Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве смазочного материала используется масло, которое подается к носовой и кормовой втулкам или непосредственно в дейдвудную трубу.

В последнее время на судах находят широкое применение уплот­ нения дейдвудных сальников типа «Симплекс», устанавливаемые в дейдвудных устройствах гребных валопроводов с подшипниками на масляной смазке.

Уплотнение «Симплекс» состоит из кормового и носового саль­ ников. Неподвижные части (корпуса) обоих сальников жестко кре­ пятся к торцам дейдвудной трубы вместе с масловодонепроницае­ мыми прокладками. Кормовой сальник находится в воде. Он состоит из двух сильфонных манжет, закрепленных крышками в корпусе сальника. Эти манжеты вместе с наружной уплотнительной манже­ той расположены на направляющем кольце, свободно сидящем на втулке. Втулка надевается на вал и прикрепляется к ступице греб­ ного винта с масловодонепроницаемой прокладкой.

Втулка кормового сальника вращается вместе с валом. Кромки манжет плотно прижимаются к втулке пружинами, а также давле­ нием масла и воды. При вертикальном смещении вала направляю­ щее кольцо автоматически центрирует кромки манжет, что обеспе­ чивает надежную работу сальника. Кормовая сильфонная манжета, обеспечивающая водонепроницаемость, находится под давлением воды в зависимости от осадки судна.

Наружная уплотнительная манжета защищает кормовую силь­ фонную манжету от взвешенных частиц, содержащихся в воде. Носовая сильфонная манжета обеспечивает маслонепроницаемость дейдвудного подшипника. Давление масла в дейдвудном устройстве должно несколько превышать давление забортной воды.

Носовой сальник находится в сухом помещении. По конструкции носовой сальник отличается от кормового тем, что вместо сильфон­ ных манжет применены две уплотнительные, поскольку гребной вал в этом месте не имеет значительных радиальных перемещений.

Втулки обоих сальников отлиты из специальной хромоникеле­ вой стали. Наружные цилиндрические поверхности втулок шли­ фуются.

Смазка сальников уплотнения <— автономная. Камера кормового сальника менаду обеими сильфонными манжетами заполняется маслом. Смазка носового сальника осуществляется путем естествен­ ной или принудительной циркуляции. При естественной циркуля­ ции масло из бачка (емкости) поступает в сальник и, нагреваясь, поднимается по трубопроводу обратно в бачок. Смазка с принуди­ тельной циркуляцией рекомендуется для предотвращения чрез­ мерного нагревания при статическом давлении масла в дейдвудном устройстве более 78 кПа (0,8 кг/см2) и при окружной скорости греб­ ного вала более 5 м/с.

В состав уплотнительного устройства типа «Симплекс» (рис. 68) входят два сальника: кормовой 2, предотвращающий попадание забортной воды во внутреннюю полость дейдвудной трубы 3 и носо­ вой 7, предотвращающий вытекание масла в рецесс гребного вала.

8 В. П . Помухир ИЗ


Кормовая и носовая опорные втулки залиты баббитом. Внутренняя полость дейдвудной трубы заполняется маслом из цистерны 5, ко­ торая устанавливается значительно выше ватерлинии. Подача масла к носовому сальнику осуще­ ствляется от бака 6.

Дейдвудные устройства с уплот­ нениями типа «Симплекс» применя­ ются на ряде крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота: БКРТ типа «Наталья Ковшова», производствен-

ш

т

Рис. 68. Дейдвудная труба с сальниковым уплотнением типа «Симплекс» и системой смазки.

1

— гребной

винт; 2 — кормовой сальник;

3 — дейдвудная труба;

4

— гребной

вал;

5 — масляная

цистерна дейдвудного подшипника;

 

 

6

масляный бак;

7 — носовой

сальник.

ных рефрижераторах типа «Рембрандт», транспортных рефрижерато­ рах типа «Остров Русский» и «Амурский залив». Опыт эксплуата­ ции этих судов показал высокую надежность этих уплотнений.

§ 14

Судовые движители— винты

В качестве движителей в промысловом флоте преимуществен­

ное распространение

получили

гребные винты

обычного

типа

и с поворотными лопастями,

а на малых речных судах — во­

дометные движители.

Гребные винты служат для

обеспечения

ход­

кости судна, а в составе активных рулей — для улучшения манев­ ренных качеств. Активные рули — рули с установленными на них дополнительными винтами, ■— приводимые в действие от незави­

И 4

симого электродвигателя или привода, Применяются на крупных добывающих и перерабатывающих судах в качестве вспомогатель­ ных движителей.

Водометные движители используются только на небольших

речных и

озерных судах,

крыльчатые ;— на отдельных

крупных

судах (база «Восток») в качестве вспомогательных средств.

Гребные

винты

являются

конечным

элементом,

преобра­

зующим полученную в двигателе энергию

в энергию

движения

судна.

помнить,

что

даже

незначительные дефекты винтов

Следует

(коррозия

и повреждение

кромок винтов,

деформация

лопастей

и т. д.) приводят к резкому снижению его к. п. д., перерасходу топлива и снижению скорости хода судна (в отдельных случаях на 15—20%).

