Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устройство изготовлено из органического стекла и включает кассету 1 с двумя размещенными в ней катушками 2, на кото­ рых намотан коррекс 3 с лентой из фильтровальной бумаги 4, крышку 5 с тремя отверстиями 6 и пипетку 7. Коррекс обеспе­ чивает натяжение бумажной ленты и предотвращает контакт ее витков между собой. На крышке устройства имеются три гра­ дуированные шкалы с отверстиями. В нижней части устройства крепится пипетка для нанесения капли масла.

В эксплуатационных условиях оценка качества масла про­ изводится следующим образом. Двигатель прогревается до тем­ пер атуры«маела не ниже 60° С. Устройство размещается на го­ ловке блока горизонтально. Через отверстие в крышке подается капля масла масломерным щупом или пипеткой, фильтроваль­ ная бумажная лента разбита на квадраты, каждый из которых имеет порядковый номер. При помощи ручек устройства три квадрата ленты устанавливаются против трех градуированных шкал крышки, и масло подается в центр квадратов для получе­ ния идентичных пятен с целью повышения точности. Спустя 10 мин градуированными шкалами замеряется величина диамет­ ров пятен и их концентрических колец без перемещения ленты.

При оценке качества работающего масла дизелей тракторов ТДТ-55 устройство показало высокую точность. Его легко можно изготовить в условиях РММ предприятия или РМЗ.

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Трансмиссионное масло, находящееся между зубьями шес­ терен в момент их контакта, подвергается воздействию сверх­ высоких давлений при большой скорости скольжения. Давление, развиваемое в зонах контакта зубьев шестерен и деталей под­ шипников качения, составляет от 10 000 до 50 000 кгс/см2. и выше.

Влияние низких температур на работу агрегатов трансмис­ сий: коробок передач, ведущих мостов, бортовых передач, раз­ даточных коробок, механизмов и агрегатов технологического оборудования, механизмов рулевого управления автомобилей и т. д. проявляется в основном в изменении вязкостно-температур­ ных свойств трансмиссионных масел.

При длительных стоянках лесотранспортных машин транс­ миссионные масла застывают настолько сильно, что двигатель не моДсет преодолеть момента сил сопротивления и останавли­ вается.

Установлено, что цри смазке агрегатов силовой передачи трактора ДТ-75 маслом ДСп-11 при наружной температуре ниже минус 33° С нормальная смазка подшипников наступает только после 20—25 мин работы агрегатов без нагрузки. Температура масла в агрегатах трансмиссии при работе с нагрузкой не под­ нимается выше 25—30° С.

56


Т а б л и ц а It

Рекомендуемые масла для агрегатов трансмиссий лесотранспортных машин

Марка

масел, основных

Базовые модели

Место заправки

и

заменителей

машин

или смазки

ТАп-15В МРТУ 38-1-185—65

ЗИЛ-130

заменитель ТАп-15

 

ЗИЛ-131

(ГОСТ

8412—57)

 

ЗИЛ-157

 

 

 

ЗИЛ-151

 

 

 

ЗИЛ-164

 

 

 

ЗИЛ-ММЗ-555

Тс-14,5 (ТУ38-1-173—68) с

Урал-375

МАЗ-200

присадкой ЭФО или

масло

МАЗ-500

единое

всесезонное МТ-16п

МАЗ-503

(ГОСТ

6360—58)

или

КрАЗ-214

масло МС-14

 

МАЗ-509

(ГОСТ 1013—49)

 

КрАЗ-214

Масло

трансмиссионное

автотракторное

 

КрАЗ-255Б

(ГОСТ 542—50)

 

КрАЗ-258

заменитель МТ-16п

 

МАЗ-509

(ГОСТ 6360—58)

 

МАЗ-200

 

 

 

МАЗ-500

Масло

для гидросистемы

МАЗ-503

ЗИЛ-130

автомобилей «Р» ТУ38-1- ЗИЛ-131 110—67 или ВНИИНП-1, Урал-375

ГОСТ

10660—63

 

 

К-700, (ЛТ-48)

Масло

автотракторное

АКп-10 по ГОСТ 1862—63

К-703

Масло

 

трансмиссионное

»

автотракторное

зимнее по

 

ГОСТ 542—50

 

 

»

Масло

дизельное ДС-8 по

ГОСТ 8581—63

 

 

 

Масло

 

по

автотракторное

ТДТ-55

АКп-10

 

ГОСТ 1862—63

ПЛ-1

 

 

 

 

 

 

ТБ-1

 

 

 

 

 

 

ЛП-2

 

 

 

 

 

 

Т-55Л

 

 

 

 

 

 

ТП-90

ТЭП-15 с ЭФО ТУ38-1-189—

ТДТ-75

ТТ-4

68 или

масло

'по

МРТУ

 

38-1-264—68 при темпера­

 

туре

ниже

минус

20° С

 

ТС-10

с

ЭФО

ТУ 38-1-184

 

или АК-10

Подшипники карданов, зад­ ний мост, коробка передач, ведущие мосты, главная! передача, редукторы лебе­ док, раздаточная коробка

Коробка передач

Ведущий мост, кардан при­ вода, картер рулевого ме­ ханизма, главная передача

Для рулевых механизмов

Картеры конечных и глав­ ных передач ведущих мос­ тов, картер промежуточной опоры Картер редуктора рулевого'

управления, подшипники шарниров карданных валов Картер коробки передач, картер вала отбора мощ­ ности Картер коробки передач

главной передачи, корпуса и; крышки бортовых пере­ дач, картер редуктора ле­ бедки, картер редуктора привода лебедки, корпус обгонной муфты Коробка передач, задний

мост реверс-редуктора, раз­ даточная коробка, конеч­ ные передачи, колонки управления коробкой пере­ дач, редуктор лебедки, ба­ рабан лебедки, подшипники блока погрузочного устрой­ ства

57


В аналогичных условиях работы агрегатов трансмиссий авто­ мобиля «Урал-375» при температуре минус 10—19° С масло в ко­ робке передач разогревается до положительных температур только через 5—7 мин, что соответствует 3—4 км пробега авто­ мобиля.

