Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
через специальную резьбовую муфту, закрепленную на валу или
вступице винта.
Внебольших установках катерного типа зубчатая рейка 2, воздействующая на шестерню основания лопасти 1, связана с полой цилиндрической штангой 3, охватывающей гребной вал с наружной стороны (рис. 70, в).
Кривошипно-кулисная конструкция (рис. 70, г) применяется на судах с двигателями малой и средней мощности. На основании
лопасти винта эксцентрично закреплен палец 1, |
который вместе |
с камнем перемещается в прорези (пазе) ползуна |
2, приводимого |
в движение штангой 3. |
|
Кривошипно-шатунная конструкция (рис. 70, д) состоит из шатуна 1, который одним концом соединен с эксцентрично распо ложенным пальцем лопасти, а другим — с ползуном 2, получающим движение от штанги 3. На этом принципе основана, в частности, конструкция ВРШ траулеров типа «Наталья Ковшова» (см. рис. 69).
Конструкция с двумя шатунами, т. е. с двусторонним приводом (рис. 70, е), применяется в винтах с большой частотой вращения или в особо мощных установках. Шатуны приводятся в действие ходо выми муфтами, получающими возвратно-поступательное движение в результате вращения штанги.
Все рассмотренные конструктивные схемы обладают одной осо бенностью: МИШ, приводимый в движение штангой 3, расположен вне ступицы винта.
Один из вариантов МИШ гидравлического типа показан на рис. 71. Принцип действия механизма следующий: штанга 1, осу ществляющая поворот лопастей, размещена внутри полого гребного вала и соединена с поршнем 8, находящимся внутри цилиндра 7, жестко связанного с гребным валом. При изменении шага винта гидравлическая жидкость (масло) с помощью насоса 3 подается в золотниковый распределитель 4 и оттуда по сверлению в штанге или кольцевому зазору между штангой и гребным валом в одну из
118
Таблица 16
Х арактеристики ВРШ траулеров сов етск ого ры боп ром ы слового ф л ота
|
|
Количе |
Тип судна |
Тип энергетической |
ство |
установки |
главных |
|
|
|
двигате |
|
|
лей |
Общая |
|
Число |
|
|
мощность, |
Диаметр |
Тип МИШ |
Тип системы |
|
подводи |
лопа |
|||
мая |
ВРШ , м |
стей |
и его расположение |
дистанционного управления |
к ВРШ |
|
ВРШ |
|
|
|
шт |
|
|
|
кВт (л. с.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
БМРТ |
типа |
Одновальная |
1 |
2000 |
2,73 |
3 |
Гидравлический |
на |
|
«Белинский» |
|
дизельная с пря |
|
|
|
|
валопроводе |
|
|
|
|
мой |
передачей |
|
|
|
|
|
|
|
|
на винт |
|
|
|
|
|
|
|
БМРТ |
типа |
То же |
1 |
2400 |
3,12 |
4 |
То же |
|
|
«Лесков» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РТМ |
типа |
Одновальная |
2 |
1650 |
3,30 |
4 |
Гидравлический |
на |
|
«Тропик» |
|
дизель-редуктор- |
|
|
|
|
валопроводе |
|
|
|
|
ная |
с мотор- |
|
|
|
|
|
|
|
|
генератором |
|
|
|
|
|
|
|
РТМ |
типа |
То же |
2 |
2630 |
3,40 |
3 |
То^же |
|
|
«Атлантик» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неследящая с упра влением шагом ВРШ
Следящая программ ная с управлением ша гом ВРШ и частотой вращения дизеля
Следящая с управле нием шагом ВРШ и частотой вращения ди зеля
То же, но без упра вления частотой враще ния
to |
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 16 |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количе |
Общая |
|
Число |
|
|
|
Тип энергетической |
мощность, |
Диаметр |
Тип МИШ |
Тип системы |
||
Тип судна |
ство |
подводи |
лопа |
||||
установки |
главных |
мая |
ВРШ , м |
стей |
и его расположение |
дистанционного управления |
|
|
|
двигате |
к ВРШ |
|
ВРШ |
|
|
|
|
лей |
кВт (л. с.) |
|
шт |
|
|
СРТ |
типа |
Одновальная |
1 |
540 |
1,85 |
3 |
Гидравлический |
|
«Океан» |
|
дизельная с пря |
|
|
|
|
ступице ВПЛ |
|
|
|
мой |
передачей |
|
|
|
|
|
|
|
на винт |
|
|
|
|
|
|
СРМТ |
типа |
То же |
1 |
800 |
2,15 |
4 |
Гидравлический |
|
«Маяк» |
|
|
|
|
|
|
|
валопроводе |
в |
Следящая с управле |
|||
|
нием |
шагом |
ВРШ |
и |
|
частотой вращения |
ди |
||
|
зеля |
|
|
|
на |
Следящая |
программ |
||
|
ная с управлением ша |
|||
|
гом |
ВРШ и |
частотой |
вращения дизеля
СРТ |
типа |
Одновальная |
1 |
400 |
1,80 |
3 |
То же |
||
«Ромны» |
|
дизельная с пря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мой |
передачей |
|
|
|
|
|
|
|
|
на винт |
|
|
|
|
|
|
|
Траулер—про |
То же |
1 |
3100 |
3,25 |
4 |
» |
» |
||
изводственный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рефрижератор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
типа «Грумант» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консервный |
Дизель-элек- |
3 |
4000 |
3,8 |
4 |
» |
» |
||
траулер |
«На |
трическая |
|
|
|
|
|
|
талья Ковшова»
Неследящая с упра влением шагом ВРШ
Следящая программ ная с управлением ша гом ВРШ и частотой вращения дизеля
Следящая с управле нием шагом ВРШ
Полостей цилиндра 7. Вследствие образующейся разности давлений жидкость из другой полости направляется через распределитель в_щапорный бак 2. Поршень 8 и связанная с ним штанга 1 повора чивают лопасти винта. Положение поршня 8 показывает указатель
шага |
5 |
и |
связанный с |
ним |
ку |
|
лисный |
камень 6. |
|
|
|
||
Устройство МИШ с размеще |
|
|||||
нием |
в |
ступице винта |
показано |
|
||
на рис. |
72. |
Масло поступает через |
|
|||
сверление в штоке 1 и золотнике 6 |
|
|||||
в одну |
из |
полостей гидравличе |
|
|||
ского цилиндра 3, перемещая при |
|
|||||
этом поршень 4 и связанный с ним |
|
|||||
привод лопасти. Из другой по |
|
|||||
лости |
масло вытекает по кольце |
|
||||
вому |
зазору 2. В случае неисправ |
|
||||
ности МИШ возврат лопастей в |
|
|||||
первоначальное положение (перед |
|
|||||
него |
хода) |
производится с |
по |
Рис. 72. МИШ, расположенный в сту |
||
мощью пружин 5 при снятии дав |
пице винта. |
|||||
ления |
в гидросистеме. |
|
|
|
Схема с размещением МИШ в ступице винта характерна для винтов фирмы Камева, установленных на транспортных рефрижераторах типа «Остров Русский», а также на спасательных буксирах.
