Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отсутствии в предприятии зимних сортов смазок в виде исключения допускается разбавление солидола дизельным топ­ ливом. Приготовление смеси должно производиться в чистой посуде при температуре не выше +50° С, при этом дизельное топливо доливается в солидол и тщательно размешивается.

Но необходимо помнить, что применение таких смесей ухуд­ шает работоспособность узлов трения при низких температурах.

жидкости

К жидкостям, применяемым при эксплуатации лесотранспорт­ ных машин, относятся охлаждающие (вода и антифризы) и жид­ кости для амортизаторов и гидравлических приводов (тормозов, усилителей рулевых управлений, привода технологического обо­ рудования и т. д.).

Охлаждающие жидкости. Для охлаждения двигателей внут­ реннего сгорания применяется вода или специальные низкоза­ мерзающие жидкости: антифризы, водноглицериновые, водно­ спиртовые и нефтяные.

В о д а наиболее широко применяется в лесозаготовительной промышленности. Она обладает наивысшей из всех жидкостей удельной теплоемкостью (1 ккал/кг-град), низкой вязкостью (v2o = l , 0 сст), свободно циркулирует в системе охлаждения, не подтекает в сальниковых уплотнениях, не горит, имеет нейтраль­ ную реакцию и не вредна для здоровья.

Одним из отрицательных показателей воды является высо­ кая температура замерзания со значительным увеличением объема до 10% при 0°С. К отрицательным свойствам воды от­ носится и наличие примесей, образующих осадки (накипь) в си­ стеме охлаждения.

Наиболее вредные примеси — растворенные в воде соли. Толщина слоя накипи, имеющей очень низкую теплопровод­ ность, может достигать 5 мм и более. Накипь нарушает тепло­ вой режим двигателя, увеличивает расход топлива на 25—30%, масла на 30—40% и снижает мощность на 20—25% ,{15]. Обра­ зование накипи объясняется жесткостью воды, выражаемой миллиграмм-эквивалентами ионов кальция и магния. Единица жесткости равна 1 мг же в 1 л, что соответствует 20,01 мг/л ионов кальция и 12,16 мг/л ионов магния в 1 л воды;

Степень жесткости естественных вод (мг же)

[5] следующая:

дождевая и снеговая,

м ягкая.................................

до 3

среднежесткая

...................

3—4,5

озерная речная, довольно ж есткая.......................

4,5—6,5

ж е с т к а я ......................................................................

и морская, очень жесткая

6,5—11

колодезная, ключевая

свыше 11

Перед использованием жесткой и очень жесткой воды в си­ стемах охлаждения двигателей ее предварительно умягчают ки­ пячением или известкованием.

€0


Э т и л е н г л и к о л ь и его в о д н ы е р а с т в о р ы . При эксплуатации машин в районах с очень низкими зимними тем­ пературами системы охлаждения заливают низкозамерзающими этиленгликолевыми жидкостями. Этиленгликоль — густая мас­ лянистая бесцветная жидкость, хорошо смешиваемая с водой. Этиленгликоль имеет плотность 1,132 г/сж3, температуру кипе­ ния 197,4°, температуру застывания минус 11,5°. Наиболее низ­ кая температура замерзания — минус 75° С у смеси 67% этилен­ гликоля с 33% воды. При большей концентрации этиленгликоля температура замерзания начинает повышаться. Чистый этилен­ гликоль так же, как и его смеси с водой, является сильным пи­ щевым ядом. В нашей стране выпускается два вида этиленгликолевых антифризов, которым в соответствии с их максималь­ ными температурами замерзания присвоены марки 40 и 65.

Антифриз марки 40 предназначен для зимней эксплуатации автомобилей, тракторов и других машин в средней полосе страны, л антифриз марки 65 — в районах с особо низкими зимними температурами. Антифриз марки 40 имеет светло-желтый цвет, плотность 1,0675—1,0725 г/смг, а марки 65 — оранжевый цвет и плотность 1,085—1,090 г/сж3.

Антифризы, замерзая, образуют рыхлую массу в виде снега, что предотвращает возможность размораживания системы охла­ ждения. Объем замерзшего антифриза увеличивается всего лишь на 0,25%.

