ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
условий для их технической эксплуатации. Различного рода раз рушения и повреждения сооружений могут быть легко и с малы ми затратами средств и рабочей силы устранены, если они обна ружены вскоре после их появления. Длительные задержки в про ведении текущего ремонта вызывают все прогрессирующие разру шения материала, а затем отдельных элементов и конструкций в целом. Это приводит к увеличению объема и стоимости ремонта, а иногда и к аварийному состоянию сооружения. Ремонт сооружений может потребоваться в связи с коррозионными разрушениями, появившимися в результате опасных местных деформаций мате риала в отдельных конструктивных элементах, а также возникно вением мгновенных или постоянно нарастающих общих дефор маций, создающих угрозу устойчивости и прочности соору жения.
Объемы и способы ремонта устанавливаются на основании ре зультатов подробных обследований технического состояния соору жения, проведенных не позже чем за 6 месяцев до фактического начала ремонтных работ, и должны служить основой для разра ботки проекта капитального ремонта сооружения. Запроектирован ный способ ремонта применительно к конкретным объектам должен быть обоснован сравнением его технико-экономических показателей с другими вариантами ремонта.
Согласно Положению о проведении планово-предупредитель ного ремонта морских и речных портовых, судоходных и судоподъ емных гидротехнических сооружений ремонты подразделяются на текущий и капитальный.
Ремонтные работы по сооружению должны производиться в полном соответствии с утвержденным проектом по капитальному ремонту и дефектной ведомостью по текущему ремонту. В процес се разработки и выбора методов и технологии ремонта, организа ции его осуществления, применяемые способы ремонта по гидротехническим сооружениям можно подразделить на следую щие четыре группы: профилактический, текущий, капитальный и аварийный.
В состав профилактического ремонта входят регулярно прово димые мероприятия по предупреждению физического износа со оружения и его элементов от воздействия агрессивной внешней среды и эксплуатационных факторов, исправлению мелких дефек тов и повреждений без вывода сооружения из эксплуатации. Про филактический ремонт включает все работы, связанные с защитой сооружения от коррозионных разрушений и мелких механических повреждений, как, например, окраска, штукатурка, различного ро да покрытия и облицовки, Текущий ремонт включает комплекс планово-предупредительных и срочных мероприятий, охватываю щих все работы по исправлению повреждений и разрушений, сме не отдельных изношенных элементов и крепежных деталей, а так же весь состав работ по профилактическому ремонту. Мероприя тия по текущему ремонту сооружения проводятся без вывода его из эксплуатации.
251
Капитальный ремонт предусматривает проведение строитель но-монтажных работ по восстановлению сильно поврежденных и разрушенных отдельных участков или всего сооружения, создаю щих угрозу устойчивости и прочности сооружения, а также рекон
струкцию морально устаревших сооружений для |
приведения их |
||
технического состояния |
в соответствии с новыми |
требования |
|
ми и условиями работы. |
|
с |
проведением |
Аварийный ремонт (внеплановый) связан |
необходимых мероприятий для немедленной ликвидации последст вий аварии и быстрейшего ввода сооружений в эксплуатацию. Ава рийный ремонт, в зависимости от характера и размеров поврежде ний, может выполняться в два этапа: первый — временное восста новление разрушенных участков на период подготовки проектно технической документации и оборудования в соответствии с принятым способом ремонта; второй — капитально-восстановитель ный ремонт по утвержденному проекту.
В зависимости от условий производства работ и расположе ния поврежденных участков по высоте сооружения различают два вида ремонта: подводный и надводный (насухо). Ремонтные ра боты по приведению в исправное состояние разрушенных частей сооружения, расположенных в зоне переменного уровня, осущест вляются с применением обоих видов ремонта. Из-за кратковремен ности обсушки ремонт сооружения в зоне переменного уровня яв ляется весьма сложным и трудоемким мероприятием, требующим четкой организации и максимальной механизации работ. В случае, если не будет найден эффективный способ ремонта применительно для данной зоны, ремонтные работы проводятся с выполнением требований, предъявляемых к подводному ремонту.
Почти все старые гидротехнические сооружения, в том числе работающие в условиях агрессивной среды, возведены без специ альной тепло- и гидроизоляционной защиты, поэтому во многих случаях ремонт коррозионных разрушений сводится к осуществле нию надежных технологических и конструктивных мероприятий по обеспечению долговечности сооружения.
Вопросы финансирования и организации ремонта решаются з соответствии с указаниями «Положения о проведении планово предупредительного ремонта морских и речных портовых, судо ходных и судоподъемных гидротехнических сооружений» и «Пра вил технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов Министерства морского флота».