Агрегаты силовых передач трелевочных тракторов и погру­ зочных механизмов находятся в особенно неблагоприятных тем­ пературных условиях из-за длительных остановок этих машин с работающими двигателями на холостом ходу и коротких рас­ стояний перемещения по лесосеке. Изменения температуры масла в начале работы с плюс 10 до минус 20° С увеличивает скорость изнашивания деталей силовой передачи трактора на холостом ходу почти в 1,35 раза, а при работе под нагрузкой — в 2 раза [5].

Несмотря на то, что эксплуатационные качества нигролов (трансмиссионных масел марок 3 и Л по ГОСТ 542—50) ниже, чем всех других смазок, они все еще в значительных количе­ ствах поступают в лесозаготовительную промышленность. Зим­ ний нигрол может применяться в холодное время года для смазки коробок передач, ведущих мостов и других агрегатов автомоби­ лей старых марок: ЗИЛ-151; ЗИЛ-157; Урал-355 и др.

Наиболее хорошей вязкостно-температурной характеристикой обладают всесезонные масла, выпускаемые в настоящее время по ГОСТ 8412—57 под марками ТАп-10 и ТАп-15. Эти масла, имеющие кинематическую вязкость при 100° С соответственно 10 и 15 сст и температуру застывания минус 37 и минус 25° С, готовятся смешением летнего автотракторного трансмиссионного масла и маловязкого дистиллята с добавлением в смесь 5% присадки ЭЗ-5. Масло ТАп-15 рекомендуется применять при

температурах окружающего

воздуха до минус 25° С,

нагрузках

до 12 000 кгс/см2 и скорости скольжения до 8 м/сек.

При более

низких температурах (до

минус 40° С) нужно использовать

масло ТАп-10. Если этого масла нет, то масло ТАп-15 можно разбавить зимним дизельным топливом, добавляемым в объ­

еме 10%.

При отсутствии смазочных материалов допускается примене­ ние смеси масел с зимним дизельным топливом: 80%. масла ДСп-11 или АКп-10 и 20% топлива ДЗ, 3 или 90% масла ДСп-8 и 10% топлива ДЗ.

Рекомендуемые зимние сорта трансмиссионных масел для лесотранспортных машин приведены в табл. 11.

КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ

Консистентные смазки применяются для уменьшения трения и износа в узлах трансмиссии, ходовой части, шасси, механизмах управления тракторов, автомобилей, в агрегатах технологиче­ ского оборудования лесотранспортных машин.

БВ


Основой любой консистентной смазки является маловязкое индустриальное масло, занимающее 80—90% объема смазки, основой загустителя — соли жирных кислот (мыла), реже —твер­ дые углеводороды (церезин, петролатум, парафин). Мазеобраз­ ная консистенция зависит от количества введенного загустителя.

Основными характеристиками консистентных смазок явля­ ется температура каплепадения {плавления) и вязкость. Чтобы предотвратить возможность вытекания смазок из узла, их при­ меняют при температурах более низких, чем температура капле­ падения.

Диапазон температур каплепадения, по которому классифи­ цируются смазки по тугоплавкости и влиянию на них вида за­ густителя, приведен в табл. 12.

 

 

Та б л и ц а 12

 

Классификация смазок по температурам каплепадения

Класс

Загуститель

Температура каплепадения,°С

смазок

/УН уУС УТ

Твердые углеводороды.......................

Кальциевые м ы ла.................................

Натриевые и литиевые мыла . . .

До 65 65—100

Выше 100

Самая высокая температура, до которой Допустимо нагре­ вать смазки, не должна превышать температуру каплепадения на 10° С для низкоплавких и на 15° С для средне- и тугоплавких смазок. Вязкость определяет возможность подачи смазки в со­ пряжения и величину потерь в узлах трения, т.. е. возможность работы машин при низких температурах.

Лесозаготовительная промышленность получает в основном среднеплавкие смазки, большинство из которых принято назы­ вать солидолами. Солидолы применяют при эксплуатации авто­ мобилей, трелевочных тракторов и других машин. Пресс-соли­ дол С и солидол УСс (автомобильный) выпускаются в соответ­ ствии с ГОСТ 4366—64, графитная смазка марки УСс А — по ГОСТ 3333—55. Графитная смазка представляет собой солидол,

вкоторый введено 10% тонко помолотого графита.

Вхолодный период года могут применяться оба солидола:

марки С при температуре не ниже минус 20° С и пресс-солидол при температуре ниже минус 20° С.

К перспективным смазкам, рекомендуемым для лесотранс­ портных машин, следует отнести литиевые смазки, обладающие хорошими вязкостно-температурными характеристиками. В ли­ тиевых смазках марок ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 6267—59) соединяются лучшие свойства консталина и солидола. У них высокая температура каплепадения (выше 170°С). Эти смазки могут применяться при температуре минус 55—60° С.

59