Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и альфаметилнафталина, которое дает такую же задержку

самовоспламенения, как и испытуемое топливо. Оно оказыва­

ем существенное влияние на жесткость работы дизеля, его экономичность и пусковые качества.

Низкоцетановое топливо (ЦЧ менее 40) имеет длитель­ ную задержку самовоспламенения, что приводит к жесткой

работе, увеличению механической напряженности и ухудшению

пусковых качеств двигателя.

Высокоцетановое топливо (ЦЧ более 60) самовоспламе­ няется очень быстро, что приводит к уменьшению скорости сгорания и появлению затяжного сгорания, а значит - и

к снижению экономичности дизеля (рис. 10.I и 10.2).

Оптимальная величина цетанового числа топлива для быстроходных дизелей лежит в пределах от 45 до 55 единиц.

4. Температуры помутнения и застывания характеризуют

текучесть топлива при низких температурах.

При значительном понижении температуры топливо теряет свою подвижность вследствие увеличения вязкости и выпаде­

ния кристаллов парафина; прекращается прокачка топлива по трубопроводам и работа двигателя становится невозможной.

Температуру застывания топлива можно понизить добавле­

нием в него допрессорных присадок, например обычного керосина.

Застыванию топлива предшествует его помутнение, кото­ рое вызывается появлением мельчайших капелек воды, кри­ сталлов льда, бензола или парафина, что может вызвать за­

сорение топливных фильтров.

Температура помутнения топлива ДС не выше - Ю°С,

ДЗ не выше - 35°С; температура застывания топлива ДС

не выше - 15°С, ДЗ не выше - 45°С.

5. Механические примеси и вода значительно снижают качество топлива и их наличие в топливе для быстроходных

дизелей недопустимо.

Механические примеси вызывают повышенный лзное топлив-

291


Рис. 10.I. Влияние цетанового числа топлива

на экономичность дизеля ЯАЗ-204

Р

КПС

см 2

оС °п.к.в

Рис. 10.2. Влияние цетанового числа топлива на изменение давления в цилиндре и ж е с т к о с т ь ра^

боты дизеля

296-

ной аппаратуры, приводят к засорению распылителей форсу­

нок, заеданию игл и плунжеров.

Попавшая в топливо вода снижает его теплотворную

способность, вызывает коррозию топливной аппаратуры, затрудняет или делает невозможным пуск двигателя.

6.Склонность топлива к нагарообразованию и образова-

нию осадков в известной степени объясняется наличием в нем так называемых фактических смол, которые являются

сложными продуктами окисления и полимеризации углеводо­

родов. Их содержание колеблется в пределах от 20 до 120 мг на 100 мл топлива. С утяжелением фракций содержание

смол возрастает. Образующийся при сгорании топлива нагар оседает на распылителях форсунок, поверхностях втулок

цилиндров, поршней, на клапанах и в выпускном тракте,

аосадки в виде черной густой массы накапливаются в топливных баках, фильтрах и трубопроводах.

7.Кислотность топлива обусловлена наличием в нем органических кислот. Последние придают топливу свойства

коррозионной агрессивности. Повышенная кислотность вызы­ вает ускоренный износ топливной аппаратуры, коррозию внутренних поверхностей топливных баков, цистерн и тру­ бопроводов.

Кислотность топлива для быстроходных дизелей не долж­

на превышать 5мг КОН на 100 мл топлива.

8.Температура вспышки характеризует топливо с точки

зрения пожарной безопасности. Наиболее высокие требова­ ния пожарной безопасности предъявляются к топливу кора­ бельных дизелей, работающих в закрытых стесненных поме­ щениях с высокой температурой воздуха. Так например, топливо марки ДС должно иметь температуру вспышки не ниже

90°С.

9. Зольность топлива для быстроходных дизелей не должна превышать 0,025$. С утяжелением фракционного со­ става топлива она возрастает. Повышенная зольность приво­ дит к появлению абразивного износа цилиндрово-поршневой

2S3


группы, засорению распылителей форсунок, а наличие в

золе ванадия и натрия вызывает коррозию деталей двигате­

ля.

10. Коксуемость является косвенным показателем

склонности топлива к нагарообразованию. Для дистиллятных топлив она составляет не более 0,05-0,10# и возрастает

сутяжелением фракционного состава.

11.Сера и сернистые соединения являются наиболее вредными составляющими частями топлива, так как продукты

сгорания сернистых соединений вызывают в двигателе ин­ тенсивный коррозионный износ и усиливают нагарообразование.

При этом имеет место как газовая, так и жидкостная

(электрохимическая) коррозия. Интенсивность газовой кор­

розии возрастает с повышением температуры, а жидкост­ ной - с понижением температуры дизеля (рис.10.3). Более подробно этот вопрос рассматривается ниже (см. § 4).

Содержание серы в топливе для быстроходных дизелей

не должно превышать 0,2%.

