Этот способ имеет тот недостаток, что при больших учетных партиях шин на заводах малой мощности, выпускающих шины с низ ким пробегом, получается резко заниженный средний километраж всех шин в делом по промышленности.
Второй способ — расчет средневзвешенного километража 5ср. взв пробега шин, восстановленных на разных заводах, с учетом факти ческого выпуска шин этими заводами:
2 ^
где Ni — производственная программа завода в текущем году; 5,- — средний пробег шин в отдельной учетной партии, испытанной заводом.
Этот способ хотя и более объективен, но в нем не учитывается степень надежности среднего пробега шин, сообщаемого заводом, которая определяется размером учетной партии. Степень надежности может быть оценена по отклонению среднеарифметического значения пробега шин в данной учетной партии от генерального среднего зна чения пробега всех шин, выпущенных тем или иным заводом.
Как известно, генеральное среднее значение всех статистических значений может быть как выше, так и ниже среднего арифметиче ского для отдельной выборочной партии, которое должно характери зовать всю совокупность. Однако, как показывает практика, чем больше учетная партия восстановленных шин, тем меньше ее сред ний пробег (при прочих равных условиях). Поэтому при определе нии среднего пробега шин, восстановленных на разных заводах, целесообразно вводить в расчеты поправочный коэффициент (коэф фициент надежности), меньший единицы. На эти коэффициенты необходимо умножить величину среднего пробега шин в каждой учетной партии перед усреднением ходимости по всем заводам, в соот ветствии с их производственной программой.
С учетом этого рекомендуется следующая методика расчета про бега восстановленных шин: первый этап — получение данных по производственной программе заводов — ІѴ\; второй этап — получе ние данных по испытанному числу — п. восстановленных шин дан
ного завода (учетному количеству) и их среднего пробега 5 г; третий этап — нахождение коэффициента надежности величины пробега Т для данной испытанной партии шин.
Теория вероятности и математическая статистика позволяют определить число шин, подвергаемых испытанию, необходимое для того, чтобы их средний пробег с определенной точностью и надеж ностью характеризовал генеральный (теоретический или истинный) средний пробег всех шин какого-либо размера, выпущенных данным заводом. Соответствующая формула имеет вид:
где п — число испытанных шин; Д — допустимая (заданная) относительная раз ница между средним километражем испытываемых шин и средним генеральным