора при остановке прибора.

Сдвиговые вискозиметры также дают возможность определять характеристики вулканизуемости резиновых смесей и на основании получаемых на них показателей можно наиболее правильно судить о технологических свойствах резиновых смесей. Подробное описание пластомеров и методик испытания дано в специальных руковод­ ствах и ГОСТ.

Определение усталостной (динамической) прочности связи в усло­ виях многократного сдвига со статическим поджатием. Существует

35G


очень много видов динамических испытаний резин и резинокордных систем на теплообразование, усталостную долговечность и их проч­

ность связи.

Методы испытаний мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гут отличаться по типу деформации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(растяжение, сжатие, сдвиг, круче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние, сжатие со сдвигом, изгиб с кру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чением и др.), характеристикой цик­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ла нагружения

(амплитудой дефор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мации, частотой, формой импульса),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наличием или отсутствием статиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ской составляющей цикла и ее изме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нением во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональный лабораторный

ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тод механических испытаний шинных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резин должен воспроизводить основ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные черты эксплуатационного режи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ма их работы

в изделии. Испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на многократный

сдвиг с поджатием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

частично имитируют работу элемен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тов шины,

находящихся,

с одной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стороны, под

действием постоянного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внутреннего

давления

воздуха,

а с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

другой — переменных сдвиговых де­

Рис. Х.1. Сжимающий пластометр:

формаций

в

области

контакта

ши­

ны с дорогой.

 

 

 

 

 

1 — м ик р ом етр ;

2 — к рон ш тей н ;

з

Прибор

(сдвиговая

машина)

для

ш ток ; 4 —

п л а н к а ; 5

сер ьги ;

в

г р у з ;

7

к о л он к а ;

S,

12

— плиты ;

проведения этих испытаний изоб­

9 — р у ч к а ;

10

вы ступ ;

11,

Ы — ры ­

ч аж к и ;

13

п л ощ адк а ;

15

— тер м о ­

ражен на рис. Х.2.

Образцы

для

 

 

 

 

м етр.

 

 

 

 

испытаний представляют собой ку­

 

заготовки — пластины

бики с ребром

15—20 мм,

вырезанные из

или из каркаса шины так, чтобы слои, между которыми определяется прочность связи, были параллельны одной из пар его граней.

Рис. Х.2. Сдвиговая ма­ шина:

1

н еп о д в и ж н а я п лощ адк а ;

2

обр азц ы д л я

испы та­

ний ; 3

п о д в и ж н а я п л ощ ад ­

ка;

4

к ри вош и п н ы й

м ех а ­

н изм ; 5

м отор ;

в

гр у з ;

7 — ры чаг

стати ч еск ого п о д ­

 

ж а т а я ;

8 — стан и н а

Образец помещают на нижнюю неподвижную площадку сдвиго­ вой машины таким образом, чтобы стык между разнородными слоями располагался вертикально, поджимают до определенной величины

351


и включают мотор. Частота сдвиговых колебаний — 500 циклов в 1 мин. Величины статического поджатия и амплитуды сдвига регулируются перед испытаниями так, чтобы время до разрушения

образца (динамическая долговечность) было в пределах 1—10

мин.

Амплитуда сдвига определяется тангенсом угла сдвига

 

А

 

tga= Я

 

где А — амплитуда колебаний подвижной площадки; Я — расстояние

между

площадками.

 

От угла сдвига и зависит, в первую очередь, долговечность образцов. Наиболее стабильные результаты (как по разбросу показателей, так и по характеру разрушения — максимальный процент расслое­ ний) достигаются, если угол сдвига находится в пределах 55—60°. При этом статическое вертикальное поджатие может быть выбрано в пределах 5—7 мм (Н — 12—15 мм), а амплитуда колебаний по­ движной плиты 18—22 мм (тангенс угла сдвига около 1,5).

Характеристикой прочности связи при испытаниях на сдвиговой машине является усталостная долговечность либо выносливость (время или число циклов до разрушения образца) при заданной амплитуде сдвига.

Этим методом можно определять динамическую прочность связи как в модельных образцах, так и в срезах шин, в том числе — в зоне местного ремонта.

Испытания шинных резин в режиме качения на приборе ПК-4.

Прибор ПК-4 предназначается для измерения механических потерь на теплообразование и величины деформируемости (прогиба) кольце­

вого образца резины при его качении по жесткому ролику при по­

стоянной радиальной нагрузке. По измеренным в опыте значениям

потерь и

прогиба рассчитывают динамический модуль упругости

и модуль

внутреннего трения резины.

Динамический модуль характеризует способность резины к нако­ плению энергии деформации в обратимой (возвращаемой) форме, а модуль трения — ее способность к энергорассеянию при деформа­ циях или к теплообразованию.

При обкатке кольцевого образца с постоянной радиальной на­ грузкой физический смысл измеряемых в опыте величин следующий:

механические потери пропорциональны отношению модуля

трения

к модулю упругости, а прогиб — обратно пропорционален

модулю

упругости в степени 2/3.

 

Механические потери, измеренные в указанных условиях, харак­

теризуют также теплообразование в резине при

качении шины.

Прибор ПК-4 изображен на рис. Х.З.

 

 

Техническая характеристика прибора ПК-4

 

Пределы измерения крутящего момента, гс • см . . .

,

100—2000

Пределы измерения прогиба образца, м м ........................

0,3—3

Пределы измерения радиальной нагрузки, кгс . . . .

 

0,1—10

Частота вращения образца, об/мин ...............................

 

3000

3 5 2