Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

условий для их технической эксплуатации. Различного рода раз­ рушения и повреждения сооружений могут быть легко и с малы­ ми затратами средств и рабочей силы устранены, если они обна­ ружены вскоре после их появления. Длительные задержки в про­ ведении текущего ремонта вызывают все прогрессирующие разру­ шения материала, а затем отдельных элементов и конструкций в целом. Это приводит к увеличению объема и стоимости ремонта, а иногда и к аварийному состоянию сооружения. Ремонт сооружений может потребоваться в связи с коррозионными разрушениями, появившимися в результате опасных местных деформаций мате­ риала в отдельных конструктивных элементах, а также возникно­ вением мгновенных или постоянно нарастающих общих дефор­ маций, создающих угрозу устойчивости и прочности соору­ жения.

Объемы и способы ремонта устанавливаются на основании ре­ зультатов подробных обследований технического состояния соору­ жения, проведенных не позже чем за 6 месяцев до фактического начала ремонтных работ, и должны служить основой для разра­ ботки проекта капитального ремонта сооружения. Запроектирован­ ный способ ремонта применительно к конкретным объектам должен быть обоснован сравнением его технико-экономических показателей с другими вариантами ремонта.

Согласно Положению о проведении планово-предупредитель­ ного ремонта морских и речных портовых, судоходных и судоподъ­ емных гидротехнических сооружений ремонты подразделяются на текущий и капитальный.

Ремонтные работы по сооружению должны производиться в полном соответствии с утвержденным проектом по капитальному ремонту и дефектной ведомостью по текущему ремонту. В процес­ се разработки и выбора методов и технологии ремонта, организа­ ции его осуществления, применяемые способы ремонта по гидротехническим сооружениям можно подразделить на следую­ щие четыре группы: профилактический, текущий, капитальный и аварийный.

В состав профилактического ремонта входят регулярно прово­ димые мероприятия по предупреждению физического износа со­ оружения и его элементов от воздействия агрессивной внешней среды и эксплуатационных факторов, исправлению мелких дефек­ тов и повреждений без вывода сооружения из эксплуатации. Про­ филактический ремонт включает все работы, связанные с защитой сооружения от коррозионных разрушений и мелких механических повреждений, как, например, окраска, штукатурка, различного ро­ да покрытия и облицовки, Текущий ремонт включает комплекс планово-предупредительных и срочных мероприятий, охватываю­ щих все работы по исправлению повреждений и разрушений, сме­ не отдельных изношенных элементов и крепежных деталей, а так­ же весь состав работ по профилактическому ремонту. Мероприя­ тия по текущему ремонту сооружения проводятся без вывода его из эксплуатации.

251


Капитальный ремонт предусматривает проведение строитель­ но-монтажных работ по восстановлению сильно поврежденных и разрушенных отдельных участков или всего сооружения, создаю­ щих угрозу устойчивости и прочности сооружения, а также рекон­

струкцию морально устаревших сооружений для

приведения их

технического состояния

в соответствии с новыми

требования­

ми и условиями работы.

 

с

проведением

Аварийный ремонт (внеплановый) связан

необходимых мероприятий для немедленной ликвидации последст­ вий аварии и быстрейшего ввода сооружений в эксплуатацию. Ава­ рийный ремонт, в зависимости от характера и размеров поврежде­ ний, может выполняться в два этапа: первый — временное восста­ новление разрушенных участков на период подготовки проектно­ технической документации и оборудования в соответствии с принятым способом ремонта; второй — капитально-восстановитель­ ный ремонт по утвержденному проекту.

В зависимости от условий производства работ и расположе­ ния поврежденных участков по высоте сооружения различают два вида ремонта: подводный и надводный (насухо). Ремонтные ра­ боты по приведению в исправное состояние разрушенных частей сооружения, расположенных в зоне переменного уровня, осущест­ вляются с применением обоих видов ремонта. Из-за кратковремен­ ности обсушки ремонт сооружения в зоне переменного уровня яв­ ляется весьма сложным и трудоемким мероприятием, требующим четкой организации и максимальной механизации работ. В случае, если не будет найден эффективный способ ремонта применительно для данной зоны, ремонтные работы проводятся с выполнением требований, предъявляемых к подводному ремонту.

Почти все старые гидротехнические сооружения, в том числе работающие в условиях агрессивной среды, возведены без специ­ альной тепло- и гидроизоляционной защиты, поэтому во многих случаях ремонт коррозионных разрушений сводится к осуществле­ нию надежных технологических и конструктивных мероприятий по обеспечению долговечности сооружения.

Вопросы финансирования и организации ремонта решаются з соответствии с указаниями «Положения о проведении планово­ предупредительного ремонта морских и речных портовых, судо­ ходных и судоподъемных гидротехнических сооружений» и «Пра­ вил технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов Министерства морского флота».

