Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работу двигателя в точке А (рис. 13.2) частичной характе­ ристики.

Рис. 13.2. Изменение нагрузки двигателя при

плавании в штормовых условиях:-В-0-А-Б-

при наличии всережимного регулятора; -А-А-А"- при отключении всережимного

регулятора

Вштормовых условиях винтовая характеристика изме­ няется в широких пределах, всережимный регулятор стре­ мится поддерживать заданное число оборотов, и двигатель при этом работает по регуляторной характеристике О-А-Б.

Вэтом случае возможны выход двигателя на внешнюю

характеристику (точка В) или перегрузка (участок ОБ ). При переходе на ручное управление и при закрепленной

рейке топливного насоса высокого давления двигатель бу­ дет работать по частичной характеристике (А-А-А'').

Работа двигателя будет характеризоваться широкими

пределами изменения числа оборотов в зависимости от ве­ личины волнения моря (от частоты изменения винтовой ха­

рактеристики) . При этом, в случае оголения винта или

отключения реверс-^уфты, двигатель может пойти "вразнос".

Вдиапазоне малых чисел оборотов переход на ручное

352

управление может вызвать неустойчивую работу двигателя,

так как возрастает величина минимально устойчивых оборо­

ток.

5. Выход из строя отдельных элементов

систем

и контрольно-измерительных приборов

При выходе из строя терморегуляторов воды или масла

может произойти перегрев или переохлаждение

охлаждающей

воды или масла. Для сохранения работоспособности двигате­

ля необходимо перейти на ручную регулировку температуры.

В случае выхода из строя насоса забортной воды работа двигателя обеспечивается переходом на аварийное охлаждение от пожарной системы корабля.

При выходе из строя насоса пресной воды или топливо­

подкачивающего насоса работа двигателя обеспечивается насосами соседнего главного двигателя, если схемы систем

предусматривают» возможность производить соответствующие переключения.

При выходе из строя контрольно-измерительных приборов контроль за работой двигателя обеспечивается переносными приборами или на ощупь.

При выходе из строя машинных телеграфов управление

двигателями осуществляется с помощью аварийных средств

управления: звонками, по телефону, по переговорным тру­ бам и т. п.

Все возможные варианты использования аварийных средств и переключения систем двигателей указаны в НЕИТС каждого проекта корабля.

353


Вопросы для повторения

1.В каких случаях разрешается самостоятельно не­

медленно останавливать двигатель?

2.В каких случаях допускается работа неисправного

двигателя на пониженных числах оборотов и мощности?

3.В чем состоят особенности эксплуатации неисправно­ го двигателя?

4.Какие существуют способы отключения цилиндров?

5.К каким последствиям приводит отключение одного или нескольких цилиндров двигателя?

6.Какие существуют методы определения допустимой нагрузки двигателя, работающего с отключенными цилиндра­ ми?

7.В чем состоит сущность аналитического и графиче­

ского методов определения допустимой нагрузки двигателя, работающего с отключенными цилиндрами:

а) по нагрузочной характеристике; б) по винтовой характеристике?

8.Назовите возможные причины выхода из строя турбо­ компрессора .

9.В каких случаях возможна й в каких невозможна эксплуатация двигателя с вышедшим из строя турбокомпрес­

сором?

10.К каким последствиям приводит отключение турбо­ компрессора?

11.В чем состоит сущность аналитического метода

определения допустимой мощности двигателя после отключе­ ния турбокомпрессора?

12.Назовите возможные причины выхода из строя холо­ дильника воздуха и способы его отключения.

13.К каким последствиям приводит отключение холодиль­ ника воздуха?

14.По каким показателям определяется допустимая мощ­ ность двигателя после отключения холодильника воздуха?

354


15.В чем особенности работы двигателя при выходе

из строя всережимного регулятора?

16.В чем особенности эксплуатации двигателя при вы­

ходе из строя отдельных элементов систем, обслуживающих двигатель, и контрольно-измерительных приборов.

Ли т е р а т у р а

I.Васильев-Южин Р.М. "Работа судового дизеля в не-

спецификационннх условиях". Л., изд. "Судостроение", 1967.

