Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ванию с местными организациями, строятся портовые насосные станции и емкости для запаса воды.

Для снабжения питьевой водой судов, стоящих у причалов пор­ та, последние оборудуются водопроводной сетью и водоразборными устройствами. Для снабжения судов на рейде или у причалов, не оборудованных водопроводом, в состав портового флота вклю­ чаются специальные суда — водолеи. Учет воды, получаемой портом и его отдельными хозяйствами, осуществляется при помо­ щи водомеров, установленных в специально оборудованных водо­ мерных узлах. Учет воды, отпускаемой судам, должен осущест­ вляться также при помощи стационарных или переносных водо­ меров. Водомеры должны иметь пломбу, накладываемую местным органом Комитета стандартов, мер и измерительных приборов

СССР .

Правильная техническая эксплуатация сетей и сооружений портового водопровода должна обеспечивать:

бесперебойное снабжение объектов порта и судов, посещаю­ щих порт, питьевой водой и водой для технологических нужд;

качество воды, требуемое санитарными нормами и технологи­ ческими процессами;

исправность и постоянную готовность к действию противопо­ жарных водопроводных устройств;

сохранность и долговечность сетей и сооружений; оперативное устранение повреждений и аварий.

Работа портовых насосных станций должна быть организова­ на по суточному графику, составленному на основании статисти­ ческих данных о водопотреблении объектов порта. В тех случа­ ях, Когда вода поступает из городской водопроводной сети, гра­ фик должен быть согласован с городской службой водопровода. Работу насосных станций, подающих воду непитьевого качества

для производственных нужд, также должен

регламентировать

график. В портах, имеющих водопроводные

насосные станции,

должны разрабатываться местные инструкции по эксплуатации этих станций, содержащие следующие основные положения и ука­ зания: о правах, обязанностях и ответственности обслуживающего персонала; о последовательности операций по пуску и остановке оборудования; о порядке обслуживания и регулирования обору­ дования; о порядке ревизий, ремонтов и осмотров оборудования; о технике безопасности и противопожарных мероприятиях; о про­ пускном режиме и лицах, имеющих право входа на территорию

станции.

Тупиковые линии портовых водопроводных сетей должны ре­ гулярно промываться. Сроки промывки устанавливаются совме­ стно с органами санитарного надзора. Водоразборные устройст­ ва на причалах для снабжения судов питьевой водой должны быть в постоянной готовности к действию и иметь конструкцию, исключающую возможность их размораживания. Сетевая арма­ тура (пожарные гидранты, вантузы, задвижки) должна перед наступлением морозов утепляться и весной освобождаться от

327


утепления. Применяемые для утепления материалы должны быть сухими.

В местах выхода дюкеров, проложенных по акватории порта, должны устанавливаться хорошо просматриваемые с судов пре­ дупредительные знаки. Правилами технической эксплуатации во­ допроводов и канализаций не допускается соединение сетей во­ допровода, подающих воду питьевого качества, с сетями, по ко­ торым подается вода для производственных нужд. Нельзя так­ же соединять сети, питаемые от городского водопровода, с сетя­ ми, питаемыми от местных источников. Все смотровые колодцы водопровода и пожарные гидранты должны быть обозначены на месте специальными табличками, укрепленными на постоянных сооружениях (стенах складов и зданий-', металлоконструкциях прожекторных мачт, на ограждении территории и т. п.) или на специальных столбиках (см. приложение 3). Крышки колодцев нельзя заваливать грузом, к колодцам должен быть всегда обес­ печен свободный проход, а к пожарным гидрантам — проезд.

В порядке содержания сетей портового водопровода должны выполняться следующие работы:

систематическое наблюдение за техническим состоянием сети (обход сети и, осмотр сетевой арматуры, водоразборных колонок на причалах, переходов через железнодорожные пути, обследо­ вание дюкеров и вводов в здания) с одновременным проведени­ ем мелкого профилактического ремонта (перенабивка и подтяж­ ка сальников, замена и подтяжка отдельных болтов, подчеканка отдельных раструбов, разгон задвижек, регулировка работы кра­ нов, вантузов и др.);

проверка состояния свободных напоров на сети в контроль­ ных точках;

содержание сетей в надлежащем санитарном состоянии (про­ мывка тупиковых линий и т. п.);

предохранение сетевых устройств и водомерных узлов от за­ мерзания (устройство утепления);

проверка пожарных гидрантов на отдачу воды перед утепле­ нием и после снятия утепления.

