Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

О сновны е

Дизельных топЛий

 

Таблица

 

 

 

 

Топливо моторное

 

 

 

(ГОСТ 1667-68)

 

 

Топливо

П оказатель

J. опливо для оыстроходных

 

Топливо дизельное автотракторное

дизелей (ГОСТ 4749-49)

для транспортных

для сред не -и

Д Л Я

(ГОСТ 305-62)

дизелей

малооборот­

малооборот­

 

 

(ГОСТ 10489-63)

ных дизелей

ных дизелей

 

 

 

 

 

Марка

 

при 20° С, г/см2

ДТ

ДМ

ДА

ДЗ

Плотность

0,930

0,970

(не более)

число

(не менее)

 

 

40

40

Цетановое

Фракционный состав:

 

 

 

 

 

до 250° С перегоняется,%

15

10

 

 

(не более)

 

 

 

 

 

 

 

перегоняется

при темпе­

 

 

 

 

ратуре, °С (не ниже):

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

200

200

50%

 

 

 

 

 

255

275

90%

 

 

 

 

 

300

335

96%

 

 

 

 

 

 

_

330

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вязкость

кинематическая

'

 

 

 

(не более):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при 50° С

 

 

 

 

36

150

»

20° С

 

 

 

 

 

2,5—4,0

3,5—6,0

Кислотность, мг КОН на

5

5

100 мг топлива (не более)

 

 

 

 

 

Коксуемость, % (не более)

3,0

10

0,05

Зольность,

%

(не более)

 

0,04

0,15

0,01

0,02

Общее содержание серы, %

1,5

3,0

0,2

0,2

(не более)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание,

% :

 

 

 

 

 

 

 

механических

 

примесей

0,1

0,2

 

Отсут

воды

 

 

 

 

 

 

1,0

1,5

 

Отсут

Температура

вспышки,

°С

65

85

35

50

(не ниже)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура застывания, °С

—5

—10

—60

- 4 5

(не выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура помутнения, °С

 

 

 

- 3 5

(не выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испытание на медной пла­

 

 

 

Выдер

стинке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йодное

число,

г

йода

на

100 г топлива (не более)

 

 

 

 

 

 

Температура воздуха, ре­

 

 

Ниже —30

Выше —30

комендуемая

для

эксплуата­

 

 

 

 

ции, °С

д л

ДС

А

3

Л

С

т з

ТЛ

__

45

50

45

45

45

50

45

45

290

280

240

250

280

280

275

290

350

340

330

340

360

340

340

360

____

2,5—4,0

__

____

____

3,5—8,0

1,5—2,5

2,2—3,2

3,0—6,0

5

5

5

5

5

5

5

5

____

0,02

0,02

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,2

0,2

0,4

0,6

1,0

1,0

0,5

0,5

ствует

 

 

 

 

 

 

 

ствует

 

 

 

 

 

 

 

60

90

30

35

40

90

40

65

—10

—15

—85

—35

—10

—15

—35

—10

—5

—10

—25

—5

— 10

—25

—5

живают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

6

8

6

6

6

Выше 0

Выше

Выше

 

 

Выше

 

 

 

—50

—30

 

 

—30

 

П р и м е ч а н и е . Сероводород, водорастворимые кислоты и щелочи отсутствуют.

102

103

 


вращения до 600 об/мин. Топливо ДМ значительно более вязкоё и пригодно только для малооборотных машин. Для улучшения про­ качивания топлива по трубопроводам и подачи к двигателю и для обеспечения правильного распыливания оно должно подогреваться. Пуск и остановку двигателей, работающих на моторном топливе, необходимо производить на маловязком дизельном топливе.

Основные характеристики дизельных топлив приведены в табл. 13.

Для

смазки судовых

двигателей

применяются минеральные

масла,

вырабатываемые

из остатков

перегонки нефтепродуктов.

