Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе разогрева двигателя, благодаря непрерывной подаче горячего воздуха через радиатор или снизу, в подкапот­ ном пространстве образуется зона устойчивого микроклимата. Засасывание горячего воздуха при пуске двигателя в значи­ тельной степени повышает надежность пуска.

Несмотря на то,' что один килограмм сухого воздуха при температуре 100° С и давлении 1 кгс/см2 содержит только 24,4 ккал/кг тепла, а коэффициент использования теплосодер­ жания его равен 0,20—0,30, этот метод предпусковой подго­

товки

механизмов оказывается одним из самых экономичных.

В

настоящее время в лесозаготовительной и других отрас­

лях промышленности широкое применение получили два спо­ соба тепловой подготовки машин: разогрев их перед пуском и межсменный подогрев.

Для нагрева воздуха применяются передвижные и стацио­ нарные калориферные установки различных 'конструкций: огне­ вые, электрические, паровые и водяные. В последних двух ис­ пользуется пар и горячая вода от местных котельных пли бойлерных гаражей. Среди огневых калориферов (теплогенера­ торов) нашли применение две разновидности. Для тепловой подготовки автомобилей применяются, как правило, теплоге­ нераторы первого типа, обеспечивающие подачу чистого нагре­ того воздуха. Теплогенераторы такого типа имеют теплообмен­ ники с двумя изолирующими каналами. Один — для продук­ тов горения, второй — для подогреваемого воздуха.

Тепловая подготовка трелевочных тракторов и других ме­ ханизмов в условиях лесосеки производится теплогенераторами второго типа, обеспечивающими подачу горячей газовоздушной смеси, температура которой в 2—3 раза выше температуры нагретого чистого воздуха.

Предпочтение получили теплогенераторы смесительного типа по сравнению с калориферными теплогенераторами, ко­ торые имеют сложную конструкцию, металлоемки'и обладают низким к. п. д. Опыт эксплуатации передвижных теплогенера­ торов на предпусковом разогреве трелевочных тракторов, че­ люстных погрузчиков и машин ЛП-2 показал высокую эффек­ тивность их применения при низких отрицательных температу­ рах (до минус 40°С).

При проведенном до начала рабочей смены предпусковом разогреве подготовительные операции сводятся лишь к заливке горячей воды в систему охлаждения, на что тратится 4—6 мин. Высокая температура газовоздушной смеси — до 165° С обес­ печивает требуемый уровень тепловой подготовки до прибытия трактористов и операторов на лесосеку. К недостаткам, при­ сущим теплогенераторам подобного типа, относится загрязне­ ние радиатора, двигателя и облицовки автомобиля продуктами горения.

75


Как уже указывалось, наличие горячей воды, пара или электроэнергии значительно упрощает внедрение воздухоподогрева, делая возможным использование паровых, водяных или электрических калориферов любых моделей.

При воздухоподогреве нашли применение два способа по­ дачи нагретого воздуха или газовоздушной смеси: лобовой че­ рез радиатор и снизу под двигатель. Первый способ исполь­ зуется при тепловой подготовке карбюраторных автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и других, второй — при тепловой подготовке дизелей (автомобили МАЗ-509, трелевочные трактора, челюствые погрузчики). Тепловая подготовка с применением воздухоподогрева может осуществляться как при заполненной си­ стеме охлаждения в режиме подогрева, так и со слитой систе­ мой в режиме предпускового разогрева.

При заполненной системе охлаждения и лобовой подаче нагретого воздуха разогреваемый радиатор аккумулирует по­ ступающее в подкапотное пространство тепло и благодаря тер­ мосифонной циркуляции передает его двигателю. За счет этого тепловое состояние двигателя перед пуском улучшается.

Г л а в а V

КОНСТРУКЦИИ ГРУППОВЫХ СРЕДСТВ ТЕПЛОВОЙ

подготовки МАШИН.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА ДЛЯ ГРУППОВОГО РАЗОГРЕВА ТРАКТОРОВ ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ

/

Для разогрева трелевочных тракторов горячей водой в усло­ виях лесосеки Белорусским технологическим институтом раз­ работан вариант передвижной установки.

