и КБ (плановыми, финансовыми, административно-хозяйствен ными, кадровыми и режимными) во многом зависит эффективность работы научных, конструкторских и производственно-техниче ских подразделений, НИИ и КБ в целом, поэтому система вну треннего хозрасчета должна предусматривать участие в нем всех управленческих отделов.
Задачи, решаемые этими отделами, многообразны, по опре
деляются тремя |
основными |
функциональными обязанностями. |
1. Органы управления являются связующим звеном между |
министерством и |
научным |
предприятием и между последним |
и научно-конструкторскими и производственно-техническими под разделениями. Получая из министерства контрольные цифры и производственные задания, отделы управления планируют деятельность как института или КБ в целом, так и их структур ных подразделений.
2. Органы управления выполняют организующую функцию по обеспечению НИИ и КБ необходимыми средствами, квалифи цированными кадрами, хозяйственными услугами и по их рацио нальному распределению между всеми подразделениями, а также по оперативному доведению деловой документации до исполни телей.
3. Управленческие службы осуществляют финансовый и адми нистративный контроль за выполнением научных и производствен ных заданий всеми подразделениями и предприятиями.
Деятельность отделов управления определяется большим чис лом внешних и внутренних производственных связей как прямых (планирующих, регламентирующих, предписывающих), так и обратных (отчетных, учетных, контролирующих). Число и ха рактер этих связей определяются действующей структурой отра слевого министерства и самого учреждения.
Вместе с тем, органы управления непосредственно в процессе исследований и разработок не участвуют. К. Маркс, отмечая, что управленческий труд сам по себе не создает стоимости, даже если этот труд обеспечивает выполнение определенной, самосто ятельной функции, пишет: «. . .Разделение труда, выделение какой-либо функции в самостоятельную еще не делает ее функцией, производящей продукт и стоимость, если она не была таковой сама по себе, то есть еще до выделения ее в самостоятельную функцию»1.
Все это говорит о невозможности изолированного рассмотре ния работы управленческих служб от научно-производственной деятельности НИИ и КБ.
Службы управления не имеют относительной оперативно хозяйственной самостоятельности; их деятельность регламенти рована выполнением строго определенных функций, и они не
являются «производящими», |
так как не выпускают продукцию |
1 К- М а р к с. Т. II. М., 1960, |
с. 153. |