Файл: Царева, В. Н. Товароведение пушно-мехового сырья и готовой продукции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного расположения нитей основы и утка глубина вытачек и направ­ ление швов будут неправильными, что приведет к искажению формы одежды. Вытачки обеспечивают создание объемной формы одежды; места их расположения могут быть самые разнообразные.

С помощью нагрудных вытачек создают облегание одежды в области груди, с помощью вытачек на линии талии — прилегание по талии.

Рис. 67. Модели меховых пальто, разработанные на одной конструктив­ ной основе

К о м б и н и р о в а н н ы й с п о с о б н а к о л к и характеризуется использованием готовой конструктивной основы, на которой разра­ батывают новую модель, изменяя форму воротника и рукавов, ши­ рину низа пальто.

К о н с т р у к т и в н о й о с н о в о й , или базовой конструкцией, изделия называют конструкцию, разработанную на более стабиль­ ные и классические силуэтные формы. Художник-модельер, проек­ тируя одежду, должен помнить, что она является массовым видом производства и поэтому необходимо применять хорошо отработан­ ной формы унифицированные и типизированные детали (листочки, клапаны, пояса, хлястики и др.). Типизированные детали не пред­ ставляют неудобств в работе, удешевляют одежду (экономия сырья, увеличение производительности труда).

На рис. 67 показаны модели пальто, разработанные на одной конструктивной основе. На рис. 67, а изображено приталенное пальто из каракуля, однобортное, рукав вшивной. В пальто, пока­ занном на рис. 67,6, изменена форма воротника, его цвет и фак­ тура. Воротник из каракуля заменен воротником из белой норки. Рукав от локтя книзу расширен. Пальто приобрело нарядный вид.

269

В пальто, изображенном на рис. 67, в, увеличена ширина тюлузаноса, изменена форма воротника и сделаны клапаны карманов. Пальто имеет спортивный вид. Пальто, показанное на рис. 67, г, изменено за счет формы воротника, сильно смещенной застежки и пояса на линии талии. Модель приобрела новый внешний вид.

Моделирование изделий таким способом обеспечивает постоян­ ное уточнение баланса модели на фигуре, а также значительно облегчает работу конструктора, так как только видоизменяя соот­

ношение деталей

и' применяя другого цвета

отделки, можно соз­

дать впечатление новизны модели.

чертежей деталей

Р а с ч е т н ы й

с п о с о б — это построение

одежды по меркам, снятым с фигуры человека. Этот способ исполь­ зуют при индивидуальном шитье одежды.

При изготовлении меховой одежды образуются видимые соеди­ нительные швы со стороны волосяного покрова шкурок (кроме ка­ ракулево-смушкового полуфабриката).

Чтобы не нарушить поверхности волосяного покрова швами, вытачки, создающие форму одежды, и линии кроя необходимо пе­ ремещать в швы соединения шкурок при любом их расположении.

2. Силуэтные формы меховых пальто

По степени прилегания одежды различают семь основных си­ луэтных форм (рис. 68).

Пальто прилегающей формы. Это пальто (рис. 68, а) должно иметь небольшой припуск на свободное облегание, который дости­ гается тем, что вытачки (нагрудные и талиевые) очерчены, талия четко выражена, боковой шов плотно прилегает к манекену.

Прилегающая форма пальто является основой, используя кото­ рую получают различные формы пальто.

Пальто полуприлегающей формы. Эту форму (рис. 68, б) соз­ дают на основе прилегающей формы. Вытачки на 'линии талии делают меньшего размера, контур их более плавный. Наилучшего прилегания достигают с помощью подкройного бочка.

Пальто свободного покроя. Это пальто не выявляет линию талии.

Пальто свободного покроя может быть разных видов: прямой формы, расширенное книзу, зауженное книзу, мягкой формы.

Пальто прямой формы. Такая одежда (рис. 68, в) может быть создана на основе полуприлегающей формы. Для этого, накалы­ вая макет полуприлегающей формы на манекен, дают припуск на свободное облегание по линиям бокового среза. Для прямой формы характерны только вытачки в области груди и лопаток.

Пальто, расширенное книзу. Такое пальто (рис. 68, t) получают на основе прямого пальто. Для этого на лекалах на уровне плече­ вой вытачки наносят линию по всей длине спинки и по ней делают разрез. Затем лекала разводят на нужную ширину и клин бумаги подклеивают в образовавшийся вырез. Полученные лекала перево­ дят на макетную ткань.

