Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
|
О сновны е |
Дизельных топЛий |
|
Таблица |
|
|
|
|
|
Топливо моторное |
|
|
|
|
(ГОСТ 1667-68) |
|
|
Топливо |
|
П оказатель |
J. опливо для оыстроходных |
|
Топливо дизельное автотракторное |
|
дизелей (ГОСТ 4749-49) |
для транспортных |
|||
для сред не -и |
Д Л Я |
(ГОСТ 305-62) |
дизелей |
|
малооборот |
малооборот |
|
|
(ГОСТ 10489-63) |
ных дизелей |
ных дизелей |
|
|
|
|
|
|
Марка |
|
при 20° С, г/см2 |
ДТ |
ДМ |
ДА |
ДЗ |
||||
Плотность |
0,930 |
0,970 |
— |
— |
||||||
(не более) |
число |
(не менее) |
|
|
40 |
40 |
||||
Цетановое |
— |
— |
||||||||
Фракционный состав: |
|
|
|
|
|
|||||
до 250° С перегоняется,% |
15 |
10 |
|
|
||||||
(не более) |
|
|
|
|
|
|
|
|||
перегоняется |
при темпе |
|
|
|
|
|||||
ратуре, °С (не ниже): |
|
|
|
|
||||||
10% |
|
|
|
|
|
— |
— |
200 |
200 |
|
50% |
|
|
|
|
|
— |
— |
255 |
275 |
|
90% |
|
|
|
|
|
— |
— |
300 |
335 |
|
96% |
|
|
|
|
|
|
_ |
330 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вязкость |
кинематическая |
' |
|
|
|
|||||
(не более): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при 50° С |
|
|
|
|
36 |
150 |
— |
— |
||
» |
20° С |
|
|
|
|
— |
|
2,5—4,0 |
3,5—6,0 |
|
Кислотность, мг КОН на |
— |
— |
5 |
5 |
||||||
100 мг топлива (не более) |
|
|
|
|
|
|||||
Коксуемость, % (не более) |
3,0 |
10 |
0,05 |
— |
||||||
Зольность, |
% |
(не более) |
|
0,04 |
0,15 |
0,01 |
0,02 |
|||
Общее содержание серы, % |
1,5 |
3,0 |
0,2 |
0,2 |
||||||
(не более) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание, |
% : |
|
|
|
|
|
|
|
||
механических |
|
примесей |
0,1 |
0,2 |
|
Отсут |
||||
воды |
|
|
|
|
|
|
1,0 |
1,5 |
|
Отсут |
Температура |
вспышки, |
°С |
65 |
85 |
35 |
50 |
||||
(не ниже) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура застывания, °С |
—5 |
—10 |
—60 |
- 4 5 |
||||||
(не выше) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура помутнения, °С |
|
|
|
- 3 5 |
||||||
(не выше) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испытание на медной пла |
|
|
|
Выдер |
||||||
стинке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Йодное |
число, |
г |
йода |
на |
— |
— |
— |
— |
||
100 г топлива (не более) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||
Температура воздуха, ре |
|
|
Ниже —30 |
Выше —30 |
||||||
комендуемая |
для |
эксплуата |
|
|
|
|
ции, °С
д л |
ДС |
А |
3 |
Л |
С |
т з |
ТЛ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
__ |
45 |
50 |
45 |
45 |
45 |
50 |
45 |
45 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
290 |
280 |
240 |
250 |
280 |
280 |
275 |
290 |
350 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
340 |
330 |
340 |
360 |
340 |
340 |
360 |
____ |
2,5—4,0 |
__ |
____ |
____ |
— |
— |
— |
3,5—8,0 |
— |
1,5—2,5 |
2,2—3,2 |
3,0—6,0 |
— |
— |
— |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
— |
____ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
ствует |
|
|
|
|
|
|
|
ствует |
|
|
|
|
|
|
|
60 |
90 |
30 |
35 |
40 |
90 |
40 |
65 |
—10 |
—15 |
—85 |
—35 |
—10 |
—15 |
—35 |
—10 |
—5 |
—10 |
— |
—25 |
—5 |
— 10 |
—25 |
—5 |
живают |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
Выше 0 |
— |
Выше |
Выше |
|
|
Выше |
|
|
|
—50 |
—30 |
|
|
—30 |
|
П р и м е ч а н и е . Сероводород, водорастворимые кислоты и щелочи отсутствуют.
