Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
и температуры двигателя. Маслянистость зависит от хими
ческой структуры масла. Она тем выше, чем больше в масле
поверхностно-активных веществ (парафиновых и жирных кис лот, смолисто-асфальтовых веществ), способных создавать
на поверхностях смазываемых деталей прочный граничный
слой. Маслянистость возрастает с увеличением вязкости.
Особенно большое значение имеет маслянистость при работе двигателя на переходных и неустановившихся режимах, когда
возникают условия граничного трения. В этих условиях мас
ло с высокой маслянистостью обеспечивает лучшую смазку,
меньшее трение и износ.
2. Антиокислительные свойства характеризуют способ
ность масла противостоять окислению при высоких темпера турах.
При окислении в масле образуются перекиси и кислоты,
которые повышают коррозионную агрессивность масла, а также смолистые вещества, лаки, нагар и осадки, которые
ухудшают режим смазки, повышают тепловую напряженность
и износ двигателя. Наиболее интенсивно процесс окисления
масла происходит в случае применения сернистого топлива.
Значительное накопление продуктов окисления требует
применения фильтрации и периодической замены отработав шего масла свежим.
Интенсивность и характер окисления, а также свойства конечных продуктов окисления зависят от температурной зоны, в которой работает масло.
В высокотемпературной зоне (камера сгорания), где тем пература поршня и втулки достигает 200-400°С, масло ча стично сгорает, образуя нагар и прочные лаковые пленки.
Нагар и лак ухудшают теплоотвод, увеличивают абразивный
износ цилиндрово-поршневой группы и нарушают герметич ность выпускных клапанов. Расход масла на угар должен компенсироваться путем доливки свежего масла в циркуля ционную цистерну или масляный бак. Склонность масла к
нагарообразованию определяют по весу нагарного остатка
275
при полном испарении навески масла при температуре
350-500°С.Моторные масла, полученные переработкой восточ
ных сернистых нефтей, имеют большую склонность к нагарообразованию по сравнению с бакинскими маслами. Поэтому
эти масла'должны применяться только в сочетании с эффек тивными моющими присадками.
*В среднетемпературной зоне (боковая поверхность порш
ня, поршневые кольца и их канавки, внутренняя поверхность
донышка поршня, охлаждаемого маслом), где температур» ко
леблется в пределах от 100 до 300°С, масло окисляется, образуя лаковые пленки различной толщины, которые, благо даря большой липкости, накапливают в себе продукты износа
инагарюобрзс^ования. Лаки откладываются в канавках порхпневых колец, что приводит к потере подвижности (пригоранию)
иперегреву колец. При этом снижается компрессия, умень
шается механическая прочность и увеличивается износ ко лец. Склонность масла к лакообразоваяию определяют по
времени, в течение которого масло, окисляясь в условиях
испытания, теряет работоспособность и превращается в
лаковую пленку, что фиксируется по резкому возрастанию коэффициента трепля между трущимися поверхностями. На интенсивность лакообр»зования влияют температура и про должительность нагрева масла, толщина масляного слоя, термоокислительная стабильность и моющие свойства масла.
Скорость, с которюй тонкая масляная пленка при дан
ной температуре превращается в лаковую пленку, характе ризует термоокислительную стабильность масла. Она оце нивается по методу Папок по времени, в течение которого
навеска масла при температуре |
250 или Э00°С превращается |
||
'в лаковую пленку и удерживает |
кольцо при отрыве |
силой |
|
в I кгЬ.При |
тегллературе 250°С |
это время составляет для |
|
масла марки |
МС-20 17 мин, для |
масла марки МК-22 |
- 35 мин. |
В низкотемпературной зоне |
(карьер дизеля), |
где темпе |
ратур» составляет около 100°С, масло, под воздействием прерывающихся в картер воздуха и газов, образует осадки.
276
Пары воды, содержащиеся в воздухе и горячих газах, при
прорыве в картер конденсируются, и влага смешивается
с маслом, находящимся в картере. При наличии вода в
масле образуются мыла, которые выпадают, образуя шлам в виде студнеобразной массы. Она содержит воду, масло,
железные мыла, продукты износа, сажу, нагар и лак. Оседая
во внутренних полостях двигателя,' в фильтрах, на прием ных сетках насосов и в трубопроводах, осадки и отложения
ухудшают работу масляной системы и могут привести к срыву
подачи масла. Склонность масла к осадкообразованию опре-
•*
деляют по количеству нерастворимых в изооктане осадков
(в % по объему), появлявшихся в масле при его окислении в специальной установке. Осадкообразованию способствует работа дизеля на малых числах оборотов и нагрузках, на
холостом ходу,а также частые пуски и остановки, длитель
ные режимы прогрева и другие низкотемпературные режимы, при которых увеличивается прорыв воздуха и газов в картер,
атакже конденсация водяных паров в картере.
