Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
обслуживанию, эксплуатационному ремонту, проведению сма зочно-заправочных -работ, разогреву воды для систем охлажде ния, предпусковой подготовке механизмов групповыми средст вами разогрева и т. д. Базой пункта технического обслужива
ния |
служат |
серийно выпускаемые передвижные мастерские |
типа |
Т-142Б, |
СРПМ-2 (СРПМ-ЗА), автозаправщик МА-4, |
боксы-профилактории, водомаслогрейки ВМ-3, агрегаты для группового воздухоразогрева механизмов ЛВ-115, обогреватель ные домики ЛВ-57 и т. д.
Опыт эксплуатации ремонтно-профилактического оборудо вания показывает, что наиболее рационально сочетание этих машин для ПТО мастерских участков, работающих на базе ав томобильных и узкоколейных железных дорог в вариантах, приведенных в табл. 6.
Смешанная форма организации технического обслуживания с преобладанием ремонтных работ на мастерском участке или на центральной ремонтной базе является наиболее распростра ненной, форма обслуживания зависит от условий эксплуатации техники.
Г л а в а III
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ТОПЛИВА, СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ
ДЛЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ, И ЕГО СВОЙСТВА
Свойства автомобильного бензина должны обеспечивать:
надежную работу двигателя |
в интервале внешних условий |
(температуры, влажности) и на |
всех режимах, встречающихся |
в условиях эксплуатации данного двигателя; |
стабильность состава при транспортировке, хранении и эксплу атации;
минимальные износы двигателя, а также наименьшие трудо вые и материальные затраты на его техническое обслуживание и ремонт;
безопасность при техническом обслуживании и ремонте.
На все сорта бензинов, применяемых для карбюраторных дви гателей, имеются ГОСТ, в которых перечисляются основные фи зико-химические показатели качества бензина и даются допусти мые пределы их значений. ГОСТ является единственным доку ментом, по которому оценивается качество применяемого бензина в эксплуатационных условиях лесозаготовительного предприятия.
42
Автомобильные бензины разных марок, полученные различ ными методами из нефти, имеют примерно одну и ту же плот ность, вязкость, одинаковое поверхностное натяжение и теплоту сгорания. Но по испаряемости, стабильности и некоторым другим свойствам они различны [13]. Плотность автомобильных бензи нов при +20° С не опускается ниже 0,690 г!см2, и не поднимается выше 0,770 г/смг и в зависимости от температуры изменяется мало.
Вязкость при + 20° С колеблется в пределах от 0,6 до 0,9 сст. С понижением температуры вязкость автомобильных бензинов повышается. Переход с летней эксплуатации на зимнюю, при которой температура может опускаться до минус 40° С и ниже, приводит к увеличению вязкости примерно в 1,3— 1,4 раза, что вызывает недопустимое обеднение горючей смеси. Теплота сго рания автомобильных бензинов равна 10 400—10 600 ккал/кг.
Испаряемость является одной из главных эксплуатационных характеристик бензина. От испаряемости-зависит легкость пуска и быстрота прогрева двигателя, полное сгорание бензина после прогрева и невозможность образования паровых пробок в топ
ливной системе. Время, за которое должен |
испариться |
бензин |
в современном двигателе, составляет около 0,02 сек. |
наличии |
|
По температуре перегонки 10% бензина |
судят о |
в нем пусковых фракций, от которых зависит легкость пуска хо лодного . двигателя. Чем ниже эта температура, тем легче и быст рее можно пустить холодный двигатель, так как большее коли чество бензина будет попадать в цилиндры в виде 'пара. Таким образом, у бензинов, используемых при отрицательных темпера турах окружающего воздуха, температура перегонки 10% должна быть более низкой.
При пуске холодного двигателя в цилиндры попадает в виде пара лишь около 10% бензина при температуре 0°С. При пони жении температуры его количество резко падает.
Минимальная температура воздуха tB, при которой возмо жен пуск холодного двигателя в зависимости от температуры пе регонки 10% бензина (^ю), определяется для бензинов с ^ 0от45 до 85° С по формуле А. А. Гуреева [13]
tB= 4 _ ^о — 50,5.