Основными характеристиками гребного винта являются его диаметр D и шаг Я. Под диаметром винта понимается диаметр окруж­ ности, описываемой концами лопастей, под шагом — расстояние, которое прошел бы винт в осевом направлении за один полный оборот при ввинчивании в твердое тело. Отношение шага к диаметру HID называется шаговым отношением. Винт характеризуется также числом лопастей, площадью диска винта, развернутой поверхностью лопасти и диаметром ступицы. Правильный выбор соотношения геометрических размеров обеспечивает получение наивысшего к. п. д. винта, достигающего 70%.

Элементы винтов подбираются в зависимости от назначения судна. Для транспортных судов, где основным режимом является полный ход судна, гребной винт рассчитывается с наибольшим к. п. д. на этом режиме для оптимального использования полной мощности двигателя. Однако на буксирных судах на режимах буксировки такой винт не позволяет получить хорошие тяговые качества из-за перегрузки дизеля в связи с чем нет необходимости снижать ча­ стоту его вращения. Спроектированные таким образом винты назы­ ваются скоростными.

Другой тип винта — тяговый •— применяется на буксирных су­ дах. Тяговый винт позволяет использовать полную мощность ди­

зеля

на

основном буксирном режиме, но в

режиме свободного

хода

становится

«гидродинамически легким»

и недогружает ди­

зель.

 

рыболовных траулеров, у которых режимы свободного

Для

хода и траления

(буксировки трала) являются основными, исполь­

зование

винтов

обычного типа с фиксированным шагом

(ВФШ)

не дает возможности достичь необходимой экономичности

на обоих

режимах, так как при «скоростных» винтах снижается их к. п. д.

на режимах траления, а

при «тяговых» — снижаются

показатели

на свободном ходу судна.

их к. п. д.

Установка «средних»

винтов приводит к снижению

на обоих основных режимах.

В этом одна из главных причин появления и широкого распро­ странения винтов регулируемого шага (ВРШ).

8

115


§ 15

Винты регулируемого шага

Винты регулируемого шага позволяют регулированием поло­ жения лопастей изменять скорость хода от минимальной до макси­ мальной, что очень важно для выполнения различных промысловых операций и наиболее эффективного использования мощности, дви­ гателя. Применение таких винтов меняет системы управления и

Ю „

Рис. 69. ВРШ траулера типа «Наталья Ковшова».

1 — шатун; 2 — лопасть; 3 — щиток; 4 — валопровод; 5 — фасонная шайба обратной связи; 6 — корпус сервомотора; 7 — датчик положения лопастей; 8 — указатель положения ло­ пастей; 9 — рычаг управления распределительным устройством; 10 — тяга к посту дистан­ ционного управления; 11 — распределительное устройство; 12 — маслобукса; 13 — поршень;

14— гидроцилиндр; 15 — болт—фиксатор шага; 16 — соединительная муфта; 17 — штанга управления; 18 шайба лопасти; 19 — проушина; 20 ступица; 21 — обтекатель.

обслуживания энергетических установок, исключает необходимость частых пусков и реверсирования, в результате чего увеличивается моторесурс главных двигателей и появляется возможность отка­ заться от системы непосредственного реверсирования дизеля и реверсредукторов.

В рыболовном флоте СССР первыми серийными судами с ВРШ являются СРТР типа «Океан» (ГДР, 1958 г.) и БМРТ отечественной постройки «Белинский» (1959 г.). В настоящее время ВРШ снабжа­ ются почти все промысловые суда, например: все типы БМРТ оте­

чественной

постройки,

БМРТ типа «Лесков» (ПНР),

СРТМ типа

«Маяк», РТМ типа «Тропик», СРТ типа «Ромны», ППР

типов «Гру-

мант», «Рембрандт» и др.

представлен

Общий

вид ВРШ

траулера «Наталья Ковшова»

на рис. 69.

 

 

 

116


При использовании ВРШ значительно улучшаются манёврен­ ные свойства судов, облегчаются операции лова и упрощается об­ служивание всей энергетической установки. Судно с ВРШ обла­ дает наилучшими тяговыми характеристиками. Регулируя шаг

винта, можно при любых

условиях плавания (шторм, буксировка

трала и т. д.) обеспечить

номинальную

нагрузку

на дизель

при

полной частоте вращения

и получить

наивысшее

значение

тяги

для каждого режима работы.

К недостаткам ВРШ следует отнести их относительную слож­

ность,

повышенную стоимость и несколько меньший к. и. д. винта

a)

S)

5)

 

1

1

Рис. 70. Основные схемы ВПЛ.

на свободном ходу вследствие увеличения диаметра ступицы, в ко­ торой размещен механизм поворота лопастей.

Винты регулируемого шага представляют собой сложное уст­ ройство, в котором использованы элементы механических, гидра­ влических и электрических передач. Независимо от конструкции

имощности эти винты состоят из двух основных элементов: винта

споворотными лопастями (ВПЛ) и механизма изменения шага (МИШ).

Основные конструктивные схемы ВПЛ приведены на рис. 70. У небольших судов с малонагруженными винтами на основании лопасти в полой ступице винта закреплена коническая шестерня 1 (рис. 70, а), приводимая в движение другой конической шестерней 2, насаженной на штангу 3. Поворотом штанги достигается нужный угол разворота лопастей.

Другая конструкция ВПЛ (рис. 70, б) отличается от предыду­ щей тем, что роль конической шестерни выполняет зубчатая рейка 2, связанная с шестерней 1 и приводимая в действие вращающейся штангой с ходовым винтом 3, получающим поступательное движение

117