ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Г Л А В А II
СОВРЕМ ЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШ ЕНСТВОВАНИЯ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ
§ 4- Оградительные и берегоукрепительные сооружения
Классификация морских гидротехнических сооружений и их назначение. Портовые гидротехнические сооружения различаются по следующим основным признакам: капитальности (значимости для порта), месту расположения в порту, назначению, конструкции и основному материалу. Основные требования, предъявляемые к конструкции, примененным материалам, мерам по обеспечению долговечности, коэффициентам запаса и устойчивости сооружения назначаются в зависимости от класса его по капитальности.
Класс по капитальности гидротехнического сооружения уста навливается в зависимости от категории порта и значения самого сооружения. Портовые гидротехнические сооружения делят на ос новные и второстепенные. К основным сооружениям относятся ог радительные, причальные и берегоукрепительные, частичное раз рушение которых существенно нарушает работу порта. К второсте пенным — берегоукрепительные сооружения, расположенные на менее ответственных участках берега, причальные сооружения для вспомогательного флота и т. п., частичное повреждение которых не отражается существенно на основной работе порта. По назна чению портовые гидротехнические сооружения делят на пять ос новных групп.
Оградительные сооружения защищают портовые акватории и подходные каналы от волнения, течений, наносов и льда. Правиль ное расположение этих сооружений обеспечивает безопасность сто янки судов у причалов и на акватории порта при сильном волнении. К этому типу сооружений относятся: гравитационные и свайные волноломы и молы, плавучие, пневматические и гидравличе ские волноломы, морские дамбы, ледозащитные сооружения и др.
Берегоукрепительные сооружения защищают береговую полосу от размыва, обвалов, оползней, волнения, подвижки льда и других видов разрушения. В эту группу сооружений входят: откосные одежды, продольные береговые стенки, буны (поперечные укрепле ния), волноломы и комбинированные береговые укрепления.
27
а) ±0,0 |
|
|
|
|
|
Причальные |
сооружения |
|||||||
|
F |
ой ••• |
|
|
|
|
(береговые |
или |
рейдовые) |
|||||
|
|
|
|
|
служат |
для |
передачи |
грузов |
||||||
|
|
.09.'. |
|
|
|
|
и пассажиров с берега на суд |
|||||||
|
|
|
|
|
|
но и с судна на берег и другие |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
виды транспорта, а также для |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
стоянки |
судов в ремонте, |
от |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
стое и т. п. По количеству и |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
разнообразию |
конструктив |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ных |
типов |
это |
|
наиболее |
|||
|
|
|
|
|
|
|
крупная |
группа гидротехниче |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ских |
сооружений |
в |
|
морских |
|||
|
|
|
|
|
|
|
портах, |
обеспечивающая |
по |
|||||
|
±0,0 |
|
|
|
|
|
своему |
назначению |
основную |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
эксплуатационную |
|
деятель- |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
: ность порта. К этой группе от |
|||||||
|
|
' . оо |
|
|
|
|
носятся: |
гравитационные |
и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
свайные |
набережные — стенки, |
||||||
|
|
о ° \ - |
|
|
|
|
свайные пирсы, эстакады и ото |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
рочки, |
больверки из |
шпунта, |
|||||
|
|
Оо ' ■ |
• ' |
' |
|
|
плавучие и рейдовые причалы |
|||||||
|
|
. |
|
|
|
и др. |
|
|
|
на |
|
морских |
||
|
|
|
|
|
|
|
Сооружения |
|
||||||
а |
|
б |
|
|
в |
|
путях |
обеспечивают |
|
нормаль |
||||
Рис. 4. Типы |
оградительных |
|
соору |
ный |
проход |
морских |
судов в |
|||||||
|
|
жений: |
|
|
|
— сме* |
порт и безопасность |
|
плавания |
|||||
|
— вертикальный;шанный— откосный; |
|
|
на подходах к порту и его ак |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ватории. |
|
Они |
|
включают |
морские каналы, навигацион ные сооружения и знаки судоходной обстановки.
Судоподъемные сооружения служат для подъема и осушения судов на период ремонта и спуска их на воду после осмотра и ре монта. Эти сооружения входят в комплекс судостроительных и су доремонтных предприятий и в настоящей книге не рассматрива ются.