Рис. 10.3. Скорость коррозии

в дизеле в зависимости от температуры среды: tTp - тем­ пература точки росы; topt-

оптимальная температура

§ 4. Особенности эксплуатации дизелей на сернистом топливе

В топливе для быстроходных дизелей по ГОСТу 4749-49 содержание серы не превышает 0,2%, однако некоторые типы

двигателей работают на топливе ГОСТ 305-62 с содержанием серы до 1%. Не исключена вероятность вынужденного исполь­ зования топлива с большим содержанием серы и поэтому инженер-механик должен иметь представление о механизме

и возможных последствиях воздействия сернистых топлив

на детали двигателя, знать меры по уменьшению вредного воздействия сернистого топлива.

Как уже было сказано выше, наличие в топливе серы

и сернистых соединений вызывает в двигателе газовую и жидкостную коррозию, усиливает нагарообразовзние.

Газовая коррозия является результатом непосредствен­

ного воздействия горячих газообразных продуктов сгорания,

содержащих сернистые соединения, на поверхности деталей. Больше всего она воздействует на выпускные клапаны и

коллекторы. Так, например, при работе на сернистом топливе у двигателя 40Д уже через 100 ч на рабочих

кромках клапанов появились язвины диаметром до I мм,

а после 500 ч было обнаружено прогорание нескольких клапанов [i].

Сернистые топлива содержат также ванадиевые соедине­ ния, которые при сгорании образуют пятиокись ванадия, являющуюся активным окислителем, усиливающим газовую коррозию:

Fe ■+■ VjOjj—

+ Fe02-,

V203 + 02—

V205 .

Кислотная коррозия является результатом воздействия серной или сернистой кислот на детали цилиндрово-поршне­

вой группы. Механизм возникновения кислотной коррозии рассматривался в главе УП1.

Как уже было сказано ранее, для уменьшения коррозион-

295


К эксплуатационным мерам,
которые существенно уменьша­

ного износа охлаждение дизеля следует вести на высокотем­ пературном режиме (рис. 10.4).

 

 

 

 

 

С ростом содержания серы

 

 

 

 

 

в топливе усиливается отло­

 

 

 

 

 

жение лаков и нагарообразова-

 

 

 

 

 

ние, причем нагар, адсорбируя

 

 

 

 

 

серу, становится более плот­

 

 

 

 

 

ным и трудноудаляемым. Попа­

 

 

 

 

 

дая на поверхности трения,

 

 

 

 

 

такой нагар усиливает абра­

 

 

 

 

 

зивный износ. Испытания на

О

0,4

0,8

1,2

4,6

Коломенском тепловозострои­

тельном заводе показали,

 

 

 

 

 

что при содержании серы в

Рис. 10.4. Износ втулки

топливе менее 1% втулки ци­

цилиндра

(мк) в двигате­

линдров дизеля 37Д служат

ле Д-54 в зависимости от

14000 ч, а при наличии серы

температуры охлаждающей

воды и содержания серы в

более 1% срок службы втулок

топливе: I - температура

снижается более, чем в 2

охлаждающей воды 75(г95°С;

2 - температура

охлаждаю­ раза [4].

щей воды 33f55°G

(про­

 

 

должительность испытаний

480 ч)

ют вредное воздействие сернистого топлива, относятся

следующие:

1) поддержание высокотемпературного режима охлаждения дизеля;

2)предварительный подогрев дизеля перед пуском;

3)сокращение времени эксплуатации дизеля на пони­

женных нагрузках; 4) применение эффективных присадок к топливу и маслу.

296


§5. Присадки к топливу

Дш улучшения свойств дизельного топлива в него могут

добавляться следующие присадки.

1. Аяилнитрат (С5И ^ ОМОг),улучшает процесс сгорания, добавляется в количестве 0,3-0,4# (по объему), сокращает

период задержки самовоспламенения и повышает цетановое

число топлива на 6-12 единиц.

2. Антисернистые присадки ВНМНП - 101 и БНИИНП - III,

представляющие собой смесь органических компонентов и

металлоорганических соединений, обладают антинагарными

и противоизносными свойствами, добавляются к сернистым

топливам, снижают износ цилиндровых втулок и поршневых колец. В жидкой фазе они связывают активные сернистые

соединения, в газовой фазе действуют каталитически, обеспечивая полноту сгорания топлива, уменьшая нагарообразование и связывая продукты сгорания сернистых соеди­

нений.

3.Адкилфенолы и аминофенолы замедляют окисление топлива, образуя в нем малоактивные радикалы, которые

приводят к разрыву возникающих цепей молекул.

4.Допрессаторы типа АзНИИ снижают температуру застывания и улучшают прокачиваемость топлива по трубо­

проводам и каналам при низких температурах.

§6. Использование тяжелых сортов топлива

Впрактике эксплуатации возможны случаи вынужденного

применения тяжелых сортов топлива и даже смазочного

масла. Тяжелые топлива имеют более высокую вязкость

(36-66 сст при 50°С), коксуемость (3f4£), являются

менее очищенными (механических примесей - до 0,1%, воды - до 1%), содержат большое количество асфальтово-смолистых

29?