нил вызывает ухудшение экономичности дизеля.
Опыты, проведенные на заводе им. В.В.Куйбышева, пока
зали, что на характеристики насос-форсунки оказывает существенное влияние затяжка колпака крепления пакета
форсунки к корпусу насосной части. Результаты опытов представлены на рис. 15.14. Графики наглядно показывают
влияние различной затяж- |
^вп |
|
— i— i— i— |
|
ки на величину цикловой |
|
|
Sp = const |
|
подачи У тц (см3/цикл), |
кгс |
|
|
|
|
|
CJU2 |
|
|
|
|
|
продолжительности впры |
|
|
|
|
|
600 |
|
|
|
|
|
ска топлива а 6“п. к. в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
и максимального давления |
500 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
впрыска р6п. |
|
|
|
|
N |
\ |
|
|
V4 |
При недостаточной |
400 ---- N |
|
|
|
|
|
|
|
|
■т |
затяжке колпака проис |
500 |
|
|
|
|
CJU3 |
ходит раскрытие торцов |
|
|
|
|
|
цикл |
сопряженных деталей па |
|
|
|
|
|
4.0 |
кета насос-форсунки во |
|
|
( |
5 " |
|
3,5 |
время впрыска, что и |
|
% |
2 |
|
|
вызывает изменение ха- |
^ 8.(1 |
|
|
|
|
3.0 |
рактеристик. |
'п.к.8. |
|
|
|
|
|
|
20 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
ПАВ, Об/ЛШН |
|
10100 |
|
200 |
|
|
500 |
400 |
Рис. 15.14. Влияние затяжки
колпака насос-форсунки, дви
гателя ЧН 30/38 на«,пУти рви (по данным завода): i-затяжка
на 1,5; 2-на 1,8 и 3-на 2,5 де
ления
3. Влияние величины запаса хода плунжера топливного насоса на процесс впрыска топлива
и работу дизеля
Запас хода плунжера (зазор Е ) показан на рис. 15.15.
Это расстояние от верхней кромки плунжера 5 до
гнезда нагнетательного
клапана 7, когда плунжер
находится в в. м. т.
(ролик толкателя 2 нахо дится на вершине кулач ка I). Величина запаса
хода плунжера изменяется с помощью болта толкате
ля 4. При вывертывании болта 4 плунжер 5 подни
мается, зазор Е умень шается. При завертывании болта 4 зазор Е увеличи вается. При изменении величины зазора Е изме няется положение верхней
Рис. 15.15. Схема, пояс
няющая изменение величины
Е- I-кулачок; 2-толка
тель; 3-контргайка;
4-болт толкателя; 5-плун жер; 6-приемное окно;
7-гнездо нагнетательного клапана; 8-втулка;Е„Еги .
Ej-запас хода плунжера; h -полный ход плунжера
кромки плунжера 5 относительно верхней кромки приемного
окна 6 втулки 8. Следовательно, изменяя величину зазора Е , можно изменять момент начала подачи топлива насосом
по углу поворота коленчатого вала.
Допуски на изготовление и сборку деталей топливного
насоса и его привода при одинаковом зазоре Е являются причиной того, что моменты начала подачи топлива по углу
поворота вала секциями насоса могут отличаться на величи
ну, большую ±0,5° п. к. в., что недопустимо. Поэтому после установки одинаковой величины зазора Е производят
проверку моментов начала подачи топлива секциями насоса.
После установки насоса во время работы двигателя макси
мальные давления сгорания р2 и температура выпускных
газов по цилиндрам t r также могут отличаться на вели чину, превышающую допустимые отклонения. Как в первом,
так и во втором случае регулировку моментов подачи топ
лива отдельными секциями насоса производят за счет изме нения величины запаса хода плунжера. Величины запаса хода плунжера и пределы их изменения для отдельных двига
телей составляют: для 40Д-Е=2Т0,5 мм; для М-503-Е = =ХГО,35 мм; для ЗД6-Е =О,75Г0,25 мм.
