Файл: Пузыня, К. Ф. Совершенствование планирования в НИИ и КБ машиностроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В приведенных формулах п ° к р <н и р )

_

количество

тем (или

этапов) соответственно ОКР

или НИР,

законченных

в отчетном

году, в которых принимало участие /-е подразделение;

V°KP (НИР)

— объем работ по i-й теме,

выполненной

/-м подразделением;

К Т (НИР) — научно-технический уровень

i-й ОКР (или НИР),

законченной в НИИ, КБ в отчетном году.

 

 

Научно-технический уровень разработки может принимать

следующие значения:

 

 

 

 

фактический — определяется по изделию, прошедшему госу­ дарственные испытания и рекомендованному к серийному произ­ водству;

ожидаемый — получается в результате предварительных расче­ тов по проектным данным на этапе технического или рабочего проекта, либо по результатам изготовления опытного образца; максимально возможный — это расчетный уровень, когда все важнейшие параметры изделия будут выше мировых достижений; планируемый — определяется исходя из требований экономики и отечественных концепций и взглядов на развитие данного напра­

вления техники, допускающих по некоторым второстепенным параметрам значения ниже мировых достижений;

заданный — устанавливается в ТЗ или на стадии эскизного проекта как обязательный к достижению.

С учетом теоретических, технологических и производственных возможностей, имеющихся к началу разработки, этот уровень может быть ниже максимально возможного и планируемого.

Расчет фактического или ожидаемого научно-технического

уровня ОКР проекта или нового образца машины (/С°;КР) производится исходя из отношения достигнутого или ожидаемого уровня прогрессивности по ряду важнейших технико-экономиче­ ских, эксплуатационных, эргономических и эстетических пара­ метров, характерных для изделий данного направления техники,

с учетом значимости этих параметров

в общей оценке изде­

лия, к

максимально возможному или

планируемому

уровню

прогрессивности.

 

 

Таким

образом, К ^ Р определяется

следующим

образом:

v ОКР yOKPt юо%. А у; vmax

^ОКР/

где К Т — показатель достигнутого (или ожидаемого) научно-

технического уровня t'-ro проекта изделия в %; Уокр i и Уокр г— оценка соответственно фактического (или ожидаемого) и макси­ мального (или планируемого) уровня i-ro проекта в условных еди­ ницах, которая производится по формуле

т

уФ

 

К дост . ур. п ар /К зн . паргКа. с I •

<УOK.Pi

1=1

 

 

219


Здесь l — номер параметра (от 1 до т); т— количество установлен­ ных важнейших параметров (рекомендуется не более 8); /Сзн пар/ — коэффициент, характеризующий значимость l-то параметра при оценке научно-технического уровня изделий данного направле­ ния (устанавливается в долях единицы один раз при внедрении методики оценки научно-технического уровня); К а_с/ — коэф­ фициент, показывающий наличие авторских свидетельств, влия­ ющих на тот или иной /-Й параметр. Он может иметь два значения: 1,25— при наличии одного или нескольких авторских свидетельств, улучшающих значение конкретного l-то параметра, или 1,0 — при отсутствии такового (если имеется одно авторское свидетельство, но влияющее на улучшение всех т параметров, то каждый из них должен быть умножен на 1,25); /Сдост.у Р.пар i— коэффициент до­ стигнутого уровня по l-му параметру из семи возможных уровней.

Значения коэффициентов установлены нами условно в преде­ лах от 0, когда результаты по параметрам ниже своих прошлых достижений, до 8, когда результаты находятся на уровне выше мировых достижений.

Расчеты уровня t-ro проекта осществляются в матричной форме.

Ниже приведен пример отбора показателей и определения научно-технического уровня флотационных обогатительных машин.

Важным этапом разработки нормативной матрицы для расчета научно-технического уровня изделий конкретного направления

является анализ

параметров, определяющих эксплуатационные

и конструктивные

особенности, экономические, эргономические

и эстетические характеристики.

