Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зания. Для южных районов, где средний минимум температуры воздуха зимой не бывает ниже — 12°С, соль смешивается с мине­ ральными материалами в количестве 30—40 кг/ж3; в районах, где этот минимум ниже— 12°С, — в количестве 50—60 кгім3.

Материал рассыпается в количестве 0,1—0,2 ж3 на 1000 ж2 покрытия на прямых и горизонтальных участках. На участках с уклоном более 2%, на кривых, на подходах к пересечениям дорог применяется норма россыпи от 0,3 до 0,4 ж3 на 1000 ж2.

Не разрешается использовать хлористые соли для борьбы с гололедом на цементнобетонных покрытиях, не достигших трех­ летнего возраста, если они построены без применения воздухо­ вовлекающих добавок. На цементнобетонных покрытиях, построен­ ных с применением воздухововлекающих добавок, использование хлористых солей не разрешается в течение одного года с момента укладки бетона. Для посыпки покрытий применяются специальные машины — пескоразбрасыватели.

Оборудование для содержания открытых складских площадок

идорог. Данные об основном оборудовании, используемом для выполнения работ по содержанию открытых складских площадок

идорог, приведены в приложении 5. Пользуясь ими, можно оп­ ределить потребное количество машин для содержания портовой территории.

При этом должны учитываться следующие факторы: эксплуатационная производительность машин; площадь фактически убираемой территории (с учетом заня­

тости открытых складских площадок грузом); потребная для поддержания территории в чистоте кратность

операций в течение суток (например, подметание 2 раза в сутки, поливка 1 раз в сутки и т. п.);

климатические характеристики района, в котором располо­ жен порт;

установленная продолжительность работы машин в течение суток;

время, в течение которого должна быть произведена уборка территории;

коэффициент использования парка машин (для городских ор­ ганизаций по содержанию улиц этот коэффициент принимается равным 0,7—0,8).

Ремонт открытых складских площадок и дорог. В процессе эк­ сплуатации складских площадок и дорог возникают деформации и повреждения покрытий и дорожной одежды, что влечет за собой необходимость в выполнении различного рода ремонтных работ, диапазон которых очень широк: от заделки трещин и ямочного ремонта до модернизации сооружений, в результате которой мо­ жет быть усилена дорожная одежда, покрытие заменено другим, складские площадки и дороги уширены.

В портах ремонт дорожных одежд и покрытий разделяется на текущий и капитальный (см. приложение 6).

313


Задача текущего ремонта покрытий — устранение отдельных мелких деформаций и повреждений, цель — предотвращение раз­ вития этих дефектов и ухудшения условий работы внутрипортового транспорта. Работы по восстановлению расстроенных швов и заделке трещин, выполняемые при текущем ремонте монолитных цементнобетонных покрытий, имеют большое значение для обеспе­ чения сохранности покрытий. В незаполненные швы попадают грязь и различные твердые частицы, препятствующие свободному перемещению плит покрытия, в результате чего кромки швов вы­ крашиваются и окалываются. Через разрушенные или незаполнен­

ные швы и сквозные трещины в основание дорожной

одежды

проникает вода, что приводит к снижению его прочности

и к об­

разованию новых трещин. Поэтому необходимо постоянно поддер­ живать швы покрытий в исправном состоянии, своевременно за­ полнять их мастикой и восстанавливать разрушенные кромки.

Порядок заполнения швов следующий: очистка от грязи и старой мастики стальными крючками и щетками; продувка сжатым воздухом и просушка; промазка стенок швов битумом БН -ІІ, или

БН-ІП

(разжиженным бензином

в пропорции

1:1), или жидким

битумом

(за 2—3

ч

до заливки);

заполнение мастикой,

нагретой

до 160— 170°С.

 

 

мм

после очисткимми просушки

Трещины шириной от 1 до 5

 

сжатым воздухом заливают разжиженным битумом, нагретым до

температуры 80— 100°С. Трещины

шириной от

5

очищают,

откалывают слабые места, продувают сжатым воздухом и промы­

вают разжиженным битумом,

после чего заливают

мастикой.

Состав мастики выбирается по таблице в зависимости от

ширины

трещин и климатической зоны. Ямочный ремонт

повреждений —

выбоин, проломов, разрушений

кромок швов и

широких

трещин

выполняется с применением

асфальтобетонной смеси или

бетона.

 

 

 

Асфальтобетонная смесь применяется для срочного восстанов­ ления ровности покрытия и предотвращения развития разрушений, при небольшой глубине выбоин. Она укладывается на тщательно очищенную и смазанную жидким битумом поверхность ремон­ тируемого участка и уплотняется при небольших размерах вы­ боин ручными катками или нагретыми металлическими трамбов­

ками весом 12— 16

кг,

а при значительной

площади заделок —

катками весом 5—6 т. При глубине более 5

см

асфальтобетонную

 

смесь надлежит укладывать в два слоя, с раздельным уплотне­ нием каждого из них.

Технология ремонта повреждений цементнобетонных покрытий

сприменением бетона сводится к следующему:

1.Поврежденные участки покрытия очерчивают мелом или краской прямыми линиями (на дорогах — параллельными и пер­ пендикулярными оси дороги) и вырубают бетон, подлежащий за­ мене.

2.Ремонтируемое место очищают от осколков бетона и пыли

ивыдерживают в увлажненном состоянии около 24 ч, после чего

314


удаляют невпитавшуюся воду и смазывают поверхность старого

бетона тонким

слоем

цементопесчаного

раствора

состава 1:1 с

расходом воды 0,35

л

на 1

кг

цемента марки 500—600.

