Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
струкции двигателя, уменьшением 'количества смазки в поддоне,, неудобством применения и т. п.
На практике разогрев двигателей горячей водой применя ется совместно с разогревом масла в картере. Для этого масло нагревается в специальной маслогрейке и заливается в картер двигателя. Указанный способ трудоемок, так как связан с до ставкой в больших объемах горячей воды на лесосеку или ее подогревом. в условиях лесосеки, проливом через систему охлаждения, сливом в конце смены и т. д. Аналогично исполь
зуется в таких |
случаях и |
масло: его сливают в конце смены |
и заправляют |
(нагретым) |
перед пуском двигателя. Несмотря |
на значительные трудозатраты и длительное время предпуско вой подготовки этот способ широко распространен в предпри ятиях лесозаготовительной промышленности.
ПРИМЕНЕНИЕ ПАРА ДЛЯ РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЕЙ
Предпусковой разогрев механизмов паром при помощи пе редвижных пароподогревательных установок широко приме нялся в лесозаготовительной промышленности 10—15 лет на зад. Но из-за сложности и сравнительно высокой стоимости оборудования, низкой экономичности при небольших парках механизмов на мастерских участках и ряда других причин этот метод в настоящее время в условиях лесосеки почти не при меняется. Однако подогрев двигателей паром имеет меньше недостатков, чем подогрев их водой. Интенсивность тепловой подготовки двигателя паром значительно выше, так как пар содержит большее количество тепла: 1 кг насыщенного пара; при давлении 1 кгс!см2, конденсируясь, выделяет 538,9 ккал тепла. Коэффициент использования теплосодержания пара на ходится в пределах 0,80—0,95.
Двигатель разогревается путем подачи пара непосредст венно в незаполненную систему охлаждения через радиатор или блок цилиндров без возврата или с возвратом конденсата. В систему охлаждения впускается насыщенный пар, который,, остывая, превращается в воду. Через 8—10 мин система охлаж дения заправляется горячей водой.
Известны приспособления для одновременного' нагрева: масла в поддоне двигателя и разогрева рубашки блока. В этом случае насыщенный пар под давлением 0,4—0,6 кгс/см2 пода ется в пространство между кожухом и поддоном картера или по1 змеевику, вмонтированному в поддон картера, а затем по паро подводящему шлангу поступает в систему охлаждения.
Существует три схемы подачи пара в двигатель (рис. 15).. Наиболее эффективна — третья схема, так как при ее исполь зовании одновременно с разогревс!м блока и головки двигателя нагревается и масло в его картере.
70
При использовании пара необходимо, чтобы его тепло рас пределялось между всеми цилиндрами равномерно. Концентри рованная подача пара может послужить причиной местного перегрева и деформации цилиндра. Нельзя использовать пере гретый пар, заливать сразу после разогрева двигателя в си стему охлаждения холодную воду, так как это приводит к об
разованию |
трещин |
в |
узлах |
|
|
п |
|||
двигателя. |
|
|
|
|
/ |
р х |
|||
но |
В ряде предприятий успеш |
1 |
|||||||
применяется |
межсменный 1\ г \ • v |
/ — |
iV |
||||||
подогрев |
автомобилей |
паром, |
|
A d |
У |
||||
введенным |
в заполненную во |
|
|||||||
дой систему охлаждения дви |
|
|
|
||||||
гателя. Нагревая двигатель, |
|
|
|
||||||
пар |
компенсирует |
его |
потери |
|
|
|
|||
тепла в окружающую среду. |
|
|
|
||||||
Благодаря этому вода, нахо |
|
|
|
||||||
дящаяся |
в |
системе |
охлажде |
|
|
|
ния, не остывает, и двигатель |
|
|
|
|
|
||
остается в состоянии готов |
Рис. 15. Способы впуска пара для |
||||||
ности к пуску. |
|
||||||
К |
недостаткам |
метода |
подогрева |
двигателя: |
|
||
I — впуск пара в |
радиатор; |
I I — впуск |
|||||
предпускового разогрева дви |
пара в блок двигателя; |
III — впуск |
пара |
||||
в картер 'двигателя |
и |
блок; |
— > пар; |
||||
гателей паром относится не |
— — -> конденсат; |
1 — радиатор; |
2 — |
||||
обходимость переоборудования |
двигатель |
|
|
|
патрубков, устройства спе циальных поддонов и трубчатых змеевиков, надеваемых на под
дон или размещаемых внутри него. При низких температурах конденсат осаждается на холодных деталях, способствуя от сыреванию и обледенению электропроводки и других агрегатов машин. Пар как теплоноситель опасен для обслуживающего персонала уже при давлении 0,3 кгс[см2 [7].
ПОДОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ
Для облегчения пуска двигателей наиболее перспективным способом подогрева является использование различных элек тронагревательных приборов. В зимних условиях такие при боры позволяют поддерживать в теплом состоянии двигатели в течение всего межсменного периода. Этот способ рекомен
дуется в районах со средней температурой |
января до |
минус |
||
20° С при наличии дешевой |
электроэнергии |
и мощности |
нагре |
|
вательных элементов не выше 3,5 кет. |
|
в |
раз |
|
Электронагревательные |
элементы устанавливаются |
|||
личных точках двигателя, |
обеспечивая подогрев воды |
в |
си |
стеме охлаждения и масла — в поддоне картера.
71
Электронагревательные элементы имеются |
трех типов. |
1. С открытым нагревательным элементом |
(спиралью), име |
ющим непосредственный контакт с нагреваемой жидкостью» Такой элемент изготавливается из нихромовой или фехралевой проволоки, наматываемой на фарфоровую крестовину или пла стину. Нагревательные элементы подобного типа обычно уста навливаются в дюритовых шлангах, соединяющих нижний па трубок радиатора с патрубком водяного насоса. Однако ввиду недолговечности и малой мощности электронагрева тельные элементы этого типа не получили широкого приме нения.
2. Нагревательные элементы, имеющие непосредственный контакт с нагреваемой жидкостью, но выполненные в виде двух концентрично расположенных одна в другой труб. Слой охлаждающей жидкости в данном случае выполняет роль со противления.
3. Электронагреватели с закрытой спиралью, не имеющие непосредственно контакта с нагреваемой жидкостью, типа ТЭН серийно выпускаются промышленностью. Их конструкция опре деляется разогреваемой средой. Для разогрева или подогрева масла электронагреватели устанавливают либо внутрь под дона, либо снаружи его. Нагреватели обычно снабжаются вы водными клеммами или штепсельными розетками для присое динения к питающей сети.
Удобным способом подогрева двигателей автомобилей яв ляется нагрев воздуха открытыми электронагревательными приборами — электрокалориферами. Широкое распространение получили серийно выпускаемые электрокалориферы различных моделей: НЭК-16, НЭК-22, НЭК-32, СФО-25/1-Т, СФО-40/1-Т
и другие.
Отопительные электрокалориферы серии СФО поставля ются в собранном виде комплектно с аппаратурой для управле ния и регулирования. Эти электрокалориферы с трубчатыми нагревателями мощностью от 25 кет и выше имеют шесть ти поразмеров, предназначены для нагрева воздуха до темпера туры 100° С в системах воздушного отопления, искусственного климата и сушильных камерах. Электрокалорифер серии СФО состоит из кожуха и трубчатых нагревательных элементов. На гревательные элементы установлены внутри кожуха в четыре ряда и разделены на четыре самостоятельные регулируемые секции. В каждую секцию входит один ряд нагревателей — 25% установленной мощности. Нагреватели питаются от трех фазной сети напряжением 380 в, частотой 50 гц.
Калорифер может работать на ступенях 100, 75, 50 и 25% от установленной мощности. Заданная температура выходя щего воздуха поддерживается автоматически двумя термопарами ЭКТ-1, датчики которых устанавливаются на месте вы
72
хода воздуха из калорифера. Конструкция установок с приме нением электрокалориферов позволяет автоматизировать про цесс предпусковой подготовки автомобилей и управлять ими дистанционно.
