Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 157. Элементы характеристики поперечного профиля судо ходного канала

заметного уменьшения суммарного слоя удаляемых наносов уже не получается. Следует также учитывать, что при малых толщинах удаляемого слоя грунта существенно снижается производитель­ ность дноуглубительного снаряда; соответственно возрастает стоимость работ.

Кроме глубины, габаритные размеры судоходной акватории оп­ ределяются ее размерами в плане. Для канала этими размерами являются ширина и длина. При проектировании канала и при под­ счетах объемов работ приходится учитывать несколько размеров ширины канала, характеризующих его поперечный профиль (рис.

157 и 158:

Во

— ширину

 

на отметке

Н0

полной или проектной

глубины,

Вп

— ширину на отметке

навигационной глубины Я н,

В в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вя, — ширину на отметке верхних бровок канала. На каналах пол­

ного профиля вместо

В п

в габаритах канала учитывается ширина

измеряемая на отметке 0Вглубин.

 

 

Навигационная

ширина

а

устанавливается в зависимости от

режима пропуска

судов по каналу (одностороннее или двусторон­

нее движение), технических и навигационных характеристик рас­ четного судна, скоростей ветра и течения, лимитирующих возмож­ ность прохода судна по каналу, устойчивости откосов прорези и интенсивности отложения наносов на них, а также величины Со —

бокового уклонения судна вследствие зарыскивания

и из-за нави­

гационных ошибок.

 

Величина

Вн

определяется по формулам:

. ,

 

для канала с односторонним движением

Вп = В» + 2С] -'г АВ',

266



Р и с . 158. Элем енты дополнительны х характеристи к габар и тов к анала

 

 

 

 

с двусторон н и м движ ением

 

 

 

 

 

 

для канала с двусторонним движением

С

+

кВ,

 

 

 

 

 

где

В м

= 25„ + 2Cj +

 

уровне

 

навигационной

С і— ширина маневровой полосы на

 

 

 

 

 

глубины;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

— запас ширины между маневровой полосой и откосом ка­

 

 

В

 

нала;

между маневровыми полосами;

 

 

 

А

 

— запас ширины

 

 

 

 

 

— запас ширины

на заносимость

откосов канала.

 

 

 

Ширина маневровой полосы зависит от длины,

ширины и ско­

рости движения судна, а также от углов сноса

at

и дрейфа

as.

В

 

 

нормах технологического проектирования морских каналов приво­ дятся величины этих углов в зависимости от скоростей судна и те­ чения, а также от курсовых углов направлений течения и кажуще­

867


гося ветра. На поворотах трассы канала ширину его необходимо увеличивать. Порядок определения величины уширения излагает­

ся

в Нормах

технологического

проектирования

морских

каналов.

 

нередко приходится

решать

В

процессе эксплуатации портов

вопросы возможности разового приема судна, превышающего по своим характеристикам расчетное для данного порта. В этих слу­ чаях необходимо учитывать вышеизложенные требования в отно­ шении судоходных габаритов и при выполнении поверочных рас­ четов пользоваться указаниями Норм технологического проекти­

рования.

Наблюдение за состоянием судоходных акваторий. При проек­ тировании новых портовых акваторий и каналов, а также при про­ ектировании развития существующих морских путей многие ис­ ходные данные, закладываемые в расчет габаритов, носят предпо­ ложительный характер. Например, нельзя заранее точно предуга­ дать интенсивность заносимости искусственных прорезей, величину естественных углов откосов, действительные углы сноса и дрейфа проходящих судов II другие величины. Вместе с тем поддержание на высоком уровне гарантии излишних размеров судоходных га­ баритов существенно и неоправданно повышает эксплуатационные

расходы порта.

В то же время утрата габаритов, потребность в которых дикту­ ется характером эксплуатационной деятельности пор га, может при­ нести не только большой материальный ущерб, но и создать ава­ рийную ситуацию для судоходства. Действительные габариты ак­ ваторий порта и водных подходов к нему постоянно изменяются под влиянием гидрометеорологических факторов, а иногда и в ре­ зультате засорения. Поэтому действующими Правилами техниче­ ской эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов ММФ предусматривается систематическое наблюдение за

состоянием судоходных габаритов.

