ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
Линейным навигационным створом называется система соору женных на заданной линии двух-трех огней или знаков, с помощью которых осуществляется безопасное плавание судов в пределах определенной зоны вдоль оси канала.
Мореплаватель следит за тем, чтобы огни или знаки находи лись один над другим на общей вертикали. Об уклонении судна от створа он узнает, обнаружив наклон воображаемой прямой линии, проходящей через центры огней или знаков. Линейный на вигационный створ применяется для обеспечения безопасного пла вания по длинным прямолинейным каналам, каким, например, яв ляется Ленинградский морской канал.
Прицельный и щелевой створы состоят из системы трех зна ков (огней), расположенных в вершинах равнобедренного треу гольника так, что высота треугольника совмещается с заданным направлением (осью фарватера). Прицельный створ обеспечивает плавание по заданному направлению в пределах узкой полосы, а щелевой — в пределах узкого сектора, симметричного оси канала
или фарватера.
Перспективный створ состоит из системы нескольких пар зна ков (огней), расположенных через равные расстояния таким обра зом, что ось симметрии всей системы совпадает с заданным на правлением.
Створы играют значительную роль в системе навигационного оборудования. Они дают высокую точность следования судна в за данном направлении, позволяют осуществлять непрерывный кон троль положения судна относительно оси канала. Для пользова ния створами на судах не требуется устанавливать какую-либо сложную аппаратуру. Определение места судна осуществляется быстро и надежно независимо от силы ветра, волнения и ледовой обстановки, при которой может осуществляться плавание.
Современное оборудование створных знаков допускает дли тельные сроки их непрерывного автономного действия, а при не обходимости и дистанционное управление. Однако основной.недо статок навигационных створов, так же как и всех других зритель ных средств навигационного оборудования, заключается в полной их зависимости от степени прозрачности атмосферы.
На морских каналах применяется также метод сети навигаци онных ориентиров. Однако этот метод при плавании по каналам неудобен в том отношении, что требуется очень часто определять место судна. Например, при ширине канала 100 м, скорости хода 12 узлов и допустимой ошибке в курсе не более 2°, частота опре деления должна быть не реже одного раза в четыре минуты. В эти четыре минуты входит время определения линий положения и их прокладки на планшете или карте.
Обеспечение безопасности прохода судов в узкостях решается также методом использования предостерегательных знаков. Даль ность действия этих средств навигационного оборудования должна быть достаточной для опознания района и ориентировки судна относительно навигационных опасностей. Навигационные опас-,
276
пости, лежащие вблизи бровок канала (банки, мели, гряды и т. п.), ограждаются по системе четырех основных направлений по компасу.
Плавучими предостерегательными знаками (ППЗ) являются вехи, светящие и несветящие буи определенной окраски, характе ристики и с различным цветом огня (для светящих буев). К ука занным знакам относятся северные, южные, западные, восточные,
крестовые вехи и буи.
Бровки канала и фарватера ограждаются по системе, указыва ющей положение их сторон относительно пути следования судна. Кроме того, с помощью ППЗ могут обозначаться оси каналов и фарватеров, подходные и поворотные точки, а также точки соеди нения и разъединения каналов.
При использовании системы ППЗ для ограждения кромок ка налов знаки должны выставляться на одной линии по сторонам ка нала, располагаться симметрично и через равные промежутки. Ра счет расстояния между ППЗ при ограждении сторон канала ре шается следующим образом. Мореплаватель при плавании по каналу должен видеть по курсу судна не менее двух пар знаков. Наихудший случай будет, когда мореплаватель, следующий по оси канала, находится на траверзе одной из пар знаков. Значит уд военное расстояние между знаками 2L должно равняться дально сти видимости знаков X. Следовательно, разнос L между сосед-
ними парами знаков должен быть не более L = - у .
Дальность видимости определяется обычным методом по ви димой площади силуэта и условиям наблюдения. Ориенти рование мореплавателя относительно навигационных опасностей в условиях пониженной видимости осуществляется также звуко сигнальными средствами. Для обеспечения надежности действия ограждения опасности требуется, чтобы дальность действия звукосигнального средства обеспечивала мореплавателю слы шимость звуковых сигналов еще на подходе к участку расположе
ния опасности.
Обеспечение подхода судов к местам якорных стоянок решает ся методом использования створного и секторного оборудования,, опознавательных знаков, ППЗ. Так же как и для решения преды дущих задач, на навигационных ориентирах, кроме светотехни ческих средств предусматриваются звукосигнальные средства и
массивные радиолокационные отражатели.
Ни один из рассмотренных методов навигационного оборудо вания каналов не является универсальным; все они зависят от ус ловий видимости, навигационно-гидрометеорологических особенно стей района. Поэтому для полноценного оснащения судоходных путей порта навигационным оборудованием требуется комплексное применение различных методов и средств, взаимоувязанных и до
полняющих друг друга.