При производстве ремонта бетонных и железобетонных соору­ жений в надводной и подводной зонах, а также сооружений из ме­ талла, дерева и камня во всех зонах следует руководствоваться «Ведомственными техническими условиями на производство теку­ щих и капитальных ремонтов морских портовых гидротехнических сооружений» (ВСН 17-70/ММФ), а при ремонте бетонных и желе­ зобетонных сооружений в зоне переменного уровня — «ВТУ по ре­

монту

бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений

в зоне

переменного уровня».

252


Материалы, используемые при ремонтных работах, должны удо­ влетворять основным требованиям, предъявляемым к материалам, применяемым при строительстве морских гидротехнических соору­ жений.

В тяжелых гидрометеорологических условиях службы, кроме соблюдения указанных требований, должны осуществляться спе­ циальные конструктивные и технологические мероприятия по за­ щите сооружения, обеспечивающие его долговечность в соответст­ вии с указаниями выше названных ВТУ и ВСН 6-69/ММФ.

Способы ремонта и защиты гидротехнических сооружений. Для приведения в исправное состояние бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений, имеющих коррозионные разруше­ ния, рекомендуется применять: торкретирование и шпрнцбегонирование (набрызг-бетон); цементацию и силикатизацию; заделку бе­ тоном мест разрушения и устройство защитных обойм (обегонка); пленочные защитные покрытия из полимерных материалов на от­ дельно стоящих опорах. Эти способы находят применение при ре­ монте разных типов оградительных, причальных, берегоукрепитель­

ных, бетонных и железобетонных гидротехнических

сооружений.

В состав ремонта входят: подготовительные работы по очист­

ке разрушенных мест, заделке крепежных деталей,

восстановле­

нию арматуры и т. п.; опалубочные работы ■— изготовление и уста­ новка опалубки и внутриопалубочной арматуры и закладных де­ талей; бетонные работы по заделке разрушенных и поврежденных отдельных участков и конструктивных элементов сооружения; теп­ ло- и гидроизоляционные работы по устройству защиты для со­ оружений, работающих в агрессивной среде.

Подготовительные работы начинают с разделки разрушенных мест до прочного бетона с применением пневматических отбойных молотков и другого пригодного для этой цели инструмента и обору­ дования. После разделки и удаления разрушенного бетона всю по­ верхность ремонтируемого участка, расположенную выше рабочего горизонта воды, очищают сжатым воздухом с последующей промывкой водой, например при помощи цемент-пушки.

В сооружениях из массивовой кладки до установления опалуб­ ки во избежание утечки бетона или раствора при бетонировании пояса все вертикальные швы между массивами закрываются де­ ревянными клиньями или проконопачиваются смоляной прядью. Обеспечение надежной связи старого бетона с новым и повышен­ ной прочности монолитного пояса достигается путем его анкеров­

ки и армирования.

При технико-экономическом обосновании применительно к кон­ кретным объектам ремонта для усиления связи нового бетона со старым рекомендуется применять эпоксидную мастику, которая позволяет прочно приклеивать бетонную или растворную смесь к поверхности старого бетона. Ремонт бетонных и железобетонных конструкций производится путем нанесения на поврежденные уча­ стки слоя эпоксидной мастики и последующей заделки их бетоном или цементным раствором.

253


При ремонте железобетонных конструкций после разделки и очистки бетонной поверхности производится тщательный осмотр об­ наженной арматуры. Разрушенные коррозией участки арматурных стержней должны быть вырезаны и заменены вставками из новой арматуры путем сварки внахлестку. Плиты опалубки, а также пли­ ты-облицовки и теплозащиты крепятся к сооружению анкерными болтами с заершенными концами. Ниже приводится краткая ха­ рактеристика основных способов ремонта отдельных частей и кон­ структивных элементов сооружений.

Торкретирование и шприц-бетонирование (набрызг-бетон). Сущность этих способов ремонта сооружений состоит в нанесении на ремонтируемую поверхность цементного раствора под высоким давлением сжатого воздуха со скоростью 150 м/сек при помощи цемент-пушки или бетонной смеси (набрызг-бетон) со скоростью 100— 125 м/сек при помощи бетон-шприцмашины. Толщина торкрет­ ного слоя, наносимого за один раз, составляет 1,5—2,5 см, а для шприц-бетона — 5—7,5 см. Расстояние от сопла до поверхности ре­ монтируемой конструкции при работе цемент-пушки находится в пределах 0,7-—1,0 м, а для бетон-шприцмашины—•1,0— 1,2 м.