К недостаткам электронагревательных приборов относятся большой расход электроэнергии, опасность размораживания двигателя при выходе прибора из строя, значительная дли тельность предпускового разогрева холодного двигателя, необ ходимость наличия высококвалифицированного обслуживаю щего персонала, невозможность регулировки подогрева в за висимости от изменения температуры окружающей среды.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ
Для облегчения пуска дизельных двигателей в условиях лесосеки пользуются различными устройствами в зависимости
от производственных и природно-климатических |
условий. Так, |
в южных районах страны достаточно применять |
на серийных |
дизелях лесотранспортных машин ТДТ-55, ЛП-2, ТБ-1 и др. для предпускового разогрева электрофакельные подогреватели. В средней полосе более эффективны индивидуальные подогре ватели с проливом горячей воды или антифриза при темпера туре ниже минус 15° С. Если это условие не соблюдается, резко возрастает время разогрева. При температурах ниже
минус 15° С возникает |
опасность замерзания воды в участках |
системы охлаждения, |
наиболее удаленных от подогрева |
теля. |
|
Предпусковая подготовка лесотранспортных машин с ис пользованием индивидуальных подогревателей требует выезда на лесосеку механизаторов (трактористов, операторов) за 30— 40 мин до начала рабочей смены. Агрегаты трансмиссии оста ются холодными. Для предотвращения чрезмерного повыше ния вязкости трансмиссионных масел производят их разжи жение.
Конструкции подогревателей довольно сложны и включают систему топливоподачи, камеру сгорания, теплообменник и си стему трубопроводов. Индивидуальные подогреватели, в основ ном жидкостные, поставляются непрсредственно с лесотранс портными машинами или отдельно.
Двигатель Д-48Т трактора ТДТ-40М оснащен съемным по
догревателем для разогрева охлаждающей |
жидкости |
и масла |
в картере. Двигатель СМД-14 трелевочного |
трактора |
ТДТ-55 |
(ТБ-1, ЛП-2, ПЛ-1) имеет подогреватель ПЖБ-32. Подогре ватель ПЖБ-44 установлен на тракторе T-10QM. Подогрева тели подобного типа нагревают охлаждающую жидкость, цир кулирующую между подогревателем и двигателем, а горячие продукты сгорания нагревают масло в поддоне двигателя.
73
|
|
Техническая характеристика подогревателе'й |
|
||
|
|
|
ПЖБ-22 |
ПЖБ-32 |
ПЖБ-44- |
Тепловая |
производительность, |
22 |
32 |
44 |
|
к е т ............................................... |
|
. |
|||
Расход топлива, кг/ч . . . |
3,0 |
4,0 |
7,5 |
||
Мощность |
|
электродвигателя |
50 |
80 |
140 |
вентилятора, |
|
||||
Топливо ..................................... |
|
га |
|
б е н з и |
н |
Температура |
650 |
650 |
750 |
||
зов, г р а д |
. |
||||
к. п. д. подогревателя . . |
68 |
65 |
60 |
||
Масса, к |
г ................................. |
|
10 |
14 |
24 |
Указанные подогреватели одинаковы по конструкции и от личаются друг от друга только размерами и теплопроизводительностью.
Аналогична конструкция жидкостных подогревателей П-ЮО меньшей мощности, установленных на автомобилях ЗИЛ-130 и
ЗИЛ-131.
Опыт эксплуатации этих подогревателей показывает, что при температуре ниже минус 28—30° G они малоэффективны*
-так как продолжительность нагрева воды в блоке до темпера туры 55—60° С составляет более 40 мин.
Двигатель ЯМЗ-238НБ трактора К-700 (ЛТ-48) оснащен пусковым подогревательным устройством, которое является наиболее эффективным из всех известных пусковых устройств* применяющихся на тракторных двигателях. .
Недостатком индивидуальных подогревателей является: большая трудоемкость и длительность разогрева. Подогрева тели ненадежны, недолговечны, пожароопасны и требуют тща
тельного ухода.
РАЗОГРЕВ МЕХАНИЗМОВ НАГРЕТЫМ ВОЗДУХОМ
По сравнению с водяным, паровым и электрическим мето дами, разогрев механизмов нагретым воздухом обладает ря дом бесспорных преимуществ. Этот метод общедоступен, не требует проведения работ по дооборудованию или переобору дованию машин.
Эффективность этого метода заключается также в легко сти получения больших количеств нагретого воздуха и возмож ности его подачи к любым агрегатам машин: двигателю* кабине, аккумуляторным батареям, трансмиссии (силовой пере даче), технологическому оборудованию. Поступление нагре того воздуха в механизмы происходит под давлением, а также за счет его хорошей проникающей способности или путем устройства специальных воздухораздаточных патрубков. Воз дух, как теплоноситель, дешев и безопасен для работающих.
74