дуировочном диске проверяется по положению поршня в крайнем верхнем положении с помощью специального приспо собления - регляжа (глубомера). Схема определения
в. м. т. показана на рис. 15.21.
Рис. 15.21. а) Схема определения верхней мерт вой точки (в. м. т.): I-неподвижная стрелка на
остове дизеля, 2-фланец коленчатого вала (маховик), 3- стержень глубомера; б) регляж (глубиномер):
4- пружина, 5-стрелка, 6-шкала, 7-стержень, 8-кор
пус
2. Регулировка тепловых зазоров в приводе впускных и выпускных клапанов
Способ регулировки зазоров зависит от конструкции двигателя. У двигателей типа 9Д, 37Д, 410, 5/13, 48, 5/II, М-503 и др. регулировка тепловых зазоров производится ввертыванием или вывертыванием регулировочных (ударных) болтов на концах клапанных рычагов (рис. 15.22). Если от одного рычага приводятся два одноименных клапана (например, двигатели типа 9Д, 40Д, 37Д и др.),то, прежде чем приступить к регулированию теплового зазора между
Рис. 15.22. Схемы проверки и регулировки тепловых
зазоров в приводе клапанов: 1-распределительный■вал; 2-ролик: 3-толкатель; 4-штанга; 5-клапан; 6,9-кол пачок; 7, 8-регулировочные (ударные) болты; 10-шуп;
о-тепловой зазор
роликом толкателя и кулачной шайбой, необходимо прове
рить и отрегулировать одновременность открытия клапанов с помощью ударных болтов, действующих через колпачки
на штоки клапанов (рис. 15,22,б,в).
Допускаемая линейная величина неодновременности
касания ударных болтов колпачков на штоках клапанов
должна быть не более 0,1 мм (не более 2° поворота колен чатого вала). Одновременность касания ударных болтов колпачков проверяется по щупу или по "закусыванию" при
проворачивании колпачка рукой.
У двигателей с верхним расположением распределительных
валов, рис. 15.22, а (двигатели типа ЗД6, ЗД12, М50), когда кулачки непосредственно воздействуют на тарелки клапанов, зазоры устанавливаются путем ввертывания
(для увеличения) или вывертывания (для уменьшения зазора) хвостовика тарелки клапана из штока клапана, имеющего
внутреннюю резьбу.
У двигателей с гидротолкателями в приводе клапанов (двигатели типа 40Д и др.) производится регулировка
толщины масляного слоя в гидротолкателях.
3. Установка фаз газораспределения
Записанные в формуляр двигателя значения фаз газорас пределения являются оптимальными и должны поддерживаться в указанных пределах в течение всего периода эксплуата ции двигателя.
При установке, проверке и регулировке фаз газораспре
деления необходимо учитывать порядок работы цилиндров
и сторону вращения коленчатого вала. У рядных многоци
линдровых двигателей установка, проверка и регулировка фаз начинается и производится по первому пилиндру;
у V -образных двигателей правого вращения - по первому
цилиндру левого блока; у V -образных двигателей левого
вращения - по первому цилиндру правого блока; у звездо399
образных двигателей - по первому цилиндру каждого блока; у двухрядных двигателей с параллельным расположением ци
линдров правого вращения - по первому цилиндру правого
ряда (если смотреть со стороны фланца отбора мощности).
Направление вращения коленчатого вала у корабельных
двигателей (если смотреть на двигатель со стороны фланца отбора мощности) - правое (по часовой стрелке) и левое (против часовой стрелки).
Исключение составляют двигатели М-50, у которых
направление вращения коленчатого вала определяется, если
смотреть со стороны нагнетателя.
Нумерация цилиндров начинается со стороны, противо
положной фланцу отбора мощности.
В общем случае, при определенном профиле кулачных шайб, установка (регулировка) необходимых фаз газораспре
деления осуществляется за счет:
1)поворота распределительного вала относительно коленчатого вала двигателя на необходимый угол при рас соединенном приводе;
2)изменения тепловых зазоров в приводе клапанов.
При повороте распределительного вала в сторону его
рабочего вращения относительно коленчатого вала клапаны начинают открываться и закрываться раньше. При повороте распределительного вала против его рабочего вращения клапаны начинают открываться и закрываться позже. При этом продолжительность открытия клапана не изменяется. Точно такой же результат можно получить, если поворачи вать коленчатый вал относительно распределительного.
Изменение тепловых зазоров, как это было показано выше, вызывает изменение моментов открытия и продолжи тельность открытия клапанов.