270



Пальто, зауженное книзу. Это пальто (рис. 68, д) в верхней части (к пройме) имеет большее облегание, чем пальто, расширен­

ное книзу, что подчеркивает заужение книзу. Пальто заужают в бо­ ковых швах вниз от линии бедер.

Пальто мягкой формы. Такое пальто (рис. 68, е) может иметь в зависимости от моды фалды на спине. Пальто с фалдами на спине можно получить также на основе пальто прямой формы.

й

й

6

г

д

е

Рис.

68. Меховые

пальто различных силуэтных

форм:

 

а — прилегающее; 6 — полуприлегающее; в — прямое; г

— расширенное

книзу;

д — зауженное

 

книзу;

е — пальто мягкой

формы

 

 

В местах расположения фалд на лекалах намечают линии, делают разрезы и вставляют клинья требуемой ширины. Фалды должны быть одинаковыми; их располагают в строго вертикальном направ­ лении. После этого лекала переводят на макетную ткань.

Каждая форма пальто может иметь различные варианты реше­ ний. Все элементы формы изделий должны быть согласованы между собой. Например, объем и форма рукавов должны соответ­

ствовать объему, и форме пальто, а

объем и форма воротника —

объему и форме стана пальто и рукавов.

 

Рукав. Это одна из основных частей одежды, от ее конструкции

зависит удобство всей одежды, а

от формы — внешний вид

и

силуэт.

(не должно быть морщин

и

Чтобы правильно посадить рукав

перекосов), на макете нужно проверить соотношение горизонталь­ ных и вертикальных нитей основы и утка.

При недостаточно высоком отлете рукав имеет морщины и пере­ косы. Для устранения дефекта следует углубить нижнюю часть

271


рукава. Если рукав имеет поперечные ломины, необходимо его рас­

ширить, так как отлет рукава узок.

Рукав бывает нескольких видов: втачной, прямой, реглан, по-

луреглан, цельнокроеный.

Втачной прямой рукав. Одношовный и двухшовный втачной пря­ мой рукав может служить основой для разработкирукавов раз­ ных форм: расширенный книзу, узкий, расширенный в отлете.

Р у к а в , р а с ш и р е н н ы й книз у. Для получения такой формы на макете рукава прямой формы намечают три линии: одну посередине отлета и две на равном расстоянии от нее. Макет разрезают по намеченным линиям и разводят снизу па нужную

Рис. 69. Цельнокроеный рукав, выкроенный вместе с полочкой и спинкой

ширину. В разрезы подклеивают клинья из бумаги. Клинья должны

быть одинакового размера.

Половинки меховых шкурок норки, колонка, хоря и ондатры следует располагать по форме рукава таким образом, чтобы хреб­

товые части находились в центре рукава.

О д н о ш о в н ы й у з к и й рука в . При создании узкого ру­ кава, кроме сужения его по линии срезов, необходимо делать вы­

тачки на уровне линии локтя.

Если глубина вытачки более 3 см, выполняют две менее глубо­ кие вытачки. Макет сужают от линии локтя.

Р у к а в , р а с ш и р е н н ы й в о т л е т е . Для получения лекал рукава этой формы на отлете лекал прямого рукава намечают три линии: одну посередине оката и две другие на одинаковом расстоя­

нии друг от друга.

Рукав реглан. Этот рукав начинается от горловины спинки и по­ лочки; его выкраивают вместе с плечевой частью изделия. Рукав реглан бывает разного покроя: двухшовный и одношовный. Одно­ шовный рукав реглан имеет вытачку в плечевой части и один внут­ ренний шов.

272

Рукав нолуреглан. Такой рукав имеет вытачку на середине ли­

нии плеча.

Цельнокроеный рукав. Возможны два варианта изготовления этого рукава: выкроенный вместе с полочкой и спинкой (рис. 69), цельнокроенный со спинкой и втачной со стороны полочки. Для такой формы рукава лучшим материалом является каракульча, клям и муаре.

Хребтовую часть шкурки располагают по центру рукава. Воротник. Все фасоны воротников (рис. 70) имеют линию вта­

чивания нижнего воротника и линию отлета.

Расположение линии втачивания воротника в горловину опре­ деляет его форму.

Разнообразия воротников, кроме того, можно достичь различ­ ным оформлением отлета воротника. У некоторых видов воротни­ ков внутренняя часть (невидимая) является стойкой, а видимая — отложной. Чем прямее линия втачивания воротника в горловину, тем больше будет стойка и тем лучше воротник будет прилегать к шее.

Если линия втачивания воротника в горловину одинакова по форме с линией горловины, воротник будет плосколежащим.

Воротник-стойка. Высота воротника-стойки может быть различ­ ной в зависимости от моды и применяемого вида меха.