4. Влияние величины запаса хода плунжера на процесс впрыска топлива
При изменении величины зазора С изменяется величина
открытия приемного окна втулки h4n(плунжер в крайнем нижнем положении) и момент начала подачи топлива секцией
насоса, рис. 15.16.
Изменение начала подачи вызывает изменение скорости
движения плунжера в момент подачи топлива \1пл закона по
дачи топлива по углу поворота вала &Т£ и продолжитель ности впрыска <х Ьп.
При увеличении зазора до Eg. подача топлива происхо
дит при большей скорости движения плунжера vnA.Сокращает391
вают опыты, уменьшение продолжительности впрыска приводит
к улучшению экономичности двигателя только при условии
соответствия длины и угла конуса струи топлива форме каме ры сгорания, т. е. существует оптимальная продолжитель
ность впрыска. Дальнейшее уменьшение продолжительности
впрыска связано с увеличением скорости плунжера, повы шением давления впрыска, увеличением дальнобойности и
угла конуса распыла струи топлива. Это приводит к нару
шению соответствия длины и утла конуса струи топлива форме камеры сгорания и, следовательно, к ухудшению про
цесса сгорания и снижению экономичности двигателя. Существенное влияние на работу двигателя оказывает
также изменение закона подачи топлива, вызванное измене
нием величины запаса хода плунжера. Степень этого влияния зависит от профиля кулачка и величины запаса хода плунже
ра.
Влияние запаса хода плунжера на закон подачи топлива и вид индикаторной диаграммы при постоянном числе оборо
тов показаны на рис. 15.19.
Оптимальная величина запаса хода плунжера опреде ляется при создании нового топливного насоса. За опти мальную величину принимается такой зазор Е , при кото ром двигатель на номинальном числе оборотов развивает заданную мощность, имеет минимальный расход топлива и допустимые значения pz и t r .
При регулировке момента начала подачи топлива сек циями топливного насоса высокого давления разрешается изменять запас хода плунжера, но только в ограниченных пределах, чтобы не допустить больших отклонений скорости плунжера, продолжительности впрыска и закона подачи топлива от оптимальных значений.
Рис. 15.19. Влияние величины Е на закон подачи топлива &т*=4(<х)и индикаторную диаграм
му дизеля
6. Скоростные характеристики топливоподающей
аппаратуры
Скоростной характеристикой топливоподающей аппарату
ры называется зависимость изменения величины цикловой подачи &т от числа оборотов кулачкового вала насоса итн при постоянном положении регулирующего органа
(рейки) 5Р= const. Скоростная характеристика снимается при испытании системы впрыска на универсальном стенде.
|
Скоростные характеристики |
|
(рис. 15.20) во многом опреде |
|
ляют способность двигателя |
|
воспринимать нагрузку при поло |
|
жении рейки на упоре (Ме=ВБу гц), |
|
возможность поддержания мини |
|
мально устойчивых чисел оборо |
|
тов, оборотов холостого хода |
|
и т. д. Поэтому к характеру |
|
изменения вида скоростных харак |
|
теристик топливной аппаратуры |
|
корабельных дизелей предъявляют |
|
особые требования. |
|
Ухудшение скоростной харак |
|
теристики топливоподающей аппа |
|
ратуры дизеля является одной из |
|
основных причин снижения таких |
|
эксплуатационных качеств двига |
200 **00 600 8001000 |
теля, как приемистость, устой |
|
чивость работы на малых оборо |
Рис. 15.20. Скоростные |
тах, на холостом ходу и др. |
характеристики топливо |
|
подающей аппаратуры |
|
двигателя ЧН J |
|
§ 4. Статическая регулировка дизеля
I. Определение верхней мертвой точки
Статическая регулировка двигателя начинается с опреде ления верхней мертвой точки для цилиндра, по которому будет производиться дальнейшая регулировка двигателя.
Отметка в. м. т. на маховике,силовом фланце или гра