Нагретая в емкости вода принудительно под давлением на­ сосом подается по шлангам в систему охлаждения двигателя и возвращается обратно в емкость установки, т. е. циркулирует по системе охлаждения, разогревая блок цилиндров и радиатор. Установка состоит из двигателя бензопилы «Дружба», насоса, бака для воды емкостью 500 л, бака для масла, двух жидко­ стных котлов ПЖД-600, реле-регулятора РРТ-24 или РРТ-32, электронасосного агрегата МБП-ЗН, переключателя режима работы насосного агрегата ММП-45, электромагнитного кла­ пана МКТ-4 и другого оборудования.

Установка предназначена для одновременного предпуско­ вого разогрева четырех — шести тракторов. Несмотря на то, что в установке использовано серийно выпускаемое' промышлен­ ностью оборудование, обслуживание тракторов в условиях ле­

76

сосеки с ее помощью представляет немало трудностей и тре­ бует высококвалифицированного обслуживающего персонала. Наличие нескольких шлангов для подачи и возврата воды не исключает возможности ее замерзания при температуре ниже минус 30° С. Установка не решает проблемы разогрева масла в картере двигателя и других агрегатах трансмиссии.

Упрощенный вариант приспособления с аналогичным прин­

ципом

работы предложен

комбинатом Котласлес объедине­

ния

Архангельсклеспром.

Приспособление эксплуатируется

в Верхне-Лупьинском леспромхозе этого комбината. Предпусковой разогрев тракторов ТДТ-40М производится

горячей водой из термоса водомаслогрейки ВМ-2, на которой установлен насос ЦБН-1М. Привод насоса — от двигателя бен­ зопилы «Дружба». Принцип работы приспособления заключа­ ется в том, что горячая вода насосом прокачивается из емко­ сти водомаслогрейки ВМ-2 через распределительную гребенку и нагнетательные шланги, подключенные к системе охлажде­ ния пускового двигателя трактора, а охлажденная вода воз­ вращается через горловину радиатора и сливной шланг об­ ратно в емкость.

Приспособление транспортабельно, не требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Однако некоторые узлы конструкции нуждаются в улучшении, например, уплот­ нения подвода и выхода циркулирующей воды. Кроме того, при температуре ниже минус 30° С происходит замерзание воды в шлангах. Чтобы этого не случилось, воду в водомаслогрейке приходится постоянно подогревать.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПОДОГРЕВА ТРАКТОРОВ ВОДОЙ

Целинным филиалом ГОСНИТИ разработана электрическая установка для одновременного подогрева шести тракторов (рис. 16) [25]. В установку входит водонагреватель и электро­ оборудование для подогрева тракторов. Водонагреватель вклю­ чает емкость-термос на 500 л воды, электронагревательный при­ бор, насос, пусковую и контрольно-измерительную аппаратуру. Так как сопротивление воды, а следовательно, и потребляемая нагревателем мощность изменяются в зависимости от темпе­ ратуры, то у*ля уменьшения изменения диапазона мощности нагреватель заключен в асбестовую трубу. Водонагреватель ос­ нащен термическим сигнализатором, который поддерживает температуру воды в термосе от 10 до 95° С. Горячая вода раз­ дается насосом под давлением через шланг, оборудованный пистолетом.

Электрооборудование установки включает: нагревательные элементы, устанавливаемые в картере двигателей и в узлах

77


силовой передачи, штепсельные вилки и провода. Нагреватель­ ные элементы питаются током через понижающий трансфор­ матор с выходным напряжением 36 в.

На панели управления смонтированы автоматические вы­ ключатели, которые срабатывают при коротком замыкании по­

требителей

или

в случае перегрузки электрической цепи.

 

 

 

 

 

 

 

Электронагревательные

 

7

8

 

 

элементы

(рис.

17)

мощ­

 

 

 

 

 

ностью

 

350

вт монтируются

 

 

 

 

 

в отверстиях для слива мас­

 

 

 

 

 

ла

из

картера

двигателя и

 

 

 

 

 

заднего моста. Внутри труб­

 

 

 

 

 

ки

элемента

нагревателя

 

 

 

 

 

находится

нихромовая

спи­

 

 

 

 

 

раль, на которую надеты

 

 

 

 

 

керамические

чешуйчатые

 

 

 

 

 

бусы. Закрепляются нагре­

 

 

 

 

 

вательные элементы в кар­

 

 

 

 

 

тере при помощи двух гаек.

