Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
регламентация работы потребителей, что не всегда возможно, либо использование дизель-генератора № 2, работающего с большой недогрузкой на неэкономичных режимах. Таким образом, на судах типа «Океан» поочередно работают дизель-генераторы № 1 и № 2 при постоянном большом запасе мощности.
Недостатки, обнаруженные при эксплуатации механизмов элек тростанции СРТР типа «Океан» были частично устранены в судах более поздней постройки, в частности на СРТМ типа «Маяк».
На этом судне, в отличие от ранее описанных судов, принят пере менный ток при том же напряжении 220 В. В состав судовой электро станции входят три генератора, два из которых мощностью по 98 кВт приводятся в действие дизелями 6NVD-24 и один мощностью 63 кВт — дизелем 4NVD-24. Все дизель-генераторы отрегулиро ваны на стандартную для этих двигателей частоту вращения, равную 750 об/мин. Схемой предусмотрена продолжительная параллельная работа генераторов одинаковой мощности и кратковременная парал лельная работа при ручной регулировке генераторов различной мощности.
Для питания наиболее крупного потребителя — траловой ле бедки мощностью 100 кВт, предусмотрен электропривод, работа ющий по схеме генератор-двигатель, включающей в себя преобра зователь, в состав которого входят электродвигатель переменного тока, генератор постоянного тока, возбудитель и исполнительный двигатель.
По мощностным характеристикам генераторы СРТМ «Маяк» лучше отвечают условиям промысла, хотя и имеют значительную избыточную мощность на некоторых режимах.
Электростанция судов типа БМРТ — наиболее распространен ных крупнотоннажных промысловых судов—выполнена несколько по другому принципу и включает в свой состав генераторы одина ковой мощности.
На всех трех наиболее распространенных судах БМРТ — типов «Пушкин», «Маяковский» и «Лесков», соответственно постройки ФРГ, отечественной и польской постройки, в состав судовой электро станции входят по четыре основных дизель-генератора и по одному аварийному. Такое количество генераторов обеспечивает возмож ность наиболее экономичного регулирования мощности по четырем ступеням. Кроме того, эксплуатация одинаковых механизмов соз дает дополнительные удобства при их обслуживании и ремонте.
Условия эксплуатации БМРТ трех типов примерно одинаковы
(одни и те же виды промысла и районы Мирового океана), поэтому |
|
в общих чертах |
совпадают и основные режимы работы механизмов |
электростанции. |
|
Расход энергии |
на стоянке составляет 50— 150 кВт, при пере |
ходе на промысел |
100—150 кВт и на промысле 150—300 кВт, при |
неблагоприятных условиях — до 450 кВт. В некоторых случаях, при больших уловах, во время работы траловой лебедки макси мальные кратковременные нагрузки достигают 550—600 кВт. Во время возвращения в порт нагрузка колеблется от 100 до 200 кВт.
130
Потребности |
в |
электроэнергии |
удовлетворяются |
на |
стоянке |
|||||||
и на переходе одним дизель-генератором, а на |
промысле — двумя. |
|||||||||||
При выбирании |
трала |
обычно |
включают третий |
дизель-генератор, |
||||||||
а) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р,кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
1 -------1 |
- 1 |
I - |
I |
t |
I |
I |
2 |
3 4 |
5 |
6 |
|
14 |
15 16 |
17 |
18 ! § |
20 |
21 |
2 2 |
23 24 1 |
|||||
Р,кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время, ч |
|
120 - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80
40
О
-Л -------- |
1 |
I - |
I |
- J ---------- |
1---------- |
1---------- |
1 ------ |
I |
1 _ i |
I |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
2 0 |
21 22 |
23 |
24- |
Время, ч
ю
Р.кВт
320У
240
160 ■
80 -
° 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1314 15 16 17 18 19 20
Время, ч
Рис. 78. Суточный график работы судовой электростанции БМРТ типа «Лесков»: а — на переходе в район промысла; б — на промысле (без учета работы траловой лебедки).
который работает только на траловую лебедку. Средняя нагрузка на генераторы не превышает 50—60%, что не способствует повыше нию эффективности использования механизмов, но в конечном счете делает работу электростанции более надежной.
Суточный график работы судовой электростанции БМРТ типа «Лесков» при различных режимах приведен на рис. 78.
9 |
131 |
При переходе в район промысла и обратно потребность в электро энергии обеспечивается работой одного дизель-генератора, причем нагрузка на него колеблется в пределах 30—60% от номинальной и равняется в среднем 75—150 кВт. Максимальные нагрузки соот ветствуют периодам включения пожарного насоса, грузовых ле бедок, воздушных и холодильных компрессоров. Минимальные нагрузки приходятся на вечернее и ночное время.
Результаты фактических замеров, выполненные в процессе испы таний и суммированные по времени проведения опытов, приведены на двух верхних графиках (а).
