Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Охлаждение дизелей пресной водой замкнутое. Два охлаждаю щих насоса (для пресной и забортной воды) центробежного типа навешены на двигатель. Смазка циркуляционная, по принципу «мокрого» картера, с автоматическим регулированием температуры масла.
В системе смазки имеются автоматы, снижающие нагрузку вплоть до полной остановки дизеля в случае падения давления масла ниже нормы. Кроме обычного установлен дополнительный предельный центробежный регулятор, выключающий подачу топлива при пре вышении установленной частоты вращения.
Дизели Брянского машиностроительного завода (БМЗ), выпу скаемые по лицензии фирм Бурмейстер и Вайн, установлены на транспортных и производственных рефрижераторах, а также на некоторых промысловых базах. Они являются перспективными типами дизелей и намечены к установке на ряде промысловых судов.
В |
настоящее |
время |
выпускаются две модели дизелей: |
ДКРН |
50/110 и |
ДКРН |
74/160 — вертикальные, малооборотные, |
крейцкопфные, реверсивные с газотурбинным наддувом и прямо точной клапанно-щелевой продувкой.
Поперечный разрез двигателя ДКРН 74/160 представлен на рис. 59. Остов двигателя состоит из стальной сварной (из двух по ловин) фундаментной рамы, сварных А-образных картерных стоек, сварного ресивера продувочного воздуха и цилиндров. Блок ци линдров составляют из отдельно отлитых чугунных рубашек, соеди ненных призонными болтами. Рабочие втулки «мокрого» типа изго товляют из износостойкого чугуна. В нижней части цилиндровых втулок, размещенных в ресивере продувочного воздуха, равномерно по окружности прорезаны продувочные окна. Цилиндр и ресивер соединены анкерными связями. Ресивер расположен на стойках станины и отделен от картера перегородкой с сальниковым уплот нением для штока поршня.
Крышки цилиндров из легированной жаростойкой стали с двумя форсунками, выпускным, предохранительным, пусковым и инди каторным клапанами крепятся к рубашкам болтами.
Коленчатый вал двигателя составной, с коваными рамовыми и мотылевыми шейками, собранными на горячей посадке, или полусоставной, с литыми коленами и коваными рамовыми шейками. Такая конструкция коленчатого вала позволяет собирать одно-, двух^ и более секционные валы в зависимости от числа цилиндров и агрегат ной мощности двигателя.
Поршень чугунный, с отъемной стальной головкой, охлаждае мый маслом через телескопическое устройство, находящееся в цен тральном сверлении штока. Масло из полости охлаждения головки поршня сливается через кольцевой зазор между телом штока и теле скопической трубой, подводящей масло. На поршне установлены шесть уплотнительных колец, а в нижней его части — хвостовик с гайкой для соединения с поперечиной крейцкопфа. Чугунные на правляющие крейцкопфа (параллели) крепятся к стойкам станины. Крейцкопф обычного типа, двусторонний, с кованой стальной попе-
90
91
речиной. Верхняя головка шатуна вильчатой формы и нижняя Го ловка, отъемная и разъемная, имеют стальные вкладыши, залитые баббитом. Вкладыши рамовых подшипников также залиты баббитом.
Дизель имеет два распределительных |
вала: нижний приводит |
|
в действие топливные насосы, |
верхний |
обеспечивает открытие и |
закрытие выпускных клапанов. |
Выпускной клапан размещен в от |
|
дельном чугунном охлаждаемом |
корпусе. |
Распределительные валы |
92
приводятся в действие от коленчатого вала посредством двухрядной втулочно-роликовой (цепной) передачи.
Кулачковые шайбы привода клапанов — цельные, а шайбы топ ливных насосов — разъемные. Топливные насосы индивидуальные, плунжерного типа, с регулированием по концу подачи. Регулятор частоты вращения маятниковый, предельный.
Топливоподкачивающий насос поршневой, с приводом от колен чатого вала. Предусмотрены специальные подогреватели для топ лива тяжелых сортов.
Смазка цилиндровых втулок и поршней производится от лубри каторов. В каждой цилиндровой втулке находится шесть штуцеров, размещенных по окружности выше продувочных окон. Насос си стемы циркуляционной смазки автономный, с электроприводом. Газотурбонагнетатели имеют свою систему смазки с шестеренным автономным электроприводным насосом.
