Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ходят опытное

применение

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производственных

условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробные

рекомендации

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

производству

цементационных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работ приведены

в техничес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ких указаниях

по цементации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трещин, возникающих в бетоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бетонирование (заделка от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидротехнических

сооружений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дельных

мест

разрушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ВСН-05-03).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н устройство

защитных обойм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

заделки

разрушенных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мест в сооружении могут быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применены

различные

методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бетонирования

под

водой и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насухо.

 

Для ремонта

каверн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и брешей,

частично или пол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ностью

 

расположенных

ниже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочего горизонта воды, ре­

Рис. 152.

Схема ремонта с применениемм м ; 2 —

комендуется

 

применять

 

сле­

деревянной

опалубки3

 

 

4 —

 

 

 

дующие

методы

подводного

и растворонасоса:

/ — анкерный

м м ; 5

диаметром

30

 

6

 

бетонирования:

при

помощи

болт

штуцер

смотровое

отверстие;

 

 

кран;

 

вертикально

перемещающихся

диаметром

50

 

 

м м

 

штуцера;

 

 

— фланец

 

прокладки;

7 — заершенные

штыри диамет­

труб

(ВПТ),

раздельный —

 

 

ром

20

 

 

 

 

 

 

 

по способу

восходящего

раст­

крупного заполнителя

в раствор

 

вора (ВР) и втапливания

(ВК); втрамбовывания;

укладки

бетона в мешках; заливки цементного раствора при помощи растворонаеосов.

Заделка каверн мешками с бетоном используется как времен­ ная мера аварийного ремонта, а также в местах, хорошо защищен­ ных от воздействия волнения.

Для заделки каверн путем заливки их цементным раствором при помощи растворонасосов применяется инвентарная деревян­ ная или металлическая опалубка, закрепляемая на анкерных бол­ тах вплотную к бетонной поверхности (рис. 152). Заполнение ка­ верны цементным раствором производится растворонасосом через штуцеры, установленные в опалубке. Состав раствора и его под­ вижность подбираются опытным путем в зависимости от размеров каверны и места ее расположения на сооружении.

До бетонирования подводной части опоры надо произвести более глубокую разделку старого бетона с устройством горизонтальных площадок на глубину разделки на уровне начала и конца каверны. На ремонтируемом участке восстанавливается поврежденная арма­ тура и прочно закрепляется к рабочей арматуре элемента. На под­ готовленную для ремонта опору устанавливается и закрепляется опалубка из 4-мм листовой стали. При значительной высоте по­ врежденного участка опалубку набирают из отдельных секций вы-

256



I

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

154. Трехслойная защитная обой­

 

 

 

 

 

 

 

ма для ремонта свай-оболочек с тре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щинами

в

 

надводной

 

зоне:

3

 

 

 

 

 

 

 

1

— опалубка

из

 

деревянных щитов;

2

 

 

 

 

 

 

 

крепежные

скобы

 

с болтами

М-16;

 

 

 

 

 

 

 

 

скорлупа

из БК.С;

4

— сетка

из

проволоки

 

 

 

 

 

 

 

для

армирования

 

слоя из БКС;

5

— арма­

 

 

 

 

 

 

 

турная

сетка

из

проволоки

диаметром

 

 

 

 

 

 

 

5

м м

в 2

слоя;

6

— бетон омоноличивания;

Рис. 153. Схема ремонта железобетонных

 

7 — скрутки

для

подвески

опалубки

сотой

1,5 — 2,0 м. По всей вы­

свай с применением

инвентарной3

опа­

соте опалубки

по двум проти­

6

 

лубки4:

— бортик;

5 — ниж­

воположным

 

сторонам

делают

становленная

арматура;

входные отверстия

с

приспо­

7— вкладыш;

2

— щитовая

опалубка;

 

— вос­

соблением

 

 

для подключения

ний пояс; — хомут; 7 — цементный

раствор

 

 

 

 

или

бетон

 

 

шланга

растворонасоса.

 

На

 

 

 

 

 

 

 

конце шланга необходимо по­

Подаваемый

 

 

 

 

ставить

кран.

 

 

 

 

 

 

в нижнее отверстие опалубки раствор под давле­

нием поднимается вверх и заполняет полость каверны. По мере ее заполнения шланг переставляют в расположенное выше отверстие до полного заполнения полости разрушенной части опоры. Проме­ жуток времени между окончанием очистки каверны и началом бетонирования должен быть минимальным, а работы по бетони­ рованию производятся без перерыва. Участки железобетонных свай с крупными разрушениями могут быть отремонтированы пу­ тем обетонки свай в металлической или деревянной опалубке, имеющей зазор 10—15 см между поверхностью сваи и опалубки; Схема ремонта по этому способу показана на рис. 153.

Строительными организациями треста Балтморгидростроц в 1970— 1972 гг. для ремонта железобетонных свай-оболочек в над­ водной части и в зоне переменного уровня применен рекомендо­ ванный Ленморниипроектом способ устройства защитной трех­ слойной обоймы высотой 1,5 м. Обойма состоит из монолитного.

9—5148

257


железобетонного пояса и сборного теплоизоляционного пояса из скорлуп (полуцилиндров) толщиной 8 см в деревянной опалубке из 25-жж досок (рис. 154).

Для приготовления теплоизоляционного материала из-за от­ сутствия шлака в качестве заполнителя применяли керамзитовые гравий и крошку. Вместо недостающей пылевидной фракции до­ бавляли цемент. Содержание битума в смеси составляло около 30% -

Объемный вес битумно-керамзитовой

смеси

(БКС)

был

равен

1,5—1,8

Т/м3.

