На станке одновременно устанавливают и испытывают две шины. На беговом барабане диаметром 1592 мм размещено шесть металли ческих выступов — клиц высотой до 20 мм, располагаемых под раз ными углами в пределах от 0 до 135° к оси вращения. Радиальная нагрузка на шину создается навешиванием на вертикальные тяги, соединенные рычажной системой с осью шины, определенного груза. На станке можно обкатывать грузовые и легковые шины под нагруз кой до 4500 кгс при скоростях от 25 до 150 км/ч.
Порядок испытаний восстановленных или отремонтированных шин на обкаточных станках рекомендуется следующий:
для испытаний отбирают 3—5 шин от партии; восстановленные шины обкатывают на беговом барабане с шестью
клицами высотой 20 мм, равномерно расположенными под углами 0, 45 и 135° к оси вращения. Отремонтированные шины (только местный ремонт) обкатывают при высоте клиц, равной 10 мм;
обкатку производят непрерывно до разрушения шины, не считая |
5-минутных перерывов, необходимых для |
измерения температуры |
в неповрежденных местах и в зоне ремонта, |
а также для измерения |
внутреннего давления в шине.
В помещении, в котором установлен станок, должны поддержи ваться постоянными температура воздуха в пределах 25—30 °С и влажность 50—65%.
При обкатке шин легковых автомобилей скорость качения соста вляет 80 км/ч, нагрузка — 750 кгс; при обкатке грузовых и автобус ных шин скорость качения 30—50 км/ч, нагрузка 1000—2400 кгс.
Показателями, характеризующими качество шины, являются: ходимость шин до разрушения, вид разрушения (разрыв каркаса, расслоение каркаса, разрыв или расслоение в зоне ремонта, отслое ние пластыря, отслоение наложенного протектора и др.) и макси мальная температура в выбранных точках шины в конце испытания.
Как правило, более высокой ходимости шины на станке соответ ствует и более высокая долговечность шин при их эксплуатации на автомобиле. Однако использование только одного показателя — ходимости без учета механических потерь, температуры и статиче ской прочности может привести к ошибочным выводам.
Кроме описанных испытаний на обкаточных станках, приводя щих к разрушениям каркаса, существуют и другие специальные методы обкатки. Особый интерес представляет методика определения динамической прочности связи между элементами шины. Эти испы тания проводят на гладком беговом барабане (без клиц) при скоро сти 100 км/ч и соответствующих для данного размера шин нагрузках, указанных выше. При этих испытаниях происходит отслоение протек тора по стыку новой и старой резины или по старому брекеру, что дает возможность производить оценку прочности связи наложенного протектора с каркасом шины.
Прочность каркаса при действии сосредоточенной нагрузки определяют продавливанием шины стальным наконечником в виде конуса на гидравлическом прессе. Шину при этом накачивают до рабочего давления. При продавливании измеряют работу разрушения