Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Коленчатый вал стальной, кованый, с овальными щеками, в ко торых просверлены каналы для подачи масла к шатунным подшип никам. Вкладыши рамовых подшипников залиты баббитом.
Регулятор центробежного типа, всережимный, прямого действия. Система смазии комбинированная с «сухим» картером. Рамовые, мотылевые и головные подшипники имеют принципиальную и цирку ляционную смазку. Цилиндры смазываются принудительно через сверления во втулках (лубрикатором). Масло из картера откачи вается шестеренным насосом в маслосборник (бак). Вторая секция насоса является нагнетательной. Масло фильтруется в двухсекцион
ном фильтре сначала грубой, а затем тонкой очистки.
Пуск двигателей производится сжатым воздухом из пусковых баллонов или автономным электрокомпрессором (NVD-24).
Несколько лет назад завод им. К. Либкнехта (ГДР) снял с про изводства большую часть указанных моделей и приступил к выпуску новых усовершенствованных дизелей, которые выполнены с макси мальным использованием узлов и отдельных схем старых моделей. Основные технические характеристики некоторых типов новых ди зелей приведены в табл. 10. Дизели вертикальные, однорядные, че тырехтактные, реверсивные, с водяным охлаждением и непосредствен ным впрыском топлива.
§П
Двухтактны е двигатели
Дизели ДСП 16,5/20 (рис. 55) являются самыми простыми и неэко номичными и в настоящее время применяются только на неболь ших рыболовных судах:' моторных ботах, мотофелюгах, приемо-транс портных судах (ПТС) прибрежного плавания и др. Двигатели двух тактные, вертикальные, простого действия, с предкамерным смесе образованием, с кривошипно-камерной контурной продувкой. Вы пускаются в одно- и двухцилиндровом исполнении в комплекте с ре версреду ктором.
|
Х арактеристика дизелей |
р я да ДСП 16,5/20 |
|
Марка .................................................... |
|
1Д 16,5/20 |
2ДСП 16,5/20 |
Число цилиндров ................................ |
16,2 (22) |
2 |
|
Номинальная мощность, кВт (л. с.) |
44 (60) |
||
Частота вращения, о б /м и н ................ |
750 |
750 |
|
Диаметр цилиндра, м м ........................ |
165 |
165 |
|
Ход поршня, |
мм ................................ |
200 |
200 |
Удельный расход топлива, г/(кВт-ч) |
300 (220) |
300 (200) |
|
[г/(л. с ■ч)] |
г/(........................................кВт-ч) [г/(л. с-ч)] . . |
||
То же масла, |
11 (8) |
11(8) |
|
Габарит, мм: |
|
|
|
длина . |
|
1140 |
2030 |
ширина |
|
800 |
880 |
высота |
|
1200 |
1400 |
Масса, кг |
|
900 |
1600 |
82
Фундаментная рама двигателя открытого типа разделена по длине на три отсека. Станина дизеля литая, чугунная, отдельная для каж дого цилиндра. Цилиндры индивидуальные, чугунные. Рубашки отлиты совместно с рабочими втулками. В цилиндрах предусмотрены каналы для подвода воздуха к продувочным окнам, продувочные и выпускные окна.
Особенностью двигателя данного типа является наличие предкамерного смесеобразования, которое позволяет использовать низкие сорта топлива и простую топливную аппаратуру низкого давления. Для облегчения пуска предкамеры двигатели снабжены запалами с селитровой бумагой.
Дизели ДР 30/50 (рис. 56) применяются в качестве главных дви гателей с непосредственной передачей на винт на судах типа СРТ, танкерах, транспортных судах. Дизели вертикальные, однорядные, реверсивные простого действия, со струйным распылением топлива и контурной щелевой поперечной продувкой.
|
Х арактеристика дизелей ДР 30/50 |
|
|||
Число цилиндров .................... |
кВт |
4 |
6 |
8 |
|
Номинальная |
мощность, |
294 (400) |
442 (600) |
588 (800) |
|
(л. С . ) ........................................................ |
частота враще- |
||||
Номинальная |
300 |
300 |
300 |
||
ниЯ, о б /м и н ............................ |
. . . |
||||
Диаметр цилиндра, мм . |
300 |
300 |
300 |
||
Ход поршня, |
мм .................... |
|
500 |
500 |
500 |
Удельный расход топлива, |
244+5% |
244+5% |
244+5% . |
||
г/(кВт-ч), [г/(л. с-ч)] . |
. . . |
||||
То же масла, |
г/(кВт-ч), |
|
(179+5%) |
(179+5%) |
(179+5%) |
|
5,1 (3,75) |
5,1 (3,75) |
6,1 (4,5) |
||
[ г / (л. с-ч)] |
............................ |
|
|||
Габарит, мм: |
|
|
3590 |
4500 |
5570 |
длина .................................... |
|
|
|||
ширина ................................ |
|
|
1700 |
1590 |
1620 |
высота ................................ |
|
|
3270 |
3500 |
3300 |
Масса, к г .................................... |
|
|
14 000 |
19 000 |
24 000 |
Дизель 6ДРН 30/50, выпускаемый с газотурбонаддувом, имеет мощность 550 кВт (750 л. с.) при той же частоте вращения.