Г л а в а

Х1У

ИЗНОС КОРАБЕЛЬНЫХ ДВС.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ППО и ППР

§I. Причины и особенности износа двигателей

Впроцессе эксплуатации техническое состояние двига­ теля вследствие износа постепенно изменяется: снижается мощность; увеличивается расход топлива и масла; возрастает Уровень шумности и вибрация.

Обычно износ двигателей носит закономерный характер. Знание этих закономерностей необходимо для организации технически грамотной эксплуатации, ремонта и повышения

долговечности двигателей.

Износом называется процесс постепенного изменения размеров,геометрии, веса и свойств материала деталей, ведущий к ухудшению эксплуатационных качеств двигателя. При грамотной эксплуатации интенсивность износа не пре­

вышает установленных пределов. Всякое отклонение от усло-

355

вий нормальной эксплуатации, например перегрузка, ведет

к ускоренному износу двигателя.

В зависимости от причин возникновения различают ме­ ханический, коррозионный и эрозионный износ.

Механический износ происходит вследствие трения соп­

ряженных поверхностей и представляет собой сочетание молекулярно-механического, коррозионно-механического и абразивного износов. Молекулярно-механический износ воз­

никает под действием сил молекулярного взаимодействия

материала трущихся поверхностей, в результате чего проис­ ходит отрыв частиц, перенос материала одной детали не поверхность и внутрь материала другой детали. Коррозионно-

механический износ происходит вследствие окисления трущих­

ся поверхностей кислородом воздуха, агрессивными компонен­

тами продуктов сгорания и кислотами, содержащимися в топливе и смазочном масле, 3 также вследствие последую­

щего разрушения образовавшихся окисных пленок под дейст­ вием сил трения. Абразивный износ происходит в результате

попадания между трущимися поверхностями продуктов износа, коксования масла, загрязнений, нагара и др. Механическому износу в двигателе подвергаются все трущиеся детали:

поршневые кольца, втулки цилиндров, подшипники, направляю­ щие клапанов и т. д.

Коррозионный износ возникает в результате химического или электрохимического взаимодействия поверхности металла с охлаждающей водой, горячими газами или парами влаги.

Химическая (газовая) коррозия является результатом пря­ мого воздействия горячих газов на поверхность металла. Она воздействует на днища поршней и крышек цилиндров,

на рабочую поверхность втулок цилиндров и на клапаны.

Электрохимическая (жидкостная) коррозия воздействует на детали, соприкасающиеся с охлаждающей водой или пара­

ми влаги, которые в этом случае играют роль электролита,

и детали коррозируют под воздействием гальванических то­

ков, возникающих между участками металла, имеющими разные

356


электродные потенциалы. Электрохимической коррозии под­ вергаются наружные и внутренние поверхности втулок цилинд­

ров;

внутренние

поверхности полостей охлаждения

кры­

шек,

блоков цилиндров и

элементов

системы

охлаж­

дения.

 

 

 

 

 

Эрозионный износ является следствием явлений кавита­

ции,

возникающих

в полостях охлаждения.

 

 

 

Он сопровождается электрохимической коррозией,

свя­

занной с разрушением защитной пленки на поверхности ме­

талла. Кавитационной эрозии подвергаются наружные поверх­

ности втулок цилиндров.

Величина износа определяется путем микрометража дета­ лей, взвешиванием, методом„искусственных баз, применением радиоактивных изотопов или по профилограммам. Микрометра» является основным методом определения величины износа

как в условиях корабля, так и на ремонтных предприятиях. Косвенно о степени износа двигателя в целей* можно судить

по ухудшению его эксплуатационных качеств (падению мощ­ ности, повышенному расходу топлива и масла, появлению

дымного выхлопа и т. д.), а также по суммарной продолжи­ тельности его работы с момента изготовления или после ремонта.

§2. Характер износа основных деталей двигателя

I.Втулка цилиндра

Износ втулок цилиндров наряду с износом поршневой

группы часто определяет срок службы дизеля до ремонта. Рабочая поверхность втулки изнашивается с преобладанием

механического и коррозионного износа; наружная поверх­ ность изнашивается под воздействием электрохимической

коррозии и кавитационной эрозии. Так как коррозионный износ рабочей поверхности втулки был рассмотрен в гл. УШ

351