Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФурфУРоло"этилЦеллозольв°бУтиРалевая жидкость ФЭБ имеет вязкость при +50° С не менее 9,2 сст и при минус 40° С не более 500 сст, окрашена в темно-бурый цвет, применяется всесезонно.

Жидкость ГТН по ГОСТ 8621—57 красного цвета, не теряет подвижности при температуре до минус 63° С, применяется только в таких системах, в которых резиновые детали привода тормозов изготовлены из бензомаслостойкой резины.

В качестве рабочей жидкости для амортизаторов использу­ ются маловязкие нефтяные масла или их смеси, иногда с до­ бавкой присадок.

Для автомобилей ЗИЛ и МАЗ применяется жидкость, со­ стоящая из турбинного и трансформаторного масел. Ее темпе­ ратура застывания минус 30—35° С. В районах с отрицатель­ ными температурами ниже минус 40° С в качестве амортиза­ ционной жидкости хорошо зарекомендовало себя приборное ' масло МВП ГОСТ 1805—51, имеющее температуру застыва­ ния не выше минус 60° С и вязкость при 50° С в пределах 6,3— 8,5 сст.

В качестве жидкостей для гидроусилителей рулевых управ­ лений и гидродинамических передач автомобилей круглый год можно применять масло Р по ТУ 38-1—ПО—67, веретенное АУ или турбинное 22.

Г л а в а IV.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Для облегчения пуска двигателей в холодный период года существует несколько методов тепловой подготовки лесотранс­ портных машин. Применение того или иного метода определя­ ется видом теплоносителя. Теплоносителями могут служить горячий воздух или газовоздушная смесь, пар, горячая вода, электричество и др.

Эффективность предпусковой подготовки тем или иным те­ плоносителем может быть охарактеризована коэффициентом использования теплосодержания, т. е. отношением тепла, иду­ щего на нагревание агрегата, к теплосодержанию теплоноси­ теля, вводимого за период прогрева данного агрегата. Коэф­ фициент использования теплосодержания из перечисленных теплоносителей наиболее высок у пара.

Тепловая подготовка лесотранспортных машин осуществля­ ется посредством разогрева двигателей перед пуском или по­ догревом их в межсменный период.

3 В. Н. Сердечный

65

Приспособления, установки и устройства, разработанные для этих целей, отличаются большим разнообразием и обеспе­ чивают:

предпусковой разогрев и межсменный подогрев двигателей паром;

предпусковой разогрев двигателей горячей водой; электроподогрев масла в картере двигателя; электроподогрев охлаждающей жидкости в двигателе;

предпусковой разогрев двигателя с применением индиви­ дуальных подогревателей;

воздухоподогрев двигателей от пароводяных и электриче­ ских калориферов^ огневых теплогенераторов.

В 1968 г. ЦНИИМЭ [3] был проведен анализ большого ко­ личества мастерских участков лесозаготовительных предприя­ тий, в процессе которого установлено, что на 91,7% мастер­ ских участков двигатели трелевочных тракторов и погрузчиков разогреваются горячей водой, на 5% участков для этих целей используется пар, на 2,5% — индивидуальные подогреватели и на 0,6% производится межсменный подогрев различными сред­ ствами. На 17,4% мастерских участков применяется заправка двигателей горячим маслом, а в ряде случаев —*разогрев масла в картере двигателя паяльными лампами и открытым огнем.

РАЗОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ МАШИН ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ

Предпусковой разогрев двигателей внутреннего сгорания горячей водой, заливаемой в систему охлаждения, наиболее простой, а потому и самый распространенный метод подготовки машин к работе в зимнее время. У воды, как теплоносителя, теплосодержание при 100° С и давлении 1 кгс!см2 составляет 100 ккал/кг. Коэффициент использования теплосодержания на­ ходится в пределах 0,70—0,75.

Заливка горячей воды в систему охлаждения значительно улучшает условия пуска двигателя, так как способствует по­ вышению температуры сжимаемого воздуха в цилиндрах и температуры масла, оставшегося на стенках цилиндров. При заливке горячей воды в систему охлаждения температура масла в поддоне двигателя, а также температура коренных и шатунных подшипников остается неизменной. При значительных отрицательных температурах величина момента сил сопротив­ ления, определяемая величиной момента сил трения, может ока­ заться больше крутящего момента, развиваемого пусковым устройством, что вызовет значительные перегрузки деталей его кривошипно-шатунного механизма, выход их из строя и не обеспечит надежный пуск двигателя.