Дизели—блок-картерной конструкции. К чугунной фундаментной раме открытого типа крепятся совместно отлитые блок с картером. Блок цилиндров у четырехцилиндровых двигателей целый, у шести- и восьмицилиндровых состоит соответственно из двух трехцилин дровых и двух четырехцилиндровых блоков, которые соединены между собой калиброванными болтами.
Втулки цилиндров вставные, чугунные, «мокрого» типа, в верх ней части имеют рубашку. Окна имеют эксцентричное расположение в плане. Уплотнение втулок обеспечивается притиркой бурта, а также медными и резиновыми кольцами в направляющих поясах.
Крышка цилиндра чугунная, с вогнутым днищем, крепится к блоку с помощью восьми шпилек. В крышке расположены фор сунки, пусковой и предохранительный клапаны. Поршни чугун ные, с пятью уплотнительными и двумя маслосъемными кольцами.
84
Днище поршня охлаждается маслом, которое подводится по цен тральному каналу в шатуне. Поршневой палец стальной, цементиро ванный, плавающего типа, с боковыми заглушками. Шатуны сталь
ные, с круглым сечением стержня и центральным сверлением. В верх нюю головку запрессована бронзовая втулка, нижняя головка кре пится к стержню двумя шатунными болтами. Коленчатый вал цель
85
нокованый, из углеродистой стали, со сверлением для подвода смазки к шатунным подшипникам. Для уравновешивания двигателя на ще ках кривошипов закреплены чугунные противовесы. Коленчатый вал имеет дополнительный кривошип для привода продувочного поршневого насоса, расположенного в носовой части двигателя. Двигатели снабжены системой аварийно-предупредительной сигна лизации, которая облегчает контроль температуры воды на выходе, давления воды на входе, давления и температуры масла в системе, давления топлива перед насосом высокого давления.
Дизели 8ДР 43/61 (рис. 57) используют в качестве главных дви гателей на БМРТ отечественной постройки. Дизели вертикальные, двухтактные, реверсивные, простого действия, со струйным распы лением топлива.
Характеристики дизеля 8ДР 43/61
Число цилиндров .................................................... |
; . . . |
8 |
|
Мощность, кВт (л. с.) ............................................................. |
|
1470 (2000) |
|
Частота вращения, о б /м и н .................................................... |
|
250 |
|
Диаметр цилиндра, м м ............................................................. |
|
430 |
|
Ход поршня, мм ..................................................................... |
[г/ (л. с - ч)] |
610 |
|
Удельный расход топлива, г/(кВт-ч) |
238 (175) |
|
|
То же масла, г/(кВт-ч) [г/(л. с - ч ) ] ..................................... |
|
5,7 (4,2) |
|
Габарит, мм: |
|
10 |
370 |
д л и н а ........................................................................................ |
|
||
ш и р и н а ................................................................................. |
|
2 330 |
|
высота ................................................................................. |
|
3 770 |
000 |
Масса, к г ........................................................................................ |
|
65 |
Чугунная рама состоит из трех частей, соединенных болтами. Отлитая из чугуна станина также состоит из трех частей и связы вает раму с двумя секциями блока цилиндров. Каждая секция объеди няет четыре цилиндра. Все детали остова (рама, станина и блок ци линдров) соединены стальными анкерными связями.
Чугунные втулки цилиндров вставлены в расточки блока. Втулки имеют продувочные и выпускные окна. Индивидуальные крышки цилиндров крепятся с помощью шестнадцати шпилек. Днища крышек имеют сферическую форму. Поршни дизеля 8ДР 43/61 чугунные, составленные из трех частей (головка, вставка и юбка), соединены болтами и шпильками. Охлаждение поршней масляное, с помощью телескопических труб. Поршни снабжены пятью уплотнительными и двумя маслосъемными кольцами. Поршневой палец плавающего типа.
Шатун цельнокованый, стальной, со стержнем круглого сечения. Верхняя головка шатуна разъемная, со стальными вкладышами, залитыми баббитом, нижняя головка разъемно-отъемная. Благодаря отъемной нижней головке можно регулировать степень сжатия изме нением количества и толщины прокладок между головкой и стержнем. Рабочая поверхность вкладышей нижнего подшипника шатуна также залита баббитом.
Коленчатый вал стальной, кованый, состоит из двух частей, сое диненных калиброванными болтами. Вкладыши рамовых подшип
8 6
ников стальные, залитые баббитом. На носовом конце коленчатого вала установлен пружинный демпфер крутильных колебаний.
Распределительный вал стальной, с насаженными кулачковыми шайбами привода топливных насосов высокого давления и воздухо-
Рис. 57. Поперечный разрез дизеля 8ДР 43/61.
распределителя. Вал установлен на верхней полке станины, при водится в движение от шестерни, расположенной на середине колен чатого вала.
8 7
Система продувки — П-образная поперечная, бесклапанная, контурная. Продувка осуществляется роторно-лопастным компрес сором, который приводится в действие от коленчатого вала дизеля через упругую муфту.
