Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через специальную резьбовую муфту, закрепленную на валу или

вступице винта.

Внебольших установках катерного типа зубчатая рейка 2, воздействующая на шестерню основания лопасти 1, связана с полой цилиндрической штангой 3, охватывающей гребной вал с наружной стороны (рис. 70, в).

Кривошипно-кулисная конструкция (рис. 70, г) применяется на судах с двигателями малой и средней мощности. На основании

лопасти винта эксцентрично закреплен палец 1,

который вместе

с камнем перемещается в прорези (пазе) ползуна

2, приводимого

в движение штангой 3.

 

Кривошипно-шатунная конструкция (рис. 70, д) состоит из шатуна 1, который одним концом соединен с эксцентрично распо­ ложенным пальцем лопасти, а другим — с ползуном 2, получающим движение от штанги 3. На этом принципе основана, в частности, конструкция ВРШ траулеров типа «Наталья Ковшова» (см. рис. 69).

Конструкция с двумя шатунами, т. е. с двусторонним приводом (рис. 70, е), применяется в винтах с большой частотой вращения или в особо мощных установках. Шатуны приводятся в действие ходо­ выми муфтами, получающими возвратно-поступательное движение в результате вращения штанги.

Все рассмотренные конструктивные схемы обладают одной осо­ бенностью: МИШ, приводимый в движение штангой 3, расположен вне ступицы винта.

Один из вариантов МИШ гидравлического типа показан на рис. 71. Принцип действия механизма следующий: штанга 1, осу­ ществляющая поворот лопастей, размещена внутри полого гребного вала и соединена с поршнем 8, находящимся внутри цилиндра 7, жестко связанного с гребным валом. При изменении шага винта гидравлическая жидкость (масло) с помощью насоса 3 подается в золотниковый распределитель 4 и оттуда по сверлению в штанге или кольцевому зазору между штангой и гребным валом в одну из

118

Таблица 16

Х арактеристики ВРШ траулеров сов етск ого ры боп ром ы слового ф л ота

 

 

Количе­

Тип судна

Тип энергетической

ство

установки

главных

 

 

двигате­

 

 

лей

Общая

 

Число

 

 

мощность,

Диаметр

Тип МИШ

Тип системы

подводи­

лопа­

мая

ВРШ , м

стей

и его расположение

дистанционного управления

к ВРШ

 

ВРШ

 

 

 

шт

 

 

кВт (л. с.)

 

 

 

 

 

 

 

БМРТ

типа

Одновальная

1

2000

2,73

3

Гидравлический

на

«Белинский»

 

дизельная с пря­

 

 

 

 

валопроводе

 

 

 

мой

передачей

 

 

 

 

 

 

 

 

на винт

 

 

 

 

 

 

БМРТ

типа

То же

1

2400

3,12

4

То же

 

«Лесков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РТМ

типа

Одновальная

2

1650

3,30

4

Гидравлический

на

«Тропик»

 

дизель-редуктор-

 

 

 

 

валопроводе

 

 

 

ная

с мотор-

 

 

 

 

 

 

 

 

генератором

 

 

 

 

 

 

РТМ

типа

То же

2

2630

3,40

3

То^же

 

«Атлантик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неследящая с упра­ влением шагом ВРШ

Следящая программ­ ная с управлением ша­ гом ВРШ и частотой вращения дизеля

Следящая с управле­ нием шагом ВРШ и частотой вращения ди­ зеля

То же, но без упра­ вления частотой враще­ ния


to

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 16

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количе­

Общая

 

Число

 

 

 

Тип энергетической

мощность,

Диаметр

Тип МИШ

Тип системы

Тип судна

ство

подводи­

лопа­

установки

главных

мая

ВРШ , м

стей

и его расположение

дистанционного управления

 

 

двигате­

к ВРШ

 

ВРШ

 

 

 

 

лей

кВт (л. с.)

 

шт

 

 

СРТ

типа

Одновальная

1

540

1,85

3

Гидравлический

«Океан»

 

дизельная с пря­

 

 

 

 

ступице ВПЛ

 

 

мой

передачей

 

 

 

 

 

 

 

на винт

 

 

 

 

 

СРМТ

типа

То же

1

800

2,15

4

Гидравлический

«Маяк»

 

 

 

 

 

 

 

валопроводе

в

Следящая с управле­

 

нием

шагом

ВРШ

и

 

частотой вращения

ди­

 

зеля

 

 

 

на

Следящая

программ­

 

ная с управлением ша­

 

гом

ВРШ и

частотой

вращения дизеля

СРТ

типа

Одновальная

1

400

1,80

3

То же

«Ромны»

 

дизельная с пря­

 

 

 

 

 

 

 

 

мой

передачей

 

 

 

 

 

 

 

 

на винт

 

 

 

 

 

 

Траулер—про­

То же

1

3100

3,25

4

»

»

изводственный

 

 

 

 

 

 

 

 

рефрижератор

 

 

 

 

 

 

 

 

типа «Грумант»

 

 

 

 

 

 

 

 

Консервный

Дизель-элек-

3

4000

3,8

4

»

»

траулер

«На­

трическая

 

 

 

 

 

 

талья Ковшова»

Неследящая с упра­ влением шагом ВРШ

Следящая программ­ ная с управлением ша­ гом ВРШ и частотой вращения дизеля

Следящая с управле­ нием шагом ВРШ


Полостей цилиндра 7. Вследствие образующейся разности давлений жидкость из другой полости направляется через распределитель в_щапорный бак 2. Поршень 8 и связанная с ним штанга 1 повора­ чивают лопасти винта. Положение поршня 8 показывает указатель

шага

5

и

связанный с

ним

ку­

 

лисный

камень 6.

