Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

километражем всех шин, восстановленных

заводом; ѵ коэффициент вариа­

ции или мера разброса значений среднего

пробега шин.

Коэффициент t выбирают в зависимости от необходимой степени вероятности, с которой определяют средний километраж. При t — 2 вероятность результата составит 0,954, т. е. в 95 случаях из 100 средний пробег всех шин будет отличаться от среднего пробега испы­ танных шин не более, чем на принятое значение А. При t = 3 эта вероятность составит 0,99, т. е. будет близка к полной достовер­ ности.

Соотношение (16) для использования в предлагаемой методике целесообразно представить в виде

где А — уже не заданное, а рассчитываемое отклонение от генерального сред­ него значения, или вероятная относительная ошибка.

Обработка результатов многочисленных испытаний восстано­ вленных шин показала, что коэффициент вариации для пробегов

этих шин

V лежит

в пределах

0,40—0,55.

Принимая ѵ = 0,45 и

t — 3, из

формулы

(17) получим

 

 

 

 

tv _

0,45 • 3 _

1.35

(18)

 

 

Ѵп

Ѵп

Ѵп

 

 

 

где А — вероятная относительная ошибка, зависящая уже только от числа испытанных шин.

Удобнее пользоваться величиной коэффициента надежности Т, являющейся дополнением до 1 относительной ошибки:

Т = 1—А

(19)

Для упрощения последующих расчетов в табл. Х.5 приведены значения Т в зависимости от числа шин (п) в испытанной партии.

Т а б л и ц а Х.5. Зависимость коэффициента надежности среднего пробега Т от числа шин в испытанной партии

п

Ѵп

д

т

п

Ѵп

Л

т

1

1,00

0,970

0,030

100

10,00

0,135

0,865

2

1,44

500

22,40

0,060

0,940

10

3,16

0,430

0,570

1 000

31,60

0,043

0,957

50

7,05

0,193

0,807

10 000

100,00

0,010

0,990

Необходимо отметить, что отклонение среднего пробега выбороч­ ной партии от среднего пробега всех шин, выпущенных данным заво­ дом (генерального среднего значения), имеет в основном статистиче­ скую природу. В то же время различия в значениях генеральных средних пробегов шин, восстановленных на разных заводах, отра­

368


жает главным образом различия в качестве восстановления (уровень технологии, качество материалов, культура производства и т. д.).

Генеральное среднее значение S 0 пробега всех шин

данного

завода можно определить по формуле:

 

S0 = TS

(20)

Соответствующая уточненная формула для расчета средневзвешен­

ного пробега восстановленных шин по всем заводам имеет вид:

 

 

*СР.ВЭВ=Т

2 * ‘™ ‘

(21)

где N — общее число шин,

выпущенных заводами.

 

С учетом формулы

(20) окончательно получим:

 

 

^ср. взв = ^

NiSöl

(22)

 

 

с

 

Предлагаемый статистический метод прогнозирования пробега шин учитывает фактическое число шин определенного качества, выпущенных в эксплуатацию данным заводом, и степень надежности среднего значения их пробегов, определенных по испытаниям выбо­ рочных партий. С помощью этого метода можно прогнозировать средний пробег шин (по всей отрасли) с точностью до 10—15%.

Средние пробеги восстановленных шин.

Среднестатистические,

среднеэксплуатационны е

и гарантийные

нормы их пробега

Пробег шины до выхода ее из эксплуатации зависит от очень боль­ шого количества трудно стабилизируемых факторов и представляет собой поэтому пример типичной статистической или случайной величины. Пробеги партий восстановленных шин представляют поэтому некоторую совокупность случайных величин и могут быть охарактеризованы некоторым центром распределения или осредненным значением пробега и дисперсией (разбросом) фактических про­ бегов относительно этого среднего значения. В качестве среднего значения наиболее часто употребляют среднее арифметическое или средневзвешенное арифметическое.

Средние пробеги восстановленных шин имеют различные значе­ ния в зависимости от условий их эксплуатации, уровня технологии на шиновосстановительном заводе, качества применяемых шиноре­ монтных материалов; они различны для разных типоразмеров шин и постоянно меняются (в среднем растут) в зависимости от года выпуска.

