Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
При отсутствии в предприятии зимних сортов смазок в виде исключения допускается разбавление солидола дизельным топ ливом. Приготовление смеси должно производиться в чистой посуде при температуре не выше +50° С, при этом дизельное топливо доливается в солидол и тщательно размешивается.
Но необходимо помнить, что применение таких смесей ухуд шает работоспособность узлов трения при низких температурах.
жидкости
К жидкостям, применяемым при эксплуатации лесотранспорт ных машин, относятся охлаждающие (вода и антифризы) и жид кости для амортизаторов и гидравлических приводов (тормозов, усилителей рулевых управлений, привода технологического обо рудования и т. д.).
Охлаждающие жидкости. Для охлаждения двигателей внут реннего сгорания применяется вода или специальные низкоза мерзающие жидкости: антифризы, водноглицериновые, водно спиртовые и нефтяные.
В о д а наиболее широко применяется в лесозаготовительной промышленности. Она обладает наивысшей из всех жидкостей удельной теплоемкостью (1 ккал/кг-град), низкой вязкостью (v2o = l , 0 сст), свободно циркулирует в системе охлаждения, не подтекает в сальниковых уплотнениях, не горит, имеет нейтраль ную реакцию и не вредна для здоровья.
Одним из отрицательных показателей воды является высо кая температура замерзания со значительным увеличением объема до 10% при 0°С. К отрицательным свойствам воды от носится и наличие примесей, образующих осадки (накипь) в си стеме охлаждения.
Наиболее вредные примеси — растворенные в воде соли. Толщина слоя накипи, имеющей очень низкую теплопровод ность, может достигать 5 мм и более. Накипь нарушает тепло вой режим двигателя, увеличивает расход топлива на 25—30%, масла на 30—40% и снижает мощность на 20—25% ,{15]. Обра зование накипи объясняется жесткостью воды, выражаемой миллиграмм-эквивалентами ионов кальция и магния. Единица жесткости равна 1 мг же в 1 л, что соответствует 20,01 мг/л ионов кальция и 12,16 мг/л ионов магния в 1 л воды;
Степень жесткости естественных вод (мг же) |
[5] следующая: |
|
дождевая и снеговая, |
м ягкая................................. |
до 3 |
среднежесткая |
................... |
3—4,5 |
озерная речная, довольно ж есткая....................... |
4,5—6,5 |
|
ж е с т к а я ...................................................................... |
и морская, очень жесткая |
6,5—11 |
колодезная, ключевая |
свыше 11 |
Перед использованием жесткой и очень жесткой воды в си стемах охлаждения двигателей ее предварительно умягчают ки пячением или известкованием.
€0
Э т и л е н г л и к о л ь и его в о д н ы е р а с т в о р ы . При эксплуатации машин в районах с очень низкими зимними тем пературами системы охлаждения заливают низкозамерзающими этиленгликолевыми жидкостями. Этиленгликоль — густая мас лянистая бесцветная жидкость, хорошо смешиваемая с водой. Этиленгликоль имеет плотность 1,132 г/сж3, температуру кипе ния 197,4°, температуру застывания минус 11,5°. Наиболее низ кая температура замерзания — минус 75° С у смеси 67% этилен гликоля с 33% воды. При большей концентрации этиленгликоля температура замерзания начинает повышаться. Чистый этилен гликоль так же, как и его смеси с водой, является сильным пи щевым ядом. В нашей стране выпускается два вида этиленгликолевых антифризов, которым в соответствии с их максималь ными температурами замерзания присвоены марки 40 и 65.
Антифриз марки 40 предназначен для зимней эксплуатации автомобилей, тракторов и других машин в средней полосе страны, л антифриз марки 65 — в районах с особо низкими зимними температурами. Антифриз марки 40 имеет светло-желтый цвет, плотность 1,0675—1,0725 г/смг, а марки 65 — оранжевый цвет и плотность 1,085—1,090 г/сж3.
Антифризы, замерзая, образуют рыхлую массу в виде снега, что предотвращает возможность размораживания системы охла ждения. Объем замерзшего антифриза увеличивается всего лишь на 0,25%.
После зимнего сезона антифриз сливают из системы охла ждения и хранят для повторного использования.
Необходимо помнить, что изменение концентрации этилен гликоля в смеси может привести к резкому падению темпера туры замерзания антифриза (табл. 13).