Развитие сети навигационных ориентиров и расстановка средств навигационного оборудования должны быть такими, чтобы при
277
/
Р и с . 162. С х е м а определения величины д оп усти м ого бокового уклонения с у д на от оси кан ал а:
1 — о с ь ф а р в а т е р а ; 2 — г р а н и ц а с т в о р н о й з о н ы ; 3 — к р о м к а ф а р в а т е р а
наименьшем числе навигационных ориентиров обеспечить макси мально возможную точность определения места судна при конкрет ных навигационно-гидрографических условиях в районе.
Установленные на берегу ориентиры должны иметь дальность действия, необходимую как для опознания берега и определения места судна при подходе с моря, так и для плавания вблизи бере гов. При подходе к начальной точке канала, если нет приемного буя, точность определения судна М доп должна быть не менее величины допустимого бокового уклонения судна от оси канала Рк. Такое же требование предъявляется к створным знакам, обес печивающим движение судов по узким фарватерам и искусствен ным каналам. Величина Р к зависит от ширины фарватера и харак теристики судна, она определяется по формуле (см. рис. 162)
где |
В |
Р к = 0,5-В —(Яо т Ядл 4- 0,5<7c o s С°), |
|
м; |
Р 0 |
— ширина канала на уровне проходной глубины, |
|
||
|
— опасное уклонение за счет ошибки в курсе |
движения |
||
|
|
|
|
судна, |
м; Р 0 = |
0,54 |
vtw; |
м |
|
|
|
LC°\ |
|
|
Ядл — ошибка за счет длины судна, |
; Ядл = |
0,0175 |
|
|||||||||
0,5 qcosC°— проекция сечения канала при угле сноса; |
|
|
||||||||||
V |
|
— скорость судна, узлы; |
град; |
|
|
|
|
|
|
|||
t |
— время лежания на неверном курсе, |
мин; |
|
|
м. |
|||||||
L |
|
|
|
|
||||||||
|
о — ошибка в курсе судна, |
|
|
или до форштевня, |
|
|||||||
|
|
— длина судна от рубки до кормы |
|
Величина. Як всегда должна быть несколько меньше полушири ны фарватера, что дает возможность иметь запас чистой воды. Для обеспечения требуемой дальности видимости навигационный ори ентир выставляется в соответствующем месте с учетом прозрачно сти атмосферы, характерной для данного района и условий види
мости с моря.
К источникам света навигационных ориентиров предъявляются следующие требования: наибольшая яркость, равномерность и на правленность излучения в зависимости от принципа построения
278
оптической системы, наибольшая световая отдача, т. е. большой световой поток при малой потребляемой мощности, четкое отли чие от окружающих посторонних огней, длительность срока служ бы и надежность действия.
При плавании по каналам створное оборудование должно обе спечивать необходимую для безопасного плавания величину бо кового уклонения по всей длине канала. Выбор вида створа для оборудования канала зависит от ширины канала, технико-эксплу атационных характеристик судов, географического положения и условий видимости в районе.
Створные огни должны обнаруживаться на пределе дально сти действия и быть видными на всем протяжении его ходовой ча сти, при этом характер и характеристика огней должны оставаться неизменными и способствовать решению зрительной задачи при плавании по створу. При выборе характеристики створных огней необходимо руководствоваться следующими #соображениями:
лучшими створными огнями являются белые и красные. Они ре комендуются во всех случаях, если распознавание их среди окру жающих огней не связано с большими трудностями;
при использовании проблесковых огней во всех случаях долж на обеспечиваться их синхронная работа. Продолжительность про блесков должна быть не менее 0,3 сек;
характеристики огней на знаках должны быть такими, чтобы они обеспечивали их отличие от других огней, удобное их наблю дение и не утомляли глаз наблюдателя;
чем уже канал, тем чаще должны совпадать проблески перед них и задних створных огней.
В действующей технической инструкции приводится таблица наиболее целесообразных комбинаций характеристик действия створных огней.
Изложенные рекомендации в отношении характеристики створ ных огней относятся и к другим используемым системам оптическо го навигационного оборудования для обеспечения плавания в за данном направлении. Отмеченные недостатки оптических систем судоходной обстановки, постоянно возрастающие размеры и ско рость движения морских судов, а также повышение оживленности судоходства на морских каналах и в портовых акваториях заста вили изыскивать принципиально новые средства ориентации судов, пригодные к использованию в любую погоду. Наиболее универ сальными и эффективными оказались средства, основанные на ис пользовании методов радиолокации.
Радиолокационными называются способы определения места» основанные на использовании отражения ультракоротковолновых колебаний, излучаемых передатчиком радиолокационной станции. Радиолокационная станция (Р Л С )— это радиотехническая уста новка, предназначенная для определения местоположения (рас стояния II направления) объектов путем измерения промежутка времени между моментом посылки импульса л моментом регист рации сигнала, отраженного от пассивных (берегов, судов, айсбер
279