Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новлены «Правилами устройства и безопасной эксплуатации гру­ зоподъемных кранов» Госгортехнадзора С ССР .

3.Должна быть обеспечена бесперебойная работа водоотво­ дящих устройств. Переувлажнение подстилающих грунтов в зо­ не покрановых путей приводит к их размягчению и потере устой­ чивости. Неисправность водоотводящих устройств является од­

ной из основных причин значительных просадок подкрановых путей.

4.Мусор и какие бы то ни было посторонние предметы, попав­ шие в прирельсовые канавки подкранового пути, должны немед­ ленно удаляться. В зимнее время прирельсовые канавки должны систематически очищаться от снега и льда.

5.Концевые крановые упоры всегда должны быть в полной исправности. При ремонтных работах, связанных с временным демонтажем концевых упоров, обязательна установка вместо них временных упорных приспособлений.

6.Штабели грузов должны находиться на расстоянии не бли­ же 2 м от наружной (обращенной в сторону штабеля) грани под­ кранового рельса.

Исследованиями установлено, что при работе портальных кра­ нов на подкрановом пути со значительной разновысотностью рель­ сов фактические опорные давления могут в 1,5—1,6 раза превы­ шать максимальные расчетные величины, определенные без уче­ та неровностей подкранового пути.

На величину опорного давления от перегрузочных машин ока­ зывают влияние следующие основные факторы:

точность укладки подкранового пути, податливость портала машины; податливость подкранового пути.

Максимальные опорные давления при неточной укладке под­ кранового пути зависят от геометрической величины зазора h под одной из опорных точек воображаемого невесомого и недеформируемого четырехопорного портала, или, иначе говоря, от ве­ личины отклонения этой опорной точки от плоскости, проведенной через три остальные точки. Максимальные опорные давления за­

висят также от податливости (способности

деформироваться)

портала крана и подкранового пути. Чем жестче портал

и под­

крановые пути, тем больше сказываются на

величине

опорных

давлений неровности путей. При определенном значении

h = h max

величи­

величина опорных давлений достигает

1,5— 1,6

расчетной

ны, определенной для идеально ровного подкранового пути.

Исследованиями В. Б. Резникова

установлено, что

опорные

давления превышают расчетные не более чем на 10—15% практически для всех основных систем используемых в портах портальных кранов при значениях /гпред= 12 мм для жестких под­ крановых путей и /іцреД=24 мм для подкрановых путей на шпаль­ ном основании.

Увеличение опорных давлений из-за разновысотности подкра­ новых рельсов отрицательно сказывается как на состоянии пере^

1 1 * 323


грузочных машин, вызывая преждевременный износ и поломки их конструктивных элементов, так и на поведении подкранового пу­ ти, деформации которого под воздействием повышенных нагру­ зок прогрессируют. Особенно опасными эти повышенные нагруз­ ки могут оказаться в тех случаях, когда подкрановые пути распо­ ложены в прикордонной полосе. При неблагоприятном стечении обстоятельств (повышение активного давления грунта из-за рез­ кого спада уровня воды и др.) местная перегрузка причала, в свя­ зи с увеличением опорных давлений, вызванным разновысотно­ стью подкрановых рельсов, может оказаться одной из причин тя­ желой аварии.

Поэтому правилами технической эксплуатации портовых со­ оружений рекомендуется дополнительная проверка подкрановых путей на разновысотность рельсов, выполняемая по результатам нивелировки путей. Сущность этой проверки заключается в сопо­ ставлении данных нивелировки обеих ниток пути и установлении фактической разновысотности подкрановых рельсов в пределах длины портала на всем протяжении подкранового пути. Проверка позволяет выявить неблагоприятные сочетания отклонений отме­

ток подкрановых рельсов от проектной величины,

возможные и

в тех случаях, когда разновысотность покрановых

рельсов в од­

ном поперечном сечении не превосходит допуска, установленного правилами Госгортехнадзора СССР . Отметки подкрановых рель­ сов определяются нивелировкой. Расстояния между подкрановыми рельсами измеряются стальной лентой или шаблоном из легких труб. Рекомендуется иметь на месте постоянную разметку попе­ речников, на которых производится измерение высот подкрано­ вых рельсов и расстояний между ними.

К работам по содержанию подкрановых путей относятся ре­ гулярная очистка прирельсовых канавок и всей полосы между нитками пути от мусора и посторонних предметов, прочистка во­ доотводящих устройств, подтяжка болтовых соединений (не за­ деланных в бетон или асфальтобетон). Содержание подкрановых путей должны осуществлять грузовые районы и другие хозяйст­ ва порта, имеющие на своей территории эти сооружения.

При текущем ремонте подкрановых путей выполняются сле­ дующие работы: устранение недопустимой разновысотности под­ крановых рельсов и приведение к норме отступлений от проектно­ го расстояния между ними; замена отдельных шпал; замена от­ дельных дефектных рельсов; ремонт или замена поврежденных концевых упоров; ремонт отдельных стыков подкрановых рельсов, под которыми разрушился бетон; ремонт заземления подкрано­ вых путей.

При капитальном ремонте подкрановых путей производятся массовая замена шпал и рельсов, обновление балласта, усиление дефектных участков жесткого основания, массовый ремонт стыков подкрановых рельсов, уложенных на жестком основании.