Из большого числа параметров, обычно планируемых в техни­ ческом задании, а также некоторых других, определяющих целе­ вое назначение, не всегда учитываемых в технических заданиях, необходимо отобрать минимальное количество (4—8) наиболее важных. В табл. 50 приведен состав параметров, характеризующих флотационные обогатительные машины. Из установленного перечня прежде всего исключают параметры несущественные для данного направления техники (внешний вид, удельная энергоемкость), пре­ дельные (ресурс до капитального ремонта, срок гарантии, срок службы до списания), стабильные (содержание твердого в пульпе), для данного направления техники, а также параметры труднорассчитываемые на стадии технического задания (удельная металло­ емкость на одну камеру, трудоемкость и себестоимость изгото­ вления, применение пластмасс, коэффициент применяемости стандартных, нормализованных и заимствованных деталей).

Из оставшегося перечня исключаются параметры, учитывае­ мые в формуле расчета сложных параметров. Например, произ­ водительность по потоку отразится в параметре «Удельная произ­

т/ч

водительность» (удельный выход концентрата в 1 м3 камеры

220


Таблица 50

Вспомогательная таблица для выбора и определения значимости параметров при оценке научно-технического уровня машин

 

 

Оценка параметров,

 

 

определяющих НТУР

Технико-экономические,

флотомашин

эксплуатационные,

Причина отсева

 

п/п

эргономические и прочие

параметра

коэффи­

параметры, характеризующие

 

 

циент зна­

 

флотомашины

приоритет

 

чимости

 

 

 

(из 1,0)

1 Номинальный объем ка­ меры, м3

2Производительность по потоку, м3/мин

3Удельная производи­ тельность по выходу кон-

центрата,

т/ч

-t—*-----------

 

 

1 м6

камеры

4

Содержание

твердого

в

пульпе,

%

 

5Крупность флотируемого материала, мм

6Установленная мощность электродвигателя, кВт

7Удельная металлоем­ кость на одну камеру, кг/м3

8Удельная энергоемкость, кВт/т концентрата

9Ресурс до капитального ремонта, ч

10Срок гарантии, мес.

11Срок службы до списа­ ния, лет

12Трудоемкость изготов­ ления нормо-ч

13Себестоимость изготов­ ления, руб.

14 Коэффициент применяе­ мости стандартных, нор­ мализованных и заимство­ ванных деталей, %

15 Внешний вид изделия (эстетическая характери­ стика), уел. ед.

Учитывается в

сложном параметре

 

 

(п. 3)

 

 

То же

 

1

0,4

Стабильное значе­

ние

 

 

4 0,15

Учитывается

в

 

 

сложном параметре

'

(п. 20)

 

Значение, трудно

 

 

определяемое

на

"

 

стадии ТЗ

 

 

Несущественный

признак

 

 

 

Предельное значе­

ние

 

 

 

То же

 

»1 _

Величина, трудно­ определяемая на ста­ " дии ТЗ

То же

Значение, трудно­ определяемое на ста­ дии ТЗ

Несущественный

признак

221


 

 

 

 

Продолжение табл. 50

 

 

 

 

 

Оценка п араметров,

 

 

 

 

 

определяю щих НТУР

Технико-экономические,

 

 

флого машин

эксплуатационные,

Причина отсева

 

 

коэффи­

п/п

эргономические и прочие

параметра

 

 

 

параметры, характеризующие

 

 

приоритет

циент зна­

 

флотомашины

 

 

 

чимости

 

 

 

 

 

 

(из 1,0)

16

Эргономическая

харак­

 

5

0,1

 

теристика (санитарные ус­

 

 

 

 

 

ловия труда, удобство уп­

 

 

 

 

 

равления и обслуживания),

 

 

 

 

 

уел. ед.

