Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обслуживанию, эксплуатационному ремонту, проведению сма­ зочно-заправочных -работ, разогреву воды для систем охлажде­ ния, предпусковой подготовке механизмов групповыми средст­ вами разогрева и т. д. Базой пункта технического обслужива­

ния

служат

серийно выпускаемые передвижные мастерские

типа

Т-142Б,

СРПМ-2 (СРПМ-ЗА), автозаправщик МА-4,

боксы-профилактории, водомаслогрейки ВМ-3, агрегаты для группового воздухоразогрева механизмов ЛВ-115, обогреватель­ ные домики ЛВ-57 и т. д.

Опыт эксплуатации ремонтно-профилактического оборудо­ вания показывает, что наиболее рационально сочетание этих машин для ПТО мастерских участков, работающих на базе ав­ томобильных и узкоколейных железных дорог в вариантах, приведенных в табл. 6.

Смешанная форма организации технического обслуживания с преобладанием ремонтных работ на мастерском участке или на центральной ремонтной базе является наиболее распростра­ ненной, форма обслуживания зависит от условий эксплуатации техники.

Г л а в а III

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ТОПЛИВА, СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

ДЛЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ, И ЕГО СВОЙСТВА

Свойства автомобильного бензина должны обеспечивать:

надежную работу двигателя

в интервале внешних условий

(температуры, влажности) и на

всех режимах, встречающихся

в условиях эксплуатации данного двигателя;

стабильность состава при транспортировке, хранении и эксплу­ атации;

минимальные износы двигателя, а также наименьшие трудо­ вые и материальные затраты на его техническое обслуживание и ремонт;

безопасность при техническом обслуживании и ремонте.

На все сорта бензинов, применяемых для карбюраторных дви­ гателей, имеются ГОСТ, в которых перечисляются основные фи­ зико-химические показатели качества бензина и даются допусти­ мые пределы их значений. ГОСТ является единственным доку­ ментом, по которому оценивается качество применяемого бензина в эксплуатационных условиях лесозаготовительного предприятия.

42


Автомобильные бензины разных марок, полученные различ­ ными методами из нефти, имеют примерно одну и ту же плот­ ность, вязкость, одинаковое поверхностное натяжение и теплоту сгорания. Но по испаряемости, стабильности и некоторым другим свойствам они различны [13]. Плотность автомобильных бензи­ нов при +20° С не опускается ниже 0,690 г!см2, и не поднимается выше 0,770 г/смг и в зависимости от температуры изменяется мало.

Вязкость при + 20° С колеблется в пределах от 0,6 до 0,9 сст. С понижением температуры вязкость автомобильных бензинов повышается. Переход с летней эксплуатации на зимнюю, при которой температура может опускаться до минус 40° С и ниже, приводит к увеличению вязкости примерно в 1,3— 1,4 раза, что вызывает недопустимое обеднение горючей смеси. Теплота сго­ рания автомобильных бензинов равна 10 400—10 600 ккал/кг.

Испаряемость является одной из главных эксплуатационных характеристик бензина. От испаряемости-зависит легкость пуска и быстрота прогрева двигателя, полное сгорание бензина после прогрева и невозможность образования паровых пробок в топ­

ливной системе. Время, за которое должен

испариться

бензин

в современном двигателе, составляет около 0,02 сек.

наличии

По температуре перегонки 10% бензина

судят о

в нем пусковых фракций, от которых зависит легкость пуска хо­ лодного . двигателя. Чем ниже эта температура, тем легче и быст­ рее можно пустить холодный двигатель, так как большее коли­ чество бензина будет попадать в цилиндры в виде 'пара. Таким образом, у бензинов, используемых при отрицательных темпера­ турах окружающего воздуха, температура перегонки 10% должна быть более низкой.

При пуске холодного двигателя в цилиндры попадает в виде пара лишь около 10% бензина при температуре 0°С. При пони­ жении температуры его количество резко падает.

Минимальная температура воздуха tB, при которой возмо­ жен пуск холодного двигателя в зависимости от температуры пе­ регонки 10% бензина (^ю), определяется для бензинов с ^ 0от45 до 85° С по формуле А. А. Гуреева [13]

tB= 4 _ ^о — 50,5.

