Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регламентация работы потребителей, что не всегда возможно, либо использование дизель-генератора № 2, работающего с большой недогрузкой на неэкономичных режимах. Таким образом, на судах типа «Океан» поочередно работают дизель-генераторы № 1 и № 2 при постоянном большом запасе мощности.

Недостатки, обнаруженные при эксплуатации механизмов элек­ тростанции СРТР типа «Океан» были частично устранены в судах более поздней постройки, в частности на СРТМ типа «Маяк».

На этом судне, в отличие от ранее описанных судов, принят пере­ менный ток при том же напряжении 220 В. В состав судовой электро­ станции входят три генератора, два из которых мощностью по 98 кВт приводятся в действие дизелями 6NVD-24 и один мощностью 63 кВт — дизелем 4NVD-24. Все дизель-генераторы отрегулиро­ ваны на стандартную для этих двигателей частоту вращения, равную 750 об/мин. Схемой предусмотрена продолжительная параллельная работа генераторов одинаковой мощности и кратковременная парал­ лельная работа при ручной регулировке генераторов различной мощности.

Для питания наиболее крупного потребителя — траловой ле­ бедки мощностью 100 кВт, предусмотрен электропривод, работа­ ющий по схеме генератор-двигатель, включающей в себя преобра­ зователь, в состав которого входят электродвигатель переменного тока, генератор постоянного тока, возбудитель и исполнительный двигатель.

По мощностным характеристикам генераторы СРТМ «Маяк» лучше отвечают условиям промысла, хотя и имеют значительную избыточную мощность на некоторых режимах.

Электростанция судов типа БМРТ — наиболее распространен­ ных крупнотоннажных промысловых судов—выполнена несколько по другому принципу и включает в свой состав генераторы одина­ ковой мощности.

На всех трех наиболее распространенных судах БМРТ — типов «Пушкин», «Маяковский» и «Лесков», соответственно постройки ФРГ, отечественной и польской постройки, в состав судовой электро­ станции входят по четыре основных дизель-генератора и по одному аварийному. Такое количество генераторов обеспечивает возмож­ ность наиболее экономичного регулирования мощности по четырем ступеням. Кроме того, эксплуатация одинаковых механизмов соз­ дает дополнительные удобства при их обслуживании и ремонте.

Условия эксплуатации БМРТ трех типов примерно одинаковы

(одни и те же виды промысла и районы Мирового океана), поэтому

в общих чертах

совпадают и основные режимы работы механизмов

электростанции.

 

Расход энергии

на стоянке составляет 50— 150 кВт, при пере­

ходе на промысел

100—150 кВт и на промысле 150—300 кВт, при

неблагоприятных условиях — до 450 кВт. В некоторых случаях, при больших уловах, во время работы траловой лебедки макси­ мальные кратковременные нагрузки достигают 550—600 кВт. Во время возвращения в порт нагрузка колеблется от 100 до 200 кВт.

130


Потребности

в

электроэнергии

удовлетворяются

на

стоянке

и на переходе одним дизель-генератором, а на

промысле — двумя.

При выбирании

трала

обычно

включают третий

дизель-генератор,

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р,кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

1 -------1

- 1

I -

I

t

I

I

2

3 4

5

6

14

15 16

17

18 ! §

20

21

2 2

23 24 1

Р,кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время, ч

120 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

40

О

--------

1

I -

I

- J ----------

1----------

1----------

1 ------

I

1 _ i

I

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

2 0

21 22

23

24-

Время, ч

ю

Р.кВт

320У

240

160 ■

80 -

° 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1314 15 16 17 18 19 20

Время, ч

Рис. 78. Суточный график работы судовой электростанции БМРТ типа «Лесков»: а — на переходе в район промысла; б — на промысле (без учета работы траловой лебедки).

который работает только на траловую лебедку. Средняя нагрузка на генераторы не превышает 50—60%, что не способствует повыше­ нию эффективности использования механизмов, но в конечном счете делает работу электростанции более надежной.

Суточный график работы судовой электростанции БМРТ типа «Лесков» при различных режимах приведен на рис. 78.

9

131


При переходе в район промысла и обратно потребность в электро­ энергии обеспечивается работой одного дизель-генератора, причем нагрузка на него колеблется в пределах 30—60% от номинальной и равняется в среднем 75—150 кВт. Максимальные нагрузки соот­ ветствуют периодам включения пожарного насоса, грузовых ле­ бедок, воздушных и холодильных компрессоров. Минимальные нагрузки приходятся на вечернее и ночное время.

Результаты фактических замеров, выполненные в процессе испы­ таний и суммированные по времени проведения опытов, приведены на двух верхних графиках (а).

При нахождении судна на промысле потребность в электроэнер­ гии возрастает, и для обеспечения промысловых и судовых нужд требуется постоянная работа двух дизель-генераторов. Нагрузка судовой электростанции на промысле, без учета работы третьего

дизель-генератора

на

траловую

лебедку, колеблется

в

пределах

от 240 до 360 кВт,

а нагрузка на каждый работающий генера­

тор составляет 50—70% его номинальной мощности.

