Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В практических условиях для предотвращения перегруз­ ки двигателя в случае отключения части цилиндров можно руководствоваться следующими рекомендациями:

1)если двигатель (с СТК или ПТК) оборудован тер­ мопарами для измерения температуры газа за каждым цилинд­ ром, то нагрузку на двигатель необходимо поддерживать на таком уровне, чтобы температура газов, выходящих из работающих цилиндров, не превышала величины, которая

была до отключения цилиндров или указана в инструкции по эксплуатации;

2)если двигатель оборудован термопарой для измере­ ния температуры газа только перед турбиной, то после от­ ключения части цилиндров допустимая мощность двигателя с ПТК определится по формуле

=

(13.10)

^П м

адля определения допустимой мощности двигателя с СТК

необходимо использовать специальные расчетные методики[I].

Б. Отключение цилиндров с демонтажем шатуна н поршня

Данный случай может иметь место при выходе из строя поршня или шатуна. Работа двигателя допускается только при исключительных обстоятельствах, кратковременно и ■тпттт. после выполнения следующих мероприятий' (только для цилиндра с поврежденными деталями):

-демонтажа поршня и шатуна;

-отключения подачи пускового воздуха и топлива;

-отключения привода впускных и выпускных клапанов

для четырехтактного двигателя или перекрытия продувочных

ивыпускных окон для двухтактного двигателя;

-перекрытия масляных каналов мотнлевой шейки

коленчатого вала.

342


Отключение подачи топлива с демонтажем шатуна и порш­

ня помимо тех последствий,о которых говорилось в предыду­

щем случае,дополнительно вызовет следующие ненормальности

вработе двигателя:

-ухудшится уравновешенность двигателя по силам инерции поступательно двгаущихся и вращающихся масс и их

моментам;

-появятся дополнительные силы, действующие на фундамент, вызывающие изменение периода движущей силы и усиливающие вибрацию;

-в большей мере увеличится степень неравномерности вращения коленчатого вала и вероятность появления опасных зон крутильных колебаний.

При работе двигателей с отключенным цилиндром и де­ монтированными шатуном и поршнем следует особенно тща­

тельно контролировать нагрузку двигателя по ограничитель­

ным показателям tr,pr ,pz и дымности выпуска. Одновре­ менно с этим необходимо следить за уровнем вибраций и

предупреждать появление опасных крутильных колебаний. В заключение следует отметить, что разработаны и

другие расчетные методы, позволяющие более точно опреде­ лить характер и пределы изменения показателей работы дви­ гателя при отключении одного или нескольких цилиндров.

Однако необходимо помнить, что проверка динамических ха­

рактеристик двигателя обязательна во всех случаях.

2.Выход из строя и отключение агрегата наддува

Практика эксплуатации ДВС знает много случаев повреж­

дений узлов турбокомпрессорной группы. Причинами могут быть:

-повреждение рабочих колес;

-повреждение соплового аппарата или диффузора;

-выход из строя подшипников;

-неисправности лабиринтовых уплотнений;

343


- выход из строя элементов, кинематического приво­

да (шестерней, торсионных валиков и т.д.).

Однако часто обстоятельства могут вынудить к ис­ пользованию двигателей с откляченными турбинами и ком­

прессорами .

Способы отключения могут быть самыми различными. Выбор того или иного способа отключения диктуется конст­

руктивными особенностями двигателя и характером неисправ­ ностей. В отдельных же случаях отключение турбокомпрес­

сора просто невозможно.

В двухтактном дизеле с подключенным турбокомпрессо­

ром выход из строя компрессорной части агрегата делает двигатель неработоспособным, так как исключается продув­

ка цилиндров. При выходе из строя только турбины даль­

нейшая эксплуатация двухтактного двигателя при сниженных параметрах в принципе осуществима. Однако, как правило,

кинематический привод рассчитывается на передачу только

небаланса мощности, возникающего в турбокомпрессоре.

Передача же полного крутящего момента, необходимого для вращения колеса компрессора, может оказаться невозможной

из-за недостаточной прочности элементов привода.

Аналогичная причина может также явиться препятствием к использованию четырехтактного дизеля с отключением только турбины.