После зимнего сезона антифриз сливают из системы охла­ ждения и хранят для повторного использования.

Необходимо помнить, что изменение концентрации этилен­ гликоля в смеси может привести к резкому падению темпера­ туры замерзания антифриза (табл. 13).

Т а б л и ц а 13

Влияние концентрации этиленгликоля на температуру замерзания антифриза

Плотность при

Концентрация

Температура

Плотность при

Концентрация

Температура

20°, г/см3

этиленгли­

замерзания,

20°, г/см3

этиленгли­

замерзания,

 

коля, %

°С

 

коля, %

°С

1,0506

35,4

—20

1,0900

69,6

—64

 

1,0627

46,6

—30

1,0983

78,4

—50

 

1,0713

52,6

—40

1,1043

85,4

—40

 

1,0780

58,0

—50

1,1096

93,0

—30

 

1,0866

66,3

—68

 

 

 

В связи с этим в процессе работы необходимо производить замер удельного веса антифриза с помощью гидрометра или ареометра с пределами измерения 1,0—1,1 при температуре пробы +'20° С. Если температура проверяемого антифриза откло­ няется о т +20° С, необходимо вносить поправку из расчета 0,0006

61


на каждый градус разности. При температуре антифриза выше + 20° С поправка прибавляется к показаниям ареометра, при температуре ниже +20° С вычитается. Если в процессе работы двигателя произошло испарение воды из антифриза и снизился его уровень в радиаторе, то в систему охлаждения должна быть долита мягкая вода.

При использовании антифризов следует соблюдать правила безопасности, как при работе с ядовитыми жидкостями. Анти­ фриз перевозится и хранится в исправных металлических бидо­ нах с герметическими крышками и в бочках с завинчивающи­ мися пробками, приспособленными для опломбирования. На таре, в которой хранится или перевозится антифриз, ставится надпись «яд», а также знак, установленный для ядовитых веществ.

Нельзя допускать попадания масла в антифриз, так как это приводит к вспениванию и выбросу жидкости из системы охлаждения в процессе работы двигателя. Лицам, не ознаком­ ленным с правилами техники безопасности, пользоваться ан­ тифризами не разрешается.

Жидкости для гидравлических систем. В лесотранспортных машинах жидкости для гидравлических систем используются в качестве рабочей среды для привода агрегатов технологиче­ ского оборудования, гидропривода тормозов, усилителей ру­ левых управлений и т. д.

Исходя из назначения и условий работы, жидкости для гидравлических систем должны отвечать следующим эксплуа­ тационно-техническим требованиям:

обладать низкой температурой замерзания (для жидкостей нефтяного происхождения — низкой температурой застывания);

иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; обладать высокой смазывающей способностью;

быть стабильными при длительном использовании, не вы­ делять осадков, не вызывать коррозии металлических поверх­ ностей и не воздействовать на неметаллические детали (рези­ новые шланги, уплотняющие устройства);

не должны быть ядовитыми и пожароопасными.

Нефтяной промышленностью выпускаются жидкости на неф­ тяной, гликолевой и касторовой основе [16]. В лесозаготови­ тельную промышленность поставляется жидкость АМГ-10 (авиационное масло гидравлическое). Ее кинематическая вяз­

кость

при

50° С не менее 10 сст, а при минус 50° С —не более

1250

сст,

температура

застывания

ниже минус 70° G, темпера­

тура

вспышки +92° С.

Жидкость

обладает удовлетворитель­

ными смазывающими и хорошими антикоррозийными свойст­ вами, но вызывает набухание и разрушение резиновых и кожа­ ных уплотнений и шлангов, поэтому может применяться в системах, где уплотнения и шланги изготовлены из маслостой-' кой резины или других маслостойких материалов. По внеш­ нему виду АМГ-10—легкоподвижная жидкость красного цвета.

62


Сорт рабочей жидкости (масла)

Основные сорта рабо-*

чих жидкостей:-

В М ГЗ............................

М ГЗО ............................

 

 

Заменители

основных

сортов рабочих

жидко­

стей:

 

А М Г -10.......................

 

ИС-20 .......................

 

ИС-30 .......................