Низкая температура начала перегонки (£н.п) тоже облегчает пуск холодного двигателя. Зная температуру начала перегонки (^н. п), можно определить минимальную температуру воздуха,' при которой возможен пуск двигателя

t — — t

— 49

.

•'В

О ‘'Н . п

 

Эта формула справедлива для бензинов с /н.п от 30 до 65° С.

43


После пуска двигателя интенсивность его прогрева, устойчи­ вость работы при малых оборотах и приемистость зависят от температуры перегонки 50% бензина ,(/50). Чем ниже эта темпе­ ратура, тем легче испаряются средние фракции бензина, в непрогретый двигатель поступает большее количество горючей ‘ смеси необходимого состава, обеспечивая его работу на малых

оборотах.

В бензине не допускается наличие воды, так как при темпе­ ратуре ниже 0°С она, замерзая, образует кристаллы, которые могут закупорить подачу бензина. Кроме того, вода способствует осмолению бензина. Не допускается в бензине и наличие меха­ нических примесей, которые засоряют топливные фильтры, топли­ вопроводы и жиклеры, что нарушает нормальную работу дви­ гателя. Кроме того, механические примеси увеличивают износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.

МАРКИ БЕНЗИНОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Нефтяная промышленность вырабатывает ассортимент ав­

томобильных

бензинов,

включающих пять марок по

ГОСТ 2084—67

и один по

ГОСТ 5.268—69. Каждая марка

бензина по ГОСТ 2084—67 подразделяется на два вида — зим­ ний и летний, кроме АИ-98.

Принятая в Советском Союзе маркировка бензинов состав­ ляется из буквы А для автомобильных бензинов и цифры, со­ ответствующей минимальному значению октанового числа (по моторному или исследовательскому методам).

Автомобильные бензины применяются: марки А-66 летнего и зимнего видов для рядных автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ -157, Урал-355, имеющих степень сжатия не более 6,5; марки А-72 летнего и зимнего видов для двигателей легковых ав­ томобилей; марки А-76 летнего и зимнего видов для двигате­ лей автомобилей ЗИЛ-130, , ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377, ЗИЛ:ММЗ-555 и других; марки АИ-93 летнего и зимнего видов для легковых автомобилей.

Для повышения октанового числа бензины этилируются и после этого обязательно окрашиваются. По цвету бензина можно отличить этилированные бензины от неэтилированных. Бензин А-66 имеет оранжевый цвет, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий и АИ-98 — желтый цвет. Бензин марки А-72 выпускается только в неэтилированном виде.

Летние бензины марок А-66, А-72, А-76 и. АИ-93 применя­ ются во всех районах страны, кроме северных и северо-восточ­ ных, в период с 1 апреля по 1 октября, в южных районах до­ пускается их применение в течение всех сезонов.

Зимние бензины тех же марок предназначены для примене­ ния в течение всех сезонов в северных и северо-восточных рай­ онах, а в остальных районах — только с 1 октября по 1 апреля.

44


Впериод перехода с летнего бензина на зимний и наоборот допускается в течение одного месяца использование бензина как летнего, так и зимнего, а также их смесей. При эксплуата­ ции автомобилей может применяться неэтилированный авиаци­ онный бензин Б-70.

Впрактике эксплуатации допускается, при отсутствии ос­

новной марки бензина, временное применение заменителей, т. е. бензинов других марок или их смеси. Например, смесь А-76 лет­ него и А-66 летнего бензинов в соотношении 1 : 1 равноценна бензину А-72'И т. д.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, И ЕГО СВОЙСТВА

Дизельные двигатели на лесотранспортных машинах полу­ чили широкое распространение, они установлены на трелевоч­ ных тракторах и погрузочных механизмах, на лесовозных авто­ мобилях повышенной грузоподъемности и на других механиз­ мах, эксплуатирующихся в лесозаготовительной промышлен­ ности. Дизельные двигатели в эксплуатации надежнее и долго­ вечнее^ чем карбюраторные. Они работают на более тяжелых топливах, а следовательно, более дешевых. В лесозаготовитель­ ной промышленности наибольшее распространение имеют че­ тырехтактные быстроходные дизели, у которых скорость поршня

>6,5 м/сек и более 1000 об/мин.