Объектами срочных (регулярных) наблюдений являются: уро­ вень воды в порту, глубины на акватории, и особенно тщательно на ее судоходных частях. Кроме того, должно осуществляться си­ стематическое наблюдение за очисткой дна от посторонних предме­ тов и за очисткой поверхности акваторий от плавающих предметов, нефтепродуктов и т. п. Наблюдение за акваторией служит источ­ ником постоянной информации о состоянии судоходных габари­ тов, о величине заносимости каналов, о фактах засорения дна или поверхности акватории, в том числе о наличии затопленных судов,

якорей и т. п.

Основным средством наблюдений за состоянием габаритов и заносимостью акватории являются контрольные промеры глубин. Действующей «Технической инструкцией по производству промер­ ных работ на морских дноуглубительных объектах ММФ» на ак­ ваториях с годовым слоем наносов более 30 см контрольные про­ меры должны производиться ежемесячно, а на акваториях с годо­ вым слоем наноса менее 30 см — один раз в 3 месяца.

268


Подробность промеров по интервалам между профилями (гал­ сами) установлена в этой Инструкции различной в зависимости

от протяженностим, ,ширины и рельефа дна фарватера. Промерные

точки на

поперечных

профилях

назначаются

при

плавном

 

рель­

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

м;

 

ефе дна через 10 при сложном — через 5 ж. У сооружений про­

мерные м

точки

м;

 

 

м

должны

 

м;

 

 

м

 

 

на профилях

 

располагаться

 

 

 

м.

от 0

до 5

— через

1,0

 

 

от

следующим образом: на участке

 

 

5 до 10

— через 2,5

 

от 10 до

20

 

— через 5,0

 

от 20

 

 

и все

последующие точки — через 10 Организация контрольных промеров должна обеспечивать воз­

можность сопоставления результатов промеров, выполняемых на данном объекте в разные периоды. Для этого промерные работы следует базировать на постоянной плановой и высотной опорной се­ ти. Морская триангуляция должна опираться своими начальными и конечными сторонами на береговые пункты. Для высотного обо­ снования промера устанавливаются водомерные посты, которые привязываются к прибрежным постам по горизонту воды при шти­ левой погоде или при помощи средств связи.

На морских каналах большой протяженности, выходящих в мо­ ре на значительное удаление от берега, удобно применять систе­ му радиослужбы уровня с использованием радиорейки, предложен­

ной В. И. Степановым. Такая система успешно применяется

на

Волго-Каспийском канале. Радиорейка— это установленный

на

сваях и помещенный в металлический футляр небольшой радио­ передатчик с источником питания, непрерывно излучающий пре­ рывистые тональные импульсы. Роторы контурных конденсаторов радиопередатчика соединены с поплавковым устройством. С изме­ нением* уровня воды изменяется частота, излучаемая радиопередат­

чиком.

Радиоприемник, используемый в системе службы уровня, име­ ет такой же диапазон частот, что и передатчик; шкала приемника проградуирована в сантиметрах горизонта воды. Настроив прием­ ник на максимум громкости сигнала передатчика радиорейки, на шкале читают показания горизонта воды. Радиус действия радио­ рейки при аппаратуре, применяемой на Волго-Каспийском кана­ ле, составляет 7 км. Одна радиорейка может обслуживать участок канала протяженностью 14 км, а пользоваться ее показаниями могут не только промерные партии. При наличии установленных приемников службой уровня пользуются также дноуглубительные снаряды для регулирования глубины черпания и суда, проходя­ щие по каналуПроведенные испытания показали, что точность действия радиослужбы уровня составляет 1—2 см.

Закрепление и фиксация промерных профилей в плане осу­ ществляются по выставленным сторны-м знакам. На каналах, удаленных от берега, для этих целей применяется способ обрат­ ных насечек, заключающийся в одновременном измерении с про­ мерного судна двух горизонтальных углов между береговыми ори­ ентирами при помощи промерного секстана. Путем накопления промерных материалов, подготавливаемых и обрабатываемых по

269