Для повышения прочности торкрета и усиления его связи со ста­ рым бетоном рекомендуется произвести армирование слоя, т. е. применить железоторкрет. Необходимо применять армирование и в том случае, когда наносится торкрет в несколько слоев с общей толщиной более 5 см. Для торкретирования рекомендуется приме­ нять цементные растворы составов 1:2 и 1:3 по весу. В шприц-бето­ не в качестве крупного заполнителя применяют щебень или гравий крупностью до 25 мм. В состав шприц-бетона вводятся специальные добавки — ускорители схватывания и твердения.

По данным исследований, наиболее универсальными (для раз­ личных цементов) оказались добавки фтористого натрия в коли­ честве 3% и комбинированная добавка, состоящая из 2% ОЭС и 1% NaF. Для шприц-бетонирования количество и толщина слоев, со­ став бетона, тип армирования определяются проектом ремонта сооружения и проектом производства работ.

В установку для нанесения шприц-бетона входят бетоншприцмашина, бетономешалка для перемешивания сухой смеси и меха­

низм

для загрузки

ее в бетон-шприцмашину.

Для

нанесения

шприц-бетона с I960

г., налажен серийный выпуск

машин типа

С-630А, производительность которых примерно в 3 раза

больше,

чем у цемент-пушек.

Эти машины отличаются более

равномерной

подачей материала к соплу на расстояние до

2 0 0

ж по горизонтали.

При производстве ремонтных работ торкретированием исполь­

зуются специальные

установки, включающие торкретный агрегат

(цемент-пушка со вспомогательными

устройствами), оборудова­

ние для питания сжатым воздухом и водой (компрессор,

водопро­

вод)

и систему шлангов. Если в процессе торкретирования давле­

ние в водопроводной сети больше 4

ат,

то можно подключать во­

дяной шланг цемент-пушки прямо в сеть водопровода

(минуя бак).

Непосредственно перед торкретированием и шприц-бетонированием

254


ремонтируемую поверхность бетона следует промыть воздушно-во­ дяной струей с последующей продувкой сжатым воздухом. При мно­ гослойном торкретировании каждый последующий слой при приме­ нении портландцементов наносится не ранее чем через 24 ч, а при глиноземистом цементе — через 5 ч. При многослойном шлрицбетонировании каждый последующий слой наносится через 2 0 мин после предыдущего.

Для образования железоторкретных покрытий рекомендуется применять металлические сетки из 3—4 мм проволоки с отверстия­ ми в свету 10X10 или 15X15 см.

Нанесение торкрета на вертикальную поверхность производит­ ся снизу вверх полосами. Нанесением первого слоя торкрета долж­ на быть закрыта арматура. При ремонте в приливо-отливной зоне торкретирование вертикальных поверхностей может производить­ ся как снизу вверх, так и сверху вниз. Уход за торкретным слоем, а также контроль качества и приемки работ осуществляются в

соответствии с указаниями СНиПШ -В. 1—70, пп.

10. 1— 10.

17.

Цементация и силикатизация.

Эти способы

ремонта

приме­

 

няются в тех случаях, когда возникает необходимость заделки зна­ чительных по ширине и глубине трещин в бетонных массивных блоках и монолитных элементах сооружений. Цементация или си­ ликатизация осуществляются путем инъекции цементного раствора (или теста) или жидкого стекла в скважины, минимальная глуби­ на которых при ремонте гравитационных причальных и огради­ тельных сооружений должна быть не менее 0,5 м. В отдельных случаях, в зависимости от вида и размеров трещин и других дефектов, а также в тонкостенных элементах могут быть приме­ нены как более глубокие, так и более мелкие скважины.

Инъекционные скважины обычно располагаются вдоль трещин в два ряда, в шахматном порядке, с наклоном около 45° для пе­ ресечения трещины на известной глубине от поверхности бетона. Цементация или силикатизация для заделки трещин в тонких конструкциях (сваи, сваи-оболочки, балки, плиты и др.) выполня­ ются непосредственно с поверхности с ограждением поврежден­ ного участка.

Перед началом инъекции тщательно очищают скважину путем продувки сжатым воздухом и промывки водой. В зависимости от размера трещин и пустот рекомендуется применять цементные растворы составом 1:1 и 1 :2 , а при узких трещинах —• цементное тесто. Подвижность инъектируемых растворов подбирается опыт­ ным путем. Инъекция производится при помощи насоса через гиб­ кий шланг, надетый на трубку, прочно вставленную в устье сква­ жины. Рабочее давление при цементации находится в пределах от 2 до 5 ат, а при силикатизации — от 5 до 15 ат.

Для силикатизации рекомендуется применять растворы жидко­ го стекла и хлористого кальция. При инъекции вначале подается жидкое стекло, а затем хлористый кальций. За последние годы для заделки трещин разработаны новые составы растворов на ос­ нове полимерных материалов (синтетических смол), которые про­

255