Гидротехнические сооружения представляют собой сложный ин женерный комплекс, и для поддержания их в исправности должна быть организована на научной основе правильная техническая эк сплуатация. Рассматривая оградительные сооружения, необходимо прежде всего отметить их важное значение для обеспечения нор мальной эксплуатации всех остальных сооружений и акватории порта. К основным типам оградительных сооружений относятся: вертикальные и откосные сооружения, а также сооружения сме шанного типа (рис. 4) и сооружения облегченной конструкции.
Оградительные сооружения вертикального типа. Оградительные сооружения вертикального типа (рис. 5) могут быть выполнены из бетонных блоков различной формы, железобетонных ящиков — массивов-гигантов, железобетонных оболочек, а также из деревян ных ряжей, в виде двухрядных и ячеистых свайных сооружений,
28
а)
1-1
Рис. 5. Оградительные сооружения вертикального типа:
а— гравитационное; б — парные свайные ряды; в — ячеистое; г — облочки, заглубленные в грунт; д — гравитационного типа из оболочек большого диаметра
Оградительные сооружения вертикального типа делятся на две. большие группы — гравитационные сооружения, устанавливаемые на соответствующим образом подготовленное основание, и свайные сооружения, устойчивость которых в значительной мере обеспечи вается сопротивлением свай, погруженных в грунт. Существуют и некоторые другие разновидности оградительных сооружений верти кального типа, но они используются реже.
Широкое применение в практике портостроения получили со оружения из обыкновенных массивов (бетонные параллелепипеды весом до 100 г), из массивов тяжелого веса, называемых также циклопическими (вес более 100 т, иногда 300—400 т), и различных других разновидностей бетонных блоков, укладываемых в пра вильную кладку.
В России сооружения из обыкновенных массивов возводили на чиная с конца прошлого столетия. Оградительные сооружения та
кого типа в порту |
Поти и других эксплуатируются и до настояще |
|
го времени (рис. 6, |
а, б). К современным сооружениям этого типа |
|
относится мол, ограждающий нефтегавань в Шесхарисе (рис. 6, |
в). |
|
|
Стремление ускорить строительство путем укрупнения массивов при наличии кранов относительно небольшой грузоподъемности привело к использованию целлюлярных или ячеистых массивов,
представляющих собой железобетонные ткоробчатые |
элементы. |
||
В первых сооружениях |
вес блоков составлял 100— 120 |
т |
(мол в |
Неаполе), а затем был |
увеличен до 220 (мол в Генуе). |
|
При строительстве сооружений из ячеистых массивов необходи мо было быстро заполнить их внутреннюю полость бетоном. Кро ме того, сооружение достаточно хорошо сопротивлялось волнению только после достижения бетоном достаточной прочности. Поэтому в дальнейшем более часто использовали массивы тяжелого веса, состоящие из сплошных бетонных блоков. В некоторых случаях для увеличения связи между отдельными блоками в них оставляют колодцы, которые затем заполняют бетоном, а при необходимости армируют рельсами, металлическими балками и т. п.
Сооружения в виде вертикальной стенки из массивовой кладки очень чувствительны к неравномерным осадкам и подмыву осно вания. Существенную роль играет в ряде случаев недостаточная связь между массивами, а также с верхним строением сооруже ния. Примерами аварий с оградительными сооружениями из мас сивов могут служить разрушения молов в Мадрасе (1881 г.), Ка тании (1933г.), Алжире (1934г.) и Генуе (1935 г.). В Мадрасе основной причиной разрушения явился шторм исключительной си лы. Сооружение имело сравнительно слабый профиль и было раз рушено на нескольких участках. Возведенное на этом месте соору жение усиленного профиля успешно эксплуатируется.
Мол в Катании сложен из циклопических массивов весом 320 т.