Топливо из расходного бака к насосам высокого давления по дается шестеренным топливоподкачивающим насосом, а к форсун кам .— четырьмя двухплунжерными топливными насосами с регу лированием по началу подачи. Система смазки циркуляционная с масляным винтовым насосом, приводимым в действие от электро двигателя. Смазка цилиндров производится лубрикаторами.
Регулирование частоты вращения осуществляется центробежным |
|||
регулятором непрямого действия. Охлаждение проточное или замкну |
|||
тое (на новых судах), по двухконтурной схеме. При |
охлаждении |
||
к пресной воде добавляется 1% хромпика. Пресная вода и циркуля |
|||
ционное масло охлаждаются забортной водой, которая прокачива |
|||
ется центробежным насосом с электроприводом. |
|
|
|
Дизели ЗД-100 (рис. 58) представляют собой агрегат, состоящий |
|||
из дизеля и генератора ГП-1375-810, поставляемых |
комплектно. |
||
Их применяют при электродвижении на китобойных судах, транс |
|||
портных и производственных рефрижераторах. Дизель вертикаль |
|||
ный, с рядным расположением цилиндров, двухтактный, с противо |
|||
положно движущимися поршнями, прямоточно-щелевой продувкой |
|||
и двумя коленчатыми валами. |
|
|
|
|
Характеристики дизеля ЗД-100 |
|
|
Число цилиндров ....................................................................... |
|
|
10 |
Мощность, кВт (л. с.) ............................................................. |
1320 (1800) |
||
Частота вращения, |
о б /м и н ..................................................... |
|
810 |
Диаметр цилиндра, |
м м ............................................................. |
|
207 |
Ход поршня, мм |
.................................................................... |
|
2X254 |
Удельный расход топлива, г/(кВт-ч) [г/(л. с-ч)] . . . . |
245 (180) |
||
То же масла, г/(кВт-ч) [г/(л. с - ч ) ] .................................... |
|
4(3) |
|
Мощность генератора, кВт . ............................................ |
|
1375 |
|
Род тока .................................................................................... |
|
Постоянный |
|
Напряжение, В ........................................................................ |
|
|
500 |
Габарит, дизель-генератора, мм: |
|
|
|
длина .................................................................................... |
|
|
6950 |
ш и р и н а ................................................................................ |
|
|
1835 |
высота ................................................................................ |
|
|
3920 |
Масса дизель-генератора, смонтированного на общей |
|
|
|
раме, кг ................................................................................ |
|
|
28 300 |
Дизель имеет сварную станину, объединенную с блоком цилин дров. Весь остов сварной, рама отсутствует. Остов объединяет по лости цилиндров, ресиверы продувочного воздуха и выпускной кол лектор.
Втулки чугунные, хромированные, с продувочными окнами в верхней части и выпускными в нижней, В средней части втулок расположено по две закрытых форсунки. В полости продувочного воздуха втулки снабжены наружными ребрами для охлаждения воз духом.
8 8
Поршни из модифицированного чугуна, с особой вставкой для крепления поршневого пальца. Они охлаждаются маслом, которое подводится через ползунок, скользящий по головному подшипнику шатуна. Масло проходит по сверлению в стержне шатуна. Шатуны штампованные, двутаврового сечения, с подшипниками обыч ного типа.
Верхний и нижний колен чатые валы литые, из легиро ванного чугуна. Нижний вал управляет процессом выпуска и имеет опережение относи тельно верхнего на 12° п. к. в. Мощность, передаваемая ниж ним валом, на 15—20% больше мощности, передаваемой верх ним валом. Коленчатые валы соединены вертикальным пере даточным валом с коническими спиральными шестернями. Ко
ленчатые |
валы |
закреплены |
||
в стальных подвесных |
рамовых |
|||
подшипниках, |
размещенных в |
|||
поперечных |
ребрах |
станины. |
||
Снизу картер |
закрыт |
легкими |
||
маслосборниками, |
изготовлен |
ными из листовой стали. Продувочный насос роторно
зубчатый, |
трехлопастный со |
|
||||
спиральными лопастями, с при |
|
|||||
водом |
от |
коленчатого |
вала |
|
||
через упругую муфту, размещен |
|
|||||
на торце двигателя над электро |
|
|||||
генератором. |
Топливные насосы |
|
||||
золотникового типа, по два на |
|
|||||
каждый цилиндр, |
приводятся |
|
||||
в действие от распределитель |
|
|||||
ных |
валов, |
расположенных |
|
|||
в верхней |
части |
дизеля. |
Оба |
|
||
распределительных |
вала имеют |
|
||||
привод от верхнего коленчатого |
|
|||||
вала |
через |
|
цепную передачу. |
Рис. 58. Дизель ЗД-100. |
||
Частота |
|
вращения |
регу |
|
||
лируется |
центробежным |
ре |
|
|||
гулятором |
|
непрямого |
действия |
с гидравлическим сервомо- |
тором и изодромной обратной связью.
Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом из двух пуско вых баллонов емкостью по 70—80 л каждый, давлением 1,8 МПа
(18 кгс/см2).