Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
В качестве смазочного материала используется масло, которое подается к носовой и кормовой втулкам или непосредственно в дейдвудную трубу.
В последнее время на судах находят широкое применение уплот нения дейдвудных сальников типа «Симплекс», устанавливаемые в дейдвудных устройствах гребных валопроводов с подшипниками на масляной смазке.
Уплотнение «Симплекс» состоит из кормового и носового саль ников. Неподвижные части (корпуса) обоих сальников жестко кре пятся к торцам дейдвудной трубы вместе с масловодонепроницае мыми прокладками. Кормовой сальник находится в воде. Он состоит из двух сильфонных манжет, закрепленных крышками в корпусе сальника. Эти манжеты вместе с наружной уплотнительной манже той расположены на направляющем кольце, свободно сидящем на втулке. Втулка надевается на вал и прикрепляется к ступице греб ного винта с масловодонепроницаемой прокладкой.
Втулка кормового сальника вращается вместе с валом. Кромки манжет плотно прижимаются к втулке пружинами, а также давле нием масла и воды. При вертикальном смещении вала направляю щее кольцо автоматически центрирует кромки манжет, что обеспе чивает надежную работу сальника. Кормовая сильфонная манжета, обеспечивающая водонепроницаемость, находится под давлением воды в зависимости от осадки судна.
Наружная уплотнительная манжета защищает кормовую силь фонную манжету от взвешенных частиц, содержащихся в воде. Носовая сильфонная манжета обеспечивает маслонепроницаемость дейдвудного подшипника. Давление масла в дейдвудном устройстве должно несколько превышать давление забортной воды.
Носовой сальник находится в сухом помещении. По конструкции носовой сальник отличается от кормового тем, что вместо сильфон ных манжет применены две уплотнительные, поскольку гребной вал в этом месте не имеет значительных радиальных перемещений.
Втулки обоих сальников отлиты из специальной хромоникеле вой стали. Наружные цилиндрические поверхности втулок шли фуются.
Смазка сальников уплотнения <— автономная. Камера кормового сальника менаду обеими сильфонными манжетами заполняется маслом. Смазка носового сальника осуществляется путем естествен ной или принудительной циркуляции. При естественной циркуля ции масло из бачка (емкости) поступает в сальник и, нагреваясь, поднимается по трубопроводу обратно в бачок. Смазка с принуди тельной циркуляцией рекомендуется для предотвращения чрез мерного нагревания при статическом давлении масла в дейдвудном устройстве более 78 кПа (0,8 кг/см2) и при окружной скорости греб ного вала более 5 м/с.
В состав уплотнительного устройства типа «Симплекс» (рис. 68) входят два сальника: кормовой 2, предотвращающий попадание забортной воды во внутреннюю полость дейдвудной трубы 3 и носо вой 7, предотвращающий вытекание масла в рецесс гребного вала.
8 В. П . Помухир ИЗ
Кормовая и носовая опорные втулки залиты баббитом. Внутренняя полость дейдвудной трубы заполняется маслом из цистерны 5, ко торая устанавливается значительно выше ватерлинии. Подача масла к носовому сальнику осуще ствляется от бака 6.
Дейдвудные устройства с уплот нениями типа «Симплекс» применя ются на ряде крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота: БКРТ типа «Наталья Ковшова», производствен-
ш
т
Рис. 68. Дейдвудная труба с сальниковым уплотнением типа «Симплекс» и системой смазки.
1 |
— гребной |
винт; 2 — кормовой сальник; |
3 — дейдвудная труба; |
||
4 |
— гребной |
вал; |
5 — масляная |
цистерна дейдвудного подшипника; |
|
|
|
6 — |
масляный бак; |
7 — носовой |
сальник. |
ных рефрижераторах типа «Рембрандт», транспортных рефрижерато рах типа «Остров Русский» и «Амурский залив». Опыт эксплуата ции этих судов показал высокую надежность этих уплотнений.
§ 14
Судовые движители— винты
В качестве движителей в промысловом флоте преимуществен
ное распространение |
получили |
гребные винты |
обычного |
типа |
и с поворотными лопастями, |
а на малых речных судах — во |
|||
дометные движители. |
Гребные винты служат для |
обеспечения |
ход |
кости судна, а в составе активных рулей — для улучшения манев ренных качеств. Активные рули — рули с установленными на них дополнительными винтами, ■— приводимые в действие от незави
И 4
симого электродвигателя или привода, Применяются на крупных добывающих и перерабатывающих судах в качестве вспомогатель ных движителей.
Водометные движители используются только на небольших
речных и |
озерных судах, |
крыльчатые ;— на отдельных |
крупных |
|||
судах (база «Восток») в качестве вспомогательных средств. |
||||||
Гребные |
винты |
являются |
конечным |
элементом, |
преобра |
|
зующим полученную в двигателе энергию |
в энергию |
движения |
||||
судна. |
помнить, |
что |
даже |
незначительные дефекты винтов |
||
Следует |
||||||
(коррозия |
и повреждение |
кромок винтов, |
деформация |
лопастей |
и т. д.) приводят к резкому снижению его к. п. д., перерасходу топлива и снижению скорости хода судна (в отдельных случаях на 15—20%).
