Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А II

СОВРЕМ ЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШ ЕНСТВОВАНИЯ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ

СООРУЖЕНИЙ

§ 4- Оградительные и берегоукрепительные сооружения

Классификация морских гидротехнических сооружений и их назначение. Портовые гидротехнические сооружения различаются по следующим основным признакам: капитальности (значимости для порта), месту расположения в порту, назначению, конструкции и основному материалу. Основные требования, предъявляемые к конструкции, примененным материалам, мерам по обеспечению долговечности, коэффициентам запаса и устойчивости сооружения назначаются в зависимости от класса его по капитальности.

Класс по капитальности гидротехнического сооружения уста­ навливается в зависимости от категории порта и значения самого сооружения. Портовые гидротехнические сооружения делят на ос­ новные и второстепенные. К основным сооружениям относятся ог­ радительные, причальные и берегоукрепительные, частичное раз­ рушение которых существенно нарушает работу порта. К второсте­ пенным — берегоукрепительные сооружения, расположенные на менее ответственных участках берега, причальные сооружения для вспомогательного флота и т. п., частичное повреждение которых не отражается существенно на основной работе порта. По назна­ чению портовые гидротехнические сооружения делят на пять ос­ новных групп.

Оградительные сооружения защищают портовые акватории и подходные каналы от волнения, течений, наносов и льда. Правиль­ ное расположение этих сооружений обеспечивает безопасность сто­ янки судов у причалов и на акватории порта при сильном волнении. К этому типу сооружений относятся: гравитационные и свайные волноломы и молы, плавучие, пневматические и гидравличе­ ские волноломы, морские дамбы, ледозащитные сооружения и др.

Берегоукрепительные сооружения защищают береговую полосу от размыва, обвалов, оползней, волнения, подвижки льда и других видов разрушения. В эту группу сооружений входят: откосные одежды, продольные береговые стенки, буны (поперечные укрепле­ ния), волноломы и комбинированные береговые укрепления.

27

а) ±0,0

 

 

 

 

 

Причальные

сооружения

 

F

ой •••

 

 

 

 

(береговые

или

рейдовые)

 

 

 

 

 

служат

для

передачи

грузов

 

 

.09.'.

 

 

 

 

и пассажиров с берега на суд­

 

 

 

 

 

 

но и с судна на берег и другие

 

 

 

 

 

 

 

виды транспорта, а также для

 

 

 

 

 

 

 

стоянки

судов в ремонте,

от­

 

 

 

 

 

 

 

стое и т. п. По количеству и

 

 

 

 

 

 

 

разнообразию

конструктив­

 

 

 

 

 

 

 

ных

типов

это

 

наиболее

 

 

 

 

 

 

 

крупная

группа гидротехниче­

 

 

 

 

 

 

 

ских

сооружений

в

 

морских

 

 

 

 

 

 

 

портах,

обеспечивающая

по

 

±0,0

 

 

 

 

 

своему

назначению

основную

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатационную

 

деятель-

 

 

 

 

 

 

 

: ность порта. К этой группе от­

 

 

' . оо

 

 

 

 

носятся:

гравитационные

и

 

 

 

 

 

 

 

свайные

набережные — стенки,

 

 

о ° \ -

 

 

 

 

свайные пирсы, эстакады и ото­

 

 

 

 

 

 

 

рочки,

больверки из

шпунта,

 

 

Оо ' ■

• '

'

 

 

плавучие и рейдовые причалы

 

 

.

 

 

 

и др.

 

 

 

на

 

морских

 

 

 

 

 

 

 

Сооружения

 

а

 

б

 

 

в

 

путях

обеспечивают

 

нормаль­

Рис. 4. Типы

оградительных

 

соору­

ный

проход

морских

судов в

 

 

жений:

 

 

 

— сме*

порт и безопасность

 

плавания

 

— вертикальный;шанный— откосный;

 

 

на подходах к порту и его ак­

 

 

 

 

 

 

 

ватории.

 

Они

 

включают

морские каналы, навигацион­ ные сооружения и знаки судоходной обстановки.