Низкая температура начала перегонки (£н.п) тоже облегчает пуск холодного двигателя. Зная температуру начала перегонки (^н. п), можно определить минимальную температуру воздуха,' при которой возможен пуск двигателя
t — — t |
— 49 |
. |
|
•'В |
О ‘'Н . п |
|
Эта формула справедлива для бензинов с /н.п от 30 до 65° С.
43
После пуска двигателя интенсивность его прогрева, устойчи вость работы при малых оборотах и приемистость зависят от температуры перегонки 50% бензина ,(/50). Чем ниже эта темпе ратура, тем легче испаряются средние фракции бензина, в непрогретый двигатель поступает большее количество горючей ‘ смеси необходимого состава, обеспечивая его работу на малых
оборотах.
В бензине не допускается наличие воды, так как при темпе ратуре ниже 0°С она, замерзая, образует кристаллы, которые могут закупорить подачу бензина. Кроме того, вода способствует осмолению бензина. Не допускается в бензине и наличие меха нических примесей, которые засоряют топливные фильтры, топли вопроводы и жиклеры, что нарушает нормальную работу дви гателя. Кроме того, механические примеси увеличивают износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.
МАРКИ БЕНЗИНОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Нефтяная промышленность вырабатывает ассортимент ав
томобильных |
бензинов, |
включающих пять марок по |
ГОСТ 2084—67 |
и один по |
ГОСТ 5.268—69. Каждая марка |
бензина по ГОСТ 2084—67 подразделяется на два вида — зим ний и летний, кроме АИ-98.
Принятая в Советском Союзе маркировка бензинов состав ляется из буквы А для автомобильных бензинов и цифры, со ответствующей минимальному значению октанового числа (по моторному или исследовательскому методам).
Автомобильные бензины применяются: марки А-66 летнего и зимнего видов для рядных автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ -157, Урал-355, имеющих степень сжатия не более 6,5; марки А-72 летнего и зимнего видов для двигателей легковых ав томобилей; марки А-76 летнего и зимнего видов для двигате лей автомобилей ЗИЛ-130, , ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377, ЗИЛ:ММЗ-555 и других; марки АИ-93 летнего и зимнего видов для легковых автомобилей.
Для повышения октанового числа бензины этилируются и после этого обязательно окрашиваются. По цвету бензина можно отличить этилированные бензины от неэтилированных. Бензин А-66 имеет оранжевый цвет, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий и АИ-98 — желтый цвет. Бензин марки А-72 выпускается только в неэтилированном виде.
Летние бензины марок А-66, А-72, А-76 и. АИ-93 применя ются во всех районах страны, кроме северных и северо-восточ ных, в период с 1 апреля по 1 октября, в южных районах до пускается их применение в течение всех сезонов.
Зимние бензины тех же марок предназначены для примене ния в течение всех сезонов в северных и северо-восточных рай онах, а в остальных районах — только с 1 октября по 1 апреля.
44
Впериод перехода с летнего бензина на зимний и наоборот допускается в течение одного месяца использование бензина как летнего, так и зимнего, а также их смесей. При эксплуата ции автомобилей может применяться неэтилированный авиаци онный бензин Б-70.
Впрактике эксплуатации допускается, при отсутствии ос
новной марки бензина, временное применение заменителей, т. е. бензинов других марок или их смеси. Например, смесь А-76 лет него и А-66 летнего бензинов в соотношении 1 : 1 равноценна бензину А-72'И т. д.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, И ЕГО СВОЙСТВА
Дизельные двигатели на лесотранспортных машинах полу чили широкое распространение, они установлены на трелевоч ных тракторах и погрузочных механизмах, на лесовозных авто мобилях повышенной грузоподъемности и на других механиз мах, эксплуатирующихся в лесозаготовительной промышлен ности. Дизельные двигатели в эксплуатации надежнее и долго вечнее^ чем карбюраторные. Они работают на более тяжелых топливах, а следовательно, более дешевых. В лесозаготовитель ной промышленности наибольшее распространение имеют че тырехтактные быстроходные дизели, у которых скорость поршня
>6,5 м/сек и более 1000 об/мин.