Основными свойствами смазочных материалов, определяющими об­ ласть их применения, являются: вязкость, липкость, температура вспышки и застывания, наличие примесей, которые строго регла­ ментируются действующими ГОСТ.

Вязкость масла является одной из его важнейших характеристик. При недостаточной вязкости масло выдавливается из-под трущихся поверхностей, проникает в камеру сгорания, образуя нагар, и бы­ стрее испаряется, ухудшая условия работы деталей двигателя. При повышенной вязкости увеличивается сопротивление на преодоление внутренних -сил сцепления, а также ухудшаются общие условия

работы деталей. Вязкость масла, как и

топлива, измеряется,

в градусах Энглера и стоксах.

масла смачивать или

Липкость (маслянистость) — способность

покрывать трущиеся поверхности. Липкость масла является косвен­ ным показателем, зависящим от вязкости.

Температуры вспышки и застывания характеризуют пределы применяемости масла.

Кислотность характеризует коррозионную агрессивность масел и обусловливается наличием нафтеновых кислот и продуктов, всту­ пающих в реакции с кислородом. В процессе работы масла и при его взаимодействии при повышенных температурах с кислородом воздуха кислотность возрастает. В результате масла с повышенной кислотностью вызывают коррозию металлов и повышенный износ деталей.

Примеси любого вида резко снижают качество масел. Химиче­ ские примеси приводят к быстрому старению масла, его разложению, потере липкости и вязкости, механические — к ускоренному из­ носу трущихся деталей.

Для тихоходных дизелей применяется моторное масло марок Т и М, для быстроходных дизелей — дизельное масло по ГОСТ 5304—54. Характеристики дизельных масел общего назначения при­ ведены в табл. 14.

Основными марками дизельного масла (ГОСТ 5304—54) для быстроходных судовых дизелей являются Д-11 (без присадки) и Дп-11 (с присадкой). Масло марки Дп-14, обладающее большой вяз­ костью, рекомендуется при значительных зазорах в подшипниках, образовавшихся в результате их износа.

Кроме дизельного масла для высокооборотных дизелей с под­ шипниками из свинцовистой бронзы применяются авиационные масла марок МС-14, МС-20 и МК-22. В случае использования

104


масел двух последних марок в некоторых типах дизелей инструк­ циями рекомендуется добавлять менее вязкие масла.

Для дизелей с баббитовыми подшипниками в качестве замените­ лей масел основных марок допускается применение соответствую­ щих по вязкости автолов различных марок.

В настоящее время предложена классификация масел не по потребителям (дизельное, автотракторное и т. д.), а по условиям работы в двигателях. По этой классификации масла делятся на шесть групп (табл. 15) . В каждой группе масла различаются по вязкости, причем показатель вязкости в сантистоксах указывается в марке масла. Например, марка М-6А означает группу А (для бензиновых двигателей) с вязкостью 6 ± 0,5 сСт при 100° С.

Консистентные смазки применяются для деталей, работающих в относительно легких условиях, т. е. там, где температура подшип­ ников не превышает 60—70° С и требуется длительная работа без смены масла. Консистентные смазки представляют собой смесь мине­ ральных масел с загустителями. Наиболее распространенными видами этих смазок являются солидол и консталин. ГОСТ предусматривает выпуск нескольких марок жировых и эмульсионных солидолов. Солидолы пригодны для смазки деталей, работающих при небольших скоростях и температурах (подшипники водяных насосов, перио­ дически вращающиеся цапфы и т. д.). Для смазки деталей, работаю­ щих в более тяжелых условиях и при повышенных температурах (до 120° С), рекомендуется консталин.

Применяемые в настоящее время присадки к маслам подраз­ деляются по назначению на вязкостные, противокислотные, мою­ щие, температурные, противокоррозионные, маслянистые, противопенные и многофункциональные.

Вязкостные присадки, повышающие вязкость масла, предста­ вляют собой высокомолекулярные полимерные соединения ■— поли­ изобутилен, винипол, полиметакрилаты.

