Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Проверяется качество основания и, при необходимости, за­ меняется подстилающий слой.

4.Стенки старого покрытия тщательно очищаются, слегка ув­

лажняются и покрываются цементопесчаным раствором

состава

1:1 жесткой консистенции.

который

5. Укладывается бетон (примерно того же состава,

применялся для существующего покрытия).

 

6. Выполняются мероприятия по уходу за бетоном.

Участки покрытий складских площадок и дорог, на которых обнаруживается сплошное выкрашивание, а также участки с большим количеством раковин, выбоин и сквозных трещин по­ крываются слоем асфальтобетона толщиной 3—5 см. Укладка асфальтобетона должна производиться в соответствии с требова­ ниями и указаниями строительных норм и правил. Перед уклад­

кой асфальтобетона расстроенные швы цементнобетонного покры­ тия должны быть отремонтированы.

В тех случаях, когда разрушение покрытия является следст­ вием деформации основания и подстилающего слоя, как правило, необходима разборка покрытия и замена его новым после восста­ новления прочности основания. Такие случаи могут возникать в связи с перегрузкой открытых складских площадок и вызванной этим просадкой дорожной одежды, а также в связи с аварийными деформациями причальных сооружений, влекущими за собой раз­ рушение прикордонных складских площадок. Причинами проса­ док, вызвавших разрушение дорожных одежд, могут быть также аварии на сетях водопровода и канализации.

Капитальный ремонт участков портовой территории, покрытых железобетонными плитами, состоит в восстановлении основания и подстилающего слоя в случае значительных просадок и в мас­ совой замене износившихся и поврежденных плит.

При значительном износе верхнего слоя асфальтобетонных покрытий и на участках, где интенсивное образование выбоин делает ямочный ремонт экономически нецелесообразным, капи­ тальный ремонт выполняется путем укладки нового верхнего слоя. При появлении паутинообразной сетки трещин, свидетельствую­ щей о недостаточной прочности основания и неустойчивости под­ стилающих грунтов, необходимо выполнить работы по усилению основания и, если это окажется нужным, по повышению эффек­ тивности действия водоотводящих устройств.

При ремонте дорожных одежд в морских портах использует­ ся специальное оборудование (дорожно-строительные и дорож­ но-ремонтные машины) и машины общестроительного назначе­ ния, а также различные транспортные и перегрузочные средства.

Служба сооружений каждого порта должна иметь в своем распоряжении необходимый инструмент и специальное оборудо­ вание, номенклатура и количество которого зависят от общей площади и технического состояния открытых складских площа­ док, дорог, проездов и улиц, обслуживаемых портом. В общем случае ремонтно-строительное подразделение морского порта

317


должно иметь следующее специальное оборудование для ремонта дорожных одежд: компрессоры передвижные; бетоноломы, от­ бойные молотки, пневмотрамбовки; вибраторы поверхностные; ручные заливщики швов и трещин типа Д-344 или ручные гудро­ наторы типа Д-125-А; передвижные битумные котлы; ручные разо-

греватели асфальтобетона

типа Д-143; катки моторные 5— 10 т

(типа Д-552) и 0,8— 1,5 г

(тротуарные); асфальтосмеситель пе­

редвижной Д-386 с битумоварочным котлом Д-387 или асфаль­ тобетонный узел, оборудованный силами порта (если невозможно получить асфальтобетон с заводов местных дорожно-строительных или дорожно-ремонтных организаций); ручную машинку для раз­ метки складских площадок и дорог.

Организация технической эксплуатации отрытых складских площадок и дорог. Общая площадь покрытий территории (ре­ жимной и нережимной) наиболее крупных морских портов при­ ближается к миллиону квадратных метров. Такую площадь го­ родских улиц обслуживает дорожно-эксплуатационная контора, оснащенная необходимым оборудованием и имеющая в своем сос­ таве целый ряд производственных подразделений. Площадь го­ родских улиц, соответствующую площади покрытий территории порта средней величины (200—300 тыс. м2), обслуживает дорожно­ эксплуатационный участок, в состав которого входит инженернотехнический персонал и несколько бригад рабочих-ремонтников.

Несмотря на значительную площадь покрытий портовой тер­ ритории, специальные подразделения для технической эксплуата­ ции дорожных сооружений структурой морских портов не пре­ дусмотрены. Роль дорожно-эксплуатационных органов в морских портах выполняют подразделения службы сооружений: отдел гидротехнических и инженерных сооружений, ремонтно-строитель­ ный участок, группа благоустройства. В содержании покрытий принимают участие производственные хозяйства порта. Специаль­ ное оборудование для содержания и ремонта открытых складских площадок и дорог находится в ведении ремонтно-строительного подразделения и автобазы порта. В необходимых случаях ис­ пользуются перегрузочное оборудование и внутрипортовый тран­ спорт, принадлежащие грузовым районам. Сохранность и долго­ вечность открытых складских площадок и дорог в значительной степени зависят от правильности и четкости распределения меж­ ду структурными подразделениями порта обязанностей по техни­

ческой эксплуатации этих сооружений и ответственности за их состояние.