Дизель оборудован двухконтурной системой охлаждения. Насос забортной воды с электроприводом прокачивает воду через охла дители продувочного воздуха, топлива, масла и пресной воды.
Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом. Пусковые золотники приводятся в действие от шайб переднего или заднего хода.
Реверс производится с помощью воздухораспределителей пуско вого воздуха, а также поворотом распределительных валов относи тельно коленчатого вала. Продувка и наддув дизелей осуществля ются двумя газотурбонагнетателями.
Дизели БМЗ выпускаются с различным числом цилиндров — от 5 до 12— в диапазоне мощностей от 2730 до 14 700 кВт (3850— 20 000 л. с.). Степень наддува дизелей увеличена с 35 до 65%, сред нее индикаторное давление цикла повышено с 785 до 930 кПа (8— 9,5 кгс/см2). В результате этого мощность значительно увеличилась. В частности, мощность пятицилиндрового дизеля ДКРН 50/110 воз росла с 2130 до 2570 кВт (с 2900 до 3500 л. с.). Модели с повышенной степенью наддува обозначают с индексом «2» (ДКРН 50/110-2).
Характеристики наиболее распространенных моделей дизелей фирмы Бурмейстер и Вайн приведены в табл. 11.
Дизели фирмы МАИ используются на отечественном промысло вом и морском флоте в качестве главных и вспомогательных двига телей в различных модификациях в двух- и четырехтактном вариан тах. Наиболее широко распространены двухтактные дизели G6Z 52/90 (рис. 60), используемые в качестве главных на БМРТ серии «Пушкин», и четырехтактные дизели GV 23,5/33 в шести- и семицилиндровом исполнении, которые применяются на судах той же серии в качестве вспомогательных. Характеристики основных типов двигателей фир мы МАН представлены в табл. 12.
Фундаментная рама и станина дизелей мощностью более 800 л. с. изготовлены из стали и имеют сварную конструкцию. Рама двига телей выполнена в виде двух половин, каждая из которых объединяет по три или четыре цилиндра. Снизу фундаментная рама закрыта сварным картером из листовой стали. К верхнему фланцу станины
93
Марка двигателя
Дизели фирмы Бурмейстер и Вайи
Число ци линдров |
Мощность кВт, (л. с .) |
Частота в р а щения об/мин |
Диаметр ци линдра, мм |
Х од поршня мм |
Таблица 11
Примечание
550VTBF-110 |
5 |
2100 (2900) |
п о |
500 |
1100 |
Двухтактный с |
|
|
|
|
|
|
|
наддувом |
|
1262VF-115 |
12 |
4200 (5760) |
122 |
620 |
1150 |
Двухтактный |
|
|
|
|
|
|
|
без наддува |
|
674VTF-160 |
6 |
4000 (5520) |
115 |
740 |
1600 |
То же |
|
674VTBF-160 |
6 |
5500 (7500) |
115 |
740 |
1600 |
Двухтактный с |
|
|
|
|
|
|
|
наддувом |
|
874VTBF-160 |
8 |
7360 (10 000) |
115 |
740 |
1660 |
То же |
|
684VT2BF-180 |
6 |
8900 (12 600) |
ПО |
840 |
1800 |
» |
» |
20МТН-30 |
2 |
50 (70) |
600 |
205 |
300 |
Четырехтакт |
|
|
|
|
|
|
|
ный |
без наддува |
20МТВ-30 |
2 |
74 (100) |
600 |
205 |
300 |
Четырехтакт |
|
|
|
|
|
|
|
ный с наддувом |
|
25МТН-40 |
3—4 |
130—175 |
500 |
245 |
400 |
Четырехтакт |
|
|
|
(180—240) |
|
|
|
ный |
без наддува |
25МТВ-40 |
3—4 |
165—250 |
500 |
245 |
400 |
Четырехтакт |
|
|
|
(255—340) |
|
|
|
ный |
с наддувом |
Таблица 12
Дизели фирмы МАН
|
|
Число |
Мощность |
|
Марка двигателя |
ци |
|||
линд |
кВт |
(л. с.) |
||
|
|
ров |
|
|
G6Z 52/90 |
6 |
1400 (1900) |
||
K6Z 57/80С |
6 |
2900 |
(3900) |
|
K7Z 70/120С |
7 |
4500 |
(6130) |
|
K8Z 70/120С |
8 |
5300 |
(7250) |
|
6V |
23,5/33 |
6 |
156—240 |
|
|
|
|
(210—330) |