Противокислотные присадки (антиокислители) воздействуют на начальные продукты окисления, затормаживая процесс разложения. В качестве этих присадок используют специальные составы (АзНИИ-1, АзНИИ-П и др.), содержащие фосфор, азот и металлоорганические соединения.

Моющие присадки (ЦИАТИМ-300, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-4 и др.) задерживают образование углеродистых соединений и сохраняют детали чистыми на протяжении длительного времени.

Температурные присадки (депрессаторы АзНИИ, «Парафлоу», «Сантапур» и т. д.) понижают температуру застывания масла, пре­ дотвращая тем самым образование кристаллов парафина. При до­ бавлении присадок этого типа в количестве до 1 % температура застывания понижается до —20—30° С.

Противокоррозионные присадки (НАМИ-25, ЦИАТИМ-339,

АзНИИ-7, АзНИИ-8, ДФ-1 и др.) предохраняют поверхности дета­ лей от непосредственного соприкосновения с кислотами и приме­ сями, содержащимися в масле, образуя на их поверхности защит­ ные пленки.

105


 

 

 

Физико-химические свойства дизельного масла

 

Таблица 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М арка м асла

 

 

 

П оказатель

Дп-8

Д-11

 

Дп-11

 

Дп-14

 

 

 

 

 

 

 

Вязкость

кинематиче­

8 - 9

10,5—12,5

 

10,5—12,5

 

13,5—15,5

ская

при

100° С,

сСт

 

7,3

 

6,5

 

7,75

Отношение

кинематиче­

6

 

 

ской

вязкости

при 50° С

 

 

 

 

 

 

к кинематической вязкости

 

 

 

 

 

 

при

100° С (не более)

 

0,4

 

0,4

 

0,55

Коксуемость до добавле­

0,2

 

 

ния присадки, % (не более)

 

 

 

 

 

 

Кислотное число, мг

 

 

 

 

 

 

КОН на

1 г масла:

 

0,15

 

 

 

без присадки (не более)

 

 

 

 

 

0,10

 

с присадкой ЦИАТИМ-

0,10

 

0,10

 

 

-339 (не более)

 

 

 

0,20

 

0,22

 

с присадкой

АзНИИ-

0,15

 

 

 

 

-ЦИАТИМ-1 (не бо­

 

 

 

 

 

 

 

лее)

 

 

 

 

 

 

 

 

Зольность масла, %:

 

0,005

 

0,005

 

0,006

 

без прирадки (не более)

0,005

 

 

 

с присадкой ЦИАТИМ-

0,25

 

0,25

 

0,25

 

-339 (не менее)

 

 

 

0,12

 

0,12

 

с присадкой

АзНИИ-

0,12

 

 

 

 

-ЦИАТИМ-1 (не ме­

 

 

 

 

 

 

 

нее)

водораство­

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

римых кислот

и

щелочей

 

 

 

 

 

 

в масле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без присадки и с при­

 

Отсутствует

 

 

 

 

садкой

АзНИИ-

 

 

 

 

 

 

 

-ЦИАТИМ-1

 

1

Слабощелочная

 

с присадкой ЦИАТИМ-

Слабо-

 

-339

 

 

щелочная

|

1

реакция

Механические

примеси

 

 

 

 

 

 

в масле,

%:

 

 

 

Отсутствует

 

 

 

без

присадки

 

 

 

 

с присадкой (не более)

0,01 *

 

0,01 *

|

0,01 *

Содержание воды

Следы

Отсутствует

 

Следы

Температура

вспышки,

200

200

 

190

 

210

определяемая

в 'открытом

 

 

 

 

 

 

тигле, °С (не ниже)

 

 

 

 

 

 

Температура

застыва­

—25

—18

 

—15

 

—10

ния, °С (не выше)

 

 

 

 

 

 

 

*

Не допускается наличие песка и других абразивных веществ.

 

 

106