Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

одинаковая вязкость при температуре 98,8° С, но разные ин­ дексы вязкости — у одного принят за 100, а у другого — за 0 [13]. Масло с большим индексом вязкости имеет лучшие вязкостно­ температурные свойства.

При подборе масел для работы при отрицательных темпера­ турах следует иметь в виду, что с понижением температуры вяз­ кость масла может увеличиться настолько, что мощности стар­ тера не хватит для вращения коленчатого вала двигателя. При высокой вязкости давление, создаваемое масляным насосом, не­ достаточно для подачи масла к трущимся деталям, что вызовет повышенные износы. Чем ниже вязкость масла, тем быстрее и при более низкой температуре возможен пуск двигателя, но это масло может не обеспечить надежного масляного слоя при уста­ новившемся режиме работы двигателя.

Для товарных дизельных масел, применяемых в лесозагото­ вительной промышленности (обычного способа производства), характерны плохие вязкостно-температурные и пусковые свой­ ства, вследствие чего они не могут обеспечить зимой проверты­ вание коленчатого вала двигателя с необходимым числом обо­ ротов. Для автотракторных двигателей лесозаготовительные предприятия получают в основном масла группы Б, предназна­ ченные для двигателей, эксплуатируемых на малосернистых топливах. •

При низких температурах эксплуатации масло теряет свою текучесть. Одной из причин потери текучести масла в двигателе при низких температурах является образование структурного каркаса из кристаллов парафина, что вызвано ограниченной растворимостью высокоплавких парафинов в маслах и выпаде­ нием кристаллов из раствора при низкой температуре. Это осо­ бенно опасно на тех участках масляной системы, где давление и скорости невелики (масляный бак, всасывающая линия мас­ ляного насоса, маслоприемники и в особенности сетка на маслоприемнике).

Там, где давление и скорость масла достаточны, образовав­ шийся структурный карка’с разрушается, и масло вновь при­ обретает текучесть. В условиях эксплуатации для улучшения его подвижности может быть применен подогрев или разбавление маловязкими низкозастывающими нефтепродуктами.

При отсутствии на предприятии масла нужного сорта до­ пускается использование разбавленных летних сортов. В каче­ стве разбавителей применяется масло индустриальное 12 (вере­ тенное 2) ГОСТ 1707—51, имеющее вязкость при 50° С 10— 14 сст, температуру застывания не выше минус 30° С, его добав­ ляют до 20% объема [4]. В порядке исключения допускается применять летние сорта масла, разбавленные зимним дизельным топливом. В зависимости от температуры наружного воздуха к применяемому маслу ориентировочно добавляется, разжижитель в количествах, приведенных в табл. 10 [6].

51


Т а б л и ц а 10

Содержание топлива, добавляемого в моторное масло, при отрицательных температурах воздуха

Содержание топлива, %, при температуре

воздуха, °С

Марка масла

Дп-11 ............................

ДСп-11 (М10Б) . . . .

Д п - 8 .................................

ДСп-8 (М8Б) . . . .

АКЗп-10 .......................

-1 2

-1 8

-2 4

-3 0

-3 6

 

.

 

 

 

6

12

18

24

 

6

12

18

6

12

18

6

.12

18

6

12

18

Однако разбавление масел маловязкими нефтепродуктами (веретенным или индустриальным маслом и дизельным топли­ вом) облегчает прокрутку коленчатого вала двигателя, но усло­ вия пуска улучшаются при этом незначительно. Кроме того, на практике трудно контролировать изменение состава смеси вслед­ ствие угара масла и испарения некоторых компонентов.