Во время шторма 1933 г. высота волн превышала 7,2 м при длине 225 м. При этом оказалась недостаточной связь верхнего строения с основной кладкой, а также коэффициенты запаса по швам меж ду отдельными частями массивов. Высказываются предположения
S0
Рис. 6. Сооружения из правильной массивовой кладки:
о — Поти; |
6 |
— Феодосия; |
в |
— Новороссийск— Шесхарис |
|
|
|
Рис. 7. Разрушенное и восстановленное оградительное сооружение в Генуе:
а — первоначальная |
конструкция; 2б — восстановленное сооружение; |
1 — гавань; |
|
— море |
|
о наличии трещин в отдельных массивах до разрушения сооруже ния.
Мол в Алжире был рассчитан на действие волн около 5 м при длине 80 м. Он состоял из массивов весом 390 т и неоднократно усиливался. Во время шторма 1934 г. волны достигали высоты 9 м при длине до 180 м. Кроме не предусмотренных расчетом волно вых воздействий, одной из важнейших причин разрушения мола явился подмыв основания.
Мол в Генуе (рис. 7) был разрушен под влиянием комплекса неблагоприятных факторов, но особенно существенно сказалась недостаточная связь верхнего строения с нижними курсами масси-
32
b o b . Было сброшено на протяжении 150 м верхнее строение и верх ний курс массивов, а затем под влиянием переливающихся масс воды брешь в оградительном сооружении расширилась в обе сторо ны еще на 150 м. Следует отметить, что и многие другие сооруже ния из массивов в процессе их эксплуатации подвергались значи тельным деформациям и потребовали усиления.
Наиболее распространенный способ усиления оградительных сооружений вертикального типа — это наброска из обыкновенных массивов или фасонных блоков с морской стороны (рис. 8, а). Од новременно обычно усиливают и верхнее строение сооружения. Имеются также примеры уширения сооружения со стороны гавани (рис. 8, б). При оценке рекомендуемого варианта необходимо об ратить особое внимание на совместную работу вновь возводимых и существующих частей сооружения. Для усиления основания и улучшения связи между курсами используют буровые сваи. При этом бурение скважин производят через кладку (рис. 8, в). Камен ная постель может быть усилена заливкой зазоров между камнями горячей асфальтобитумной смесью или подводным бетоном, укла дываемым по новой технологии через гибкие трубы (метод «гидро вентиль» — рис. 8, г).
В последние годы все более часто строятся оградительные со оружения из массивов-гигантов. В СССР из массивов-гигантов по строены сооружения в Туапсе и Сочи (рис. 9). Одним из новейших зарубежных сооружений этого типа является участок волнолома длиной 2026 м бассейна аэропорта в Генуе, построенный в 1961 — 1966 ггОн возведен в виде вертикальной стенки из массивов-ги гантов (рис. 10). Подошва массивов-гигантов находится на отметке 15,5— 18,5 м. При глубине 15,5 м массивы-гиганты имеют длину 19 м, ширину 15,5 м и высоту 16,5 м. Для увеличения устойчи вости вдоль боковых сторон массива-гиганта предусмотрены кон соли шириной по 1,5 м. Иногда по условиям производства работ целесообразно изготовлять массивы-гиганты больших размеров.
Для сооружения волнолома в Марса-эль-Брега (Ливия) мас сивы-гиганты (длина 53,5 м, ширина 16 м, высота 16,5 м) изготов ляли в Мессине (Италия) и доставляли на плаву. Транспортировка массивов-гигантов явилась самой сложной операцией из всех ра
бот, |
выполненных при |
строительстве |
волнолома. |
|
Мол |
длиной |
|||
435 |
м |
состоит из восьми массивов. |
|
|
|
|
|
||
При создании временного порта Арроманш во время второй ми |
|||||||||
ровой войны были использованы массивы-гиганты |
еще |
больших |
|||||||
размеров (длина 62,2 |
м, |
высота 18,3 |
м |
и ширина 18,9 |
м.). |
Они так |
|||
|
|
|
же были изготовлены на значительном расстоянии от места уста новки. Особенно часто применяются массивы-гиганты в Японии. Так, например, из таких массивов были возведены оградительные сооружения в портах Вакаяма, Касима, Кэйхин и др. В Японии слабые грунты, поэтому там часто вынуждены проводить специаль ные мероприятия для повышения несущей способности основания.