Основными характеристиками гребного винта являются его диаметр D и шаг Я. Под диаметром винта понимается диаметр окруж ности, описываемой концами лопастей, под шагом — расстояние, которое прошел бы винт в осевом направлении за один полный оборот при ввинчивании в твердое тело. Отношение шага к диаметру HID называется шаговым отношением. Винт характеризуется также числом лопастей, площадью диска винта, развернутой поверхностью лопасти и диаметром ступицы. Правильный выбор соотношения геометрических размеров обеспечивает получение наивысшего к. п. д. винта, достигающего 70%.
Элементы винтов подбираются в зависимости от назначения судна. Для транспортных судов, где основным режимом является полный ход судна, гребной винт рассчитывается с наибольшим к. п. д. на этом режиме для оптимального использования полной мощности двигателя. Однако на буксирных судах на режимах буксировки такой винт не позволяет получить хорошие тяговые качества из-за перегрузки дизеля в связи с чем нет необходимости снижать ча стоту его вращения. Спроектированные таким образом винты назы ваются скоростными.
Другой тип винта — тяговый •— применяется на буксирных су дах. Тяговый винт позволяет использовать полную мощность ди
зеля |
на |
основном буксирном режиме, но в |
режиме свободного |
||
хода |
становится |
«гидродинамически легким» |
и недогружает ди |
||
зель. |
|
рыболовных траулеров, у которых режимы свободного |
|||
Для |
|||||
хода и траления |
(буксировки трала) являются основными, исполь |
||||
зование |
винтов |
обычного типа с фиксированным шагом |
(ВФШ) |
||
не дает возможности достичь необходимой экономичности |
на обоих |
режимах, так как при «скоростных» винтах снижается их к. п. д.
на режимах траления, а |
при «тяговых» — снижаются |
показатели |
на свободном ходу судна. |
их к. п. д. |
|
Установка «средних» |
винтов приводит к снижению |
на обоих основных режимах.
В этом одна из главных причин появления и широкого распро странения винтов регулируемого шага (ВРШ).
8 |
115 |
§ 15
Винты регулируемого шага
Винты регулируемого шага позволяют регулированием поло жения лопастей изменять скорость хода от минимальной до макси мальной, что очень важно для выполнения различных промысловых операций и наиболее эффективного использования мощности, дви гателя. Применение таких винтов меняет системы управления и
Ю „
Рис. 69. ВРШ траулера типа «Наталья Ковшова».
1 — шатун; 2 — лопасть; 3 — щиток; 4 — валопровод; 5 — фасонная шайба обратной связи; 6 — корпус сервомотора; 7 — датчик положения лопастей; 8 — указатель положения ло пастей; 9 — рычаг управления распределительным устройством; 10 — тяга к посту дистан ционного управления; 11 — распределительное устройство; 12 — маслобукса; 13 — поршень;
14— гидроцилиндр; 15 — болт—фиксатор шага; 16 — соединительная муфта; 17 — штанга управления; 18 — шайба лопасти; 19 — проушина; 20 — ступица; 21 — обтекатель.
обслуживания энергетических установок, исключает необходимость частых пусков и реверсирования, в результате чего увеличивается моторесурс главных двигателей и появляется возможность отка заться от системы непосредственного реверсирования дизеля и реверсредукторов.
В рыболовном флоте СССР первыми серийными судами с ВРШ являются СРТР типа «Океан» (ГДР, 1958 г.) и БМРТ отечественной постройки «Белинский» (1959 г.). В настоящее время ВРШ снабжа ются почти все промысловые суда, например: все типы БМРТ оте
чественной |
постройки, |
БМРТ типа «Лесков» (ПНР), |
СРТМ типа |
«Маяк», РТМ типа «Тропик», СРТ типа «Ромны», ППР |
типов «Гру- |
||
мант», «Рембрандт» и др. |
представлен |
||
Общий |
вид ВРШ |
траулера «Наталья Ковшова» |
|
на рис. 69. |
|
|
|
116
При использовании ВРШ значительно улучшаются манёврен ные свойства судов, облегчаются операции лова и упрощается об служивание всей энергетической установки. Судно с ВРШ обла дает наилучшими тяговыми характеристиками. Регулируя шаг
винта, можно при любых |
условиях плавания (шторм, буксировка |
|||
трала и т. д.) обеспечить |
номинальную |
нагрузку |
на дизель |
при |
полной частоте вращения |
и получить |
наивысшее |
значение |
тяги |
для каждого режима работы.
К недостаткам ВРШ следует отнести их относительную слож
ность, |
повышенную стоимость и несколько меньший к. и. д. винта |
|
a) |
S) |
5) |
|
1 |
1 |
Рис. 70. Основные схемы ВПЛ.
на свободном ходу вследствие увеличения диаметра ступицы, в ко торой размещен механизм поворота лопастей.
Винты регулируемого шага представляют собой сложное уст ройство, в котором использованы элементы механических, гидра влических и электрических передач. Независимо от конструкции
имощности эти винты состоят из двух основных элементов: винта
споворотными лопастями (ВПЛ) и механизма изменения шага (МИШ).
Основные конструктивные схемы ВПЛ приведены на рис. 70. У небольших судов с малонагруженными винтами на основании лопасти в полой ступице винта закреплена коническая шестерня 1 (рис. 70, а), приводимая в движение другой конической шестерней 2, насаженной на штангу 3. Поворотом штанги достигается нужный угол разворота лопастей.
Другая конструкция ВПЛ (рис. 70, б) отличается от предыду щей тем, что роль конической шестерни выполняет зубчатая рейка 2, связанная с шестерней 1 и приводимая в действие вращающейся штангой с ходовым винтом 3, получающим поступательное движение
117