При использовании разжижителей масла после пуска и де­ сятиминутной работы двигатель останавливают. Затем черев 30 мин замеряют уровень масла в картере и наносят по этому уровню на масляный щуп метку. Затем в картер доливают разжижитель, двигатель запускают, и он работает 5—10 мин. За это время масло и разжижитель хорошо смешиваются. Доливка разжижителя в двигатель должна производиться в конце смены при температуре масла в пределах 35—40° С, после чего дви­ гатель должен обязательно проработать 5—8 мин. При этом вяз­ кость масла должна проверяться не реже чем 1 раз в течение 50 ч работы двигателя. Если вязкость масла снизилась более чем на 30%, его следует заменить.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Во время работы в дизеле масло под воздействием высоких температур, давления, кислорода воздуха, топлива и продуктов сгорания, износа деталей и посторонних загрязнений изменяет свои эксплуатационные свойства. Этот процесс изменения свой­ ства известен под общим названием старения масла. Процесс старения сводится в основном к накоплению в масле загрязне­ ний и срабатываемости присадки. Такие процессы, как разжи­ жение масла топливом и обводнение, не являются характерными для работающих масел и связаны обычно с неисправностями в работе системы питания и охлаждения.

52


Рис. 12. Схема пят­ на дизельного масла на фильтровальной бумаге:
D — максимальный диа­ метр; di — внутренний диаметр внешнего коль­ ца пятна; d 2 — диаметр
ядра масляного пятна

Во время работы двигателя качество масла может ухуд­ шаться по ряду причин, не связанных со сроками его замены. Так, при длительной работе переохлажденного двигателя может наблюдаться пригорание поршневых колец и образование низ­ котемпературных отложений. При засорении вентиляционной си­ стемы картера и перебоях в работе форсунок или топливного насоса топливо может попасть в масло и привести к его разжи­ жению. Причины, вызвавшие разжижение масла или его обвод­ нение, должны быть немедленно устранены: в противном случае могут появиться задиры трущихся деталей и их коррозия.

В настоящее время существует не­ сколько способов оценки качества рабо­ тающего масла и сроков его замены.

Наблюдения, проведенные СевНИИП в леспромхозах объединения Архангельсклеспром, показывают, что в экс­ плуатационных условиях имеет место как преждевременная замена (слив) мотор­ ного масла, обладающего запасом актив­ ной присадки и недостаточно загрязнен­ ного, так и длительная эксплуатация двигателей на маслах с истощенной присадкой и имеющих недопустимую степень загрязнения. Поэтому необхо­ димо систематически контролировать ка­ чество масла и заменять загрязненное масло не через строго установленный период, а по потребности.

Наименее просто и быстро оценить ствойства работающих масел в условиях лесосеки и гаража леспромхоза можно, нанеся каплю на лист фильтровальной

бумаги. По пятну на фильтровальной бумаге достаточно точно можно оценить качество работающего масла с многофункцио­ нальными присадками. Однако указанный метод не нашел ши­ рокого применения ввиду отсутствия простых и удобных устройств для его применения в производственных условиях.

Оценка качества работающего масла с многофункциональ­ ной присадкой «по методу пятна» разработана ГОСНИТИ н заключается в следующем. На лист (полосу) фильтровальной бумаги наносят каплю масла, взятого из системы смазки дви­ гателя. Под действием капиллярных сил масло распространяется по порам бумаги. Типичный вид пятна, или так называемая хро­ матограмма капли работающего масла, многофункциональная присадка в котором не утратила своей активности, представ­ ляет собой неоднородное пятно с несколькими зонами (рис. 12). Центральная часть пятна темного цвета характеризует степень загрязнения масла. Чем больше примесей в масле, тем ядро


хроматограммы чернее. Сильное почернение наблюдается также лри истощении присадки. Центральную часть ядра охватывает концентрический пояс, зона которого соответствует максималь­ ному распространению укрупненных частиц загрязнений масла. За концентрическим поясом расположена зона диффузии, рас­ пространение которой по поверхности бумаги выражает степень дисперсности нерастворимых частичек, богатых углеродом. Раз­ мер частиц загрязнений в этой зоне меньше пор бумаги. Сле­ дующая, светлая зона, образована профильтрованным бумагой маслом.