Техническая эксплуатация железнодорожных путей. Техничес­ кая эксплуатация железнодорожных путей, расположенных на тер­

324


ритории морских портов, как правило, должна осуществляться организациями Министерства путей сообщения, которым эти пу­ ти принадлежат. Однако не во всех морских портах железнодо­ рожные пути полностью переданы на баланс местным организа­ циям железнодорожного транспорта, и в тех случаях, когда ка­ кие-либо пути остаются на балансе порта, последний выполняет все необходимые работы по технической эксплуатации этих пу­ тей.

Независимо от того, на чьем балансе состоят железнодорож­ ные пути на территории порта, должны выполняться следующие режимные требования:

грузы на открытых складских площадках должны располагать­ ся на расстоянии от железнодорожного пути (от наружной грани головки рельса ближайшего к штабелю груза) не ближе 2,0 м при высоте складирования до 1,2 м и не ближе 2,5 м при высоте скла­

дирования, превышающей 1,2 м; должно быть обеспечено исправное действие водоотвода с тер­

ритории, непосредственно прилегающей к железнодорожным пу­ тям;

железнодорожные пути должны постоянно очищаться от по­ сторонних предметов, грязи и мусора; сразу же после окончания

перегрузочных

работ должна

производиться уборка территории

у железнодорожных путей.

железнодорожных путей, состоя­

Техническая

эксплуатация

щих на балансе порта, должна осуществляться з полном соответ­ ствии с нормативными документами, действующими в системе железнодорожного транспорта.

К содержанию и текущему ремонту железнодорожных путей на территории порта относятся следующие основные работы: очист­ ка рельсов и скреплений от грязи; подкрепление стыковых бол­ тов, их смазка, замена дефектных; подкрепление противоугонов, выправка отдельных противоугонных распорок; добавка костылей; содержание поверхности балластного слоя, уборка мусора, оп­ равка призмы; ополка травы; очистка пути от снега; окраска пу­ тевых знаков; регулировка зазоров; подбивка шпал, смена оди­ ночных шпал; выправка пути в местах отклонений по уровню и просадок; рихтовка пути; перешивка пути и стрелочных перево­ дов; смена отдельных элементов переездов; прочистка и ремонт дренажных устройств; на путях, уложенных по конструкциям со­ оружений, — ремонт отдельных расстроившихся стыков; поправ­ ка сдвинувшихся сборных плит покрытий, прилегающих к ниткам пути; ремонт поврежденных мест примыкания асфальтового по­ крытия к рельсам пути.

При капитальном ремонте железнодорожных путей производят­ ся работы по массовой смене элементов верхнего строения пути: шпал, рельсов, стрелочных переводов, а также по ремонту стре­ лочных переводов с заменой отдельных элементов, по замене на­ стилов на переездах и по очистке и обновлению балластных призм.

325


Для выполнения всех работ, связанных с содержанием и ре­ монтом железнодорожных путей, а также систематическим наб­ людением за их состоянием, в портах, имеющих пути на своем балансе, должны создаваться специальные группы по обслужи­ ванию путей. Эти группы могут существовать при ремонтно-стро­ ительном подразделении порта или при грузовом районе. В сос­ тав группы должны входить путевые рабочие разных квалифи­ каций и бригадиры пути, численность группы должна устанавли­ ваться по нормам, действующим на железнодорожном транспор­ те, с учетом специфики работы в порту (дополнительные затраты труда на снятие и укладку сборных плит или покрытия и др.). Це­ лесообразно проводить силами такой железнодорожной группы и все работы по содержанию и ремонту подкрановых путей в порту (что также должно учитываться при установлении численности группы). Группу возглавляет мастер, который вместе с бригади­ ром пути и представителями железной дороги должен произво­ дить месячные осмотры железнодорожных путей порта и два ра­ за в месяц проверять все пути по шаблону и уровню.

Работы по содержанию и текущему ремонту железнодорож­ ных путей должны осуществляться по возможности без вывода их из эксплуатации. Работы, связанные с необходимостью выво­ да какого-либо участка путей из эксплуатации, выполняются по согласованию с руководителями грузового района, с соответству­ ющим оформлением и уведомлением местных организаций же­ лезной дороги. Места, на которых производятся путевые работы, должны ограждаться в соответствии с требованиями и указания­ ми Инструкции и по сигнализации на железных дорогах Союза С С Р . Порты, на балансе которых состоят железнодорожные пути, должны иметь неснижаемый запас материалов верхнего строения (рельсов, шпал, скреплений и др.) в количестве, соответствующем нормам, действующим на железнодорожном транспорте.

§ 19. Портовые инженерные сети

Техническая эксплуатация сетей и сооружений водопровода.

Система водоснабжения порта должна обеспечивать: снабжение объектов порта и судов водой питьевого качества; потребности пожаротушения на территории порта; потребности производствен­ ных объектов порта в воде, не обладающей питьевыми качества­ ми (мойка машин, охлаждение агрегатов и т. п.).

На территории портов существуют преимущественно объеди­ ненные системы хозяйственно-противопожарного водопровода. Однако в некоторых случаях эти системы строятся раздельно (например, в нефтегаванях). Для производственных нужд, когда не требуется вода питьевого качества, используются производст­ венные водопроводы с забором воды (без очистки) из акватории или из какого-либо другого источника водоснабжения. При не­ обходимости повышения напора в водопроводной сети порта и покрытия суточной неравномерности расхода воды, по согласо­

326