Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охлаждение дизелей пресной водой замкнутое. Два охлаждаю­ щих насоса (для пресной и забортной воды) центробежного типа навешены на двигатель. Смазка циркуляционная, по принципу «мокрого» картера, с автоматическим регулированием температуры масла.

В системе смазки имеются автоматы, снижающие нагрузку вплоть до полной остановки дизеля в случае падения давления масла ниже нормы. Кроме обычного установлен дополнительный предельный центробежный регулятор, выключающий подачу топлива при пре­ вышении установленной частоты вращения.

Дизели Брянского машиностроительного завода (БМЗ), выпу­ скаемые по лицензии фирм Бурмейстер и Вайн, установлены на транспортных и производственных рефрижераторах, а также на некоторых промысловых базах. Они являются перспективными типами дизелей и намечены к установке на ряде промысловых судов.

В

настоящее

время

выпускаются две модели дизелей:

ДКРН

50/110 и

ДКРН

74/160 — вертикальные, малооборотные,

крейцкопфные, реверсивные с газотурбинным наддувом и прямо­ точной клапанно-щелевой продувкой.

Поперечный разрез двигателя ДКРН 74/160 представлен на рис. 59. Остов двигателя состоит из стальной сварной (из двух по­ ловин) фундаментной рамы, сварных А-образных картерных стоек, сварного ресивера продувочного воздуха и цилиндров. Блок ци­ линдров составляют из отдельно отлитых чугунных рубашек, соеди­ ненных призонными болтами. Рабочие втулки «мокрого» типа изго­ товляют из износостойкого чугуна. В нижней части цилиндровых втулок, размещенных в ресивере продувочного воздуха, равномерно по окружности прорезаны продувочные окна. Цилиндр и ресивер соединены анкерными связями. Ресивер расположен на стойках станины и отделен от картера перегородкой с сальниковым уплот­ нением для штока поршня.

Крышки цилиндров из легированной жаростойкой стали с двумя форсунками, выпускным, предохранительным, пусковым и инди­ каторным клапанами крепятся к рубашкам болтами.

Коленчатый вал двигателя составной, с коваными рамовыми и мотылевыми шейками, собранными на горячей посадке, или полусоставной, с литыми коленами и коваными рамовыми шейками. Такая конструкция коленчатого вала позволяет собирать одно-, двух^ и более секционные валы в зависимости от числа цилиндров и агрегат­ ной мощности двигателя.

Поршень чугунный, с отъемной стальной головкой, охлаждае­ мый маслом через телескопическое устройство, находящееся в цен­ тральном сверлении штока. Масло из полости охлаждения головки поршня сливается через кольцевой зазор между телом штока и теле­ скопической трубой, подводящей масло. На поршне установлены шесть уплотнительных колец, а в нижней его части — хвостовик с гайкой для соединения с поперечиной крейцкопфа. Чугунные на­ правляющие крейцкопфа (параллели) крепятся к стойкам станины. Крейцкопф обычного типа, двусторонний, с кованой стальной попе-

90


91


речиной. Верхняя головка шатуна вильчатой формы и нижняя Го­ ловка, отъемная и разъемная, имеют стальные вкладыши, залитые баббитом. Вкладыши рамовых подшипников также залиты баббитом.

Дизель имеет два распределительных

вала: нижний приводит

в действие топливные насосы,

верхний

обеспечивает открытие и

закрытие выпускных клапанов.

Выпускной клапан размещен в от­

дельном чугунном охлаждаемом

корпусе.

Распределительные валы

92

приводятся в действие от коленчатого вала посредством двухрядной втулочно-роликовой (цепной) передачи.

Кулачковые шайбы привода клапанов — цельные, а шайбы топ­ ливных насосов — разъемные. Топливные насосы индивидуальные, плунжерного типа, с регулированием по концу подачи. Регулятор частоты вращения маятниковый, предельный.

Топливоподкачивающий насос поршневой, с приводом от колен­ чатого вала. Предусмотрены специальные подогреватели для топ­ лива тяжелых сортов.