Текущий ремонт сети разделяется на профилактический, выяв­ ляемый и планируемый заранее по объему и времени выполне­ ния, и непредвиденный, необходимость которого выявилась в про­ цессе эксплуатации.

К категории текущего ремонта относятся следующие виды работ:

набивка сальников и подтягивание гаек задвижек; смена болтов, прокладок, ремонт крепления, окраска корпуса

пожарных гидрантов; ремонт на месте неисправных водоразборных колонок;

замена болтов, прокладок, окраска, регулировка вантузов и предохранительных клапанов;

ремонт отдельных поврежденных мест водопроводных вводов в

здания;

328


снятие потенциальных диаграмм трубопровод — земля для принятия мер по защите сети от коррозии блуждающими токами:

заделка отдельных мест утечек с постановкой ремонтных муфт, хомутов или сваркой, подчеканка отдельных раструбов;

проверка на утечку отдельного участка сети; устранение свищей, заделка отдельных мест расстроенной

кладки, ремонт ходовых скоб и лестниц в колодцах и камерах. Капитальный ремонт сетей и сооружений водопровода вклю­

чает работы по замене изношенных конструкций, узлов, оборудо­ вания и участков сети, защиту сети от коррозии блуждающими токами и другие работы, отличающиеся сложностью и значитель­ ными объемами. При проведении капитального ремонта следует осуществлять модернизацию, направленную на повышение произ­ водительности сети и совершенствование условий ее эксплуата­ ции.

При присоединении новой водопроводной линии или линии, вводимой в эксплуатацию после ремонта, к действующей сети не­ обходимо ее предохранение от загрязнения. Присоединяемые ли­

нии должны быть промыты объемом воды,

превышающим объем

промываемого

участка

трубопровода в

10 раз, прохлориро-

ваны с дозой

хлора 10

мг/л

и вновь промыты до полного исчез­

 

новения запаха хлора. После промывки должны быть взяты про­ бы воды для химического и бактериологического анализов. При благоприятных данных анализа и получении разрешения органов санитарного надзора участок должен быть присоединен не позд­ нее чем в трехдневный срок. Задержка в присоединении более чем на три дня с момента получения благоприятных анализов влечет за собой необходимость повторения промывки и взятия но­ вых проб воды.

С течением времени в водопроводных трубах образуются от­ ложения, сокращающие их сечение. Это приводит к снижению пропускной способности сети и ухудшению ее санитарно-гигиени­ ческих показателей. Поэтому водопроводные линии подлежат пе­ риодической очистке, необходимость в которой определяется по результатам осмотров, контрольных измерений, лабораторных анализов воды и т. п. Водопроводные дюкеры должны очищаться не реже одного раза в три года. Очистка водопроводных труб мо­ жет производиться механическим, гидропневматическим и хими­ ческим способами.

Механический способ очистки состоит в протягивании по тру­ бе (между двумя смотровыми колодцами) при помощи лебедки, троса с укрепленными на нем специальными скребками, срезаю­ щими отложения. Гидравлический способ основан на создании в трубах ударных явлений, вызывающих отделение отложений от стенок. Для этой цели в трубы вместе с водой подается сжатый воздух под давлением, равным давлению воды в трубопроводе. Химический способ очистки состоит в том, что трубы заполняют­ ся ингибированной соляной кислотой (на 12— 20 ч), которая раз­ рыхляет отложения, после чего производится промывка труб.

329


Техническая эксплуатация сетей и сооружений канализации. Канализация в морских портах представляет собой комплекс со­ оружений, предназначенный для организованного отвода сточных вод с территории порта и с судов. Сточные воды разделяются на три основные группы: бытовые (хозяйственно-фекальные); про­ изводственные; дождевые (ливневые). Сточные воды могут отво­ диться с территории порта посредством следующих систем кана­ лизации:

дождевой — принимающей и сплавляющей только атмосфер­

ные и дренажные воды; производственно-дождевой, принимающей и сплавляющей, кро­

ме атмосферных, практически чистые производственные воды (не загрязняющиеся при использовании в технологических процессах, например конденсационные воды, вода от охлаждения компрес­ соров и др.);

бытовой, предназначенной для приема и отвода только быто­

вых сточных вод; производственной, отводящей загрязненные производственные

воды на очистные сооружения; производственно-бытовой, предназначенной для приема и от­

вода совместно производственных и бытовых сточных вод; общесплавной, принимающей и отводящей все виды сточных

вод.