При значительной площади портовой территории всю основ­ ную работу по ее содержанию целесообразно сосредоточить в спе­ циально предназначенном для этой цели небольшом подразделе­

нии службы сооружений

порта — группе

благоустройства

(рис. 167).

 

 

Основные задачи группы благоустройства порта: летнее и зим­ нее содержание (механизированное подметание, поливка, снего­ очистка и песгопосыпка) дорог, проездов, пассажирских причалов

318


Рис. 167. Структура группы благоустройств

и свободных от грузов открытых складских площадок, а также об­ служиваемых портов, улиц и дорог на предпортовой территории; разметка покрытий портовой территории; уход за зелеными насаж­ дениями на территории порта, а также выращивание цветов и де­ коративных растений в портовой оранжерее; надзор за соблюдени­ ем чистоты и порядка на всей территории порта. В распоряжение группы благоустройства выделяется специальное оборудование для содержания портовой территории (техническое обслуживание это­ го оборудования осуществляет автобаза).

Группа благоустройства, как самостоятельное структурное подразделение, в настоящее время имеется в немногих портах. Однако опыт работы этих портов убедительно показывает, что введение в состав службы сооружений группы благоустройства позволяет значительно улучшить содержание покрытий террито­ рии порта и, тем самым, повысить их долговечность. В небольших портах, где группа благоустройства не может существовать в ви­ де самостоятельного структурного подразделения, следует четко распределять обязанности по содержанию открытых складских площадок и дорог между производственными структурными под­ разделениями и назначать должностное лицо, ответственное за выполнение этих работ в целом по порту.

Одним из основных принципов организации ремонта дорож­ ных сооружений в морских портах является правильное распре­ деление ремонтных работ между хозяйственным и подрядным способами проведения ремонта. Собственными силами порты мо­ гут и должны производить текущий ремонт открытых складских площадок и дорог, а также капитальный ремонт этих сооруже­ ний, не требующий применения сложного высокопроизводительного оборудования (автогрейдеров, асфальтоукладчиков, тяже­ лых катков и др.) и укладки больших количеств бетона или ас­ фальтобетона.

К работам по капитальному ремонту дорожных одежд, подле­ жащим выполнению силами порта, следует относить перекрытие новым слоем асфальтобетона отдельных участков покрытий с не­ большой площадью, ликвидацию сквозных проломов и местных разрушений цементобетонных покрытий и т. п. При значитель­ ных объемах капитального ремонта производятся работы, по своему характеру не отличающиеся от работ, выполняемых впро-

319

цеосе (нового строительства дорожных сооружений. Такие рабо­ ты должны выполняться силами специализированных подрядных организаций.

Необходимо иметь в виду, что в условиях производственных баз ремонтно-строительных подразделений портов приготовить асфальтобетонную смесь или бетон надлежащего качества зна­ чительно труднее, чем на заводе производственной базы подряд­ ной строительной организации. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы в порт поступала готовая, товарная асфальтобетон­ ная смесь с асфальтобетонного завода какой-либо местной до­ рожно-строительной или дорожно-ремонтной организации.

Для ремонта цементобетонных покрытий, при более или ме­ нее значительном объеме укладки бетона, также желательно по­

лучение

бетона с завода специализированной строительной орга­

низации.

получении готовой

асфальтобетонной смеси дорожная

При

группа порта должна обеспечить подготовку покрытия к ремон­ ту, укладку и уплотнение доставленной с асфальтобетонного за­ вода смеси. При наличии собственного асфальтобетонного узла его обслуживают рабочие дорожной группы. Желательно, чтобы рабочие дорожной группы имели вторые специальности. Это нуж­ но для обеспечения их загрузки в зимнее время и в непогоду, препятствующую проведению дорожно-ремонтных работ.

Основными задачами надзора за состоянием и режимом эк­ сплуатации открытых складских площадок и дорог являются:

обнаружение дефектов и разрушений, образующихся в про­ цессе эксплуатации дорожных сооружений, и выявление причин их возникновения для планирования и осуществления ремонтных работ;

контроль за соблюдением установленного режима эксплуатации дорожных сооружений.

Надзор за состоянием и режимом эксплуатации дорожных со­ оружений осуществляется в виде: повседневных осмотров; пери­ одических контрольно-инспекторских осмотров; внеочередных ос­ мотров и обследований. Правильная организация повседневных осмотров имеет большое значение для обеспечения сохранности и долговечности дорожных сооружений. Поэтому загрузка специали­

стов, производящих осмотры, должна

быть установлена обосно­

ванно.

книге С. М. Багдасарова и

По данным, приведенным в

Ю. С. Ланцберга «Эксплуатация городских дорог», скорость пере­ движения дорожного мастера, с учетом производства измерений и

записей, составляет 2

км/ч.

Ширина

полосы осмотра равна

10

м.

Считая, что на камеральную обработку результатов осмотра

тре­

буется 1

ч

и на переходы и переезды — также 1

ч,

за 8-часовой ра­

бочий день дорожный

мастер может

осмотреть

6X2000X10=

= 120 000

мг.