Выход из строя приводного компрессора второй ступени двигателя с двухступенчатым наддувом делает его дальней­ шую эксплуатацию невозможной, так как турбокомпрессор первой ступени в большинстве случаев не обеспечивает

требуемого соотношения давлений -^ц перед и за цилинд­

рами, которое необходимо для осуществления нормального

газообмена. Даже если нужный перепад давлений за счет

одного свободного турбокомпрессора и может быть получен, то только на номинальной мощности.Со снижением нагрузки и

числа оборотов,а это при отключении приводного компрессора второй ступени неизбежно, произойдет перераспределение

344


давлений в сторону уменьшения отношения

и газообмен

прекратится.

г

Отключение свободных турбокомпрессоров двухтактных

двигателей с двухступенчатым наддувом не является столь

серьезным препятствием к их дальнейшей эксплуатации при

сниженных параметрах, так как компрессор второй ступени обеспечивает продувку.

Выход из строя свободного или кинематически связан­

ного с валом турбокомпрессора четырехтактных двигателей тем более не исключает возможности эксплуатации двигате­

лей со сниженными нагрузкой и числом оборотов.

Отключение турбокомпрессоров может быть осуществлено либо путем стопорения роторов, либо путем удаления рото­

ров с одновременным выемом соплового аппарата турбины.

Последний способ имеет неоспоримое преимущество, так как существенно уменьшаются гидравлические потери в трактах

возлухоснабжения и газовыпуска. С одной стороны это

уменьшает отрицательную работу насосных ходов в четырех­ тактных двигателях, с другой - приводит к увеличению

давления воздуха перед цилиндрами, улучшению условий газообмена и к возрастанию циклового заряда воздуха.

Но при этом необходимо выполнить следующие мероприятия:

-установить перегородку между газовой и воздушной полостями;

-открыть доступ воздуха в наддувочный коллектор

помимо нагнетателя; - демонтировать холодильник воздуха (для уменьшения

разрежения воздуха перед цилиндрами четырехтактных дизелей или перед компрессором второй ступени в двухтактных дви­

гателях с двухступенчатым наддувом).

Отключение турбокомпрессора может привести к следую­

щим последствиям.

I. Выход из строя турбокомпрессора превращает четырех­

тактный двигатель с наддувом в двигатель без наддува.

В двухтактных двигателях с двухступенчатым наддувом при

345


отключении свободного турбокомпрессора произойдет умень­

шение давления воздуха на входе в компрессор второй сту­

пени.

2. В четырехтактном двигателе в случае перекрытия

клапанов и выполнения условия 0 > р г имеет место продув­

ка камеры сжатия. С отключением турбокомпрессора давление газа за цилиндрами неизбежно станет больше давления на

впуске, продувка прекратится, а коэффициент продувки Ц>а

станет равным единице.

В двухтактном двигателе работающий компрессор второй

ступени продолжает создавать избыточное давление перед цилиндрами, но при этом от коленчатого вала отбирается значительно большая мощность, так как растет ЗСК;п..

3. После удаления ротора и соплового аппарата турби­

ны давление и температура газа рг и Т г снизятся до р г и

Та т. е. до давления и температуры газа за турбиной.

Всвою очередь, давление и температура газа за корпусом

турбины (в газоотводе) после отключения турбокомпрессора

не останутся неизменными.

4.После удаления ротора турбокомпрессора и соплово­

го аппарата турбины, несмотря на постоянство мощности и числа оборотов, механический к. п. д. двигателя изменится вследствие:

-изменения величины, а в отдельных случаях и знака,

работы насосных ходов четырехтактРпХ двигателей; - равенства нулю мощности, потребляемой компрессо­

ром, и мощности, развиваемой турбиной в четырехтактных двигателях с подключенными к валу компрессором и турби­ ной;

- изменения мощности, потребляемой приводным ком­

прессором двухтактного двигателя с двухступенчатым над­ дувом.

Следовательно, дальнейшая эксплуатация двигателя с

отключенным турбокомпрессором может осуществляться толь­

ко при сниженных нагрузках. 346