Т а б л и ц а 13
Влияние концентрации этиленгликоля на температуру замерзания антифриза
Плотность при |
Концентрация |
Температура |
Плотность при |
Концентрация |
Температура |
20°, г/см3 |
этиленгли |
замерзания, |
20°, г/см3 |
этиленгли |
замерзания, |
|
коля, % |
°С |
|
коля, % |
°С |
‘ |
1,0506 |
35,4 |
—20 |
1,0900 |
69,6 |
—64 |
|
1,0627 |
46,6 |
—30 |
1,0983 |
78,4 |
—50 |
|
1,0713 |
52,6 |
—40 |
1,1043 |
85,4 |
—40 |
|
1,0780 |
58,0 |
—50 |
1,1096 |
93,0 |
—30 |
|
1,0866 |
66,3 |
—68 |
|
|
|
В связи с этим в процессе работы необходимо производить замер удельного веса антифриза с помощью гидрометра или ареометра с пределами измерения 1,0—1,1 при температуре пробы +'20° С. Если температура проверяемого антифриза откло няется о т +20° С, необходимо вносить поправку из расчета 0,0006
61
на каждый градус разности. При температуре антифриза выше + 20° С поправка прибавляется к показаниям ареометра, при температуре ниже +20° С вычитается. Если в процессе работы двигателя произошло испарение воды из антифриза и снизился его уровень в радиаторе, то в систему охлаждения должна быть долита мягкая вода.
При использовании антифризов следует соблюдать правила безопасности, как при работе с ядовитыми жидкостями. Анти фриз перевозится и хранится в исправных металлических бидо нах с герметическими крышками и в бочках с завинчивающи мися пробками, приспособленными для опломбирования. На таре, в которой хранится или перевозится антифриз, ставится надпись «яд», а также знак, установленный для ядовитых веществ.
Нельзя допускать попадания масла в антифриз, так как это приводит к вспениванию и выбросу жидкости из системы охлаждения в процессе работы двигателя. Лицам, не ознаком ленным с правилами техники безопасности, пользоваться ан тифризами не разрешается.
Жидкости для гидравлических систем. В лесотранспортных машинах жидкости для гидравлических систем используются в качестве рабочей среды для привода агрегатов технологиче ского оборудования, гидропривода тормозов, усилителей ру левых управлений и т. д.
Исходя из назначения и условий работы, жидкости для гидравлических систем должны отвечать следующим эксплуа тационно-техническим требованиям:
обладать низкой температурой замерзания (для жидкостей нефтяного происхождения — низкой температурой застывания);
иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; обладать высокой смазывающей способностью;
быть стабильными при длительном использовании, не вы делять осадков, не вызывать коррозии металлических поверх ностей и не воздействовать на неметаллические детали (рези новые шланги, уплотняющие устройства);
не должны быть ядовитыми и пожароопасными.
Нефтяной промышленностью выпускаются жидкости на неф тяной, гликолевой и касторовой основе [16]. В лесозаготови тельную промышленность поставляется жидкость АМГ-10 (авиационное масло гидравлическое). Ее кинематическая вяз
кость |
при |
50° С не менее 10 сст, а при минус 50° С —не более |
||
1250 |
сст, |
температура |
застывания |
ниже минус 70° G, темпера |
тура |
вспышки +92° С. |
Жидкость |
обладает удовлетворитель |
ными смазывающими и хорошими антикоррозийными свойст вами, но вызывает набухание и разрушение резиновых и кожа ных уплотнений и шлангов, поэтому может применяться в системах, где уплотнения и шланги изготовлены из маслостой-' кой резины или других маслостойких материалов. По внеш нему виду АМГ-10—легкоподвижная жидкость красного цвета.
62
Сорт рабочей жидкости (масла)
Основные сорта рабо-*
чих жидкостей:-
В М ГЗ............................
М ГЗО ............................
