Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ФурфУРоло"этилЦеллозольв°бУтиРалевая жидкость ФЭБ имеет вязкость при +50° С не менее 9,2 сст и при минус 40° С не более 500 сст, окрашена в темно-бурый цвет, применяется всесезонно.
Жидкость ГТН по ГОСТ 8621—57 красного цвета, не теряет подвижности при температуре до минус 63° С, применяется только в таких системах, в которых резиновые детали привода тормозов изготовлены из бензомаслостойкой резины.
В качестве рабочей жидкости для амортизаторов использу ются маловязкие нефтяные масла или их смеси, иногда с до бавкой присадок.
Для автомобилей ЗИЛ и МАЗ применяется жидкость, со стоящая из турбинного и трансформаторного масел. Ее темпе ратура застывания минус 30—35° С. В районах с отрицатель ными температурами ниже минус 40° С в качестве амортиза ционной жидкости хорошо зарекомендовало себя приборное ' масло МВП ГОСТ 1805—51, имеющее температуру застыва ния не выше минус 60° С и вязкость при 50° С в пределах 6,3— 8,5 сст.
В качестве жидкостей для гидроусилителей рулевых управ лений и гидродинамических передач автомобилей круглый год можно применять масло Р по ТУ 38-1—ПО—67, веретенное АУ или турбинное 22.
Г л а в а IV.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Для облегчения пуска двигателей в холодный период года существует несколько методов тепловой подготовки лесотранс портных машин. Применение того или иного метода определя ется видом теплоносителя. Теплоносителями могут служить горячий воздух или газовоздушная смесь, пар, горячая вода, электричество и др.
Эффективность предпусковой подготовки тем или иным те плоносителем может быть охарактеризована коэффициентом использования теплосодержания, т. е. отношением тепла, иду щего на нагревание агрегата, к теплосодержанию теплоноси теля, вводимого за период прогрева данного агрегата. Коэф фициент использования теплосодержания из перечисленных теплоносителей наиболее высок у пара.
Тепловая подготовка лесотранспортных машин осуществля ется посредством разогрева двигателей перед пуском или по догревом их в межсменный период.
3 В. Н. Сердечный |
65 |
Приспособления, установки и устройства, разработанные для этих целей, отличаются большим разнообразием и обеспе чивают:
предпусковой разогрев и межсменный подогрев двигателей паром;
предпусковой разогрев двигателей горячей водой; электроподогрев масла в картере двигателя; электроподогрев охлаждающей жидкости в двигателе;
предпусковой разогрев двигателя с применением индиви дуальных подогревателей;
воздухоподогрев двигателей от пароводяных и электриче ских калориферов^ огневых теплогенераторов.
В 1968 г. ЦНИИМЭ [3] был проведен анализ большого ко личества мастерских участков лесозаготовительных предприя тий, в процессе которого установлено, что на 91,7% мастер ских участков двигатели трелевочных тракторов и погрузчиков разогреваются горячей водой, на 5% участков для этих целей используется пар, на 2,5% — индивидуальные подогреватели и на 0,6% производится межсменный подогрев различными сред ствами. На 17,4% мастерских участков применяется заправка двигателей горячим маслом, а в ряде случаев —*разогрев масла в картере двигателя паяльными лампами и открытым огнем.
РАЗОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ МАШИН ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ
Предпусковой разогрев двигателей внутреннего сгорания горячей водой, заливаемой в систему охлаждения, наиболее простой, а потому и самый распространенный метод подготовки машин к работе в зимнее время. У воды, как теплоносителя, теплосодержание при 100° С и давлении 1 кгс!см2 составляет 100 ккал/кг. Коэффициент использования теплосодержания на ходится в пределах 0,70—0,75.
Заливка горячей воды в систему охлаждения значительно улучшает условия пуска двигателя, так как способствует по вышению температуры сжимаемого воздуха в цилиндрах и температуры масла, оставшегося на стенках цилиндров. При заливке горячей воды в систему охлаждения температура масла в поддоне двигателя, а также температура коренных и шатунных подшипников остается неизменной. При значительных отрицательных температурах величина момента сил сопротив ления, определяемая величиной момента сил трения, может ока заться больше крутящего момента, развиваемого пусковым устройством, что вызовет значительные перегрузки деталей его кривошипно-шатунного механизма, выход их из строя и не обеспечит надежный пуск двигателя.