Нагрев воды, заливаемой в системы охлаждения автомо­ билей, обычно производится в котельных системах водяного

66


отопления гаражей и РММ или в стационарных котлах раз­ личных конструкций и особых трудностей не представляет. Значительно более сложная задача — доставка и нагрев воды на лесосеке. От своевременного проведения заправочных ра­ бот зависит время подготовительного периода механизмов к пуску. Как показывает опыт, в условиях лесосеки хорошо за­ рекомендовали себя водомаслогрейки ВМ-2М, серийно изготов­ ляемые Сыктывкарским ремонтно;механическим заводом. Водомаслогрейка предназначена для нагрева воды и масла, а также для хранения их в горячем состоянии на мастерском участке. Она имеет термос-котел для воды емкостью 850 л. Масло разогревается в емкости объемом 100 л, помещенной в горячую воду. Топливом для водомаслогрейки служат дрова. Нагрев воды от 0 до 95° С производится за 60—80 мин. Водомаслогрейка транспортабельна и не требует высокой .квалифи­ кации обслуживающего персонала. Хорошая теплоизоляция

котла ' обеспечивает

низкую скорость

охлаждения

(2—2,5°

в час при температуре воздуха минус

20—25° С).

Это

позволяет нагретую

до 90—95° С воду

не

сливать

в

конце

рабочей смены, а оставлять на ночь. Утром вода при темпера­ туре 70—75° С заправляется в систему охлаждения механиз­ мов. При такой организации практически исключаются потери рабочего времени на нагрев воды и масла.

К передвижным средствам для хранения, транспортировки и нагрева воды и маслй, а также механизации заправочных ра­ бот горячими жидкостями систем охлаждения и смазки отно­ сится водомаслогрейки ВМГ-40-51М. Эта водомаслогрейки смонтирована на одноосном прицепе и входит в комплект ма­ стерской Т-142Б. Водомаслогрейки широко применяется в предприятиях лесозаготовительной промышленности. Она имеет котел-термос емкостью 1 250 л, внутри которого помещаются два масляных бака по 150 л каждый.

Конструкция универсальной топки позволяет производить нагрев воды и масла как дизельным топливом, так и дровами. Вода в котел и масло в баки подаются водяным и масляными насосами. Выдача масла производится вручную через раздаточ­ ные краны, а вода под давлением воздуха пневмосистемы при­ цепа, соединенной с пневмосистемой автомобиля. Продолжитель­ ность нагрева воды до 95° С составляет 40—45 мин, расход дизельного топлива на нагрев находится в пределах 17—18 л.

Вода и масло нагреваются при транспортировке водомасло­ грейки на лесосеку, что значительно сокращает потери рабо­ чего времени.

К недостаткам водомаслогреек подобных конструкций можно отнести необходимость привлечения специального авто­ мобиля для доставки воды в лесосеку при отсутствии естествен­ ного источника на лесосеке, что в значительной мере услож­

3*

67


няет организацию работ и увеличивает затраты на содержание механизмов.

С понижением температуры окружающего воздуха заливка горячей водой системы охлаждения двигателя не позволяет разогреть его до необходимой температуры, для его подго­ товки приходится производить многократную проливку горя­ чей воды через систему охлаждения при открытых спускных кранах системы. С понижением температуры объем проливае­ мой воды и период запуска значительно увеличиваются. Объ­ емы воды, необходимые для предпускового разогрева треле­ вочных и погрузочных механизмов, приведены в табл. 16.