3.Коррозионная агрессивность масла обусловлена
наличием и появлением в нем перекисей и кислот, которые взаимодействуют с металлами. В наибольшей степени корро зии подвергаются подшипники коленчатого вала, залитые
свинцовистой бронзой. Коррозионная агрессивность масла
сильно возрастает при использовании сернистого топлива,
атакже в присутствии даже незначительных количеств воды
(рис. 9.3).
Присутствие в масле органических кислот определяется
величиной кислотного числа, которое для свежего масла
должно находиться в пределах 0,15-0,20мг КОН на I г
масла.
Коррозионная агрессивность масла оценивается по мето ду Пинкевича или по методу, разработанному НАМИ, сущность
которых заключается в определении величины потери веса металлических пластин, помещенных в испытуемое масло.
Величина потери веса составляет:для масла марки МС-20
277
45г /м2', для масла марки МК-22 2 г /м2'.
4. Мовдие свойства характеризуют способность масла |
|||||
|
|
|
|
предотвращать лакообразова- |
|
|
|
|
|
нне, т. е. удерживать смо |
|
|
|
|
|
листые продукты окисления в |
|
|
|
|
|
масле во взвешенном состоя |
|
|
|
|
|
нии, препятствуя их отложе |
|
|
|
|
|
нию на деталях двигателя. |
|
|
|
|
|
Моющие свойства масла опре |
|
|
|
|
|
деляют при испытании масла |
|
|
|
|
|
на специальной установке |
|
|
|
|
|
с последующей оценкой |
|
О |
20 |
<Ю |
60 |
лакообразования на боковой |
|
поверхности поршня при по |
|||||
|
|
|
|
||
Рис. 9.3. Влияние содержа |
мощи цветной эталонной шка |
||||
ния вода в масле марки Д-11 |
лы. Испытуемое масло зали |
||||
на коррозию свинцовистой |
|||||
бронзы при 80°С |
(по данным |
вается в картер установки, |
|||
ЦДИДИ): обезвоженное масло* |
работающей от электромото |
||||
I; масло |
содержащее 0,5% |
||||
примесей воды - 2 |
|
ра. В течение всего испы |
|||
|
|
|
|
тания, длительность которо |
го составляет 2 ч, поддерживается определенная темпера
тура цилиндра, масла и всасываемого воздуха. Степень
покрытия боковой поверхности эталонных поршней лаковыми
отложениями выражается в баллах от 0 до 6, где ноль
означает абсолютно чистую боковую поверхность поршня.
5. Щелочность масла характеризует его способность
нейтрализовать коррозионное действие продуктов сгорания
сернистых соединений и препятствовать образованию отло
жений продуктов окисления на деталях цилиндрово-поршневой группы. Необходимая щелочность масла обеспечивается добав
лением специальных присадок. С увеличением содержания серы в топливе нейтрализующее свойство масла должно быть
выше, поэтому выше должна быть и его щелочность. При используемых в настоящее время присадках максимальная,
278
практически доставшая щелочность составляет около 75 кг
НОН на 1г масла. Такая щелочность достаточна |
для нейтра |
лизации сернистых соединений, образующихся при |
сгорании |
топлив с содержанием серы до 4#. Критерием правильности выбора щелочности масла служат результаты анализа проб
отработавшего масла. Запас щелочности отработавшего масла
должен быть не менее 1-2мг KDH на 1г масла.
§ 5. Присадки к смазочным маслам
с
Для того, чтобы масло наиболее полно удовлетворяло
предъявляемым требованиям, в него добавляются присадки, которые даже в небольших количествах (3-5# по весу масла)
существенно улучшают эксплуатационные свойства и увеличи вают срок службы масла. Общими требованиями для всех
присадок являются: хорошая растворимость в масле, ста бильность свойств при работе двигателя и при длительном
хранении, отсутствие вредного воздействия на масло, отно сительно невысокая стоимость.
В настоящее время чаще всего применяются многофунк циональные присадки, которые улучшают сразу несколько
свойств масла.
Механизм действия основных компонентов присадок сво дится к следующему.
1. Присадки, улучшающие вязкостные свойства, повышают*2 вязкость масла при увеличении температуры и мало влияют на вязкость при понижении температуры. Молекулы вещества таких присадок при повышении температуры изменяют свою
нитевидную структуру на клубйообразную и тем самым увели
чивают внутреннее трение масла.
2. Моющие присадки препятствуют отложению нагара и лака на рабочих поверхностях дизеля и укрупнению нераст
воримых частиц смолистых продуктов, находящихся в масле.