102 |
103 |
|
вращения до 600 об/мин. Топливо ДМ значительно более вязкоё и пригодно только для малооборотных машин. Для улучшения про качивания топлива по трубопроводам и подачи к двигателю и для обеспечения правильного распыливания оно должно подогреваться. Пуск и остановку двигателей, работающих на моторном топливе, необходимо производить на маловязком дизельном топливе.
Основные характеристики дизельных топлив приведены в табл. 13.
Для |
смазки судовых |
двигателей |
применяются минеральные |
масла, |
вырабатываемые |
из остатков |
перегонки нефтепродуктов. |
Основными свойствами смазочных материалов, определяющими об ласть их применения, являются: вязкость, липкость, температура вспышки и застывания, наличие примесей, которые строго регла ментируются действующими ГОСТ.
Вязкость масла является одной из его важнейших характеристик. При недостаточной вязкости масло выдавливается из-под трущихся поверхностей, проникает в камеру сгорания, образуя нагар, и бы стрее испаряется, ухудшая условия работы деталей двигателя. При повышенной вязкости увеличивается сопротивление на преодоление внутренних -сил сцепления, а также ухудшаются общие условия
работы деталей. Вязкость масла, как и |
топлива, измеряется, |
в градусах Энглера и стоксах. |
масла смачивать или |
Липкость (маслянистость) — способность |
покрывать трущиеся поверхности. Липкость масла является косвен ным показателем, зависящим от вязкости.
Температуры вспышки и застывания характеризуют пределы применяемости масла.
Кислотность характеризует коррозионную агрессивность масел и обусловливается наличием нафтеновых кислот и продуктов, всту пающих в реакции с кислородом. В процессе работы масла и при его взаимодействии при повышенных температурах с кислородом воздуха кислотность возрастает. В результате масла с повышенной кислотностью вызывают коррозию металлов и повышенный износ деталей.
Примеси любого вида резко снижают качество масел. Химиче ские примеси приводят к быстрому старению масла, его разложению, потере липкости и вязкости, механические — к ускоренному из носу трущихся деталей.
Для тихоходных дизелей применяется моторное масло марок Т и М, для быстроходных дизелей — дизельное масло по ГОСТ 5304—54. Характеристики дизельных масел общего назначения при ведены в табл. 14.
Основными марками дизельного масла (ГОСТ 5304—54) для быстроходных судовых дизелей являются Д-11 (без присадки) и Дп-11 (с присадкой). Масло марки Дп-14, обладающее большой вяз костью, рекомендуется при значительных зазорах в подшипниках, образовавшихся в результате их износа.
Кроме дизельного масла для высокооборотных дизелей с под шипниками из свинцовистой бронзы применяются авиационные масла марок МС-14, МС-20 и МК-22. В случае использования
104
масел двух последних марок в некоторых типах дизелей инструк циями рекомендуется добавлять менее вязкие масла.
Для дизелей с баббитовыми подшипниками в качестве замените лей масел основных марок допускается применение соответствую щих по вязкости автолов различных марок.
В настоящее время предложена классификация масел не по потребителям (дизельное, автотракторное и т. д.), а по условиям работы в двигателях. По этой классификации масла делятся на шесть групп (табл. 15) . В каждой группе масла различаются по вязкости, причем показатель вязкости в сантистоксах указывается в марке масла. Например, марка М-6А означает группу А (для бензиновых двигателей) с вязкостью 6 ± 0,5 сСт при 100° С.
Консистентные смазки применяются для деталей, работающих в относительно легких условиях, т. е. там, где температура подшип ников не превышает 60—70° С и требуется длительная работа без смены масла. Консистентные смазки представляют собой смесь мине ральных масел с загустителями. Наиболее распространенными видами этих смазок являются солидол и консталин. ГОСТ предусматривает выпуск нескольких марок жировых и эмульсионных солидолов. Солидолы пригодны для смазки деталей, работающих при небольших скоростях и температурах (подшипники водяных насосов, перио дически вращающиеся цапфы и т. д.). Для смазки деталей, работаю щих в более тяжелых условиях и при повышенных температурах (до 120° С), рекомендуется консталин.
Применяемые в настоящее время присадки к маслам подраз деляются по назначению на вязкостные, противокислотные, мою щие, температурные, противокоррозионные, маслянистые, противопенные и многофункциональные.
Вязкостные присадки, повышающие вязкость масла, предста вляют собой высокомолекулярные полимерные соединения ■— поли изобутилен, винипол, полиметакрилаты.