В зависимости от геологических условий могут использоваться различные способы усиления основания по его длине. Например,
2—5148 |
33 |
а |
— наброска |
Рисв. 8. Усиление |
оградительных сооружений: |
|||||||
|
обыкновенных массивов |
с |
морской стороны; |
|
6 |
— уширение сооружения |
||||
со стороны |
гавани; 2 — использование |
буровых |
свай для |
|
усиления сооружения; г — |
|||||
последовательные этапы укладки |
бетона |
методом «гидровентиль»: / — гибкие трубы; |
||||||||
|
|
— затвор; |
3 |
— управление |
затвором; |
4 |
— бункер |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 9. Оградительные сооружения из массивов-гигантов:
а — Западный мол в Туапсе; |
б |
—- Юго-Западный |
волнолом в Туапсе; |
в — |
Северный мол |
|||
в Сочи; |
1 |
— заполнение бетоном; |
2 |
— заполнение песком |
|
|||
|
|
|
2*
|
при сооружении |
|
молов в |
|
порту |
|||||||||||||
|
Коромо |
на глубине до 7—8 |
м |
в |
||||||||||||||
|
зоне неблагоприятных |
грунтовых |
||||||||||||||||
|
условий |
грунт |
|
был |
заменен |
до |
||||||||||||
|
отметки — 15 |
м, |
а в |
зоне |
|
наи |
||||||||||||
|
больших глубин грунты консоли |
|||||||||||||||||
|
дировали песчаными дренами |
|
на |
|||||||||||||||
|
полосе |
шириной до |
100 |
м. |
Дре |
|||||||||||||
|
ны |
|
мзаглубляли |
|
до |
|
отметки |
|||||||||||
|
— 22—23 |
м. |
|
|
участке длиной |
|||||||||||||
|
|
мНа. |
||||||||||||||||
|
500 |
|
размещено 8300 дрен диа |
|||||||||||||||
|
метром |
0,45 |
|
|
|
На |
поверхности |
|||||||||||
|
грунта отсыпана песчаная подуш |
|||||||||||||||||
|
ка шириной |
150 |
м, |
толщиной |
|
в |
||||||||||||
|
средней части |
|
около |
4 л |
|
и |
|
по |
||||||||||
|
краям |
2 |
м. |
|
Поверх песчаной по |
|||||||||||||
|
душки отсыпана |
постель из кам |
||||||||||||||||
Рис. 10. Волнолом в порту Генуя |
ней весом 30—60 |
кг. |
Поверхность |
|||||||||||||||
постели |
прикрыта |
слоем |
камня |
|||||||||||||||
(бассейн аэропорта) |
весом |
50— 100 |
кг. |
|
в Японии |
|||||||||||||
|
|
В последние |
годы |
при строительстве оградительных сооружений иногда используют ся массивы-гиганты и пустотелые железобетонные коробчатые элементы весом до 1000 т.
При строительстве оградительных сооружений все чаще нахо дят применение цилиндрические железобетонные оболочки боль шого диаметра. Например, в порту Кобе волнолом построен из по груженных в ряд предварительно напряженных железобетонных оболочек диаметром 15,8 м, с толщиной стенок 0,15 м (рис. 11, а,
б, в).
Вкачестве вертикальной арматуры использованы предвари тельно напряженные пучки. Кроме того, на оболочки навита арма тура из высокопрочной проволоки, покрытой торкрет-бетоном. Каж дая из оболочек состоит из двух горизонтальных секций высотой около 9 м. Нижняя секция погружалась в слабые грунты дна до слоя галечника на глубину около 8 м. Оболочки погружали вдав ливанием, не вынимая грунта. Погрузив нижнюю секцию, на нее устанавливали верхнюю, после чего производили заполнение верх ней оболочки песком. Затем в зазоры между оболочками встав лялись металлические нащельники и бетонировалось верхнее строение.
Впорту Ханстхольм' (Дания) оградительные сооружения на глубине 12 м построены из обычных железобетонных оболочек
диаметром 12,5 с толщиной |
стенок 30 см. Оболочки установле |
ны на скальное основание и |
заполнены песком. |
Наряду с оболочками большого диаметра при строительстве оградительных сооружений вертикального типа используются так же и оболочки сравнительно небольшого диаметра 1—2 м. При не большой высоте волны достаточно одного ряда железобетонных
36