Атмосферные воды, содержащие вредные примеси, после сте­ нания с причальных сооружений и открытых складских площа­ док специального назначения (для складирования кожсырья, хи­ мических грузов и т. п.) отводятся непосредственно к местным очистным сооружениям или в бытовую и производетвенно-быто; вую канализацию, для чего сооружения и площадки оборудуются специальной системой дождеприемных колодцев.

Правильная техническая эксплуатация сетей и сооружений ка­ нализации в морских портах должна обеспечивать: бесперебой­ ный прием стоков ог всех объектов порта, с его территории и с судов, стоящих у причалов; недопущение загрязнения террито­ рии и акватории порта; сохранность и долговечность сетей и со­ оружений; оперативную ликвидацию аварий и повреждений.

Все смотровые и дождеприемные колодцы должны быть всег­ да доступны для осмотра. Крышки колодцев, расположенных на открытых складских площадках, запрещается заваливать груза­ ми. Все колодцы должны быть обозначены на месте табличками, укрепленными на постоянных сооружениях или на специальных столбиках.

Запрещается сбрасывание в колодцы канализации мусора,

отходов,

сколов льда и других предметов,

могущих

вы­

звать засорение сети, а также сбрасывание

снега

и сколов

льда

в местах

канализационных выпусков. На

открытых складских

площадках, где переваливаются навалочные грузы, и на дорогах, проходящих вблизи от этих площадок, следует принимать спе­ циальные меры, предотвращающие попадание частиц груза в ка­

3 30


нализационную сеть. В качестве одной из таких мер может быть рекомендовано применение специальных грязеуловителей, под­ вешиваемых к люкам колодцев. Грязеуловители представляют собой емкость из листовой стали толщиной 2 мм с отверстиями диаметром 12—19 мм (для пропуска воды) в стенках.

Производственные сточные воды, отводимые в городскую ка­ нализацию для совместной очистки с бытовыми сточными вода­ ми, должны удовлетворять следующим требованиям: не содер­ жать взвешенных примесей и плавающих веществ, засоряющих трубы, и веществ, которые могут отлагаться на стенках труб; не оказывать разрушающего действия на материал труб; не содер­ жать горючих примесей и растворенных газообразных веществ, образующих взрывоопасные смеси; иметь температуру не выше

40°С.

Производственные сточные воды из портовых автобаз и гара­ жей погрузчиков до поступления их в сеть канализации любого назначения (производственно-бытовой, дождевой, общесплавной и др.) должны пройти очистку в отстойнике-грязеуловителе и бен­ зомаслоуловителе. Режим эксплуатации портовых станций пере­ качки должен устанавливаться местными инструкциями, учиты­ вающими особенности работы станций в условиях данного порта и характеристики установленного в них оборудования.

Для приема сточных вод с судов должны применяться специ­ альные самоходные или несамоходные плавучие емкости, имею­ щие несколько танков и насосное оборудование. На береговой ли­

нии порта должны быть созданы пункты для передачи

стоков

с этих плавучих емкостей в канализационную сеть порта,

отводя­

щую бытовые стоки на очистные сооружения.

 

Содержание сетей и сооружений канализации в морских пор­ тах состоит из профилактической прочистки сетей, ряда специфи­ ческих «зимних» и «летних» работ и поддержания чистоты и по­ рядка в зданиях насосных станций и на объектах очистных со­ оружений. Профилактическая очистка сети производится ежегод­ но при диаметре труб сети до 600 мм (некоторые участки сети, обладающие хорошими гидравлическими качествами, в виде ис­ ключения могут прочищаться не ежегодно). Сети с диаметром

труб до 700

мм

должны в основном прочищаться резиновыми мя­

чами, имеющими диаметр

на 50— 100

мм

меньший

диаметра

трубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

В отдельных случаях (при особой загрязненности или наличии

повреждений)

такие сети могут прочищаться ершами.

Сети с ди­

аметром труб

более 700

мм

прочищают

деревянным

цилиндром

 

или металлическими шарами. Сети с небольшим диаметром труб могут прочищаться путем промывки водой из водопровода (от

гидранта) или

поливо-моечными

машинами,

или сточной водой,

накопленной в

колодцах (путем

постановки

пробок и

быстрого

их снятия). Дюкеры прочищаются обычно промывкой или

про­

пуском ледяных шаров. Прочистка труб канализационной

сети

должна выполняться одновременно с весенней

очисткой

дожде­

331