Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
одинаковая вязкость при температуре 98,8° С, но разные ин дексы вязкости — у одного принят за 100, а у другого — за 0 [13]. Масло с большим индексом вязкости имеет лучшие вязкостно температурные свойства.
При подборе масел для работы при отрицательных темпера турах следует иметь в виду, что с понижением температуры вяз кость масла может увеличиться настолько, что мощности стар тера не хватит для вращения коленчатого вала двигателя. При высокой вязкости давление, создаваемое масляным насосом, не достаточно для подачи масла к трущимся деталям, что вызовет повышенные износы. Чем ниже вязкость масла, тем быстрее и при более низкой температуре возможен пуск двигателя, но это масло может не обеспечить надежного масляного слоя при уста новившемся режиме работы двигателя.
Для товарных дизельных масел, применяемых в лесозагото вительной промышленности (обычного способа производства), характерны плохие вязкостно-температурные и пусковые свой ства, вследствие чего они не могут обеспечить зимой проверты вание коленчатого вала двигателя с необходимым числом обо ротов. Для автотракторных двигателей лесозаготовительные предприятия получают в основном масла группы Б, предназна ченные для двигателей, эксплуатируемых на малосернистых топливах. •
При низких температурах эксплуатации масло теряет свою текучесть. Одной из причин потери текучести масла в двигателе при низких температурах является образование структурного каркаса из кристаллов парафина, что вызвано ограниченной растворимостью высокоплавких парафинов в маслах и выпаде нием кристаллов из раствора при низкой температуре. Это осо бенно опасно на тех участках масляной системы, где давление и скорости невелики (масляный бак, всасывающая линия мас ляного насоса, маслоприемники и в особенности сетка на маслоприемнике).
Там, где давление и скорость масла достаточны, образовав шийся структурный карка’с разрушается, и масло вновь при обретает текучесть. В условиях эксплуатации для улучшения его подвижности может быть применен подогрев или разбавление маловязкими низкозастывающими нефтепродуктами.
При отсутствии на предприятии масла нужного сорта до пускается использование разбавленных летних сортов. В каче стве разбавителей применяется масло индустриальное 12 (вере тенное 2) ГОСТ 1707—51, имеющее вязкость при 50° С 10— 14 сст, температуру застывания не выше минус 30° С, его добав ляют до 20% объема [4]. В порядке исключения допускается применять летние сорта масла, разбавленные зимним дизельным топливом. В зависимости от температуры наружного воздуха к применяемому маслу ориентировочно добавляется, разжижитель в количествах, приведенных в табл. 10 [6].
51
Т а б л и ц а 10
Содержание топлива, добавляемого в моторное масло, при отрицательных температурах воздуха
Содержание топлива, %, при температуре
воздуха, °С
Марка масла
Дп-11 ............................
ДСп-11 (М10Б) . . . .
Д п - 8 .................................
ДСп-8 (М8Б) . . . .
АКЗп-10 .......................
-1 2 |
-1 8 |
-2 4 |
-3 0 |
-3 6 |
|
. |
|
|
|
6 |
12 |
18 |
24 |
|
— |
6 |
12 |
18 |
— |
— |
6 |
12 |
18 |
— |
— |
— |
6 |
.12 |
18 |
— |
— |
6 |
12 |
18 |
Однако разбавление масел маловязкими нефтепродуктами (веретенным или индустриальным маслом и дизельным топли вом) облегчает прокрутку коленчатого вала двигателя, но усло вия пуска улучшаются при этом незначительно. Кроме того, на практике трудно контролировать изменение состава смеси вслед ствие угара масла и испарения некоторых компонентов.