 

 

 

Устройство МИШ с размеще­

 

нием

в

ступице винта

показано

 

на рис.

72.

Масло поступает через

 

сверление в штоке 1 и золотнике 6

 

в одну

из

полостей гидравличе­

 

ского цилиндра 3, перемещая при

 

этом поршень 4 и связанный с ним

 

привод лопасти. Из другой по­

 

лости

масло вытекает по кольце­

 

вому

зазору 2. В случае неисправ­

 

ности МИШ возврат лопастей в

 

первоначальное положение (перед­

 

него

хода)

производится с

по­

Рис. 72. МИШ, расположенный в сту­

мощью пружин 5 при снятии дав­

пице винта.

ления

в гидросистеме.

 

 

 

Схема с размещением МИШ в ступице винта характерна для винтов фирмы Камева, установленных на транспортных рефрижераторах типа «Остров Русский», а также на спасательных буксирах.

Характеристики основных типов ВРШ, применяемых на оте­ чественных рыболовных судах, приведены в табл. 16.

§ 16

Активные рули и подруливаю щ ие устройства

Для осуществления промысловых операций, а также операций, связанных с передачей улова, топлива и материалов в море промы­ словым, перерабатывающим и транспортным судам флота рыбной промышленности, приходится совершать ряд сложных маневров, не требующих больших затрат энергии. Обычные гребной винт и рулевое устройство не в состоянии обеспечить достаточной маневрен­ ности, тем более, что все промысловые суда, как правило, *— одно­ винтовые. К тому же использование для этих целей главных двига­ телей нерационально, так как это приводит к неоправданным пере­ расходам топлива и резко снижает моторесурсы двигателей, ра­ ботающих на кратковременных неустановившихся режимах. Влия­ ние этих отрицательных факторов стало особенно заметным в связи

сростом тоннажа и мощности судовых энергетических установок.

Вцелях оптимизации маневренных качеств, рационального ис­ пользования имеющихся мощностей и для улучшения условий эксплуатации дорогостоящих механизмов судов все большее приме­ нение находят активные рули (АР) и различные подруливающие

устройства (ПУ).

121


Движителй такого ^ода установлены на многих судах флота рыбной промышленности, а именно: на траулерах типов «Тропик», «Атлантик», «Наталья Ковшова», траулерах — производственных ре­ фрижераторах типов «Грумант», «Рембрандт», сейнер-траулерах типа «Альпинист» и др.

По конструктивному исполнению различают активные рули двух основных типов: с погружными и надводно расположенными электродвигателями. К первому типу относятся рули типа Плейгер

спогружным открытым трехфазным короткозамкнутым электродви­ гателем, работающим в ванне с пресной водой. Подобный тип руля

сэлектродвигателем мощностью 420 кВт, в который вмонтирован датчик частоты вращения, установлен на траулерах типа «Наталья

Ковшова». Оба подшипника электродвигателя — резиновый и пласт­ массовый —- смазываются водой. Статор двигателя охлаждается пресной водой, заливаемой в двигатель.

Трехлопастный гребной винт активного руля диаметром 1,24 м работает в насадке. Активные рули аналогичной конструкции приме­ нены на траулерах—производственных рефрижераторах типов «Гру­ мант» и «Рембрандт».

Второй тип — с надводным расположением электродвигателя

ипередачей мощности к гребному винту активного руля через вер­ тикальную передачу в баллере руля ш редуктор в грушевидной наделке руля — представляют собой рули траулеров типов «Тропик»

и«Север».

Электродвигатель мощностью 56 кВт (76 л. с.), расположенный на секторе руля и соединенный с вертикальным валом через упру­ гую муфту, имеет две частоты вращения: 580 и 850 об/мин. Редуктор размещен в пере руля и представляет собой зубчатую коническую передачу. В корпусе редуктора находится приводной масляный насос, который поддерживает постоянный уровень масла при вра­ щении винта. Гребной винт активного руля диаметром 800 мм ра­ ботает в насадке, наружный диаметр которой соответствует диа­ метру ступицы гребного винта судна (рис. 73).

Характеристики активных рулей некоторых отечественных тра­ улеров приведены в табл. 17.

Угол поворота активных рулей ограничен во избежание предот­ вращения резких кренов судна при движении с большой скоростью. На траулере «Наталья Ковшова» ограничение поворота руля опре­ деляется скоростью движения судна. Максимальный угол перекладки, равный 80°, может быть достигнут только при скорости не более 4 уз. При большей скорости предельный угол перекладки равен 35°. Большое распространение получили выдвижные движительно-ру- левые колонки (ВДРК), которые устанавливаются в носовой и кор­ мовой частях судов. В настоящее время промышленностью выпус­ каются ВДРК восьми типоразмеров мощностью от 40 до 500 кВт. Общий вид выдвижной движительно-рулевой колонки приведен на

рис.

74, характеристики представлены в табл.

18.

В

качестве подруливающих устройств применяются также крыль-

чатые

движители (КД), которые изготовляются

нескольких типо­

122