Смазка цилиндровых втулок и поршней производится от лубри­ каторов. В каждой цилиндровой втулке находится шесть штуцеров, размещенных по окружности выше продувочных окон. Насос си­ стемы циркуляционной смазки автономный, с электроприводом. Газотурбонагнетатели имеют свою систему смазки с шестеренным автономным электроприводным насосом.

Дизель оборудован двухконтурной системой охлаждения. Насос забортной воды с электроприводом прокачивает воду через охла­ дители продувочного воздуха, топлива, масла и пресной воды.

Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом. Пусковые золотники приводятся в действие от шайб переднего или заднего хода.

Реверс производится с помощью воздухораспределителей пуско­ вого воздуха, а также поворотом распределительных валов относи­ тельно коленчатого вала. Продувка и наддув дизелей осуществля­ ются двумя газотурбонагнетателями.

Дизели БМЗ выпускаются с различным числом цилиндров — от 5 до 12— в диапазоне мощностей от 2730 до 14 700 кВт (3850— 20 000 л. с.). Степень наддува дизелей увеличена с 35 до 65%, сред­ нее индикаторное давление цикла повышено с 785 до 930 кПа (8— 9,5 кгс/см2). В результате этого мощность значительно увеличилась. В частности, мощность пятицилиндрового дизеля ДКРН 50/110 воз­ росла с 2130 до 2570 кВт (с 2900 до 3500 л. с.). Модели с повышенной степенью наддува обозначают с индексом «2» (ДКРН 50/110-2).

Характеристики наиболее распространенных моделей дизелей фирмы Бурмейстер и Вайн приведены в табл. 11.

Дизели фирмы МАИ используются на отечественном промысло­ вом и морском флоте в качестве главных и вспомогательных двига­ телей в различных модификациях в двух- и четырехтактном вариан­ тах. Наиболее широко распространены двухтактные дизели G6Z 52/90 (рис. 60), используемые в качестве главных на БМРТ серии «Пушкин», и четырехтактные дизели GV 23,5/33 в шести- и семицилиндровом исполнении, которые применяются на судах той же серии в качестве вспомогательных. Характеристики основных типов двигателей фир­ мы МАН представлены в табл. 12.

Фундаментная рама и станина дизелей мощностью более 800 л. с. изготовлены из стали и имеют сварную конструкцию. Рама двига­ телей выполнена в виде двух половин, каждая из которых объединяет по три или четыре цилиндра. Снизу фундаментная рама закрыта сварным картером из листовой стали. К верхнему фланцу станины

93


Марка двигателя

Дизели фирмы Бурмейстер и Вайи

Число ци­ линдров

Мощность кВт, (л. с .)

Частота в р а ­ щения об/мин

Диаметр ци­ линдра, мм

Х од поршня мм

Таблица 11

Примечание

550VTBF-110

5

2100 (2900)

п о

500

1100

Двухтактный с

 

 

 

 

 

 

наддувом

1262VF-115

12

4200 (5760)

122

620

1150

Двухтактный

 

 

 

 

 

 

без наддува

674VTF-160

6

4000 (5520)

115

740

1600

То же

674VTBF-160

6

5500 (7500)

115

740

1600

Двухтактный с

 

 

 

 

 

 

наддувом

874VTBF-160

8

7360 (10 000)

115

740

1660

То же

684VT2BF-180

6

8900 (12 600)

ПО

840

1800

»

»

20МТН-30

2

50 (70)

600

205

300

Четырехтакт­

 

 

 

 

 

 

ный

без наддува

20МТВ-30

2

74 (100)

600

205

300

Четырехтакт­

 

 

 

 

 

 

ный с наддувом

25МТН-40

3—4

130—175

500

245

400

Четырехтакт­

 

 

(180—240)

 

 

 

ный

без наддува

25МТВ-40

3—4

165—250

500

245

400

Четырехтакт­

 

 

(255—340)

 

 

 

ный

с наддувом

Таблица 12

Дизели фирмы МАН

 

 

Число

Мощность

Марка двигателя

ци­

линд­

кВт

(л. с.)

