ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ванию с местными организациями, строятся портовые насосные станции и емкости для запаса воды.
Для снабжения питьевой водой судов, стоящих у причалов пор та, последние оборудуются водопроводной сетью и водоразборными устройствами. Для снабжения судов на рейде или у причалов, не оборудованных водопроводом, в состав портового флота вклю чаются специальные суда — водолеи. Учет воды, получаемой портом и его отдельными хозяйствами, осуществляется при помо щи водомеров, установленных в специально оборудованных водо мерных узлах. Учет воды, отпускаемой судам, должен осущест вляться также при помощи стационарных или переносных водо меров. Водомеры должны иметь пломбу, накладываемую местным органом Комитета стандартов, мер и измерительных приборов
СССР .
Правильная техническая эксплуатация сетей и сооружений портового водопровода должна обеспечивать:
бесперебойное снабжение объектов порта и судов, посещаю щих порт, питьевой водой и водой для технологических нужд;
качество воды, требуемое санитарными нормами и технологи ческими процессами;
исправность и постоянную готовность к действию противопо жарных водопроводных устройств;
сохранность и долговечность сетей и сооружений; оперативное устранение повреждений и аварий.
Работа портовых насосных станций должна быть организова на по суточному графику, составленному на основании статисти ческих данных о водопотреблении объектов порта. В тех случа ях, Когда вода поступает из городской водопроводной сети, гра фик должен быть согласован с городской службой водопровода. Работу насосных станций, подающих воду непитьевого качества
для производственных нужд, также должен |
регламентировать |
график. В портах, имеющих водопроводные |
насосные станции, |
должны разрабатываться местные инструкции по эксплуатации этих станций, содержащие следующие основные положения и ука зания: о правах, обязанностях и ответственности обслуживающего персонала; о последовательности операций по пуску и остановке оборудования; о порядке обслуживания и регулирования обору дования; о порядке ревизий, ремонтов и осмотров оборудования; о технике безопасности и противопожарных мероприятиях; о про пускном режиме и лицах, имеющих право входа на территорию
станции.
Тупиковые линии портовых водопроводных сетей должны ре гулярно промываться. Сроки промывки устанавливаются совме стно с органами санитарного надзора. Водоразборные устройст ва на причалах для снабжения судов питьевой водой должны быть в постоянной готовности к действию и иметь конструкцию, исключающую возможность их размораживания. Сетевая арма тура (пожарные гидранты, вантузы, задвижки) должна перед наступлением морозов утепляться и весной освобождаться от
327
утепления. Применяемые для утепления материалы должны быть сухими.
В местах выхода дюкеров, проложенных по акватории порта, должны устанавливаться хорошо просматриваемые с судов пре дупредительные знаки. Правилами технической эксплуатации во допроводов и канализаций не допускается соединение сетей во допровода, подающих воду питьевого качества, с сетями, по ко торым подается вода для производственных нужд. Нельзя так же соединять сети, питаемые от городского водопровода, с сетя ми, питаемыми от местных источников. Все смотровые колодцы водопровода и пожарные гидранты должны быть обозначены на месте специальными табличками, укрепленными на постоянных сооружениях (стенах складов и зданий-', металлоконструкциях прожекторных мачт, на ограждении территории и т. п.) или на специальных столбиках (см. приложение 3). Крышки колодцев нельзя заваливать грузом, к колодцам должен быть всегда обес печен свободный проход, а к пожарным гидрантам — проезд.
В порядке содержания сетей портового водопровода должны выполняться следующие работы:
систематическое наблюдение за техническим состоянием сети (обход сети и, осмотр сетевой арматуры, водоразборных колонок на причалах, переходов через железнодорожные пути, обследо вание дюкеров и вводов в здания) с одновременным проведени ем мелкого профилактического ремонта (перенабивка и подтяж ка сальников, замена и подтяжка отдельных болтов, подчеканка отдельных раструбов, разгон задвижек, регулировка работы кра нов, вантузов и др.);
проверка состояния свободных напоров на сети в контроль ных точках;
содержание сетей в надлежащем санитарном состоянии (про мывка тупиковых линий и т. п.);
предохранение сетевых устройств и водомерных узлов от за мерзания (устройство утепления);
проверка пожарных гидрантов на отдачу воды перед утепле нием и после снятия утепления.
