Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
сталлическая решетка из растворимых углеводородов, выпада ющих при охлаждении. Застывание топлива означает невозмож ность его применения при данной температуре, так как оно те ряет подвижность и переходит в студенистое состояние.
Температура застывания для дизельных топлив установлена
следующая: летнее — минус 10° С, зимнее — минус 35° С, |
арк |
тическое (А) — минус 55° С и ДА — минус 60° С. |
. |
При выборе топлива нужно помнить, что минимальная тем пература воздуха, при которой может эксплуатироваться ди зельный двигатель, должна быть на 10—15° С выше темпера туры застывания топлива. Для расширения границы .примене ния дизельного топлива при отрицательных температурах можно разбавлять его тракторным керосином или керосином другого сорта, имеющим низкую температуру помутнения. При отсутст вии зимних сортов в виде исключения допускается использова ние смеси летнего дизельного топлива ЛД (ГОСТ 4749—73) или . Л (ГОСТ 305—73) с тракторным керосином (ГОСТ 4753—68) *
,При температуре ниже минус 20°С даже к зимнему дизель ному топливу целесообразно добавлять тракторный керосин в* количествах, приведенных в табл. 7.
Т а б л и ц а 7
Содержание керосина, добавляемого к дизельному топливу, при отрицательных температурах воздуха
|
Содержание, |
% |
Температура воздуха, °С |
дизельного |
керосина |
|
||
|
топлива |
|
От — 20 до — 30 |
90 |
10 |
От —30 до —35 |
75 |
25 |
От —35 и ниже |
50—30 |
50—70 |
Керосин с дизельным топливом смешивать необходимо перед заправкой в отдельной чистой емкости. Следует отметить, что добавка в дизельное топливо более 30% керосина не желатель на и рекомендуется в исключительных случаях, так как увели чение содержания керосина вызывает уменьшение цетанового числа.
В холодный период года особое внимание следует уделять ( очистке топлива от воды и механических примесей. Отстой ди зельного топлива в емкостях в связи с повышением его вязкости, при низких температурах малоэффективен, так как продолжи
тельность отстоя должна составлять от 4 до 10 суток. Смешивание летних и зимних сортов дизельных топлив рез
ко ухудшает, их эксплуатационные свойства. Если небольшие количества летнего топлива смешать с зимним,' то разница между температурой начала кристаллизации и полным засты ванием топлива может составить до 20° С и больше [14]. Использовать - в холодное время года смеси, Содержащие
%7
значительное количество летнего топлива, невозможно из-за высоких значений температур помутнения и застывания и рез кого увеличения их вязкости.
Топливо для дизельных двигателей должно быть чистым. В вязком топливе, каким является дизельное, большое количе ство механических примесей находится во взвешенном состоя нии, особенно в холодный период года, когда процесс их осаж дения происходит медленно.
При получении топливо необходимо осмотреть: если оно мут ное и невооруженным глазом видно наличие механических при месей, топливо нельзя использовать, не подвергнув его отстою и фильтрации. Во избежание попадания механических приме сей в топливо заправка лесотранспортных машин должна быть механизирована и проводиться закрытым способом. Лесовоз ные дизельные автомобили, как правило, должны заправляться от топливо-раздаточных колонок, трелевочные тракторы и дру гие механизмы, работающие на лесосеке, — специальными ма
шинами МА-4, Т-142Б, |
агрегатом Л В-82 или топливным насо |
сом из емкости. |
загрязненности топлива, поступающего |
С целью снижения |
в камеру сгорания двигателя, необходимо промывать топливные фильтры в сроки, указанные в инструкциях по эксплуатации ди зельных двигателей. Отстой из топливных баков и фильтров необходимо спускать 1 раз в сутки. Выполнение этих требова ний позволит повысить срок работы топливной аппаратуры, так как работа на загрязненном топливе сокращает межремонтный период ее в 5—6 раз.
МАРКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
При эксплуатации дизельных двигателей в лесозаготови тельной промышленности используются семь марок дизельных топлив.
С 1974 г. на дизельное топливо введены новые стандарты:
ГОСТ 4749—73 |
«Топливо для быстроходных дизелей» введен |
в действие с 1 |
января 1974 г. взамен ГОСТ 4749—49. Этот |
ГОСТ предусматривает выпуск пяти марок топлив: ДЛ, ДЗ, ДА, ДС и высшую категорию качества ДС.
Выпускаемые топлива ДС (ГОСТ 6749—73) для |
автотрак |
|
торных дизельных двигателей не применяются. |
действие |
|
ГОСТ |
305—73 «Топливо дизельное» введено в |
|
с 1 июля |
1974 г. взамен ГОСТ 305—62 и предусматривает вы |
пуск четырех марок топлива: Л, 3, ЗС hJV.
При отрицательных температурах для лесотранспортных ма шин рекомендуются марки топлива, приведенные в табл. 8.
Следует иметь в виду, что целесообразно применять мало сернистое дизельное топливо с содержанием серы до 0,2%, так как в этом случае уменьшаются износы трущихся деталей дви гателей, снижаются требования к качеству моторных масел.