Требования к дизельным топливам в основном аналогичны требованиям к бензинам. Дизельные топлива должны беспере бойно поступать в цилиндры двигателя при любых температу рах и обеспечивать легкий пуск двигателя, иметь определенные вязкость и самовоспламеняемость, быть химически стабильны ми, обладать минимальным коррозионным воздействием и не содержать механических примесей и воды. Разные марки ди зельных топлив мало отличаются друг от друга по плотности, которая при температуре + 20° С не выходит за пределы 0,82— 0,86 г/см3, и поверхностному натяжению. Но по вязкости и дру гим свойствам они могут иметь большие различия.
Эффективность эксплуатации дизельных двигателей в холод ный период года зависит от цетанового числа, испаряемости, температуры самовоспламенения, вязкости, прокачиваемости и фильтруемости [5]. Понижение температуры окружающего воздуха способствует замедлению процессов испарения и окис ления углеводородов топлива, что ведет к задержке самовоспла менения, т. е. появлению пламени в камере сгорания. При зна чительных отрицательных температурах окружающего воздуха и деталей двигателя скорости протекания предпламенных про цессов становятся настолько низкими, что топливо не само воспламеняется, т. е. пуск в этих условиях не происходит. Самовоспламеняемость топлива количественно оценивается
45
цетановым числом. Цетановые числа дизельных топлив зависят от их углеводородного состава, структуры и молекулярного веса.
От величины цетанового числа зависят пусковые свойства дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем лучше са мовоспламеняемость его и легче на нем пуск двигателя. Цета новое число может быть повышено за счет добавления высо коцетановых компонентов. В качестве присадки используется 1 % изопропилнитрата. Для современных дизельных автотрак торных двигателей цетановое число должно находиться в пре делах 45—75 единиц.
Прокачиваемость дизельного топлива по системе питания двигателя зависит от его вязкости. С повышением вязкости сопротивление прохождению увеличивается. От вязкости зави сит качество распыла топлива в цилиндрах, дальнобойность струи, четкость начала и конца подачи топлива форсункой. Чем выше начальное значение вязкости (при +20°С), тем больше изменений наблюдается при понижении температуры. Вязкость зимних сортов топлив должна быть меньше вязкости летних сортов.
У высоковязкого топлива капли получаются крупные, даль нобойность струи большая, испаряемость замедленная. Как пра вило, нарушается процесс горения, наблюдается понижение к. п. д. двигателя, увеличение количества нагара на деталях камеры сгорания и т. д.
При работе двигателя на дизельном топливе с чрезмерно низкой вязкостью нарушается дозировка топлива вследствие его просачивания между плунжером и гильзой насоса высокого давления. Капли получаются очень мелкими, дальнобойность струи оказывается недостаточной вследствие мелкого распыливания, и сгорание топлива происходит в непосредственной бли зости от форсунок. В этом случае возможен перегрев и дефор мация форсунок. Вязкость дизельного топлива установлена стандартами (от 1,5 до 8,0 сст) и зависит от марки топлива.
При понижении температуры наружного воздуха может быть нарушена подача топлива в цилиндры двигателя и без потери текучести. Это может произойти вследствие закупоривания фильтрующих элементов образующимися в топливе микрокри сталлами парафина или льда. Такая неисправность может на блюдаться при пуске холодного двигателя, когда подкапотный воздух не прогрет.
Температура, при которой теряется фазовая однородность топлива при его охлаждении, называется температурой помут нения. Топливо теряет прозрачность из-за выделившихся микро кристаллов. Выделение микрокристаллов льда начинается при температуре немного ниже 0° С. Топливо в холодный период года должно иметь температуру помутнения на 3—5° С ниже тем пературы, при которой оно используется. При дальнейшем по нижении температуры помутнения в топливе образуется кри-
46