Текущий ремонт сети разделяется на профилактический, выяв ляемый и планируемый заранее по объему и времени выполне ния, и непредвиденный, необходимость которого выявилась в про цессе эксплуатации.
К категории текущего ремонта относятся следующие виды работ:
набивка сальников и подтягивание гаек задвижек; смена болтов, прокладок, ремонт крепления, окраска корпуса
пожарных гидрантов; ремонт на месте неисправных водоразборных колонок;
замена болтов, прокладок, окраска, регулировка вантузов и предохранительных клапанов;
ремонт отдельных поврежденных мест водопроводных вводов в
здания;
328
снятие потенциальных диаграмм трубопровод — земля для принятия мер по защите сети от коррозии блуждающими токами:
заделка отдельных мест утечек с постановкой ремонтных муфт, хомутов или сваркой, подчеканка отдельных раструбов;
проверка на утечку отдельного участка сети; устранение свищей, заделка отдельных мест расстроенной
кладки, ремонт ходовых скоб и лестниц в колодцах и камерах. Капитальный ремонт сетей и сооружений водопровода вклю
чает работы по замене изношенных конструкций, узлов, оборудо вания и участков сети, защиту сети от коррозии блуждающими токами и другие работы, отличающиеся сложностью и значитель ными объемами. При проведении капитального ремонта следует осуществлять модернизацию, направленную на повышение произ водительности сети и совершенствование условий ее эксплуата ции.
При присоединении новой водопроводной линии или линии, вводимой в эксплуатацию после ремонта, к действующей сети не обходимо ее предохранение от загрязнения. Присоединяемые ли
нии должны быть промыты объемом воды, |
превышающим объем |
|||
промываемого |
участка |
трубопровода в |
10 раз, прохлориро- |
|
ваны с дозой |
хлора 10 |
мг/л |
и вновь промыты до полного исчез |
|
|
новения запаха хлора. После промывки должны быть взяты про бы воды для химического и бактериологического анализов. При благоприятных данных анализа и получении разрешения органов санитарного надзора участок должен быть присоединен не позд нее чем в трехдневный срок. Задержка в присоединении более чем на три дня с момента получения благоприятных анализов влечет за собой необходимость повторения промывки и взятия но вых проб воды.
С течением времени в водопроводных трубах образуются от ложения, сокращающие их сечение. Это приводит к снижению пропускной способности сети и ухудшению ее санитарно-гигиени ческих показателей. Поэтому водопроводные линии подлежат пе риодической очистке, необходимость в которой определяется по результатам осмотров, контрольных измерений, лабораторных анализов воды и т. п. Водопроводные дюкеры должны очищаться не реже одного раза в три года. Очистка водопроводных труб мо жет производиться механическим, гидропневматическим и хими ческим способами.
Механический способ очистки состоит в протягивании по тру бе (между двумя смотровыми колодцами) при помощи лебедки, троса с укрепленными на нем специальными скребками, срезаю щими отложения. Гидравлический способ основан на создании в трубах ударных явлений, вызывающих отделение отложений от стенок. Для этой цели в трубы вместе с водой подается сжатый воздух под давлением, равным давлению воды в трубопроводе. Химический способ очистки состоит в том, что трубы заполняют ся ингибированной соляной кислотой (на 12— 20 ч), которая раз рыхляет отложения, после чего производится промывка труб.
329
Техническая эксплуатация сетей и сооружений канализации. Канализация в морских портах представляет собой комплекс со оружений, предназначенный для организованного отвода сточных вод с территории порта и с судов. Сточные воды разделяются на три основные группы: бытовые (хозяйственно-фекальные); про изводственные; дождевые (ливневые). Сточные воды могут отво диться с территории порта посредством следующих систем кана лизации:
дождевой — принимающей и сплавляющей только атмосфер
ные и дренажные воды; производственно-дождевой, принимающей и сплавляющей, кро
ме атмосферных, практически чистые производственные воды (не загрязняющиеся при использовании в технологических процессах, например конденсационные воды, вода от охлаждения компрес соров и др.);
бытовой, предназначенной для приема и отвода только быто
вых сточных вод; производственной, отводящей загрязненные производственные
воды на очистные сооружения; производственно-бытовой, предназначенной для приема и от
вода совместно производственных и бытовых сточных вод; общесплавной, принимающей и отводящей все виды сточных
вод.