Характеристики основных типов ВРШ, применяемых на оте чественных рыболовных судах, приведены в табл. 16.
§ 16
Активные рули и подруливаю щ ие устройства
Для осуществления промысловых операций, а также операций, связанных с передачей улова, топлива и материалов в море промы словым, перерабатывающим и транспортным судам флота рыбной промышленности, приходится совершать ряд сложных маневров, не требующих больших затрат энергии. Обычные гребной винт и рулевое устройство не в состоянии обеспечить достаточной маневрен ности, тем более, что все промысловые суда, как правило, *— одно винтовые. К тому же использование для этих целей главных двига телей нерационально, так как это приводит к неоправданным пере расходам топлива и резко снижает моторесурсы двигателей, ра ботающих на кратковременных неустановившихся режимах. Влия ние этих отрицательных факторов стало особенно заметным в связи
сростом тоннажа и мощности судовых энергетических установок.
Вцелях оптимизации маневренных качеств, рационального ис пользования имеющихся мощностей и для улучшения условий эксплуатации дорогостоящих механизмов судов все большее приме нение находят активные рули (АР) и различные подруливающие
устройства (ПУ).
121
Движителй такого ^ода установлены на многих судах флота рыбной промышленности, а именно: на траулерах типов «Тропик», «Атлантик», «Наталья Ковшова», траулерах — производственных ре фрижераторах типов «Грумант», «Рембрандт», сейнер-траулерах типа «Альпинист» и др.
По конструктивному исполнению различают активные рули двух основных типов: с погружными и надводно расположенными электродвигателями. К первому типу относятся рули типа Плейгер
спогружным открытым трехфазным короткозамкнутым электродви гателем, работающим в ванне с пресной водой. Подобный тип руля
сэлектродвигателем мощностью 420 кВт, в который вмонтирован датчик частоты вращения, установлен на траулерах типа «Наталья
Ковшова». Оба подшипника электродвигателя — резиновый и пласт массовый —- смазываются водой. Статор двигателя охлаждается пресной водой, заливаемой в двигатель.
Трехлопастный гребной винт активного руля диаметром 1,24 м работает в насадке. Активные рули аналогичной конструкции приме нены на траулерах—производственных рефрижераторах типов «Гру мант» и «Рембрандт».
Второй тип — с надводным расположением электродвигателя
ипередачей мощности к гребному винту активного руля через вер тикальную передачу в баллере руля ш редуктор в грушевидной наделке руля — представляют собой рули траулеров типов «Тропик»
и«Север».
Электродвигатель мощностью 56 кВт (76 л. с.), расположенный на секторе руля и соединенный с вертикальным валом через упру гую муфту, имеет две частоты вращения: 580 и 850 об/мин. Редуктор размещен в пере руля и представляет собой зубчатую коническую передачу. В корпусе редуктора находится приводной масляный насос, который поддерживает постоянный уровень масла при вра щении винта. Гребной винт активного руля диаметром 800 мм ра ботает в насадке, наружный диаметр которой соответствует диа метру ступицы гребного винта судна (рис. 73).
Характеристики активных рулей некоторых отечественных тра улеров приведены в табл. 17.
Угол поворота активных рулей ограничен во избежание предот вращения резких кренов судна при движении с большой скоростью. На траулере «Наталья Ковшова» ограничение поворота руля опре деляется скоростью движения судна. Максимальный угол перекладки, равный 80°, может быть достигнут только при скорости не более 4 уз. При большей скорости предельный угол перекладки равен 35°. Большое распространение получили выдвижные движительно-ру- левые колонки (ВДРК), которые устанавливаются в носовой и кор мовой частях судов. В настоящее время промышленностью выпус каются ВДРК восьми типоразмеров мощностью от 40 до 500 кВт. Общий вид выдвижной движительно-рулевой колонки приведен на
рис. |
74, характеристики представлены в табл. |
18. |
В |
качестве подруливающих устройств применяются также крыль- |
|
чатые |
движители (КД), которые изготовляются |
нескольких типо |
122