Требования к дизельным топливам в основном аналогичны требованиям к бензинам. Дизельные топлива должны беспере­ бойно поступать в цилиндры двигателя при любых температу­ рах и обеспечивать легкий пуск двигателя, иметь определенные вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильны­ ми, обладать минимальным коррозионным воздействием и не содержать механических примесей и воды. Разные марки ди­ зельных топлив мало отличаются друг от друга по плотности, которая при температуре + 20° С не выходит за пределы 0,82— 0,86 г/см3, и поверхностному натяжению. Но по вязкости и дру­ гим свойствам они могут иметь большие различия.

Эффективность эксплуатации дизельных двигателей в холод­ ный период года зависит от цетанового числа, испаряемости, температуры самовоспламенения, вязкости, прокачиваемости и фильтруемости [5]. Понижение температуры окружающего воздуха способствует замедлению процессов испарения и окис­ ления углеводородов топлива, что ведет к задержке самовоспла­ менения, т. е. появлению пламени в камере сгорания. При зна­ чительных отрицательных температурах окружающего воздуха и деталей двигателя скорости протекания предпламенных про­ цессов становятся настолько низкими, что топливо не само­ воспламеняется, т. е. пуск в этих условиях не происходит. Самовоспламеняемость топлива количественно оценивается

45


цетановым числом. Цетановые числа дизельных топлив зависят от их углеводородного состава, структуры и молекулярного веса.

От величины цетанового числа зависят пусковые свойства дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем лучше са­ мовоспламеняемость его и легче на нем пуск двигателя. Цета­ новое число может быть повышено за счет добавления высо­ коцетановых компонентов. В качестве присадки используется 1 % изопропилнитрата. Для современных дизельных автотрак­ торных двигателей цетановое число должно находиться в пре­ делах 45—75 единиц.

Прокачиваемость дизельного топлива по системе питания двигателя зависит от его вязкости. С повышением вязкости сопротивление прохождению увеличивается. От вязкости зави­ сит качество распыла топлива в цилиндрах, дальнобойность струи, четкость начала и конца подачи топлива форсункой. Чем выше начальное значение вязкости (при +20°С), тем больше изменений наблюдается при понижении температуры. Вязкость зимних сортов топлив должна быть меньше вязкости летних сортов.

У высоковязкого топлива капли получаются крупные, даль­ нобойность струи большая, испаряемость замедленная. Как пра­ вило, нарушается процесс горения, наблюдается понижение к. п. д. двигателя, увеличение количества нагара на деталях камеры сгорания и т. д.

При работе двигателя на дизельном топливе с чрезмерно низкой вязкостью нарушается дозировка топлива вследствие его просачивания между плунжером и гильзой насоса высокого давления. Капли получаются очень мелкими, дальнобойность струи оказывается недостаточной вследствие мелкого распыливания, и сгорание топлива происходит в непосредственной бли­ зости от форсунок. В этом случае возможен перегрев и дефор­ мация форсунок. Вязкость дизельного топлива установлена стандартами (от 1,5 до 8,0 сст) и зависит от марки топлива.

При понижении температуры наружного воздуха может быть нарушена подача топлива в цилиндры двигателя и без потери текучести. Это может произойти вследствие закупоривания фильтрующих элементов образующимися в топливе микрокри­ сталлами парафина или льда. Такая неисправность может на­ блюдаться при пуске холодного двигателя, когда подкапотный воздух не прогрет.

Температура, при которой теряется фазовая однородность топлива при его охлаждении, называется температурой помут­ нения. Топливо теряет прозрачность из-за выделившихся микро­ кристаллов. Выделение микрокристаллов льда начинается при температуре немного ниже 0° С. Топливо в холодный период года должно иметь температуру помутнения на 3—5° С ниже тем­ пературы, при которой оно используется. При дальнейшем по­ нижении температуры помутнения в топливе образуется кри-

46