4.Установка фаз газораспределения
вдвухтактных двигателях с ПДП
Вдвухтактных двигателях с ПДП фазы открытия и закры тия выпускных и впускных окон определяются высотой окон
икинематикой кривошипно-шатунного механизма величиной
отношения & Исходным положением при регулировке фаз газораспре
деления в двигателях с противоположно движущимися поршня ми является установка поршней первого цилиндра в положе
ние внутренней мертвой точки (в. м. т.). В объем работ
по установке фаз газораспределения при сборке дизеля входит регулировка длины каждого поршня в сборе с шатуном и установка величины опережения нижнего коленчатого вала.
Регулировка длины шатунов в сборе с поршнем произво
дится с точностью до +■ 0,05 мм подбором компрессионных
прокладок в двигателях типа 61 - подбором прокладок между стержнем и нижней головкой шатуна.
5. Установка фаз начала и конца подачи в цилиндры ЛВС пускового воздуха
Установка и регулировка фаз подачи пускового воэдуха производится по первому цилиндру блока. При разобщенном приводе золотника воздухораспределителя кривошип первого
цилиндра ставят в положение, соответствующее началу подачи пускового воздуха в цилиндр (в конце хода сжатия за 5-10° п. к. в. до в. м. т. или в начале хода расшире
ния за 5-15° п. к. в. после в. м. т.). Золотник воздухо
распределителя ставится в положение, соответствующее на чалу подачи пускового воздуха. В таком положении соеди
няют привод воздухораспределителя. Точность установки фаз в пределах*3° п. к. в. обеспечивается перестановкой
золотника и изменения зацепления шестерни привода возду хораспределителя.
Подробное описание операций по регулировке фаз газо
распределения корабельных дизелей дано в [в] и в заводских описаниях соответствующих двигателей.
6. Проверка и регулирование форсунок корабельных
дизелей, находящихся в эксплуатации
Проверка и регулировка форсунок двигателей, находя щихся в эксплуатации, производится в следующих случаях:
-при появлении признаков, свидетельствующих о
неисправности форсунки* при повышении дымности выпуска; понижении мощности, увеличении или уменьшении температуры
выпускных газов и максимального давления сгорания и при ухудшении пусковых свойств дизеля;
-периодически, согласно инструкции по планово-
предупредительному осмотру и ремонту.
Проверка и регулировка может производиться на корабле и в базовых мастерских. Дня проверки и регулировки форсу
нок на корабле каждому дизелю придается специальное при способление и инструмент. Подробные сведения даны в £8].
а. Оценка пригодности форсунки к дальнейшей эксплуатации
Показателями хорошей работы форсунок являются: хоро
шее (тонкое, однородное, в виде тумана) распиливание топлива из всех отверстий распылителя, сопровождающееся характерным звуком; правильный угол распиливания; нор мальное давление начала впрыска (подъема иглы) и отсут
ствие подтекания топлива.
Проверка форсунки производится на стенде с одноплун
жерным насосом.
Запрещается подставлять руку под распылитель форсунки при ее прокачке, так как струи топлива, выходящие из от
верстий распылителя, могут повредить кожный покров и вызвать травму.
бЛроверка плотности направляющей части иглы в
корпусе распылителя
Форсунку присоединяют к нагнетательной трубке стенда.
Пружину затягивают на давление р , в 1,5 раза большее давления начала подъема иглы, создают давление топлива,
равное рф . Время понижения давления на 50 ктс/cut не
должно быть менее 15 с для многодырчатых и менее 5 с для однодырчатых распылителей. Влияние плотности распыли теля на показатели работы двигателя показано на
рис. 15.23. Подробнее см [в].
в.Особенности проверки и регулировки насос-форсунок
Насос-форсунка соединяет в себе функции топливного насоса высокого давления и форсунки.
Проверка форсуночной части на давление начала подъе
ма иглы форсунки и качество распыла производится с по-
мощью ручного насоса
отдельно от насосной ча
сти.
После проверки и регулировки форсуночной
и насосной части про
изводится сборка и ис пытание насос-форсунки
в сборе.
Насос-форсунка в сборе с помощью спе
циального приспособле ния проверяется и ре
гулируется на свобод
ное осевое перемещение рейки, давление начала
подъема иглы форсунки и качество распыла.
Полость низкого дав ления проверяется на герметичность (см. [8]).
162
161
160
159
158
157
156
155
154
Рис. 15.23. Влияние плотности иглы в корпусе распылителя
на двигателя ЧН 36/45
(по данным завода )
7. Проверка и регулировка топливных насосов высокого давления
Топливный насос высокого давления после регулировки и установки ограничителя подачи топлива в надлежащее положение должен обеспечивать подачу необходимого коли
чества топлива на всех режимах работы дизеля, предусмот
ренных условиями эксплуатации.
На многоцилиндровых двигателях устанавливаются плунжерные пары одной группы плотности, а штатные форсунки с распылителями и форсуночными трубками - одной
группы по производительности.