 

 

\

,

4

Т а б л и ц а 14

Гидравлические жидкости длй машин Jltt-2 и их заменители

ГОСТ, ТУ

ТУ 38-1-196—68 ТУ 1-01-50—70

ГОСТ 6794—53 ГОСТ 8675—62

ГОСТ 8675—62

 

Темпера­

Температурные пределы применения рабочей

Вязкость

жидкости (по уровню вязкости), град,

тура за­

при режимах работы насоса

при 50°С,

стывания,

сст

°С не вы­

 

 

 

ше

длительном

кратковременном (запуск)

 

 

10—11

—60

От

—40 до

+65

От

—50 до

—40

27—33

—35

От

+5 До

+80

От

+60 до

+80

 

 

 

 

 

От

— 10 до

+5

 

 

 

 

 

От

+80 до

+85

10

—70

От

—45 до

+60

От

—55 до

—45

17—23

—20

От

+5

до

+80

От

—10 до

+5

27-33

—15

От

+5

до

+80

От

+80 до

+85

От —5 До +5

 

 

 

 

 

 

От

+80 до

+85

Трансформаторное . .

ГОСТ

982—56

10

—45

От

—15 до

+50

От

—25 до

+65

Веретенное АУ . . . .

ГОСТ

1642—50

13

—45

От —15 до

+65

От

—25 до

+65

Дизельное ДП-8 . . .

ГОСТ

5304—54

60

—25

От

+30 до

+65

От

+10 до

+65

\


Как заменители применяют индустриальные масла марок 10, 20 и 30, имеющие хорошие смазочные и антикоррозийные ка­ чества. Однако при низких температурах эти масла примени* ются в ограниченном количестве, так как их вязкость сильно возрастает при понижении температуры. Гидравлические жид* кости и их заменители для гидросистем машин ЛП-2 приве* дены в табл. 14.

В гидросистемах трелевочных тракторов и погрузочных ме­ ханизмов в качестве рабочей жидкости используются те же масла, которые заливаются в картер двигателя. Эти масла не отвечают большинству требований, предъявляемых к жидкос­ тям гидравлических систем. Они имеют высокую вязкость и требуют больших затрат энергии на привод гидравлической системы. В холодный период года работа гидросистемы на этих маслах вообще невозможна.

Рекомендуемые масла для гидросистемы трелевочных и по­ грузочных механизмов приведены в табл. 15.

Т а б л и ц а 15

Гидравлйческие масла для тракторов и погрузочных средств

Место смазки

Сорт масла

Допускаемая замена

Масляный

бак

гидроси­

Веретенное

масло

АУ

Масло

индустриальное

стемы К-700 (ЛТ-48)

 

 

 

 

ИС-12

ГОСТ

1707—51

а) управление поворо­

ГОСТ

1642—50

 

 

 

 

том

 

оборудо-

ДС-8

Масло

автотракторное

б) навесное

Дизельное

масло

вание

 

 

ГОСТ

8581—63

 

АКп-10

и

АСп-10

Масляный

бак

гидроси­

Веретенное

 

 

ГОСТ 1862—63

 

 

ДС-8 ГОСТ

8581—63

стемы ТБ-1

 

 

ГОСТ Д707—51 или ДП-8

 

 

 

Гидропривод

погрузоч­

ГОСТ 5304—54

 

То же

 

 

То же

 

 

 

 

ного устройства и пе­

 

 

 

 

 

 

 

редней навески ТДТ-55

ДП-8

ГОСТ 5304—54

 

 

 

Гидропривод

погрузоч­

 

 

 

ного устройства ТДТ-75

То же

 

 

 

 

 

 

Гидропривод

погрузоч­

 

 

 

 

 

 

ного устройства

 

 

 

 

 

 

 

ТДТ-40М

 

погрузоч­

ДС-8

ГОСТ 8581—63

Индустриальное ИС-12

Гидропривод

ного устройства и упра­

 

 

 

 

ГОСТ

1707—51

вления ТТ-4, ПЛ-1, П-19,

 

 

 

 

 

 

 

П-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тормозные и амортизационные жидкости. Промышленно­ стью выпускается три марки тормозной жидкости для автомо­ билей.

64