Более устойчивы относительные (по отношению к новым) пробеги шин основных типоразмеров, усредненные по системе транспорта об­ щего пользования. Ниже приведены примерные данные по средним

24 Заказ 682

369


относительным

пробегам восстановленных грузовых, легковых

и автобусных

шин:

Средний эксплуатацион­

 

 

 

 

ный пробег, % от пробега

 

 

новых шин

 

Грузовые

56—57

 

Легковые

52—53

 

Автобусные

56—58

Фактические средние пробеги достаточно больших или «предста­ вительных» партий восстановленных шин могут быть использованы в качестве среднестатистических норм их пробегов при расчетах по­

требности

народного хозяйства в шинах как восстановленных, так и

,

 

 

новых,

при

расчетах

количества

 

 

 

шин,

подлежащих

восстановлению

 

 

 

в автохозяйствах и

т. д.

 

 

 

 

 

 

Гарантийные нормы (см. ниже)

 

 

 

устанавливаются приблизительно на

 

 

 

40—50% ниже средних фактических

 

 

 

(или среднестатистических) в соот­

 

 

 

ветствии

с значениями коэффициен­

 

 

 

тов

вариации

пробегов

восстанов­

 

 

 

ленных

шин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднестатистический пробег вос­

 

 

 

становленных шин может

быть

оп­

 

 

Километраж,тыс.км.

ределен по обычным

формулам,

при­

Рис.

Х.9.

Распределение ходи­

нятым в статистике

для оценки сред­

них.

Так,

определенный

пробег

мости

(километража) восстанов­

будет характеризовать среднее значе­

ленных шин по нарастающему

количеству выбывших из эксплуа­

ние пробегов шин в данной учетной

 

 

тации.

партии,

которая,

в свою очередь,

 

 

 

должна

характеризовать

все

шины

определенного типоразмера. Этот средний пробег будет отличаться от генерального среднего для всей совокупности шин на величину

±

и, как следует из теории ошибок,

неравенство

 

У п

 

 

жген < X + і

 

V п

V п

устанавливает возможные отклонения х

от хген с той или иной

вероятностью. Иначе говоря, это неравенство устанавливает довери­ тельные пределы, в которых может находиться величина х при вы­

борке размера п

и

вероятности,

определяемой параметром t. Если t

принять равным

3

(вероятность

0,99), практически с полной уве­

ренностью можно считать, что средний пробег х не будет отличаться

от генерального среднего хгеа более, чем на

— А, где А —

У п

 

Коэффициент точности (относительная ошибка).

 

Поскольку в средней учетной партии шин, проходящих эксплуа­ тационные испытания, имеется обычно 200—300 шин, коэффициент А

3 7 0


составляет примерно 0,1. Таким образом, отклонение х от жген может составить «*±10% . Поэтому среднеэксплуатационную норму целесообразно устанавливать на 10% ниже среднестатистической.

Для восстановленных или отремонтированных шин характерен особенно большой разброс показателей ходимости, что связано с уве­ личением числа факторов (в частности, с наличием повреждений каркаса и характера доремонтной эксплуатации), определяющих работоспособность шины. На рис. Х.9 показано интегральное рас­ пределение (по нарастающему количеству выходов) восстановлен­ ных шин по километражу пробега, характерное для грузовых и лег­ ковых шин. Линия, соответствующая 50% партий, пересекает кри­ вые распределения примерно в области среднего пробега.

Способы расчета гарантийных норм пробега

восстановленных шин

Расчет гарантийных норм пробега восстановленных шин должен учитывать специфику их эксплуатации. Так как наблюдается боль­ шой разброс показателей ходимости, гарантийная норма должна устанавливаться ниже среднего уров­ ня ходимости. В противном случае рекламациям подвергались бы 40— 50% всех шин, восстановленных

Рис. Х.10.

Распределение грузовых

вос­

Рис. Х.11. Распределение легко­

становленных шин по километражу

про­

вых

восстановленных шин по

 

бега.

 

километражу пробега.

заводом.

Как показано на рис.

Х.9,

даже при симметричном рас­

пределении шин по километражу,

пробег

половины шин ниже

среднего

пробега.

 

 

 

Следовательно, надо гарантировать значение пробега, которое было бы ниже среднего пробега настолько, чтобы основная масса шин пробегала гарантийную норму, а все шины в среднем — средне­ статистическую норму. Разброс значений статистической величины характеризуется, как известно, средним квадратичным отклонением.

24*

371