 

 

2

 

17

Надежность, часы безот­

 

0,2

 

казной работы

 

 

 

 

18

Применение пластмасс,

Трудноопределяе­

 

%

 

мое значение

 

 

 

19

Степень извлечения кон­

Учитывается

в

 

 

 

центрата из исходного ма­

сложном параметре

 

 

 

териала, %

 

(п. 3)

 

 

 

20

Удельный расход

элек­

 

 

3

0,15

троэнергии на 1 т концен­ трата, кВт-ч/т

По всем отобранным для оценки научно-технического уровня флотомашин параметрам определяется приоритет и оценивается коэффициент значимости из единицы (табл. 50).

Важнейшие параметры и коэффициенты значимости заносятся в матрицу оценки научно-технического уровня (табл. 51). В пра­ вой части матрицы проставляются произведения всех коэффици­ ентов

К

к

к

''дост. ур. napt

'зн .

пар/ ' а . с/ *

Оценка, например, фактического научно-технического уровня новой машины производится следующим образом. Предположим по 1-му показателю получен результат лучше достигнутого в СССР, по 2-му — на уровне своих достижений, по 3-му — на уровне мировых достижений, по 4-му — лучше мировых достижений и по 5-му — на уровне своих достижений. Отметим эти значения уровня прогрессивности в расчетной матрице. Если при проекти­ ровании машины было зарегистрировано три авторских свиде­ тельства, из которых два повлияли на улучшение 1-го показателя и одно — на улучшение 3-го и 4-го показателей, то значения произведений трех коэффициентов по 1-му, 3-му и 4-му показателям принимаются в строке с коэффициентом Ка, с = 1,25.

222


пара­ метра

1

2

3

4

5

 

 

 

Коэффициенты

1

­

Важнейшие технико-экономические

Значимость параметго-/ - зн*ра. пар 1

Наличиеав­ торскихсвиде­ тельствK a i

к Аа. с

гра

К

графа( 3 4)фа

 

 

х

и эксплуатационные параметры для

 

 

1

 

оценки научно-технического уровня

 

 

пар

 

флотомашины

 

 

 

зн.

 

 

 

 

 

 

 

Удельная

производительность

 

1,0

0,4

 

 

т/ч

0,4

1,25

0,5

по выходу концентрата, -г—п----------

J

r

I м3 камеры

 

 

 

 

Надежность, ч безотказной ра-

 

1,0

0,2

боты

 

 

0,2

1,25

0,25

 

 

 

Удельный расход электроэнергии на 1 т концентрата кВт-ч/т

Крупность флотируемого материала, мм

Эргономическая характеристика (санитарные условия труда и удобство обслуживания)

0,15

1,0

0,15

1,25

0,188

 

0,15

1,0

0,15

1,25

0,187

 

0,1

1,0

0,1

1,25

0,125

 

1,0

1,0

1,0

 

1,25

1,25

Т а бл и ц а 51

Коэффициенты достигнутого уровня по отдельным параметрам КДОС- ур. пар 1

ниже сво­ их дости­ жений

на уровне своих до­ стижений

лучше своих достижений

лучше до-! стигнуто- ! го в от­ расли

лучше достигнутого в СССР

на уровне мировых достиже­ ний

лучше ми­ ровых до­ стижений

 

 

j;

 

1

!i;

8,0

0

1,0

3,5

4,0

6,0

7,0

0

0,4

1,2

i,6

2,4

2,8

3,2

0

0,5

1,5

2,0

13,0|

3,5

4,0

0

\ Щ

0,6

0,8

1,2

1,4

1,6

0

0,25

0,75

1,0

1,5

1,75

2,0

0

0,15

0,45

0,6

0,9

1,05

1,2

0

0,188

0,564

0,752

1,128

[1,316

1,504

0

0,15

0,45

0,6

0,9

1,05

1,2

0

0,187

0,561

0,748

1,122

1,309

11,4961

0

|oJ|

0,3

0,4

0,6

0,7

0,8

0

0,125

0,375

0,5

0,75

0,875

1,0

0

1,0

3,0

4,0

6,0

7,0

8,0

0

1,25

3,75

5,0

7,5

8,75

10,0