Судоподъемные сооружения служат для подъема и осушения судов на период ремонта и спуска их на воду после осмотра и ре­ монта. Эти сооружения входят в комплекс судостроительных и су­ доремонтных предприятий и в настоящей книге не рассматрива­ ются.

Гидротехнические сооружения представляют собой сложный ин­ женерный комплекс, и для поддержания их в исправности должна быть организована на научной основе правильная техническая эк­ сплуатация. Рассматривая оградительные сооружения, необходимо прежде всего отметить их важное значение для обеспечения нор­ мальной эксплуатации всех остальных сооружений и акватории порта. К основным типам оградительных сооружений относятся: вертикальные и откосные сооружения, а также сооружения сме­ шанного типа (рис. 4) и сооружения облегченной конструкции.

Оградительные сооружения вертикального типа. Оградительные сооружения вертикального типа (рис. 5) могут быть выполнены из бетонных блоков различной формы, железобетонных ящиков — массивов-гигантов, железобетонных оболочек, а также из деревян­ ных ряжей, в виде двухрядных и ячеистых свайных сооружений,

28


а)

1-1

Рис. 5. Оградительные сооружения вертикального типа:

агравитационное; б — парные свайные ряды; в — ячеистое; г — облочки, заглубленные в грунт; д — гравитационного типа из оболочек большого диаметра

Оградительные сооружения вертикального типа делятся на две. большие группы — гравитационные сооружения, устанавливаемые на соответствующим образом подготовленное основание, и свайные сооружения, устойчивость которых в значительной мере обеспечи­ вается сопротивлением свай, погруженных в грунт. Существуют и некоторые другие разновидности оградительных сооружений верти­ кального типа, но они используются реже.

Широкое применение в практике портостроения получили со­ оружения из обыкновенных массивов (бетонные параллелепипеды весом до 100 г), из массивов тяжелого веса, называемых также циклопическими (вес более 100 т, иногда 300—400 т), и различных других разновидностей бетонных блоков, укладываемых в пра­ вильную кладку.

В России сооружения из обыкновенных массивов возводили на­ чиная с конца прошлого столетия. Оградительные сооружения та­

кого типа в порту

Поти и других эксплуатируются и до настояще­

го времени (рис. 6,

а, б). К современным сооружениям этого типа

относится мол, ограждающий нефтегавань в Шесхарисе (рис. 6,

в).

 

Стремление ускорить строительство путем укрупнения массивов при наличии кранов относительно небольшой грузоподъемности привело к использованию целлюлярных или ячеистых массивов,

представляющих собой железобетонные ткоробчатые

элементы.

В первых сооружениях

вес блоков составлял 100— 120

т

(мол в

Неаполе), а затем был

увеличен до 220 (мол в Генуе).

 

При строительстве сооружений из ячеистых массивов необходи­ мо было быстро заполнить их внутреннюю полость бетоном. Кро­ ме того, сооружение достаточно хорошо сопротивлялось волнению только после достижения бетоном достаточной прочности. Поэтому в дальнейшем более часто использовали массивы тяжелого веса, состоящие из сплошных бетонных блоков. В некоторых случаях для увеличения связи между отдельными блоками в них оставляют колодцы, которые затем заполняют бетоном, а при необходимости армируют рельсами, металлическими балками и т. п.

Сооружения в виде вертикальной стенки из массивовой кладки очень чувствительны к неравномерным осадкам и подмыву осно­ вания. Существенную роль играет в ряде случаев недостаточная связь между массивами, а также с верхним строением сооруже­ ния. Примерами аварий с оградительными сооружениями из мас­ сивов могут служить разрушения молов в Мадрасе (1881 г.), Ка­ тании (1933г.), Алжире (1934г.) и Генуе (1935 г.). В Мадрасе основной причиной разрушения явился шторм исключительной си­ лы. Сооружение имело сравнительно слабый профиль и было раз­ рушено на нескольких участках. Возведенное на этом месте соору­ жение усиленного профиля успешно эксплуатируется.