При нахождении судна на промысле потребность в электроэнер гии возрастает, и для обеспечения промысловых и судовых нужд требуется постоянная работа двух дизель-генераторов. Нагрузка судовой электростанции на промысле, без учета работы третьего
дизель-генератора |
на |
траловую |
лебедку, колеблется |
в |
пределах |
||||
от 240 до 360 кВт, |
а нагрузка на каждый работающий генера |
||||||||
тор составляет 50—70% его номинальной мощности. |
испытаний и |
||||||||
Результаты замеров, |
выполненные |
в процессе |
|||||||
также |
суммированные |
по времени проведения опытов, приве |
|||||||
дены на двух нижних графиках (б). |
|
|
|
||||||
На |
всех |
режимах |
один дизель-генератор остается свобод |
||||||
ным, |
что создает |
условия для |
его профилактических |
осмотров |
|||||
и ремонтов |
без |
ущерба |
для |
работы |
электростанции |
и судна |
|||
в целом. |
|
|
широко используется командами |
промысло |
|||||
Это обстоятельство |
вых судов для производства ремонтных работ в море во время сле дования судов на промысел или в порт.
Ранее уже упоминалось, что механизмы промысловых судов, в первую очередь главные двигатели и двигатели генераторов, в силу специфики' эксплуатации работают на различных несоответствую щих один другому режимах. Это вынуждает проектантов преду сматривать избыточные запасы мощности, что снижает общие эко номические показатели судов. Для уменьшения сложившейся дис пропорции при проектировании РТМ «Тропик», а затем «Атлантик» было предусмотрено частичное использование мощности двигателей электростанции для привода гребного винта и отбор избыточной мощности главного двигателя на общесудовые нужды.
Электростанция РТМ «Тропик». Электростанция РТМ «Тропик» состоит из шести автономных дизель-генераторов и электродвига теля-генератора, соединенного с редуктором главных двигателей посредством магнитно-индукционной муфты. Общая рабочая мощ ность электростанции без учета аварийного дизель-генератора составляет 1450 кВт. Ток — постоянный, напряжение 230 В. Четыре основных генератора марки CCED 723 S/5 имеют мощность по 270 кВт и приводятся в действие дизелями марки 8NVD-36 соответствую щей мощности при 500 об/мин. Как на всех судах такого типа, здесь предусмотрена параллельно-раздельная работа любого числа гене раторов на общий распределительный щит и на отдельные группы потребителей.
132
Кроме четырех унифицированных агрегатов в состав электро станции входит стояночный дизель-генератор, состоящий из дизеля 6NVD-24 и генератора GGB-19S мощностью 100 кВт при 750 об/мин
иасинхронного электромотора переменного тока близких парамет ров, смонтированного вместе с разобщительной муфтой на общей раме. Генератор может приводиться в действие либо дизелем, либо мотором-, получающим ток с берега.
Как и на всех судах аналогичного класса, на главной палубе, выше ватерлинии, установлен аварийный дизель-генератор, состоя щий из дизеля 4NVD-21 мощностью 82,5 кВт (112 л.с.) при 1250 об/мин
игенератора постоянного тока мощностью 60 кВт.
Особенностью электростанции РТМ «Тропик» является наличие в ее составе электродвигателя-генератора, развивающего в режиме генератора мощность 270 кВт, а в режиме двигателя — 250 кВт. В этом случае на экономичных режимах работы можно обходиться без автономных дизель-генераторов, а при необходимости форси ровки использовать для движения судна мощность любого из четы рех автономных генераторов.
Электростанция РТМ «Атлантик» . Электростанция РТМ «Атлан-
тик» представляет собой дальнейшее развитие схемы, принятой на «Тропике», и отличается от нее наличием не одного, а двух валогенер аторов-моторов (валомашин).
Основными производителями тока на РТМ «Атлантик» являются четыре дизель-генератора переменного тока с самовозбуждением и автоматической настройкой напряжения на 390 В, 684 А, мощ ностью по 320 кВА, при 500 об/мин, аварийный дизель-генератор мощностью 50 кВА, вырабатывающий ток тех же параметров, и два генератора-мотора переменного и постоянного тока, соединенные с редуктором главных двигателей. Аварийный дизель-генератор установлен в отдельном помещении на главной палубе.
Основные генераторы марки |
SSED 569-12 приводятся в действие |
||
двигателями 8NVD-36.1 мощностью |
300 кВт |
(408 л. с.) при |
|
500 об/мин. |
тока |
с системой |
самовозбуждения |
Валогенератор переменного |
и автоматической регулировкой напряжения соединен с редукто ром дизелей посредством эластичной кулачковой муфты и со вторым валогенератор ом с помощью электромагнитной фрикционной муфты. Такое двойное соединение позволяет использовать валогенератормотор переменного тока в качестве генератора для питания судовой сети, в качестве дополнительного двигателя гребного винта и как резервный привод второго генератора.
Второй валогенератор — постоянного тока, мощностью 300 кВт, напряжением 400 В, шунтовой, независимого возбуждения пред назначен для питания электроэнергией элетродвигателей ваерных лебедок. При неработающих главных двигателях его приводом слу жит первый валогенератор, который в этом случае отсоединяется от главного редуктора и получает питание от судовой сети.
На судне имеется силовая сеть напряжением 380 В, осветитель ная напряжением 220 В, от которой работают приборы отопления
133