три обмотки управления: О ЗГ— задающая обмотка, которая соз дает основную намагничивающую силу (н. с.) возбуждения ЭМУГ, ТО — токовая обмотка, включенная параллельно обмотке допол нительных полюсов ДП и компенсационной обмотке КО гребного электродвигателя, ОСГ — стабилизирующая обмотка, включенная на зажимы вторичной обмотки стабилизирующего трансформа тора СТ1. Намагничивающая сила обмотки ТО, пропорциональная току главной цепи, действует всегда навстречу н. с, задающей об мотки ОЗГ.
Возбудителем гребного электродвигателя ГЭД является также электромашинный усилитель с поперечным полем ЭМУД, имеющий четыре обмотки управления: ОЗД — задающая обмотка, которая создает основную намагничивающую силу ЭМУД; ОУ — обмотка управления, действующая навстречу задающей обмотке ОЗД; ОСД — стабилизирующая обмотка, включенная подобно обмотке ОСТ; ОН — обмотка напряжения, действующая навстречу ОЗД.
Отметим, что обмотки ОСГ, ОСД и ОН не влияют на принцип действия схемы; они лишь повышают устойчивость системы авто
матического регулирования, сглаживают резкие |
колебания, |
вы |
званные действием других обмоток |
управления |
ЗМУГ и ЭМУД. |
Подобный пример стабилизации |
уже |
рассматривался в |
схеме |
угольного регулятора напряжения |
(см. рис. 73). |
|
|
Обмотка ОУ имеет три цепи питания:
1)плюс ЭМУГ, вентиль В2, обмотка ОУ, установочное сопро тивление г4, плюс генератора эталонного напряжения ГПН, якорь этого генератора, вентиль В4, минус ЭМУГ;
2)плюс ЭМУГ при перемене полярности его напряжения, вен
тиль В1, обмотка ОУ, плюс ГПН, якорь ГПН, установочное сопро тивление гУ5, вентиль ВЗ, обратный минус ЭМУГ;
3) плюс контрольного тахогенератора КТГ, вентиль В5, обмот ка ОУ, якорь ГПН, минус КТГ.
Благодаря наличию вентилей В1, В2, В4 и В5 ток через обмот ку ОУ по первой цепи потечет только тогда, когда напряжение ЭМУГ будет больше постоянного напряжения ГПН; по второй це пи — когда обратное напряжение ЭМУГ будет больше напряжения ГПН, и по третьей — когда напряжение КТГ будет больше эталон ного напряжения ГПН.
Регулирование частоты вращения гребного электродвигателя осуществляется потенциометром поста управления Rny, при помо щи которого изменяется ток в обмотке ОЗГ, а значит, и напряжение ЭМУГ, ток в обмотках ОВГ1 и ОВГ2 и напряжение генераторов.
Рассмотрим работу схемы при переходе судна со швартовной характеристики на характеристику «на чистой воде».
При неподвижном судне гребная электрическая установка ра ботает в точке в' (см. рис. 185). В этом случае напряжение ЭМУГ чуть меньше эталонного и ток через обмотку ОУ не протекает. Судно начинает разгоняться, и момент сопротивления гребного винта уменьшается. Частота вращения ГЭД увеличивается, что приводит к увеличению э. д. с. якоря гребного электродвигателя