Противокислотные присадки (антиокислители) воздействуют на начальные продукты окисления, затормаживая процесс разложения. В качестве этих присадок используют специальные составы (АзНИИ-1, АзНИИ-П и др.), содержащие фосфор, азот и металлоорганические соединения.
Моющие присадки (ЦИАТИМ-300, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-4 и др.) задерживают образование углеродистых соединений и сохраняют детали чистыми на протяжении длительного времени.
Температурные присадки (депрессаторы АзНИИ, «Парафлоу», «Сантапур» и т. д.) понижают температуру застывания масла, пре дотвращая тем самым образование кристаллов парафина. При до бавлении присадок этого типа в количестве до 1 % температура застывания понижается до —20—30° С.
Противокоррозионные присадки (НАМИ-25, ЦИАТИМ-339,
АзНИИ-7, АзНИИ-8, ДФ-1 и др.) предохраняют поверхности дета лей от непосредственного соприкосновения с кислотами и приме сями, содержащимися в масле, образуя на их поверхности защит ные пленки.
105
|
|
|
Физико-химические свойства дизельного масла |
|
Таблица 14 |
|||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
М арка м асла |
|
|
||
|
П оказатель |
Дп-8 |
Д-11 |
|
Дп-11 |
|
Дп-14 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Вязкость |
кинематиче |
8 - 9 |
10,5—12,5 |
|
10,5—12,5 |
|
13,5—15,5 |
|||
ская |
при |
100° С, |
сСт |
|
7,3 |
|
6,5 |
|
7,75 |
|
Отношение |
кинематиче |
6 |
|
|
||||||
ской |
вязкости |
при 50° С |
|
|
|
|
|
|
||
к кинематической вязкости |
|
|
|
|
|
|
||||
при |
100° С (не более) |
|
0,4 |
|
0,4 |
|
0,55 |
|||
Коксуемость до добавле |
0,2 |
|
|
|||||||
ния присадки, % (не более) |
|
|
|
|
|
|
||||
Кислотное число, мг |
|
|
|
|
|
|
||||
КОН на |
1 г масла: |
|
0,15 |
|
— |
|
— |
|||
|
без присадки (не более) |
— |
|
|
||||||
|
|
|
0,10 |
|||||||
|
с присадкой ЦИАТИМ- |
0,10 |
— |
|
0,10 |
|
||||
|
-339 (не более) |
|
|
|
0,20 |
|
0,22 |
|||
|
с присадкой |
АзНИИ- |
0,15 |
|
|
|
||||
|
-ЦИАТИМ-1 (не бо |
|
|
|
|
|
|
|||
|
лее) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зольность масла, %: |
|
0,005 |
|
0,005 |
|
0,006 |
||||
|
без прирадки (не более) |
0,005 |
|
|
||||||
|
с присадкой ЦИАТИМ- |
0,25 |
— |
|
0,25 |
|
0,25 |
|||
|
-339 (не менее) |
|
|
|
0,12 |
|
0,12 |
|||
|
с присадкой |
АзНИИ- |
0,12 |
|
|
|
||||
|
-ЦИАТИМ-1 (не ме |
|
|
|
|
|
|
|||
|
нее) |
водораство |
|
|
|
|
|
|
||
Содержание |
|
|
|
|
|
|
||||
римых кислот |
и |
щелочей |
|
|
|
|
|
|
||
в масле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
без присадки и с при |
|
Отсутствует |
|
|
|||||
|
|
садкой |
АзНИИ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
-ЦИАТИМ-1 |
|
— |
1 |
Слабощелочная |
|||||
|
с присадкой ЦИАТИМ- |
Слабо- |
||||||||
|
-339 |
|
|
щелочная |
| |
1 |
реакция |
|||
Механические |
примеси |
|
|
|
|
|
|
|||
в масле, |
%: |
|
|
|
Отсутствует |
|
|
|||
|
без |
присадки |
|
|
|
|||||
|
с присадкой (не более) |
0,01 * |
— |
|
0,01 * |
| |
0,01 * |
|||
Содержание воды |
Следы |
Отсутствует |
|
Следы |
||||||
Температура |
вспышки, |
200 |
200 |
|
190 |
|
210 |
|||
определяемая |
в 'открытом |
|
|
|
|
|
|
|||
тигле, °С (не ниже) |
|
|
|
|
|
|
||||
Температура |
застыва |
—25 |
—18 |
|
—15 |
|
—10 |
|||
ния, °С (не выше) |
|
|
|
|
|
|
||||
|
* |
Не допускается наличие песка и других абразивных веществ. |
|
|
106