При использовании разжижителей масла после пуска и де сятиминутной работы двигатель останавливают. Затем черев 30 мин замеряют уровень масла в картере и наносят по этому уровню на масляный щуп метку. Затем в картер доливают разжижитель, двигатель запускают, и он работает 5—10 мин. За это время масло и разжижитель хорошо смешиваются. Доливка разжижителя в двигатель должна производиться в конце смены при температуре масла в пределах 35—40° С, после чего дви гатель должен обязательно проработать 5—8 мин. При этом вяз кость масла должна проверяться не реже чем 1 раз в течение 50 ч работы двигателя. Если вязкость масла снизилась более чем на 30%, его следует заменить.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ
Во время работы в дизеле масло под воздействием высоких температур, давления, кислорода воздуха, топлива и продуктов сгорания, износа деталей и посторонних загрязнений изменяет свои эксплуатационные свойства. Этот процесс изменения свой ства известен под общим названием старения масла. Процесс старения сводится в основном к накоплению в масле загрязне ний и срабатываемости присадки. Такие процессы, как разжи жение масла топливом и обводнение, не являются характерными для работающих масел и связаны обычно с неисправностями в работе системы питания и охлаждения.
52
Во время работы двигателя качество масла может ухуд шаться по ряду причин, не связанных со сроками его замены. Так, при длительной работе переохлажденного двигателя может наблюдаться пригорание поршневых колец и образование низ котемпературных отложений. При засорении вентиляционной си стемы картера и перебоях в работе форсунок или топливного насоса топливо может попасть в масло и привести к его разжи жению. Причины, вызвавшие разжижение масла или его обвод нение, должны быть немедленно устранены: в противном случае могут появиться задиры трущихся деталей и их коррозия.
В настоящее время существует не сколько способов оценки качества рабо тающего масла и сроков его замены.
Наблюдения, проведенные СевНИИП в леспромхозах объединения Архангельсклеспром, показывают, что в экс плуатационных условиях имеет место как преждевременная замена (слив) мотор ного масла, обладающего запасом актив ной присадки и недостаточно загрязнен ного, так и длительная эксплуатация двигателей на маслах с истощенной присадкой и имеющих недопустимую степень загрязнения. Поэтому необхо димо систематически контролировать ка чество масла и заменять загрязненное масло не через строго установленный период, а по потребности.
Наименее просто и быстро оценить ствойства работающих масел в условиях лесосеки и гаража леспромхоза можно, нанеся каплю на лист фильтровальной
бумаги. По пятну на фильтровальной бумаге достаточно точно можно оценить качество работающего масла с многофункцио нальными присадками. Однако указанный метод не нашел ши рокого применения ввиду отсутствия простых и удобных устройств для его применения в производственных условиях.
Оценка качества работающего масла с многофункциональ ной присадкой «по методу пятна» разработана ГОСНИТИ н заключается в следующем. На лист (полосу) фильтровальной бумаги наносят каплю масла, взятого из системы смазки дви гателя. Под действием капиллярных сил масло распространяется по порам бумаги. Типичный вид пятна, или так называемая хро матограмма капли работающего масла, многофункциональная присадка в котором не утратила своей активности, представ ляет собой неоднородное пятно с несколькими зонами (рис. 12). Центральная часть пятна темного цвета характеризует степень загрязнения масла. Чем больше примесей в масле, тем ядро
5а
хроматограммы чернее. Сильное почернение наблюдается также лри истощении присадки. Центральную часть ядра охватывает концентрический пояс, зона которого соответствует максималь ному распространению укрупненных частиц загрязнений масла. За концентрическим поясом расположена зона диффузии, рас пространение которой по поверхности бумаги выражает степень дисперсности нерастворимых частичек, богатых углеродом. Раз мер частиц загрязнений в этой зоне меньше пор бумаги. Сле дующая, светлая зона, образована профильтрованным бумагой маслом.
При визуальной качественной оценке масляного пятна цвет и характер зон хроматограммы в зависимости от изменения эксплуатационных качеств работающего масла изменяется. Если масло имеет хорошую' диспергирующую способность, то в хро матограмме отсутствует центральное ядро, размер частиц за грязнений меньше пор бумаги, и они равномерно распределены по всему пятну. Если диспергирующая способность масла сни жается, то размеры частиц загрязнений увеличиваются, и зона диффузии резко сокращается. С увеличением процента механи ческих примесей в масле и более сильном его окислении ско рость распространения пятна на бумаге снижается.