Нагрев воды, заливаемой в системы охлаждения автомо билей, обычно производится в котельных системах водяного
66
отопления гаражей и РММ или в стационарных котлах раз личных конструкций и особых трудностей не представляет. Значительно более сложная задача — доставка и нагрев воды на лесосеке. От своевременного проведения заправочных ра бот зависит время подготовительного периода механизмов к пуску. Как показывает опыт, в условиях лесосеки хорошо за рекомендовали себя водомаслогрейки ВМ-2М, серийно изготов ляемые Сыктывкарским ремонтно;механическим заводом. Водомаслогрейка предназначена для нагрева воды и масла, а также для хранения их в горячем состоянии на мастерском участке. Она имеет термос-котел для воды емкостью 850 л. Масло разогревается в емкости объемом 100 л, помещенной в горячую воду. Топливом для водомаслогрейки служат дрова. Нагрев воды от 0 до 95° С производится за 60—80 мин. Водомаслогрейка транспортабельна и не требует высокой .квалифи кации обслуживающего персонала. Хорошая теплоизоляция
котла ' обеспечивает |
низкую скорость |
охлаждения |
(2—2,5° |
||
в час при температуре воздуха минус |
20—25° С). |
Это |
|||
позволяет нагретую |
до 90—95° С воду |
не |
сливать |
в |
конце |
рабочей смены, а оставлять на ночь. Утром вода при темпера туре 70—75° С заправляется в систему охлаждения механиз мов. При такой организации практически исключаются потери рабочего времени на нагрев воды и масла.
К передвижным средствам для хранения, транспортировки и нагрева воды и маслй, а также механизации заправочных ра бот горячими жидкостями систем охлаждения и смазки отно сится водомаслогрейки ВМГ-40-51М. Эта водомаслогрейки смонтирована на одноосном прицепе и входит в комплект ма стерской Т-142Б. Водомаслогрейки широко применяется в предприятиях лесозаготовительной промышленности. Она имеет котел-термос емкостью 1 250 л, внутри которого помещаются два масляных бака по 150 л каждый.
Конструкция универсальной топки позволяет производить нагрев воды и масла как дизельным топливом, так и дровами. Вода в котел и масло в баки подаются водяным и масляными насосами. Выдача масла производится вручную через раздаточ ные краны, а вода под давлением воздуха пневмосистемы при цепа, соединенной с пневмосистемой автомобиля. Продолжитель ность нагрева воды до 95° С составляет 40—45 мин, расход дизельного топлива на нагрев находится в пределах 17—18 л.
Вода и масло нагреваются при транспортировке водомасло грейки на лесосеку, что значительно сокращает потери рабо чего времени.
К недостаткам водомаслогреек подобных конструкций можно отнести необходимость привлечения специального авто мобиля для доставки воды в лесосеку при отсутствии естествен ного источника на лесосеке, что в значительной мере услож
3* |
67 |
няет организацию работ и увеличивает затраты на содержание механизмов.
С понижением температуры окружающего воздуха заливка горячей водой системы охлаждения двигателя не позволяет разогреть его до необходимой температуры, для его подго товки приходится производить многократную проливку горя чей воды через систему охлаждения при открытых спускных кранах системы. С понижением температуры объем проливае мой воды и период запуска значительно увеличиваются. Объ емы воды, необходимые для предпускового разогрева треле вочных и погрузочных механизмов, приведены в табл. 16.