Т а б л и ц а 16

Объемы воды, необходимые для разогрева дизелей трелевочных тракторов, машины ЛП-2 и челюстных погрузчиков

 

 

Необходимый объем воды, л, в зависимости от

Марка

Емкость сис-

 

температуры наружного воздуха, °С

 

 

 

 

 

механизма

темы охлаж­

до —10

от

—10

от —20

ниже —40

 

дения, л

 

 

 

до

—20

до —40

 

ТДТ-40М

25

25

40—50

50—70

До 125

ТДТ-55

43

43

65—85

85—130

До 215

(ЛП-2)

ТДТ-75

50

50

75—100

100—150

До 250

(П-19)

Т-100

75

75

90—120

120—180

До 300

(П-2)

Расход

горячей воды

непосредственно

на разогрев блока

и цилиндров при отрицательных температурах составляет ме­ нее 25%, остальное тепло теряется в радиаторе, трубопрово­ дах и т. п. Наиболее эффективно прогревать двигатель путем пролива горячей воды, нагретой до 90—95° С, через систему охлаждения. Чем выше температура воды, тем меньше абсолют­ ные потери тепла с вытекающей водой из сливного крана си­ стемы и тем быстрее производится прогрев блока и цилиндров двигателя. При заливке горячей воды через радиатор излишни опасения, что горячая вода может вызвать термические напря­ жения в металле блока, так как к блоку вода поступает уже значительно охлажденной в радиаторе.

Для уменьшения потерь тепла и сокращения времени про­ грева двигателя разработано большое количество приспособ­ лений, позволяющих отключать радиатор на время прогрева двигателя и заполнять систему охлаждения двигателя водой. Простые и удобные приспособления, применение которых по­ зволяет сократить время разогрева двигателя и уменьшить расход воды, 'разработаны НИИАТ и в сельском хозяйстве.

68


При заливке горячей воды в систему охлаждения целесо­ образно применять приспособления ОРГ-3932-30 или ОРГ-3932-23. Первое предназначено для заливки воды в блок

двигателя,

второе — для отключения радиатора от рубашки

блока [12].

Оба приспособления широко применяются в сель­

ском хозяйстве. Приспособление ОРГ-3932-30 (рис. 14) уста­ навливают между радиатором и водяным насосом. Оно снаб­ жено повышающим коленом, благодаря которому вода сначала полностью заполняет весь объем рубашки охлаждения блока и, отдав большую часть тепла двигателю, поступает в радиа­ тор. Разогрев блока горячей водой в этом случае значительно

ускоряется, а

расход воды сокращается

 

 

 

в 2—3 раза.

 

 

 

 

 

 

Однако после пуска двигателя быст­

 

 

 

рый

его прогрев

невозможен,

так как

 

 

 

вода под напором водяного насоса по­

 

 

 

падает через

петлевидную .трубу в ра­

 

 

 

диатор. Поэтому более эффективным

 

 

 

является приспособление для отключе­

 

 

 

ния радиатора от рубашки блока, кото­

 

 

 

рое состоит из двух кранов, устанавли­

 

 

 

ваемых на верхнем и нижнем патрубках

 

 

 

радиатора. Благодаря этим приспособле­

 

 

 

ниям

блок двигателя ДТ-75 нагревается

 

 

 

до температуры 35—40° С через 2—3 мин

 

 

 

после заправки при температуре окру­

 

 

 

жающего воздуха

минус 20—25° С. При­

Рис. 14. Схема приспо­

способления

предотвращают

возмож­

собления

для

заливки

ность

замерзания

воды в нижней части

воды в

блок

двигателя

радиатора в случае затянувшегося пуска двигателя.

Хороший результат дает прогрев системы охлаждения цир­ кулирующей горячей водой, которая подается насосом или термосифоном в систему охлаждения двигателя. Пройдя по ней, вода возвращается в котел, где нагревается и вновь пода­ ется в систему охлаждения. Подогрев воды производится в ста­ ционарной котельной или котле передвижной групповой водомаслогрейки. Однако этот способ имеет ряд существенных недостатков. К ним следует отнести повышенное давление в си­ стеме охлаждения, что выдвигает специальные жесткие требо­ вания к радиатору и соединительным патрубкам.

Общим недостатком способов подогрева двигателей горя­ чей водой является ухудшение системы охлаждения вследствие усиленного образования накипи из-за многократной смены воды. Кроме того, подшипники коленчатого вала и масло в под­ доне двигателя не разогреваются вообще. Устройство же раз­ личных трубчатых змеевиков для подогрева масла в поддоне картера связано с внесением значительных изменений в кон-