Атмосферные воды, содержащие вредные примеси, после сте нания с причальных сооружений и открытых складских площа док специального назначения (для складирования кожсырья, хи мических грузов и т. п.) отводятся непосредственно к местным очистным сооружениям или в бытовую и производетвенно-быто; вую канализацию, для чего сооружения и площадки оборудуются специальной системой дождеприемных колодцев.
Правильная техническая эксплуатация сетей и сооружений ка нализации в морских портах должна обеспечивать: бесперебой ный прием стоков ог всех объектов порта, с его территории и с судов, стоящих у причалов; недопущение загрязнения террито рии и акватории порта; сохранность и долговечность сетей и со оружений; оперативную ликвидацию аварий и повреждений.
Все смотровые и дождеприемные колодцы должны быть всег да доступны для осмотра. Крышки колодцев, расположенных на открытых складских площадках, запрещается заваливать груза ми. Все колодцы должны быть обозначены на месте табличками, укрепленными на постоянных сооружениях или на специальных столбиках.
Запрещается сбрасывание в колодцы канализации мусора,
отходов, |
сколов льда и других предметов, |
могущих |
вы |
|
звать засорение сети, а также сбрасывание |
снега |
и сколов |
льда |
|
в местах |
канализационных выпусков. На |
открытых складских |
площадках, где переваливаются навалочные грузы, и на дорогах, проходящих вблизи от этих площадок, следует принимать спе циальные меры, предотвращающие попадание частиц груза в ка
3 30
нализационную сеть. В качестве одной из таких мер может быть рекомендовано применение специальных грязеуловителей, под вешиваемых к люкам колодцев. Грязеуловители представляют собой емкость из листовой стали толщиной 2 мм с отверстиями диаметром 12—19 мм (для пропуска воды) в стенках.
Производственные сточные воды, отводимые в городскую ка нализацию для совместной очистки с бытовыми сточными вода ми, должны удовлетворять следующим требованиям: не содер жать взвешенных примесей и плавающих веществ, засоряющих трубы, и веществ, которые могут отлагаться на стенках труб; не оказывать разрушающего действия на материал труб; не содер жать горючих примесей и растворенных газообразных веществ, образующих взрывоопасные смеси; иметь температуру не выше
40°С.
Производственные сточные воды из портовых автобаз и гара жей погрузчиков до поступления их в сеть канализации любого назначения (производственно-бытовой, дождевой, общесплавной и др.) должны пройти очистку в отстойнике-грязеуловителе и бен зомаслоуловителе. Режим эксплуатации портовых станций пере качки должен устанавливаться местными инструкциями, учиты вающими особенности работы станций в условиях данного порта и характеристики установленного в них оборудования.
Для приема сточных вод с судов должны применяться специ альные самоходные или несамоходные плавучие емкости, имею щие несколько танков и насосное оборудование. На береговой ли
нии порта должны быть созданы пункты для передачи |
стоков |
с этих плавучих емкостей в канализационную сеть порта, |
отводя |
щую бытовые стоки на очистные сооружения. |
|
Содержание сетей и сооружений канализации в морских пор тах состоит из профилактической прочистки сетей, ряда специфи ческих «зимних» и «летних» работ и поддержания чистоты и по рядка в зданиях насосных станций и на объектах очистных со оружений. Профилактическая очистка сети производится ежегод но при диаметре труб сети до 600 мм (некоторые участки сети, обладающие хорошими гидравлическими качествами, в виде ис ключения могут прочищаться не ежегодно). Сети с диаметром
труб до 700 |
мм |
должны в основном прочищаться резиновыми мя |
||||||
чами, имеющими диаметр |
на 50— 100 |
мм |
меньший |
диаметра |
||||
трубы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В отдельных случаях (при особой загрязненности или наличии |
||||||||
повреждений) |
такие сети могут прочищаться ершами. |
Сети с ди |
||||||
аметром труб |
более 700 |
мм |
прочищают |
деревянным |
цилиндром |
|||
|
или металлическими шарами. Сети с небольшим диаметром труб могут прочищаться путем промывки водой из водопровода (от
гидранта) или |
поливо-моечными |
машинами, |
или сточной водой, |
||
накопленной в |
колодцах (путем |
постановки |
пробок и |
быстрого |
|
их снятия). Дюкеры прочищаются обычно промывкой или |
про |
||||
пуском ледяных шаров. Прочистка труб канализационной |
сети |
||||
должна выполняться одновременно с весенней |
очисткой |
дожде |
331