Мол в Катании сложен из циклопических массивов весом 320 т.

Во время шторма 1933 г. высота волн превышала 7,2 м при длине 225 м. При этом оказалась недостаточной связь верхнего строения с основной кладкой, а также коэффициенты запаса по швам меж­ ду отдельными частями массивов. Высказываются предположения

S0


Рис. 6. Сооружения из правильной массивовой кладки:

о — Поти;

6

— Феодосия;

в

Новороссийск— Шесхарис

 

 

 

Рис. 7. Разрушенное и восстановленное оградительное сооружение в Генуе:

а — первоначальная

конструкция; 2б — восстановленное сооружение;

1 — гавань;

 

— море

 

о наличии трещин в отдельных массивах до разрушения сооруже­ ния.

Мол в Алжире был рассчитан на действие волн около 5 м при длине 80 м. Он состоял из массивов весом 390 т и неоднократно усиливался. Во время шторма 1934 г. волны достигали высоты 9 м при длине до 180 м. Кроме не предусмотренных расчетом волно­ вых воздействий, одной из важнейших причин разрушения мола явился подмыв основания.

Мол в Генуе (рис. 7) был разрушен под влиянием комплекса неблагоприятных факторов, но особенно существенно сказалась недостаточная связь верхнего строения с нижними курсами масси-

32

b o b . Было сброшено на протяжении 150 м верхнее строение и верх­ ний курс массивов, а затем под влиянием переливающихся масс воды брешь в оградительном сооружении расширилась в обе сторо­ ны еще на 150 м. Следует отметить, что и многие другие сооруже­ ния из массивов в процессе их эксплуатации подвергались значи­ тельным деформациям и потребовали усиления.

Наиболее распространенный способ усиления оградительных сооружений вертикального типа — это наброска из обыкновенных массивов или фасонных блоков с морской стороны (рис. 8, а). Од­ новременно обычно усиливают и верхнее строение сооружения. Имеются также примеры уширения сооружения со стороны гавани (рис. 8, б). При оценке рекомендуемого варианта необходимо об­ ратить особое внимание на совместную работу вновь возводимых и существующих частей сооружения. Для усиления основания и улучшения связи между курсами используют буровые сваи. При этом бурение скважин производят через кладку (рис. 8, в). Камен­ ная постель может быть усилена заливкой зазоров между камнями горячей асфальтобитумной смесью или подводным бетоном, укла­ дываемым по новой технологии через гибкие трубы (метод «гидро­ вентиль» — рис. 8, г).

В последние годы все более часто строятся оградительные со­ оружения из массивов-гигантов. В СССР из массивов-гигантов по­ строены сооружения в Туапсе и Сочи (рис. 9). Одним из новейших зарубежных сооружений этого типа является участок волнолома длиной 2026 м бассейна аэропорта в Генуе, построенный в 1961 — 1966 ггОн возведен в виде вертикальной стенки из массивов-ги­ гантов (рис. 10). Подошва массивов-гигантов находится на отметке 15,5— 18,5 м. При глубине 15,5 м массивы-гиганты имеют длину 19 м, ширину 15,5 м и высоту 16,5 м. Для увеличения устойчи­ вости вдоль боковых сторон массива-гиганта предусмотрены кон­ соли шириной по 1,5 м. Иногда по условиям производства работ целесообразно изготовлять массивы-гиганты больших размеров.

Для сооружения волнолома в Марса-эль-Брега (Ливия) мас­ сивы-гиганты (длина 53,5 м, ширина 16 м, высота 16,5 м) изготов­ ляли в Мессине (Италия) и доставляли на плаву. Транспортировка массивов-гигантов явилась самой сложной операцией из всех ра­

бот,

выполненных при

строительстве

волнолома.

 

Мол

длиной

435

м

состоит из восьми массивов.

 

 

 

 

 

При создании временного порта Арроманш во время второй ми­

ровой войны были использованы массивы-гиганты

еще

больших

размеров (длина 62,2

м,

высота 18,3

м

и ширина 18,9

м.).

