Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Устройство изготовлено из органического стекла и включает кассету 1 с двумя размещенными в ней катушками 2, на кото рых намотан коррекс 3 с лентой из фильтровальной бумаги 4, крышку 5 с тремя отверстиями 6 и пипетку 7. Коррекс обеспе чивает натяжение бумажной ленты и предотвращает контакт ее витков между собой. На крышке устройства имеются три гра дуированные шкалы с отверстиями. В нижней части устройства крепится пипетка для нанесения капли масла.
В эксплуатационных условиях оценка качества масла про изводится следующим образом. Двигатель прогревается до тем пер атуры«маела не ниже 60° С. Устройство размещается на го ловке блока горизонтально. Через отверстие в крышке подается капля масла масломерным щупом или пипеткой, фильтроваль ная бумажная лента разбита на квадраты, каждый из которых имеет порядковый номер. При помощи ручек устройства три квадрата ленты устанавливаются против трех градуированных шкал крышки, и масло подается в центр квадратов для получе ния идентичных пятен с целью повышения точности. Спустя 10 мин градуированными шкалами замеряется величина диамет ров пятен и их концентрических колец без перемещения ленты.
При оценке качества работающего масла дизелей тракторов ТДТ-55 устройство показало высокую точность. Его легко можно изготовить в условиях РММ предприятия или РМЗ.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
Трансмиссионное масло, находящееся между зубьями шес терен в момент их контакта, подвергается воздействию сверх высоких давлений при большой скорости скольжения. Давление, развиваемое в зонах контакта зубьев шестерен и деталей под шипников качения, составляет от 10 000 до 50 000 кгс/см2. и выше.
Влияние низких температур на работу агрегатов трансмис сий: коробок передач, ведущих мостов, бортовых передач, раз даточных коробок, механизмов и агрегатов технологического оборудования, механизмов рулевого управления автомобилей и т. д. проявляется в основном в изменении вязкостно-температур ных свойств трансмиссионных масел.
При длительных стоянках лесотранспортных машин транс миссионные масла застывают настолько сильно, что двигатель не моДсет преодолеть момента сил сопротивления и останавли вается.
Установлено, что цри смазке агрегатов силовой передачи трактора ДТ-75 маслом ДСп-11 при наружной температуре ниже минус 33° С нормальная смазка подшипников наступает только после 20—25 мин работы агрегатов без нагрузки. Температура масла в агрегатах трансмиссии при работе с нагрузкой не под нимается выше 25—30° С.
56
Т а б л и ц а It
Рекомендуемые масла для агрегатов трансмиссий лесотранспортных машин
Марка |
масел, основных |
Базовые модели |
Место заправки |
и |
заменителей |
машин |
или смазки |
ТАп-15В МРТУ 38-1-185—65 |
ЗИЛ-130 |
||
заменитель ТАп-15 |
|
ЗИЛ-131 |
|
(ГОСТ |
8412—57) |
|
ЗИЛ-157 |
|
|
|
ЗИЛ-151 |
|
|
|
ЗИЛ-164 |
|
|
|
ЗИЛ-ММЗ-555 |
Тс-14,5 (ТУ38-1-173—68) с |
Урал-375 |
||
МАЗ-200 |
|||
присадкой ЭФО или |
масло |
МАЗ-500 |
|
единое |
всесезонное МТ-16п |
МАЗ-503 |
|
(ГОСТ |
6360—58) |
или |
КрАЗ-214 |
масло МС-14 |
|
МАЗ-509 |
|
(ГОСТ 1013—49) |
|
КрАЗ-214 |
|
Масло |
трансмиссионное |
||
автотракторное |
|
КрАЗ-255Б |
|
(ГОСТ 542—50) |
|
КрАЗ-258 |
|
заменитель МТ-16п |
|
МАЗ-509 |
|
(ГОСТ 6360—58) |
|
МАЗ-200 |
|
|
|
|
МАЗ-500 |
Масло |
для гидросистемы |
МАЗ-503 |
|
ЗИЛ-130 |
автомобилей «Р» ТУ38-1- ЗИЛ-131 110—67 или ВНИИНП-1, Урал-375
ГОСТ |
10660—63 |
|
|
К-700, (ЛТ-48) |
||
Масло |
автотракторное |
|||||
АКп-10 по ГОСТ 1862—63 |
К-703 |
|||||
Масло |
|
трансмиссионное |
» |
|||
автотракторное |
зимнее по |
|
||||
ГОСТ 542—50 |
|
|
» |
|||
Масло |
дизельное ДС-8 по |
|||||
ГОСТ 8581—63 |
|
|
|
|||
Масло |
|
по |
автотракторное |
ТДТ-55 |
||
АКп-10 |
|
ГОСТ 1862—63 |
ПЛ-1 |
|||
|
|
|
|
|
|
ТБ-1 |
|
|
|
|
|
|
ЛП-2 |
|
|
|
|
|
|
Т-55Л |
|
|
|
|
|
|
ТП-90 |
ТЭП-15 с ЭФО ТУ38-1-189— |
ТДТ-75 |
|||||
ТТ-4 |
||||||
68 или |
масло |
'по |
МРТУ |
|
||
38-1-264—68 при темпера |
|
|||||
туре |
ниже |
минус |
20° С |
|
||
ТС-10 |
с |
ЭФО |
ТУ 38-1-184 |
|
или АК-10
Подшипники карданов, зад ний мост, коробка передач, ведущие мосты, главная! передача, редукторы лебе док, раздаточная коробка
Коробка передач
Ведущий мост, кардан при вода, картер рулевого ме ханизма, главная передача
Для рулевых механизмов
Картеры конечных и глав ных передач ведущих мос тов, картер промежуточной опоры Картер редуктора рулевого'
управления, подшипники шарниров карданных валов Картер коробки передач, картер вала отбора мощ ности Картер коробки передач
главной передачи, корпуса и; крышки бортовых пере дач, картер редуктора ле бедки, картер редуктора привода лебедки, корпус обгонной муфты Коробка передач, задний
мост реверс-редуктора, раз даточная коробка, конеч ные передачи, колонки управления коробкой пере дач, редуктор лебедки, ба рабан лебедки, подшипники блока погрузочного устрой ства
57
В аналогичных условиях работы агрегатов трансмиссий авто мобиля «Урал-375» при температуре минус 10—19° С масло в ко робке передач разогревается до положительных температур только через 5—7 мин, что соответствует 3—4 км пробега авто мобиля.