Капельная проба дает хорошее качественное определение наличия воды в работающем масле, так как отсутствует зона диффузии на пятне.
Диспергирующая способность масла зависит от наличия в ней активной присадки и может быть определена коэффициен том
»
где К — коэффициент, характеризующий диспергирующую спо собность масла;
D — наружный диаметр зоны диффузии; d\ — внутренний диаметр зоны диффузии.
Коэффициент К колеблется в значительных пределах, и полное отсутствие активной присадки в дизельном масле трелевочного трактора наблюдается при /(>1,35. С увеличением концентрации механических примесей, т. е. загрязненности работающего масла, размер зоны диффузии уменьшается. Эта зависимость выража ется коэффициентом К\
тде d2— диаметр центрального ядра.
По величине коэффициента К\ в эксплуатационных условиях
легко установить допустимый уровень |
механических примесей |
и сделать заключение о возможности |
дальнейшей его работы |
54
или необходимости замены. Если величина /Ci> 1,35, следова тельно, дизельное масло трелевочных тракторов содержит пре дельный уровень механических примесей и его необходимо за менить.
Установлено, что при систематическом контроле за качеством работающего масла в двигателе с определенным интервалом по хроматограмме легко заметить степень нарастания его загряз ненности. Постепенное увеличение загрязненности масла указы вает на нормальную работу двигателя и системы фильтрации. Внезапное увеличение содержания загрязнений указывает на неисправность двигателя или системы фильтрации.
Масло, содержащее влагу, |
3 |
|
1 |
|||||||
образует |
хорошо |
выраженное |
4 |
|||||||
светлое пятно в центральной - |
|
|
|
|||||||
части |
хроматограммы. |
Влага |
|
|
|
|||||
закупоривает |
поры |
фильтро |
|
|
|
|||||
вальной бумаги, в результате |
|
|
|
|||||||
прекращается |
диффузия |
за |
|
|
|
|||||
грязнений |
и |
диспергирующая |
|
|
|
|||||
зона на хроматограмме неза |
|
|
|
|||||||
метна. Наличие влаги в масле |
|
|
|
|||||||
с присадками |
недопустимо, |
|
|
|
||||||
так как приводит к выпадению |
|
|
|
|||||||
присадок, потере маслом анти- |
cm |
|
cm |
|||||||
нагарных |
и |
антикоррозийных |
|
|||||||
свойств. |
Применение |
|
такого |
Рис. 13. Схема устройства для экс |
||||||
масла |
вызывает |
повышенный |
||||||||
износ двигателя и рост отло |
пресс-анализа масла в эксплуатаци |
|||||||||
онных условиях: |
||||||||||
жений, |
восстановить |
его |
пер |
1 — кассета; |
2 — катушка; |
3 — коррекс^ |
||||
воначальные |
свойства |
невоз |
4 лента из |
фильтровальной |
бумаги; 5 — |
|||||
крышка; |
6 — отверстие; 7 — пипетка |
|||||||||
можно, |
масло должно |
|
быть |
|
|
|
заменено.
Качество работающего масла в эксплуатационных условиях является важнейшим фактором при оценке технического состоя ния двигателя. Наличие в масле чрезмерного количества твер дых частиц указывает на неисправность системы фильтрации или необходимость промывки фильтров, а наличие охлаждаю щей жидкости — на потерю герметичности системы охлаж дения.
В процессе работы двигателя дизельное масло изменяет свой цвет. При содержании в масле механических примесей до 0,2% центральное ядро хроматограммы имеет желтый цвет, от 0,3 до
.0,65% — светло-коричневый или светло-серый, от 0,7 до 1% — коричневый или серый и выше 1% — темно-коричневый или тем* но-серый. При содержании 1,6% и выше механических приме* сей пятно имеет черный цвет с отблеском.
Для определения качества масла в эксплуатационных усло виях автором предложено простое и удобное устройство (рис. 13).
55