Т а б л и ц а 16
Объемы воды, необходимые для разогрева дизелей трелевочных тракторов, машины ЛП-2 и челюстных погрузчиков
|
|
Необходимый объем воды, л, в зависимости от |
||||
Марка |
Емкость сис- |
|
температуры наружного воздуха, °С |
|||
|
|
|
|
|
||
механизма |
темы охлаж |
до —10 |
от |
—10 |
от —20 |
ниже —40 |
|
дения, л |
|||||
|
|
|
до |
—20 |
до —40 |
|
ТДТ-40М |
25 |
25 |
40—50 |
50—70 |
До 125 |
ТДТ-55 |
43 |
43 |
65—85 |
85—130 |
До 215 |
(ЛП-2) |
|||||
ТДТ-75 |
50 |
50 |
75—100 |
100—150 |
До 250 |
(П-19) |
|||||
Т-100 |
75 |
75 |
90—120 |
120—180 |
До 300 |
(П-2) |
|||||
Расход |
горячей воды |
непосредственно |
на разогрев блока |
и цилиндров при отрицательных температурах составляет ме нее 25%, остальное тепло теряется в радиаторе, трубопрово дах и т. п. Наиболее эффективно прогревать двигатель путем пролива горячей воды, нагретой до 90—95° С, через систему охлаждения. Чем выше температура воды, тем меньше абсолют ные потери тепла с вытекающей водой из сливного крана си стемы и тем быстрее производится прогрев блока и цилиндров двигателя. При заливке горячей воды через радиатор излишни опасения, что горячая вода может вызвать термические напря жения в металле блока, так как к блоку вода поступает уже значительно охлажденной в радиаторе.
Для уменьшения потерь тепла и сокращения времени про грева двигателя разработано большое количество приспособ лений, позволяющих отключать радиатор на время прогрева двигателя и заполнять систему охлаждения двигателя водой. Простые и удобные приспособления, применение которых по зволяет сократить время разогрева двигателя и уменьшить расход воды, 'разработаны НИИАТ и в сельском хозяйстве.
68
При заливке горячей воды в систему охлаждения целесо образно применять приспособления ОРГ-3932-30 или ОРГ-3932-23. Первое предназначено для заливки воды в блок
двигателя, |
второе — для отключения радиатора от рубашки |
блока [12]. |
Оба приспособления широко применяются в сель |
ском хозяйстве. Приспособление ОРГ-3932-30 (рис. 14) уста навливают между радиатором и водяным насосом. Оно снаб жено повышающим коленом, благодаря которому вода сначала полностью заполняет весь объем рубашки охлаждения блока и, отдав большую часть тепла двигателю, поступает в радиа тор. Разогрев блока горячей водой в этом случае значительно
ускоряется, а |
расход воды сокращается |
|
|
|
|||
в 2—3 раза. |
|
|
|
|
|
|
|
Однако после пуска двигателя быст |
|
|
|
||||
рый |
его прогрев |
невозможен, |
так как |
|
|
|
|
вода под напором водяного насоса по |
|
|
|
||||
падает через |
петлевидную .трубу в ра |
|
|
|
|||
диатор. Поэтому более эффективным |
|
|
|
||||
является приспособление для отключе |
|
|
|
||||
ния радиатора от рубашки блока, кото |
|
|
|
||||
рое состоит из двух кранов, устанавли |
|
|
|
||||
ваемых на верхнем и нижнем патрубках |
|
|
|
||||
радиатора. Благодаря этим приспособле |
|
|
|
||||
ниям |
блок двигателя ДТ-75 нагревается |
|
|
|
|||
до температуры 35—40° С через 2—3 мин |
|
|
|
||||
после заправки при температуре окру |
|
|
|
||||
жающего воздуха |
минус 20—25° С. При |
Рис. 14. Схема приспо |
|||||
способления |
предотвращают |
возмож |
собления |
для |
заливки |
||
ность |
замерзания |
воды в нижней части |
воды в |
блок |
двигателя |
радиатора в случае затянувшегося пуска двигателя.
Хороший результат дает прогрев системы охлаждения цир кулирующей горячей водой, которая подается насосом или термосифоном в систему охлаждения двигателя. Пройдя по ней, вода возвращается в котел, где нагревается и вновь пода ется в систему охлаждения. Подогрев воды производится в ста ционарной котельной или котле передвижной групповой водомаслогрейки. Однако этот способ имеет ряд существенных недостатков. К ним следует отнести повышенное давление в си стеме охлаждения, что выдвигает специальные жесткие требо вания к радиатору и соединительным патрубкам.
Общим недостатком способов подогрева двигателей горя чей водой является ухудшение системы охлаждения вследствие усиленного образования накипи из-за многократной смены воды. Кроме того, подшипники коленчатого вала и масло в под доне двигателя не разогреваются вообще. Устройство же раз личных трубчатых змеевиков для подогрева масла в поддоне картера связано с внесением значительных изменений в кон-