|
7V |
23,5/33 |
7 |
156—240 |
|
|
|
|
(210—330) |
|
6V |
28,5/42 |
8 |
230—400 |
|
|
|
|
(320—550) |
|
Д иа |
Ход |
|
|
Частота |
метр |
|
|
|
порш |
Примечание |
|||
вращения |
ци |
ня |
||
об/мин |
линдра |
мм |
|
|
|
мм |
|
|
|
105 |
320 |
900 |
Двухтактный |
|
225 |
570 |
800 |
Двухтактный |
|
|
|
|
с турбонад |
|
|
|
|
дувом |
|
130 |
700 |
1200 |
То же |
|
130 |
700 |
1200 |
» |
» |
360—600 |
235 |
330 |
Четырех |
|
|
|
|
тактный |
|
500 |
235 |
330 |
То же |
|
250—428 |
285 |
420 |
» |
» |
94
крепятся индивидуальные рубашки цилиндров, которые образуют блок. Жесткость обеспечивается стальными анкерными связями, стягивающими цилиндры, станину и фундаментную раму. В рубашки цилиндров мощных дизелей установлены чугунные цилиндровые втулки, состоящие из двух частей. Линия стыка рабочих частей вту лок выполнена волнистой с тепловым зазором 5,0—5,5 мм. С одной стороны цилиндровой втулки расположены продувочные и выпуск ные окна. Втулки цилиндров охлаждаются следующим образом: верхняя половина омывается пресной водой, циркулирующей по внутреннему контуру, нижняя обдувается воздухом, идущим из воз душного ресивера на продувку цилиндров.
Система охлаждения двигателей замкнутая, двухконтурная. В охлаждающем контуре циркулирует пресная вода со специальной антикоррозионной присадкой. Забортная вода проходит водо-водяные охладители системы охлаждения и водомасляные охладители масля ной системы. Крышки цилиндров, индивидуальные для всех типов двигателей, шпильками крепятся к рубашке. Водяные полости кры шек связаны с водяной полостью рубашки переходными коленами.
Днища поршней двухтактных двигателей вогнутые, четырех тактных— плоские. Поршни крейцкопфных двигателей K7Z 70/120 охлаждаются водой, омывающей охлаждаемую полость между до нышком головки поршня и приливами. Головка поршня крепится шпильками к фланцу стального поршневого штока. Поршни двига телей G6Z 52/90 охлаждаются маслом, специальной системы охлаж дения не имеют.
Вкладыши верхней головки шатуна стальные, залитые баббитом Б83. Коленчатый вал стальной, цельнокованый. Вкладыши рамовых и мотылевых подшипников залиты баббитом. В дизелях предусмо трены индивидуальные топливные насосы для каждого цилиндра с регулированием по концу подачи.
Смазка комбинированная: циркуляционная — для рамовых под шипников и под давлением — для головных. Сверление в шатуне предназначено для подачи масла на смазку мотылевого подшипника. Втулки цилиндров смазываются через штуцера в верхней части, масло к которым подается лубрикатором. Для улучшения смазки масло из штуцеров направляется в круговую волнообразную канавку, откуда разносится кольцами по всей поверхности втулок.
Все дизели фирмы МАН имеют характерную контурную петле вую продувку, которая в некоторых моделях осуществляется путем сжатия воздуха в подпоршневой полости цилиндров. Схема наддува двухступенчатая, последовательно-параллельная, при которой воз дух подается газотурбонагнетателями, охлаждается в трубчатых холодильниках и следует в продувочный насос двойного действия, приводимый в действие от коленчатого вала двигателя.
Пуск двигателя производится сжатым воздухом с помощью пуско вых клапанов и распределительных золотников при давлении 3,0 МПа (30 кгс/см2). Реверсирование осуществляется перемещением распре делительного вала с помощью специального пневмоэлектрического устройства,
95