При производстве ремонта бетонных и железобетонных соору жений в надводной и подводной зонах, а также сооружений из ме талла, дерева и камня во всех зонах следует руководствоваться «Ведомственными техническими условиями на производство теку щих и капитальных ремонтов морских портовых гидротехнических сооружений» (ВСН 17-70/ММФ), а при ремонте бетонных и желе зобетонных сооружений в зоне переменного уровня — «ВТУ по ре
монту |
бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений |
в зоне |
переменного уровня». |
252
Материалы, используемые при ремонтных работах, должны удо влетворять основным требованиям, предъявляемым к материалам, применяемым при строительстве морских гидротехнических соору жений.
В тяжелых гидрометеорологических условиях службы, кроме соблюдения указанных требований, должны осуществляться спе циальные конструктивные и технологические мероприятия по за щите сооружения, обеспечивающие его долговечность в соответст вии с указаниями выше названных ВТУ и ВСН 6-69/ММФ.
Способы ремонта и защиты гидротехнических сооружений. Для приведения в исправное состояние бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений, имеющих коррозионные разруше ния, рекомендуется применять: торкретирование и шпрнцбегонирование (набрызг-бетон); цементацию и силикатизацию; заделку бе тоном мест разрушения и устройство защитных обойм (обегонка); пленочные защитные покрытия из полимерных материалов на от дельно стоящих опорах. Эти способы находят применение при ре монте разных типов оградительных, причальных, берегоукрепитель
ных, бетонных и железобетонных гидротехнических |
сооружений. |
В состав ремонта входят: подготовительные работы по очист |
|
ке разрушенных мест, заделке крепежных деталей, |
восстановле |
нию арматуры и т. п.; опалубочные работы ■— изготовление и уста новка опалубки и внутриопалубочной арматуры и закладных де талей; бетонные работы по заделке разрушенных и поврежденных отдельных участков и конструктивных элементов сооружения; теп ло- и гидроизоляционные работы по устройству защиты для со оружений, работающих в агрессивной среде.
Подготовительные работы начинают с разделки разрушенных мест до прочного бетона с применением пневматических отбойных молотков и другого пригодного для этой цели инструмента и обору дования. После разделки и удаления разрушенного бетона всю по верхность ремонтируемого участка, расположенную выше рабочего горизонта воды, очищают сжатым воздухом с последующей промывкой водой, например при помощи цемент-пушки.
В сооружениях из массивовой кладки до установления опалуб ки во избежание утечки бетона или раствора при бетонировании пояса все вертикальные швы между массивами закрываются де ревянными клиньями или проконопачиваются смоляной прядью. Обеспечение надежной связи старого бетона с новым и повышен ной прочности монолитного пояса достигается путем его анкеров
ки и армирования.
При технико-экономическом обосновании применительно к кон кретным объектам ремонта для усиления связи нового бетона со старым рекомендуется применять эпоксидную мастику, которая позволяет прочно приклеивать бетонную или растворную смесь к поверхности старого бетона. Ремонт бетонных и железобетонных конструкций производится путем нанесения на поврежденные уча стки слоя эпоксидной мастики и последующей заделки их бетоном или цементным раствором.
253
При ремонте железобетонных конструкций после разделки и очистки бетонной поверхности производится тщательный осмотр об наженной арматуры. Разрушенные коррозией участки арматурных стержней должны быть вырезаны и заменены вставками из новой арматуры путем сварки внахлестку. Плиты опалубки, а также пли ты-облицовки и теплозащиты крепятся к сооружению анкерными болтами с заершенными концами. Ниже приводится краткая ха рактеристика основных способов ремонта отдельных частей и кон структивных элементов сооружений.
Торкретирование и шприц-бетонирование (набрызг-бетон). Сущность этих способов ремонта сооружений состоит в нанесении на ремонтируемую поверхность цементного раствора под высоким давлением сжатого воздуха со скоростью 150 м/сек при помощи цемент-пушки или бетонной смеси (набрызг-бетон) со скоростью 100— 125 м/сек при помощи бетон-шприцмашины. Толщина торкрет ного слоя, наносимого за один раз, составляет 1,5—2,5 см, а для шприц-бетона — 5—7,5 см. Расстояние от сопла до поверхности ре монтируемой конструкции при работе цемент-пушки находится в пределах 0,7-—1,0 м, а для бетон-шприцмашины—•1,0— 1,2 м.
Для повышения прочности торкрета и усиления его связи со ста рым бетоном рекомендуется произвести армирование слоя, т. е. применить железоторкрет. Необходимо применять армирование и в том случае, когда наносится торкрет в несколько слоев с общей толщиной более 5 см. Для торкретирования рекомендуется приме нять цементные растворы составов 1:2 и 1:3 по весу. В шприц-бето не в качестве крупного заполнителя применяют щебень или гравий крупностью до 25 мм. В состав шприц-бетона вводятся специальные добавки — ускорители схватывания и твердения.