При визуальной качественной оценке масляного пятна цвет и характер зон хроматограммы в зависимости от изменения эксплуатационных качеств работающего масла изменяется. Если масло имеет хорошую' диспергирующую способность, то в хро­ матограмме отсутствует центральное ядро, размер частиц за­ грязнений меньше пор бумаги, и они равномерно распределены по всему пятну. Если диспергирующая способность масла сни­ жается, то размеры частиц загрязнений увеличиваются, и зона диффузии резко сокращается. С увеличением процента механи­ ческих примесей в масле и более сильном его окислении ско­ рость распространения пятна на бумаге снижается.

Капельная проба дает хорошее качественное определение наличия воды в работающем масле, так как отсутствует зона диффузии на пятне.

Диспергирующая способность масла зависит от наличия в ней активной присадки и может быть определена коэффициен­ том

»

где К — коэффициент, характеризующий диспергирующую спо­ собность масла;

D — наружный диаметр зоны диффузии; d\ — внутренний диаметр зоны диффузии.

Коэффициент К колеблется в значительных пределах, и полное отсутствие активной присадки в дизельном масле трелевочного трактора наблюдается при /(>1,35. С увеличением концентрации механических примесей, т. е. загрязненности работающего масла, размер зоны диффузии уменьшается. Эта зависимость выража­ ется коэффициентом К\

тде d2— диаметр центрального ядра.

По величине коэффициента К\ в эксплуатационных условиях

легко установить допустимый уровень

механических примесей

и сделать заключение о возможности

дальнейшей его работы

54


или необходимости замены. Если величина /Ci> 1,35, следова­ тельно, дизельное масло трелевочных тракторов содержит пре­ дельный уровень механических примесей и его необходимо за­ менить.

Установлено, что при систематическом контроле за качеством работающего масла в двигателе с определенным интервалом по хроматограмме легко заметить степень нарастания его загряз­ ненности. Постепенное увеличение загрязненности масла указы­ вает на нормальную работу двигателя и системы фильтрации. Внезапное увеличение содержания загрязнений указывает на неисправность двигателя или системы фильтрации.

Масло, содержащее влагу,

3

 

1

образует

хорошо

выраженное

4

светлое пятно в центральной -

 

 

 

части

хроматограммы.

Влага

 

 

 

закупоривает

поры

фильтро­

 

 

 

вальной бумаги, в результате

 

 

 

прекращается

диффузия

за­

 

 

 

грязнений

и

диспергирующая

 

 

 

зона на хроматограмме неза­

 

 

 

метна. Наличие влаги в масле

 

 

 

с присадками

недопустимо,

 

 

 

так как приводит к выпадению

 

 

 

присадок, потере маслом анти-

cm

 

cm

нагарных

и

антикоррозийных

 

свойств.

Применение

 

такого

Рис. 13. Схема устройства для экс­

масла

вызывает

повышенный

износ двигателя и рост отло­

пресс-анализа масла в эксплуатаци­

онных условиях:

жений,

восстановить

его

пер­

1 — кассета;

2 — катушка;

3 — коррекс^

воначальные

свойства

невоз­

4 лента из

фильтровальной

бумаги; 5

крышка;

6 — отверстие; 7 — пипетка

можно,

масло должно

 

быть

 

 

 

заменено.

Качество работающего масла в эксплуатационных условиях является важнейшим фактором при оценке технического состоя­ ния двигателя. Наличие в масле чрезмерного количества твер­ дых частиц указывает на неисправность системы фильтрации или необходимость промывки фильтров, а наличие охлаждаю­ щей жидкости — на потерю герметичности системы охлаж­ дения.

В процессе работы двигателя дизельное масло изменяет свой цвет. При содержании в масле механических примесей до 0,2% центральное ядро хроматограммы имеет желтый цвет, от 0,3 до

.0,65% — светло-коричневый или светло-серый, от 0,7 до 1% — коричневый или серый и выше 1% — темно-коричневый или тем* но-серый. При содержании 1,6% и выше механических приме* сей пятно имеет черный цвет с отблеском.

Для определения качества масла в эксплуатационных усло­ виях автором предложено простое и удобное устройство (рис. 13).

55