Молекулы присадки, являясь поверхностноактивным веществом,
279
легко адсорбируются на поверхности частиц смолистых про дуктов или нагара (рис. 9.4). Это препятствует дальней шему укрупнению частиц и приводит к образованию на их
поверхности одноимен ных электрических за рядов и к взаимному отталкиванию частиц. Образовавшиеся части цы удерживаются в масле во взвешенном состоянии и постепен но удаляются из него при прохождении через масляные фильтры и центрифуги.
3. Антикоррозион ные присадки создают на поверхности"ме
Рис. 9.4. Механизм действия моющих присадок: молекула смолообразующего соединения или нагара - I; молекула мою щей присадки - 2; частица, состоящая из молекул смолооб-
резующих соединений или нагаре, агрессивных агентов -
“ " " “ “ “ • « • З Р “° " В ! |
иморода . перекисей |
|
И кислот. |
4 . Антиокислителъные присадки препятствуют окислению масла кислородом воздуха и накоплению в масле кислых соединений.
5.Антизадирные присадки, содержащие в своем составе поверхностно—активные вещества, активизируют процесс образования на поверхности трущихся деталей граничного слон, которой препятствует появлению сухого трения.
6.Депрессаторы понижают температуру застывания масла на 20-30°С.
280
7.Противопенные присадки разрушают воздушно-масляную
пену, которая образуется в результате насыщения масла пу
зырьками воздуха при разбрызгивании масла в картере. Рассмотрим некоторые многофункциональные присадки.
1.Присадка Аз Н М - ЦИАТИМ - I обладает моющими,
антикоррозионными и депрессоргодач свойствами; добавляется
кмаслу в количестве до 3%; предназначена для дизелей,
работающих на малосернистом топливе; защищает детали
двигателя от коррозии и поршни от нагарообразования;
предохраняет поршневые кольца от пригорания; понижает температуру застывания масла.
2.Присадка ЦИАТИМ - 339 улучшает моющие и антикор
розионные свойства масла; предназначена для дизелей,ра ботающих на топливе с содержанием серы до 1%.
3. Присадки ЕНИИНП - 360 и МНИИП - 22 обладают высо
кими моющими и антиизносными свойствами, однако сильно
повышают вспениваемость масла, в связи с чем к ним до бавляется антипенная присадка ПМС - 200А.
4. Присадки ПМС - 19, ПМСЯ и СБ - 3 обладают антиокислительными и высокими моющими свойствами, однако
содержат в своем составе много золы. Так присадка
ПМС - 19 содержит около 13% золы. Иногда эти присадки называют многозольными.
§6. Срок службы и способы очистки масла
Впроцессе работы смазочное масло постепенно утрачи вает необходимые эксплуатационные качества, становится практически непригодным к дальнейшему использованию и подлежит замене.
Срок службы масла в двигателе зависит от типа и конст рукции двигателя, его технического состояния и режимов
работы, сорта применяемых топливаи масла.О том,насколько существенно влияние перечисленных факторов, говорит боль-
281
шая разница в сроках службы масла в двигателях различного
типа и форсировки.
№ |
Марка двигателя |
Марка масла |
Срок |
||
пп. |
службы |
||||
|
|
|
|||
|
|
|
|
масла, ч |
|
I |
6ЧН 30/38 |
М-14ГБ |
500 |
||
2 |
40 |
ДМ |
М-14ВЦ |
500 |
|
3 |
61 |
Д |
М-20Г |
500 |
|
4 |
37 |
Д |
M-I4B |
400 |
|
5 |
М-503 |
М-20Б |
100 |
Срок службы масла определяется заводом-изготовителем
двигателя опытным путем и указывается в формуляре. Уста новленные сроки смены масла должны строго соблюдаться.
При смене масла раньше установленного срока будет иметь место неоправданный перерасход свежего масла. При
поздней смене масла оно будет чрезмерно загрязняться и ухудшать свои физико-химические свойства, что вызовет
увеличение интенсивности износа.
Для контроля за состоянием масла в период между очередными заменами через каждые 100 ч работы двигателя оно должно подвергаться анализу в топливной лаборатории. Качество масла при этом оценивается по вязкости; содер жанию механических примесей, воды и топлива; величине кислотного числа; температуре вспышки. Если хотя бы один из указанных показателей не удовлетворяет установленным
требованиям, масло подлежит замене на свежее. Слив отра
ботавшего масла производится сразу же после остановки
двигателя, когда масло еще горячее. Затем необходимо
очистить масляный бак и картер двигателя (при наличии смотровых лючков) от отложений, промыть дизельным топли
вом все фильтры и только после этого заполнить систему
смазки свежим маслом. Отработавшее масло подлежит сдаче
на склад для регенерации.
282