 

 

ров

 

 

G6Z 52/90

6

1400 (1900)

K6Z 57/80С

6

2900

(3900)

K7Z 70/120С

7

4500

(6130)

K8Z 70/120С

8

5300

(7250)

6V

23,5/33

6

156—240

 

 

 

(210—330)

7V

23,5/33

7

156—240

 

 

 

(210—330)

6V

28,5/42

8

230—400

 

 

 

(320—550)

 

Д иа­

Ход

 

 

Частота

метр

 

 

порш ­

Примечание

вращения

ци­

ня

об/мин

линдра

мм

 

 

 

мм

 

 

 

105

320

900

Двухтактный

225

570

800

Двухтактный

 

 

 

с турбонад­

 

 

 

дувом

130

700

1200

То же

130

700

1200

»

»

360—600

235

330

Четырех­

 

 

 

тактный

500

235

330

То же

250—428

285

420

»

»

94


крепятся индивидуальные рубашки цилиндров, которые образуют блок. Жесткость обеспечивается стальными анкерными связями, стягивающими цилиндры, станину и фундаментную раму. В рубашки цилиндров мощных дизелей установлены чугунные цилиндровые втулки, состоящие из двух частей. Линия стыка рабочих частей вту­ лок выполнена волнистой с тепловым зазором 5,0—5,5 мм. С одной стороны цилиндровой втулки расположены продувочные и выпуск­ ные окна. Втулки цилиндров охлаждаются следующим образом: верхняя половина омывается пресной водой, циркулирующей по внутреннему контуру, нижняя обдувается воздухом, идущим из воз­ душного ресивера на продувку цилиндров.

Система охлаждения двигателей замкнутая, двухконтурная. В охлаждающем контуре циркулирует пресная вода со специальной антикоррозионной присадкой. Забортная вода проходит водо-водяные охладители системы охлаждения и водомасляные охладители масля­ ной системы. Крышки цилиндров, индивидуальные для всех типов двигателей, шпильками крепятся к рубашке. Водяные полости кры­ шек связаны с водяной полостью рубашки переходными коленами.

Днища поршней двухтактных двигателей вогнутые, четырех­ тактных— плоские. Поршни крейцкопфных двигателей K7Z 70/120 охлаждаются водой, омывающей охлаждаемую полость между до­ нышком головки поршня и приливами. Головка поршня крепится шпильками к фланцу стального поршневого штока. Поршни двига­ телей G6Z 52/90 охлаждаются маслом, специальной системы охлаж­ дения не имеют.

Вкладыши верхней головки шатуна стальные, залитые баббитом Б83. Коленчатый вал стальной, цельнокованый. Вкладыши рамовых и мотылевых подшипников залиты баббитом. В дизелях предусмо­ трены индивидуальные топливные насосы для каждого цилиндра с регулированием по концу подачи.

Смазка комбинированная: циркуляционная — для рамовых под­ шипников и под давлением — для головных. Сверление в шатуне предназначено для подачи масла на смазку мотылевого подшипника. Втулки цилиндров смазываются через штуцера в верхней части, масло к которым подается лубрикатором. Для улучшения смазки масло из штуцеров направляется в круговую волнообразную канавку, откуда разносится кольцами по всей поверхности втулок.

Все дизели фирмы МАН имеют характерную контурную петле­ вую продувку, которая в некоторых моделях осуществляется путем сжатия воздуха в подпоршневой полости цилиндров. Схема наддува двухступенчатая, последовательно-параллельная, при которой воз­ дух подается газотурбонагнетателями, охлаждается в трубчатых холодильниках и следует в продувочный насос двойного действия, приводимый в действие от коленчатого вала двигателя.

Пуск двигателя производится сжатым воздухом с помощью пуско­ вых клапанов и распределительных золотников при давлении 3,0 МПа (30 кгс/см2). Реверсирование осуществляется перемещением распре­ делительного вала с помощью специального пневмоэлектрического устройства,

95