Агрегаты силовых передач трелевочных тракторов и погру зочных механизмов находятся в особенно неблагоприятных тем пературных условиях из-за длительных остановок этих машин с работающими двигателями на холостом ходу и коротких рас стояний перемещения по лесосеке. Изменения температуры масла в начале работы с плюс 10 до минус 20° С увеличивает скорость изнашивания деталей силовой передачи трактора на холостом ходу почти в 1,35 раза, а при работе под нагрузкой — в 2 раза [5].
Несмотря на то, что эксплуатационные качества нигролов (трансмиссионных масел марок 3 и Л по ГОСТ 542—50) ниже, чем всех других смазок, они все еще в значительных количе ствах поступают в лесозаготовительную промышленность. Зим ний нигрол может применяться в холодное время года для смазки коробок передач, ведущих мостов и других агрегатов автомоби лей старых марок: ЗИЛ-151; ЗИЛ-157; Урал-355 и др.
Наиболее хорошей вязкостно-температурной характеристикой обладают всесезонные масла, выпускаемые в настоящее время по ГОСТ 8412—57 под марками ТАп-10 и ТАп-15. Эти масла, имеющие кинематическую вязкость при 100° С соответственно 10 и 15 сст и температуру застывания минус 37 и минус 25° С, готовятся смешением летнего автотракторного трансмиссионного масла и маловязкого дистиллята с добавлением в смесь 5% присадки ЭЗ-5. Масло ТАп-15 рекомендуется применять при
температурах окружающего |
воздуха до минус 25° С, |
нагрузках |
до 12 000 кгс/см2 и скорости скольжения до 8 м/сек. |
При более |
|
низких температурах (до |
минус 40° С) нужно использовать |
масло ТАп-10. Если этого масла нет, то масло ТАп-15 можно разбавить зимним дизельным топливом, добавляемым в объ
еме 10%.
При отсутствии смазочных материалов допускается примене ние смеси масел с зимним дизельным топливом: 80%. масла ДСп-11 или АКп-10 и 20% топлива ДЗ, 3 или 90% масла ДСп-8 и 10% топлива ДЗ.
Рекомендуемые зимние сорта трансмиссионных масел для лесотранспортных машин приведены в табл. 11.
КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ
Консистентные смазки применяются для уменьшения трения и износа в узлах трансмиссии, ходовой части, шасси, механизмах управления тракторов, автомобилей, в агрегатах технологиче ского оборудования лесотранспортных машин.
БВ
Основой любой консистентной смазки является маловязкое индустриальное масло, занимающее 80—90% объема смазки, основой загустителя — соли жирных кислот (мыла), реже —твер дые углеводороды (церезин, петролатум, парафин). Мазеобраз ная консистенция зависит от количества введенного загустителя.
Основными характеристиками консистентных смазок явля ется температура каплепадения {плавления) и вязкость. Чтобы предотвратить возможность вытекания смазок из узла, их при меняют при температурах более низких, чем температура капле падения.
Диапазон температур каплепадения, по которому классифи цируются смазки по тугоплавкости и влиянию на них вида за густителя, приведен в табл. 12.
|
|
Та б л и ц а 12 |
|
Классификация смазок по температурам каплепадения |
|
Класс |
Загуститель |
Температура каплепадения,°С |
смазок |
/УН уУС УТ
Твердые углеводороды.......................
Кальциевые м ы ла.................................
Натриевые и литиевые мыла . . .
До 65 65—100
Выше 100
Самая высокая температура, до которой Допустимо нагре вать смазки, не должна превышать температуру каплепадения на 10° С для низкоплавких и на 15° С для средне- и тугоплавких смазок. Вязкость определяет возможность подачи смазки в со пряжения и величину потерь в узлах трения, т.. е. возможность работы машин при низких температурах.
Лесозаготовительная промышленность получает в основном среднеплавкие смазки, большинство из которых принято назы вать солидолами. Солидолы применяют при эксплуатации авто мобилей, трелевочных тракторов и других машин. Пресс-соли дол С и солидол УСс (автомобильный) выпускаются в соответ ствии с ГОСТ 4366—64, графитная смазка марки УСс А — по ГОСТ 3333—55. Графитная смазка представляет собой солидол,
вкоторый введено 10% тонко помолотого графита.
Вхолодный период года могут применяться оба солидола:
марки С при температуре не ниже минус 20° С и пресс-солидол при температуре ниже минус 20° С.
К перспективным смазкам, рекомендуемым для лесотранс портных машин, следует отнести литиевые смазки, обладающие хорошими вязкостно-температурными характеристиками. В ли тиевых смазках марок ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 6267—59) соединяются лучшие свойства консталина и солидола. У них высокая температура каплепадения (выше 170°С). Эти смазки могут применяться при температуре минус 55—60° С.
59