|
|
Заменители |
основных |
сортов рабочих |
жидко |
стей: |
|
А М Г -10....................... |
|
ИС-20 ....................... |
|
ИС-30 ....................... |
|
|
\ |
, |
4 |
Т а б л и ц а 14
Гидравлические жидкости длй машин Jltt-2 и их заменители
ГОСТ, ТУ
ТУ 38-1-196—68 ТУ 1-01-50—70
ГОСТ 6794—53 ГОСТ 8675—62
ГОСТ 8675—62
|
Темпера |
Температурные пределы применения рабочей |
||
Вязкость |
жидкости (по уровню вязкости), град, |
|||
тура за |
||||
при режимах работы насоса |
||||
при 50°С, |
стывания, |
|||
сст |
°С не вы |
|
|
|
|
ше |
длительном |
кратковременном (запуск) |
|
|
|
10—11 |
—60 |
От |
—40 до |
+65 |
От |
—50 до |
—40 |
27—33 |
—35 |
От |
+5 До |
+80 |
От |
+60 до |
+80 |
|
|
|
|
|
От |
— 10 до |
+5 |
|
|
|
|
|
От |
+80 до |
+85 |
10 |
—70 |
От |
—45 до |
+60 |
От |
—55 до |
—45 |
|
17—23 |
—20 |
От |
+5 |
до |
+80 |
От |
—10 до |
+5 |
27-33 |
—15 |
От |
+5 |
до |
+80 |
От |
+80 до |
+85 |
От —5 До +5 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
От |
+80 до |
+85 |
Трансформаторное . . |
ГОСТ |
982—56 |
10 |
—45 |
От |
—15 до |
+50 |
От |
—25 до |
+65 |
Веретенное АУ . . . . |
ГОСТ |
1642—50 |
13 |
—45 |
От —15 до |
+65 |
От |
—25 до |
+65 |
|
Дизельное ДП-8 . . . |
ГОСТ |
5304—54 |
60 |
—25 |
От |
+30 до |
+65 |
От |
+10 до |
+65 |
\
Как заменители применяют индустриальные масла марок 10, 20 и 30, имеющие хорошие смазочные и антикоррозийные ка чества. Однако при низких температурах эти масла примени* ются в ограниченном количестве, так как их вязкость сильно возрастает при понижении температуры. Гидравлические жид* кости и их заменители для гидросистем машин ЛП-2 приве* дены в табл. 14.
В гидросистемах трелевочных тракторов и погрузочных ме ханизмов в качестве рабочей жидкости используются те же масла, которые заливаются в картер двигателя. Эти масла не отвечают большинству требований, предъявляемых к жидкос тям гидравлических систем. Они имеют высокую вязкость и требуют больших затрат энергии на привод гидравлической системы. В холодный период года работа гидросистемы на этих маслах вообще невозможна.
Рекомендуемые масла для гидросистемы трелевочных и по грузочных механизмов приведены в табл. 15.
Т а б л и ц а 15
Гидравлйческие масла для тракторов и погрузочных средств
Место смазки |
Сорт масла |
Допускаемая замена |
Масляный |
бак |
гидроси |
Веретенное |
масло |
АУ |
Масло |
индустриальное |
||
стемы К-700 (ЛТ-48) |
|
|
|
|
ИС-12 |
ГОСТ |
1707—51 |
||
а) управление поворо |
ГОСТ |
1642—50 |
|
|
|
|
|||
том |
|
оборудо- |
ДС-8 |
Масло |
автотракторное |
||||
б) навесное |
Дизельное |
масло |
|||||||
вание |
|
|
ГОСТ |
8581—63 |
|
АКп-10 |
и |
АСп-10 |
|
Масляный |
бак |
гидроси |
Веретенное |
|
|
ГОСТ 1862—63 |
|||
|
|
ДС-8 ГОСТ |
8581—63 |
||||||
стемы ТБ-1 |
|
|
ГОСТ Д707—51 или ДП-8 |
|
|
|
|||
Гидропривод |
погрузоч |
ГОСТ 5304—54 |
|
То же |
|
|
|||
То же |
|
|
|
|
|||||
ного устройства и пе |
|
|
|
|
|
|
|
||
редней навески ТДТ-55 |
ДП-8 |
ГОСТ 5304—54 |
|
|
|
||||
Гидропривод |
погрузоч |
|
|
|
|||||
ного устройства ТДТ-75 |
То же |
|
|
|
|
|
|
||
Гидропривод |
погрузоч |
|
|
|
|
|
|
||
ного устройства |
|
|
|
|
|
|
|
||
ТДТ-40М |
|
погрузоч |
ДС-8 |
ГОСТ 8581—63 |
Индустриальное ИС-12 |
||||
Гидропривод |
|||||||||
ного устройства и упра |
|
|
|
|
ГОСТ |
1707—51 |
|||
вления ТТ-4, ПЛ-1, П-19, |
|
|
|
|
|
|
|
||
П-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тормозные и амортизационные жидкости. Промышленно стью выпускается три марки тормозной жидкости для автомо билей.
64