Нормальную загрузку лица, производящего повсед­

 

невные осмотры, можно определить исходя из этой нормы, площади покрытий, подлежащих осмотру, и периодичности осмотра (различ­

320


ной для складских площадок и дорог и зависящей от интенсивно­ сти их использования). В зависимости от напряженности работы открытых складских площадок и дорог и от их технического сос­ тояния периодичность повседневных осмотров может устанавли­ ваться до одного-двух раз в неделю до одного раза в месяц. Пери­ одические осмотры открытых площадок и дорог должны произво­ диться два раза в год комиссией, в состав которой входят пред­ ставители службы сооружений и производственного хозяйства, использующего дорожные сооружения.

При производстве дорожных работ должны выполняться общие и специфические требования техники безопасности. Общие требо­ вания содержатся в различных отраслевых и ведомственных пра­ вилах и инструкциях (перечень этих документов приведен в при­ ложениях 1 и 2 к Правилам техники безопасности при строи­ тельстве, ремонте и содержании автомобильных дорог).

Специфические требования предъявляются к ограждению ре­ монтируемых участков, работе специальных дорожных машин, ис­ пользованию специальных инструментов и приспособлений для ре­ монта покрытий и дорожных одежд, работе с битумами и мастика­ ми и т. п. Ремонтируемые участки дорог ограждаются переносными барьерами и предупреждающими дорожными знаками «Ремонтные работы». Места ямочного ремонта ограждаются переносными стой­

ками с укрепленными на них предупреждающими

знаками «Ре­

монтные работы». Стойки устанавливаются в 5— 10

м

впереди и

 

сзади ремонтируемого места. Стойки и лицевая часть барьеров ок­ рашиваются в белый цвет с красными поперечными полосами.

При разогреве ремонтируемых мест передвижным разогревателем необходимо соблюдать правила обращения с этим агрега­ том: проверять исправность подачи топлива и давление в топ­ ливном бачке перед пуском в работу, зажигать форсунку только факелом с длинной ручкой и др. Рабочих дорожной группы необ­ ходимо обеспечивать спецодеждой и спецобувью для работы

сгорячими материалами в соответствии с нормами.

§18. Подкрановые и железнодорожные пути

Техническая эксплуатация подкрановых путей. Подкрановые пути служат в качестве направляющих для передвижения тяже­ лых перегрузочных машин (портальных кранов, перегрузочных мостов, специальных машин комплексных перегрузочных устано­ вок и др.) и передают нагрузку от этих машин на причальные со­ оружения, или на подстилающие грунты открытых складских площадок. Подкрановый путь может быть как самостоятельным сооружением, так и конструктивным элементом портовой набе­ режной или грузового склада. Подкрановый путь является связу­ ющим звеном между причальным сооружением и установленным на нем перегрузочным оборудованием. Состояние подкрановых

11— 51 4 8

321


путей существенно влияет на работоспособность перегрузочных машин и долговечность их конструктивных элементов. От состоя­ ния подкрановых путей зависит также величина сосредоточенной нагрузки на их основание (а следовательно, и на причальное со­ оружение, если пути расположены в прикордонной полосе) под опорными частями перегрузочных машин.

Подкрановые пути, находящиеся в эксплуатации в морских портах и предусматриваемые проектами развития последних, по конструктивным признакам можно разделить на три основных вида: пути на шпальном основании (из деревянных или железо­ бетонных шпал); пути на ленточных основаниях в виде железобе­ тонных балок или плит; пути на конструктивных элементах при­ чальных сооружений и на автономных свайных основаниях.

В процессе эксплуатации различных видов подкрановых пу­ тей в результате естественного износа и других причин (в числе которых могут быть дефекты, допущенные при проектировании

истроительстве, а также небрежное текущее содержание)

возникают следующие характерные повреждения и деформа­ ции.

На путях со шпальным основанием:

превышающая установленные допуски разница в отметках подкрановых рельсов из-за неравномерных осадок шпал или под­ стилающих грунтов;

превышающие установленные допуски отклонения от проект­ ной ширины колеи пути;

износ или повреждения шпал.

На путях, расположенных на ленточных основаниях:

трещины, разрушения и неравномерные осадки подкрановых балок или плит;

разрушение бетона в прирельсовой канавке (под подкладка­ ми подкранового рельса).

На путях, расположенных на конструктивных элементах соо­ ружений или на автономном свайном основании:

неравномерная осадка секций сооружения или свайного осно­ вания, приводящая к повреждениям подкрановых балок и к не­ допустимой разнице в отметках подкрановых рельсов;

разрушение бетона в прирельсовой канавке. На всех видах подкрановых путей:

разрушение или недопустимый износ подкрановых рельсов; расстройство крепежа рельсов.

При эксплуатации подкрановых путей необходимо соблюдать следующие требования:

1.Не предусмотренное проектом подкранового пути перегру­ зочное оборудование может быть установлено только после рас­ четной проверки, подтверждающей, что нагрузки от этого обору­ дования не превышают принятых в проекте.

2.Геометрические параметры подкранового пути (ширина ко­ леи, отметки головок рельсов и др.) должны постоянно поддер­ живаться в состоянии, соответствующем допускам, которые уста­

322