испытаний и

Результаты замеров,

выполненные

в процессе

также

суммированные

по времени проведения опытов, приве­

дены на двух нижних графиках (б).

 

 

 

На

всех

режимах

один дизель-генератор остается свобод­

ным,

что создает

условия для

его профилактических

осмотров

и ремонтов

без

ущерба

для

работы

электростанции

и судна

в целом.

 

 

широко используется командами

промысло­

Это обстоятельство

вых судов для производства ремонтных работ в море во время сле­ дования судов на промысел или в порт.

Ранее уже упоминалось, что механизмы промысловых судов, в первую очередь главные двигатели и двигатели генераторов, в силу специфики' эксплуатации работают на различных несоответствую­ щих один другому режимах. Это вынуждает проектантов преду­ сматривать избыточные запасы мощности, что снижает общие эко­ номические показатели судов. Для уменьшения сложившейся дис­ пропорции при проектировании РТМ «Тропик», а затем «Атлантик» было предусмотрено частичное использование мощности двигателей электростанции для привода гребного винта и отбор избыточной мощности главного двигателя на общесудовые нужды.

Электростанция РТМ «Тропик». Электростанция РТМ «Тропик» состоит из шести автономных дизель-генераторов и электродвига­ теля-генератора, соединенного с редуктором главных двигателей посредством магнитно-индукционной муфты. Общая рабочая мощ­ ность электростанции без учета аварийного дизель-генератора составляет 1450 кВт. Ток — постоянный, напряжение 230 В. Четыре основных генератора марки CCED 723 S/5 имеют мощность по 270 кВт и приводятся в действие дизелями марки 8NVD-36 соответствую­ щей мощности при 500 об/мин. Как на всех судах такого типа, здесь предусмотрена параллельно-раздельная работа любого числа гене­ раторов на общий распределительный щит и на отдельные группы потребителей.

132



Кроме четырех унифицированных агрегатов в состав электро­ станции входит стояночный дизель-генератор, состоящий из дизеля 6NVD-24 и генератора GGB-19S мощностью 100 кВт при 750 об/мин

иасинхронного электромотора переменного тока близких парамет­ ров, смонтированного вместе с разобщительной муфтой на общей раме. Генератор может приводиться в действие либо дизелем, либо мотором-, получающим ток с берега.

Как и на всех судах аналогичного класса, на главной палубе, выше ватерлинии, установлен аварийный дизель-генератор, состоя­ щий из дизеля 4NVD-21 мощностью 82,5 кВт (112 л.с.) при 1250 об/мин

игенератора постоянного тока мощностью 60 кВт.

Особенностью электростанции РТМ «Тропик» является наличие в ее составе электродвигателя-генератора, развивающего в режиме генератора мощность 270 кВт, а в режиме двигателя — 250 кВт. В этом случае на экономичных режимах работы можно обходиться без автономных дизель-генераторов, а при необходимости форси­ ровки использовать для движения судна мощность любого из четы­ рех автономных генераторов.

Электростанция РТМ «Атлантик» . Электростанция РТМ «Атлан-

тик» представляет собой дальнейшее развитие схемы, принятой на «Тропике», и отличается от нее наличием не одного, а двух валогенер аторов-моторов (валомашин).

Основными производителями тока на РТМ «Атлантик» являются четыре дизель-генератора переменного тока с самовозбуждением и автоматической настройкой напряжения на 390 В, 684 А, мощ­ ностью по 320 кВА, при 500 об/мин, аварийный дизель-генератор мощностью 50 кВА, вырабатывающий ток тех же параметров, и два генератора-мотора переменного и постоянного тока, соединенные с редуктором главных двигателей. Аварийный дизель-генератор установлен в отдельном помещении на главной палубе.

Основные генераторы марки

SSED 569-12 приводятся в действие

двигателями 8NVD-36.1 мощностью

300 кВт

(408 л. с.) при

500 об/мин.

тока

с системой

самовозбуждения

Валогенератор переменного

и автоматической регулировкой напряжения соединен с редукто­ ром дизелей посредством эластичной кулачковой муфты и со вторым валогенератор ом с помощью электромагнитной фрикционной муфты. Такое двойное соединение позволяет использовать валогенератормотор переменного тока в качестве генератора для питания судовой сети, в качестве дополнительного двигателя гребного винта и как резервный привод второго генератора.

Второй валогенератор — постоянного тока, мощностью 300 кВт, напряжением 400 В, шунтовой, независимого возбуждения пред­ назначен для питания электроэнергией элетродвигателей ваерных лебедок. При неработающих главных двигателях его приводом слу­ жит первый валогенератор, который в этом случае отсоединяется от главного редуктора и получает питание от судовой сети.

На судне имеется силовая сеть напряжением 380 В, осветитель­ ная напряжением 220 В, от которой работают приборы отопления

133