48
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
||
Рекомендуемые марки зимних топлив для лесотранспортных машин |
||||||
|
ГОСТ 305-73 для марок |
ГОСТ 4749-23 |
||||
Наименование |
для марок |
|||||
3 |
зс |
А |
дз |
ДА |
||
1. |
||||||
|
|
|
|
|
||
Марка топлива |
Зимнее |
Зимнее |
Аркти- |
Дизель- |
Дизель- |
|
|
|
северное |
ческое |
ное |
ное |
|
|
|
|
|
зимнее |
аркти- |
|
Рекомендации по при- |
При t° |
При t° |
При t° |
При t° |
ческое |
|
• При t° |
||||||
менению |
воздуха |
воздуха |
воздуха |
воздуха |
воздуха |
|
|
—20° С |
—30° С |
—50° С |
—30° С |
не ниже |
|
|
и выше |
и выше |
и выше |
и выше |
—30° С |
При составлении заявок на дизельное топливо ГОСТ 305—73 необходимо к обозначению марки топлива добавлять цифру, обозначающую содержание серы 0,2% или 0,5% соответственно (например, топливо зимнее 3—0,2 ГОСТ 305—73, топливо зим нее северное ЗС—0,5 ГОСТ 305—73 и т. д.).
Дизельные топлива с повышенным содержанием серы (более 0,2%) можно применять только при условии использования для смазки двигателя масла, содержащего многофункциональные присадки, обладающие моющими свойствами и нейтрализующие вредное действие серного и сернистого газов.
КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ МАСЕЛ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ КАЧЕСТВУ
Лесозаготовительная промышленность получает более 10 сор тов моторных масел для карбюраторных и столько же для ди зельных двигателей. Каждое из них содержит композиции из различных присадок, причем основу любой композиции состав ляет одна из многофункциональных присадок (ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, ВНИИНП-370 и др.), наличие которых не отме чается в маркировке масел малой буквой «п».
Одним из признаков внедряемой в нашей стране классифи кации масел для двигателей является их вязкость при 100° С. По этому признаку все масла располагаются в ряд, каждый член которого в свою очередь подразделяется по эксплуатационным качествам на несколько групп (от трех до шести), отмеченных в маркировке прописными буквами от А до Е (табл. 9).
Масла на группы делятся в зависимости от типов исполь зуемых в настоящее время двигателей, степени их форсировки, а также вида применяемого для них топлива и содержания
втопливе серы.
Внастоящее время выпускаемые для карбюраторных и ди зельных двигателей масла маркируются по двум классифика
циям (старой и новой). Масла любой группы имеют плотность в пределах от 0,87 до 0,95 г\смъ при температуре +20° С.
49
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9* |
|
|
Классификация масел для двигателей |
|
|
||||
Вязкость масла |
Обозначения масел по группам |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||
при 100° С, сст |
Б |
в |
v |
г |
д |
Е |
|
|
А |
||||||
6 |
МбА |
М6Б |
М6В |
Л^8Г |
|
|
|
8 |
М8А |
М8Б |
М8В |
— |
— |
||
10 |
МША |
М10Б |
М10В |
М10Г |
— |
— |
|
12 |
— |
М12Б |
М12В |
М12Г |
М12Д |
— |
|
14 |
— |
М14Б |
М14В |
М14Г |
М14Д |
М14Е |
|
16 |
— |
М16Б |
М16В |
М16Г |
М16Д |
М16Е |
|
20 |
М20А |
М20Б |
М20В |
М20Г |
М20Д |
М20Е |
|
П р и м е ч а н и я : 1. Буква М обозначает, |
что масло принадлежит к мо |
||||||
торным: цифра после буквы показывает его вязкость при |
100° С в сантисток- |
||||||
сах и буква после цифры — группу качества масла. |
|
|
|
||||
2. Первые четыре группы предназначены: |
|
(карбюраторные, |
старых, |
||||
А — для |
бензиновых четырехтактных двигателей |
||||||
моделей); |
форсированных |
бензиновых четырехтактных |
двигателей и для' |
||||
Б — для |
дизельных двигателей, эксплуатируемых на топливах с содержанием серы не более 0,2%;
В — для форсированных дизельных двигателей, эксплуатируемых на топ ливах с повышенным содержанием серы (до 1%);
Г — для высокофорсированных дизельных двигателей, эксплуатируемых на топливах с содержанием серы до 1%.
Масла групп Д и Е выпускаются для специальных двигателей (тепловозы,, суда и т. п.).
Для смазки той или иной лесотранспортной машины должен использоваться вполне определенный сорт масла. Основные эксплуатационные требования к качеству зимних масел сво дятся к следующему: они должны разделять трущиеся детали надежным масляным слоем, иметь пологую вязкостно-темпера турную характеристику, обладать хорошей текучестью, быть в необходимой степени физически и химически стабильными,, обладать минимальным коррозионным воздействием на металлы и не содержать механических примесей и воды.
Наиболее важным требованием, определяющим эксплуата ционные качества зимних масел, являются вязкостно-темпера турные свойства. Простейшая вязкостно-температурная харак теристика находится отношением вязкостей, взятых для данного*
/ v50 \
масла при двух различных температурах 1-^щ г).
Для •характеристики вязкостно-температурных свойств масел в ГОСТ нормируется индекс вязкости (ИВ). Для определения индекса вязкости сравнивают вязкостные свойства оцениваемого* масла и двух эталонных масел, у которых, как и у испытуемого,
50