На

внутренней поверхности, собранной из двух

по­

ловинок опалубки,

устраивалось

армирование для слоя БКС

пу­

тем забивки

в шахматном порядке гвоздей через

каждые

2 0

см

и обвязки их проволокой диаметром

1,5

мм

на расстоянии

около

6 см

от опалубки.

 

м

 

сделан из листового металла

Внутренний кондуктор (шаблон)

в форме цилиндра высотой 1,6

 

и диаметром

1,5 ж из двух по­

ловинок, соединенных болтами.

Подготовленный

кондуктор

с на­

ружной поверхности обертывали рулонной бумагой

(в 3—4 слоя)

и обвязывали по периметру проволокой для устранения примыка­ ния БКС к металлическому кондуктору. После установки кондук­ тора в опалубку производили заливку горячей БКС. После ос­ тывания смеси до температуры окружающего воздуха кондуктор вынимали, а скорлупу в опалубке переносили автокраном к месту хранения.

Наводку скорлуп производили поочередно. При помощи под­ весных площадок понтона выравнивали половинки скорлуп на свае-оболочке и устанавливали их в проектное положение. После закрепления производили омоноличивание бетоном, и на этом за­ канчивался ремонт каждой сваи-оболочки с устройством трех­ слойной защитной обоймы.

Устройство монолитного армированного бетонного пояса. Этот способ применяется при значительных по глубине повреждениях и большой протяженности их вдоль сооружения. Монолитный по­ яс устанавливается по высоте сооружения в пределах разрушен­ ного участка и по длине на всем протяжении лицевой грани соо­ ружения или отдельного участка. Толщина пояса определяется в зависимости от способа бетонирования и применяемого для это­ го оборудования; она находится в пределах от 20 до 30 см и зада­ ется проектом. Для причальных сооружений пояс не должен вы­ ступать за пределы выноса отбойной рамы. Расстояние между внешними вертикальными гранями пояса и отбойными устрой­ ствами должно составлять не менее 1 0 см.

При устройстве монолитного пояса бетонирование его может выполняться по методам ВПТ, ВР и втрамбовывания с примене­ нием временной деревянной и постоянной железобетонной опалуб­ ки в виде плит. Бетонирование методом ВПТ рекомендуется при­ менять при расположении каверн и низа монолитного пояса на глубине более 1 м при значительных объемах подводных работ, а методом ВР без применения шахт на глубинах до 3 м. После окон­ чания бетонирования надводные поверхности на законченных уча-

258


стках пояса закрываются дос­ ками для защиты от размыва водой и механических по­ вреждений (рис. 155).

При выполнении подвод­ ного бетонирования по реко­ мендованным способам надле­ жит руководствоваться указа­ ниями СНиП Ш -В 1—70, а также специальными правила­ ми и техническими условиями на производство этих работ.

 

Пленочные

защитные по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крытия из полимерных мате­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

риалов

на

 

отдельно

стоящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опорах.

В

результате

исследо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ваний,

проведенных

многими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

научными

 

 

организациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

страны, установлено, что на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иболее

эффективными

явля­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ются

покрытия,

изготовленные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

основе

эпоксидных

 

смол,

Рис. 155. Схема устройства армирован-

которые обладают целым ря­

дом

ценных

физико-химичес­

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ких

 

и

технических

 

свойств,

ного бетонного пояса на стенке из мас-

 

 

сивовой

 

кладки

(при

высотем каверны

в том

 

числе

хорошей

адгези­

до 11,4

 

 

бетонирование

методом «ост­

ей

и

высокой

механической

ровка»,

 

при

высоте

более

1,4

 

— мето­

прочностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дом ВПТ):

 

 

 

щит

 

 

 

 

 

1

— прижимной брус;

2

— деревянный

 

Материалы,

полученные на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

толщиной— болт

 

30опалубки

ящичногодеревянныетипавкладышииз досок;

основе

эпоксидных смол

(ма­

 

м м ,

3

 

 

 

 

 

м м ;

7

 

 

 

4

 

стики,

клеи

и

лаки),

 

могут

 

м м ;

 

мбруса;

,

 

 

 

 

 

мас­

 

крепления

забитый в шов между

 

через 1,5

 

 

— анкера

(ерши)

 

диаметром

применяться при ремонте бе­

сивами;

 

5 — анкер

для

крепления

опалубки

20ром 16

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длиной 350удерживающий— арматураанкердиамет; 9 ­

тонных и железобетонных кон­

 

 

 

 

скрутка из

проволоки

 

 

 

струкций

морских

гидротех­

 

 

м м ;

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см).

 

нических сооружений во всех зонах для заделки трещин,

мелких

раковин, каверн, выколов небольшой

 

 

глубины

(до

10

 

 

При

значительных

объемах

каверн и отколов

 

 

эпоксидные

 

мастики

применяются как связующий слой между старым

(затвердевшим)

и свежеуложенным бетоном, а

также могут

быть

использованы

для

склеивания различных бетонных элементов

между собой.

 

Эпоксидные мастики рекомендуется также применять в качест­

ве антикоррозионных покрытий бетонных, железобетонных и ме­ таллических конструкций во всех зонах по высоте сооружения. В зависимости от назначения и технологии нанесения эпоксидной мастики состав ее изменяется в широких пределах и определяется экспериментальным путем.

За последние годы ОИИМФ и Ленморниипроект разработали ряд композиций эпоксидных мастик для ремонта и защиты

9* 259