Если этот воротник выполнен из длинноволосых видов меха, высоту его уменьшают на длину волосяного покрова шкурки.

При изготовлении воротника-стойки из низковолосых шкурок высоту его соответственно увеличивают.

Воротник-стойка может иметь различное оформление концов: концы .воротника доведены до борта (рис. 70, а). Такую форму

воротника можно делать только из низковолосых видов меха с тон­ кой кожевой тканью во избежание излишней толщины;

концы воротника расположены встык (рис. 70,6). Обычно эту форму воротника делают из длинноволосых видов меха (шкурки лисицы, песца, рыси, енота и др.).

Отложной воротник со стойкой. Такой воротник состоит из двух частей: видимой и невидимой. Отложной воротник со стойкой мо­ жет быть решен по-разному: с отрезной стойкой или цельнокроенной вместе с видимой частью воротника (рис. 70,в).

Обычно стойку отрезают только в воротниках, изготовляемых из каракулево-смушкового полуфабриката, на котором не виден шов соединения меха.

Плосколежащий воротник. У такого воротника (рис. 70, г, (?) стойка отсутствует, он облегает плечи и имеет плоскую форму. Размеры воротника разнообразны: от самых маленьких до очень больших. Оформление концов воротника также различно: удлинен­ ные, круглые и скругленные.

Плосколежащие воротники изготовляют обычно для пальто из весенних видов меха (шкурки крота, суслика, бурундука и др.) или для нарядных пальто из каракульчи, кляма, каракуля, шкурок норки и др.

Ю Заказ № 2484

273


Рис. 70. Различные фасоны воротников:

а, б, в — стойка; г, д — плосколежащие; е, ж — цельнокроеные; з, и — с открытой горловиной

274

Цельнокроеный воротник типа шали. Этот воротник состав­

ляет одно целое с подбортами. Он может плотно прилегать к шее или отставать от нее, что зависит от расположения линии втачива­ ния воротника в горловину.

Если воротник типа шали изготовляют из шкурок с длинным волосяным покровом, линию горловины следует отвести, если во­

ротник изготовляют из меха с

низким волосом, линию горло­

вины необходимо приблизить

и увеличить

стойку

воротника

(рис. 7\,е,ж).

с открытой

 

 

Такой

воротник

соединен

Воротник

горловиной.

с лацканами

или до конца

борта

(типа

апаш),

или может высту­

пать под любым углом. В этом случае воротник пришивают, от­ ступая от края борта (рис. 71, з,и).

В композиции меховой одежды может присутствовать и от­ делка. Использование отделки зависит от назначения одежды и вида меха.

Отделка может играть различную роль в композиции одежды: выражать основную идею композиции, подчеркивать линии кроя, выявлять форму, усиливать цветом преобладающий тон одежды, подчеркивать ритм полос меховых шкурок, дополнять и украшать одежду. Нередко отделка имеет утилитарный характер (напри­ мер, окантовка кожей деталей одежды, в наибольшей мере подверг­ нутых вытиранию: борт, низ, рукава и др.). В качестве отделок используют кожу и искусственные кожи, сукно, трикотаж,, замшу, шнур, инкрустацию, шерстяную тесьму, мех различной фактуры и разнообразную фурнитуру.

Инкрустация на меховом изделии — это вырезание на его по­ верхности узора и заполнение кожей или мехом разной фактуры или другого цвета (например, в пальто из овчины узор заполнен мехом белька, т. е. применен мех другой фактуры и цвета; в куртке спортивного типа низ куртки и низ рукавов инкрустиро­ ван кожей).

Места расположения инкрустации могут быть различны (так,

в детских пальто — по линии кокетки, по низу пальто

или посере­

дине переда полочек). Элементы узора инкрустации

могут быть

в виде квадратов, полос, треугольников и др.

 

Инкрустация обогащает художественный замысел модели.

Ф у р н и т у р а ,

кроме

основного

назначения — застегивания,

может быть использована в качестве декоративной отделки.

К фурнитуре

относят

пуговицы,

пряжки, крючки, застежки

«молния» и кнопки.

Пуговицы по форме, цвету и величине разнообразны. Их изго­ товляют из металла, пластмассы, дерева, кожи, сутажа, шнура и других материалов. Меховую одежду обычно не застегивают на пу­ говицы с прорезными петлями, так как это приводит к быстрому вытиранию волосяного покрова шкурок, что ухудшает внешний вид одежды. Пуговицы используют для декоративной отделки.

Застежки «молния» обычно применяют в спортивной и произ­ водственной одежде.

10*

275