По данным исследований, наиболее универсальными (для раз личных цементов) оказались добавки фтористого натрия в коли честве 3% и комбинированная добавка, состоящая из 2% ОЭС и 1% NaF. Для шприц-бетонирования количество и толщина слоев, со став бетона, тип армирования определяются проектом ремонта сооружения и проектом производства работ.
В установку для нанесения шприц-бетона входят бетоншприцмашина, бетономешалка для перемешивания сухой смеси и меха
низм |
для загрузки |
ее в бетон-шприцмашину. |
Для |
нанесения |
||||
шприц-бетона с I960 |
г., налажен серийный выпуск |
машин типа |
||||||
С-630А, производительность которых примерно в 3 раза |
больше, |
|||||||
чем у цемент-пушек. |
Эти машины отличаются более |
равномерной |
||||||
подачей материала к соплу на расстояние до |
2 0 0 |
ж по горизонтали. |
||||||
При производстве ремонтных работ торкретированием исполь |
||||||||
зуются специальные |
установки, включающие торкретный агрегат |
|||||||
(цемент-пушка со вспомогательными |
устройствами), оборудова |
|||||||
ние для питания сжатым воздухом и водой (компрессор, |
водопро |
|||||||
вод) |
и систему шлангов. Если в процессе торкретирования давле |
|||||||
ние в водопроводной сети больше 4 |
ат, |
то можно подключать во |
||||||
дяной шланг цемент-пушки прямо в сеть водопровода |
(минуя бак). |
Непосредственно перед торкретированием и шприц-бетонированием
254
ремонтируемую поверхность бетона следует промыть воздушно-во дяной струей с последующей продувкой сжатым воздухом. При мно гослойном торкретировании каждый последующий слой при приме нении портландцементов наносится не ранее чем через 24 ч, а при глиноземистом цементе — через 5 ч. При многослойном шлрицбетонировании каждый последующий слой наносится через 2 0 мин после предыдущего.
Для образования железоторкретных покрытий рекомендуется применять металлические сетки из 3—4 мм проволоки с отверстия ми в свету 10X10 или 15X15 см.
Нанесение торкрета на вертикальную поверхность производит ся снизу вверх полосами. Нанесением первого слоя торкрета долж на быть закрыта арматура. При ремонте в приливо-отливной зоне торкретирование вертикальных поверхностей может производить ся как снизу вверх, так и сверху вниз. Уход за торкретным слоем, а также контроль качества и приемки работ осуществляются в
соответствии с указаниями СНиПШ -В. 1—70, пп. |
10. 1— 10. |
17. |
|
Цементация и силикатизация. |
Эти способы |
ремонта |
приме |
|
няются в тех случаях, когда возникает необходимость заделки зна чительных по ширине и глубине трещин в бетонных массивных блоках и монолитных элементах сооружений. Цементация или си ликатизация осуществляются путем инъекции цементного раствора (или теста) или жидкого стекла в скважины, минимальная глуби на которых при ремонте гравитационных причальных и огради тельных сооружений должна быть не менее 0,5 м. В отдельных случаях, в зависимости от вида и размеров трещин и других дефектов, а также в тонкостенных элементах могут быть приме нены как более глубокие, так и более мелкие скважины.
Инъекционные скважины обычно располагаются вдоль трещин в два ряда, в шахматном порядке, с наклоном около 45° для пе ресечения трещины на известной глубине от поверхности бетона. Цементация или силикатизация для заделки трещин в тонких конструкциях (сваи, сваи-оболочки, балки, плиты и др.) выполня ются непосредственно с поверхности с ограждением поврежден ного участка.
Перед началом инъекции тщательно очищают скважину путем продувки сжатым воздухом и промывки водой. В зависимости от размера трещин и пустот рекомендуется применять цементные растворы составом 1:1 и 1 :2 , а при узких трещинах —• цементное тесто. Подвижность инъектируемых растворов подбирается опыт ным путем. Инъекция производится при помощи насоса через гиб кий шланг, надетый на трубку, прочно вставленную в устье сква жины. Рабочее давление при цементации находится в пределах от 2 до 5 ат, а при силикатизации — от 5 до 15 ат.
Для силикатизации рекомендуется применять растворы жидко го стекла и хлористого кальция. При инъекции вначале подается жидкое стекло, а затем хлористый кальций. За последние годы для заделки трещин разработаны новые составы растворов на ос нове полимерных материалов (синтетических смол), которые про
255