Они так­

 

 

 

же были изготовлены на значительном расстоянии от места уста­ новки. Особенно часто применяются массивы-гиганты в Японии. Так, например, из таких массивов были возведены оградительные сооружения в портах Вакаяма, Касима, Кэйхин и др. В Японии слабые грунты, поэтому там часто вынуждены проводить специаль­ ные мероприятия для повышения несущей способности основания.

В зависимости от геологических условий могут использоваться различные способы усиления основания по его длине. Например,

2—5148

33


а

— наброска

Рисв. 8. Усиление

оградительных сооружений:

 

обыкновенных массивов

с

морской стороны;

 

6

— уширение сооружения

со стороны

гавани; 2 — использование

буровых

свай для

 

усиления сооружения; г —

последовательные этапы укладки

бетона

методом «гидровентиль»: / — гибкие трубы;

 

 

— затвор;

3

— управление

затвором;

4

— бункер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Оградительные сооружения из массивов-гигантов:

а — Западный мол в Туапсе;

б

—- Юго-Западный

волнолом в Туапсе;

в —

Северный мол

в Сочи;

1

— заполнение бетоном;

2

— заполнение песком

 

 

 

 

2*


 

при сооружении

 

молов в

 

порту

 

Коромо

на глубине до 7—8

м

в

 

зоне неблагоприятных

грунтовых

 

условий

грунт

 

был

заменен

до

 

отметки — 15

м,

а в

зоне

 

наи­

 

больших глубин грунты консоли­

 

дировали песчаными дренами

 

на

 

полосе

шириной до

100

м.

Дре­

 

ны

 

мзаглубляли

 

до

 

отметки

 

— 22—23

м.

 

 

участке длиной

 

 

мНа.

 

500

 

размещено 8300 дрен диа­

 

метром

0,45

 

 

 

На

поверхности

 

грунта отсыпана песчаная подуш­

 

ка шириной

150

м,

толщиной

 

в

 

средней части

 

около

4 л

 

и

 

по

 

краям

2

м.

 

Поверх песчаной по­

 

душки отсыпана

постель из кам­

Рис. 10. Волнолом в порту Генуя

ней весом 30—60

кг.

Поверхность

постели

прикрыта

слоем

камня

(бассейн аэропорта)

весом

50— 100

кг.

 

в Японии

 

 

В последние

годы

при строительстве оградительных сооружений иногда используют­ ся массивы-гиганты и пустотелые железобетонные коробчатые элементы весом до 1000 т.

При строительстве оградительных сооружений все чаще нахо­ дят применение цилиндрические железобетонные оболочки боль­ шого диаметра. Например, в порту Кобе волнолом построен из по­ груженных в ряд предварительно напряженных железобетонных оболочек диаметром 15,8 м, с толщиной стенок 0,15 м (рис. 11, а,

б, в).

Вкачестве вертикальной арматуры использованы предвари­ тельно напряженные пучки. Кроме того, на оболочки навита арма­ тура из высокопрочной проволоки, покрытой торкрет-бетоном. Каж­ дая из оболочек состоит из двух горизонтальных секций высотой около 9 м. Нижняя секция погружалась в слабые грунты дна до слоя галечника на глубину около 8 м. Оболочки погружали вдав­ ливанием, не вынимая грунта. Погрузив нижнюю секцию, на нее устанавливали верхнюю, после чего производили заполнение верх­ ней оболочки песком. Затем в зазоры между оболочками встав­ лялись металлические нащельники и бетонировалось верхнее строение.

Впорту Ханстхольм' (Дания) оградительные сооружения на глубине 12 м построены из обычных железобетонных оболочек

диаметром 12,5 с толщиной

стенок 30 см. Оболочки установле­

ны на скальное основание и

заполнены песком.

Наряду с оболочками большого диаметра при строительстве оградительных сооружений вертикального типа используются так­ же и оболочки сравнительно небольшого диаметра 1—2 м. При не­ большой высоте волны достаточно одного ряда железобетонных

36