3. Сразу же

после

нанесения цементопесчаного

раствора ук­

ладывают бетон на 2—3

см

выше уровня

покрытия, тщательно

 

 

уплотняют его поверхностным вибратором и отделывают жест­ кими щетками и гладилками с резиновой лентой.

4. За свежеуложенным бетоном устанавливают уход, заклю­ чающийся в периодическом увлажнении (через 2—4 ч) мешкови­ ны, которой прикрывается отремонтированный участок (первая поливка через 1—2 ч с момента укладки бетона). Через 12—24 ч мешковину заменяют слоем песка, который поддерживается во влажном состоянии не менее 7 дней при использовании быстротвердеющего цемента и 15 дней при применении обычного цемента. Бетонную смесь рекомендуется приготавливать того же состава, который применялся при строительстве покрытия. Толщина бе­ тона, укладываемого при ремонте покрытий, должна быть не ме­ нее 7 см.

Недостатками этого способа ремонта цементнобетонных покрытий являются его сложность, длительный вывод дорожных сооружений из эксплуатации и невозможность ликвидации не­ глубоких повреждений.

В ближайшем будущем, по-видимому, получит широкое рас­ пространение применение для этих целей быстротвердеющих по­ лимерных материалов высокой прочности, с эпоксидной смолой в качестве вяжущего. Применение полимерцементных клеев, растворов и бетонов позволит производить ремонт цементнобетон­ ных покрытий в сжатые сроки (движение может быть открыто че­ рез несколько часов после окончания ремонта), при высокой проч­ ности отремонтированных участков.

Текущий ремонт сборных покрытий из железобетонных плит заключается в устранении качания плит (для чею плита подни­

мается и производится подбивка

щебеночного основания)

и в

замене отдельных

плит, поврежденных

в процессе

эксплуата­

ции. Для замены

поврежденных

плит

необходимо

иметь

за­

пасные.

Наиболее распространенным видом повреждений асфальтобе­ тонных покрытий являются трещины. Проникающая в трещины во­ да способствует их дальнейшему развитию, которое может в ко­ нечном счете привести к разрушению покрытия. Из опыта эксплу­ атации дорог известно, что своевременная заделка трещин значи­ тельно увеличивает срок службы покрытия. Технология заделки трещин в асфальтобетонных покрытиях, по существу, не отлича­ ется от технологии выполнения аналогичных работ при текущем ремонте цементнобетонных покрытий. Трещины заполняют с не­ большим избытком и затирают с поверхности горячим песком или присыпают минеральным порошком.

Ямочный ремонт асфальтобетонных п-^рытий производится по следующей технологической схеме:

315


1. Границы

повреждений, подлежащих

устранению,

намечают

мелом по прямым линиям так, чтобы захватывалось 3—5

см

не­

поврежденной части покрытия. При этом

близкорасположенные

мелкие выбоины объединяют в общую карту.

молотками

2. Старый асфальтобетон вырубают отбойными

или выжигают дорожным разогревателем по очерченному

конту­

ру с соблюдением вертикальности стенок.

 

 

 

 

 

3. Ремонтируемый участок тщательно очищают, вертикальные

стенки

и поверхность участка смазывают жидким

битумом из

расчета 0,3—0,5см

лім2.

 

смесь.

При

4. Укладывают и уплотняют асфальтобетонную

глубине до 5

 

смесь укладывается в один слой, а

при

глубине

более 5

см

— /в два слоя с раздельным уплотнением. После уплот­

 

нения уложенной смеси линии сопряжения ремонтируемой карты с неповрежденным покрытием заглаживаются горячим металли­ ческим утюгом.

При ликвидации повреждений, небольших по площади и по глубине, целесообразно использовать для подготовки мест ре­ монта передвижные разогреватели, воздействующие на поверх­ ность асфальтобетона горячими газами и пламенем, подводимы­ ми под специальный зонт, которым накрываются подготовляемые к ремонту места. Под действием высокой температуры, создаю­ щейся под зонтом разогревателя, битум выгорает и асфальтобе­

тонная

смесь разрушается.

После

работы

разогревателя

разру­

шенный и подлежащий удалению

асфальтобетон свободно ре­

жется

лопатой. Существуют

разогреватели

различных

типов,

смонтированные на прицепах или на шасси грузовых автомоби­ лей. Созданы разогреватели, воздействующие на покрытие ин­ фракрасным излучением. В условиях морского порта целесообраз­ но применение ручных разогрееателей типа Д-143 (которые каж­ дый порт может изготовить своими силами).

Цель капитального ремонта открытых площадок и дорог — ликвидация физического и морального износа этих сооружений, а также устранение значительных по характеру и объему повреж­ дений, возникших в процессе эксплуатации. При планировании

ипроектировании капитального ремонта должна учитываться перспектива использования открытых складских площадок и до­ рог не менее чем на 10-летний период и, в соответствии с этим, предусматриваться их модернизация (замена покрытий и дорож­ ных одежд на более совершенные, уширение складских площадок

идорог и т. п.). Работы по ликвидации сквозных проломов, от­ кола углов и других значительных местных разрушений монолиг-

вых цементобетонных покрытий производятся в следующем по­ рядке.

1.Места на покрытии, где разрушенный бетон подлежит уда­ лению, размечаются, и по этой разметке покрытие прорезается бетонорежущей пилой или пневмоинструментом.

2.Заменяемая часть покрытия взламывается и удаляется.

316