 

 

 

 

 

Свободное

пространство

 

 

 

 

 

внутри

 

нагревателя

запол­

 

 

 

 

 

нено кварцевым песком. Го­

 

 

 

 

 

ловка

 

нагревателя

 

имеет

 

 

 

 

 

текстолитовую пластину, че­

 

 

 

 

 

рез которую сделаны вы­

 

 

 

 

 

воды

спирали.

Пластина

 

 

 

 

 

изолирована от спирали ас­

 

 

 

 

 

бестовым картоном. Штеп­

Рис. 16. Водоподогреватель:

 

сельная

вилка с проводом,

 

идущим

от

электроустанов­

I — штепсельная

вилка; 2 — контрольная

лам­

почка; 3 — автоматический

выключатель;

4

ки,

вставляется

в

розетку,

трансформатор;

5 — нагреватель; 6 — емкость;

расположенную

под

капо­

7 — термический

сигнализатор; 8 — магнитный

пускатель; 9 и

15 — шланги; 10 — пускатель;

том трактора.

 

 

 

II — электрический насос;

12 — кран;

13

 

Работа

установки

за­

заливная горловина;

14 — панель управления;

 

 

16 — розетка

 

ключается

в

следующем:

 

 

 

 

 

после

 

окончания

смены

трактор подгоняют к месту стоянки, сливают воду из системы охлаждения. К трактору подсоединяют провод питания нагре­ вателей, включают трансформатор и нагреватель воды в тер­ мосе. При этом загораются контрольные лампочки. Утром перед началом смены тракторист заправляет систему охлажде­ ния горячей водой, отсоединяет провод и заводит трактор.

Применение установки показывает, что при 25-градусном морозе температура среднего слоя масла в картере двигателя в течение 10 ч снижается с плюс 58° С до плюс 52° С, а темпе­ ратура коренного подшипника — с плюс 56° С до 0°С. Наибо­ лее интенсивно остывают узлы в первые 6 ч после включения установки,, а спустя восемь часов температура стабилизиру­

78


ется. Вода в термосе нагревается с 10 до 95° С почти незави­ симо от температуры окружающей среды за б ч работы уста­ новки. Расчеты экономической эффективности показывают, что затраты на каждый разогрев трактора составляют 0,51 руб. По сравнению с холодным пуском использование установки дает экономию в сумме 93,4 руб. на один трактор в год.

4 3 2 1

Рис. 17. Нагревательный элемент:

1 и 3 — гайки; 2 — буртик;

4 — картон; 5 — текстолитовая пластина; 6 — головка;

7 — бусы;

5 — нихромовая спираль; 9 — трубка

В условиях лесосеки применение данной установки целесо­ образно при наличии централизованного энергоснабжения или других источников электроэнергии.

ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ ШАРЬИНСКОГО РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА

Для разогрева двигателей шести трелевочно-погрузочных механизмов газовоздушной смесью, нагрева воды и масла в емкостях предназначена установка УВП-3 производства Шарьинского РМЗ. Она выпускается взамен ранее изготов­ лявшейся этим заводом установки ВП-2 и не имеет принципи­ ального отличия от известных теплогенераторов, работающих на жидком топливе.

Установка УВП-3 стационарного типа, монтируется на двух самостоятельных рамах. На одной из них размещен двигатель Д-48Т, топливный бак и вентилятор Ц6-46 № 7. На второй раме расположена камера сгорания с двумя емкостями: для масла объемом 100 л и для воды объемом 400 л. Вентилятор соединен с камерой сгорания переходным диффузором. Фор­ сунки с помощью топливопроводов соединены с коллектором топливным фильтром и топливным насосом.

Все узлы установки: двигатели, топливный насос, форсунки, фильтр и другие использованы от трелевочных тракторов, ре­ монтируемых заводом. В качестве силового агрегата для при­

вода

вентилятора

и топливного-

насоса в установках этого

типа

может быть

использован

электропривод.

79