Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удельная масса двигателей, работающих без наддува, состав­ ляет 35—50 т/кВт (24,5—36 кг/э.л.с.), удельная масса двигателей с наддувом составляет около 25 кг/кВт (21,4 кг/э.л.с.).

Для вспомогательных дизелей, как и для главных, характерно разнообразие конструкций и широкий диапазон конструктивных

иэксплуатационных показателей. Наиболее широко применяются на судах отечественного флота двигатели марок NVD, МАН, Зульцер, Бурмейстер и Вайн и Сторк. Рассмотрим кратко конструктив­ ные и эксплуатационные особенности дизелей этих марок.

Двигатели типа NVD (ГДР). Двигатели типа NVD применяются

вкачестве вспомогательных в основном двух моделей NVD-24 и NVD-36,1. Двигатель NDV-24 является наиболее распространенным

иприменяется в четырех- и шестицилиндровом исполнении. Дизель этого типа имеет относительно низкие цилиндровую мощность [18,35 кВт (25 э.л.с.)] и экономичность и высокую удельную массу.

Двигатель NVD-36,1 по сравнению с ранее выпускаемой базовой

моделью, имевшей цилиндровую мощность 28,6 кВт (37,5 э.л.с.) при 360 об/мин, форсирован по частоте вращения при том же среднем эффективном давлении. Благодаря этому достигнуто увеличение цилиндровой мощности до 37,5 кВт (51 э.л.с.) при 500 об/мин и снижение удельной массы до 24,5 кг/э.л.с. Двигатель имеет доста­ точно высокий моторесурс; срок службы цилиндровых втулок, поршней и коленчатого вала составляет около 22 тыс. ч.

Двигатели GV23,5/33 МАН. Применяются в шести-и семицилин­ дровом исполнении одной и той же мощности. Шестицилиндровый двигатель имеет повышенную частоту вращения и непосредствен­ ный впрыск топлива. Семицилиндровый двигатель имеет несколько большую длину (на 380 мм) и большую удельную массу (28,6 кг/л.с. против 23,9 кг/л.с. для шестицилиндрового) и предкамерное смесе­ образование, которое обеспечивает сравнительно высокую эконо­ мичность. Моторесурс двигателя достаточно высок, а эксплуата­ ционные показатели вполне удовлетворительны.

К конструктивным недостаткам этих двигателей следует отнести отсутствие принудительной смазки цилиндров, быстрое окисление масла, образование нагара и коксование (залегание) поршневых колец.

Двигатели 6ВАН-22 Зульцер. Двигатели 6ВАН-22 имеют наиболь­ шее из всех рассмотренных моделей дизелей значение среднего эф­ фективного давления [907 кПа (9,25 кгс/см2)]. В то же время вели­ чина цилиндровой мощности у них наименьшая из всех дизелей, имеющих наддув. Несмотря на наличие наддува расход топлива весьма высок и достигает 231г/(кВт-ч) [170 г/(э. л. с-ч)]. По своим эксплуатационным качествам двигатель находится на среднем уровне.

Двигатели 25МТВН-40 Бурмейстер и Вайн. Двигатели 25МТВН-40

применяются в трех- и шестицилиндровом исполнении и имеют наи­ высшую из всех рассмотренных моделей цилиндровую мощность [62,5 кВт (85 э.л.с.)] при весьма низких экономических показателях по расходу топлива [ge = 236,5 г/(кВт-ч) или 174 г/(э л. с-ч)]. Двигатель имеет сравнительно . высокий моторесурс и хорошие

142


эксплуатационные качества. В то же время конструктивные осо­ бенности двигателя, состоящие в изготовлении цилиндровых втулок за одно целое с цилиндровыми крышками, осложняет его разборку и ремонт (в судовых условиях извлечение поршней с ша­ тунами через картер представляет известные трудности).

Двигатели BR0-21S Сторк. Двигатели BR0-21S применяются в пяти- и восьмицилиндровом исполнении. Они имеют сравнительно высокую степень форсировки по частоте вращения 750 об/мин и сред­ нему эффективному давлению 853 кПа (8,7 кгс/см2). Двигатель весьма компактен, имеет небольшую удельную массу (13,7 кг/э.л.с.), достаточные моторесурс и надежность, а его ремонт облегчен просто­ той конструкции и удобством разборки. Вместе с тем по своим экономическим показателям и расходу топлива lge = 231 г/(кВт-ч) или 170 г/(э. л. с-ч)] он несколько отстает от современного уровня.

Отличительная особенность всех вспомогательных двигателей состоит в том, что они рассчитаны на работу в паре с генератором и являются однорежимными и нереверсивными.

Для поддержания заданной частоты вращения, благодаря кото­ рой обеспечивается постоянство частоты и напряжения генератора, двигатели снабжают однорежимными регуляторами.

§19

Основные потребители энергии

Судовые потребители энергии, к которым относятся различные электроприводы и теплообменные аппараты, используются для выполнения общесудовых и специальных функций.

При расчетах и анализе работы электростанций судовые потреби­ тели принято подразделять на следующие группы:

— механизмы машинного отделения — насосы, компрессоры, се­ параторы, гидрофоры, вентиляторы, станки судовой мастерской;

— электродвигатели судовых и промысловых устройств — шлю­ почные лебедки, брашпиль, шпили, грузовые лебедки, рулевая машина, траловая лебедка и др.;

— потребители и приводы машин и механизмов технологического оборудования — рыборазделочные машины, транспортеры, рыбо­ мучная установка, вентиляторы, автоклавы, закаточные станки и др.;

— электродвигатели рефрижераторной установки —компрессоры,

вентиляторы, насосы и др.;

оборудование — гирокомпас,

— электрорадионавигационное

радиолокационная станция, рыбопоисковая аппаратура, радиоап­ паратура и др.;

— хозяйственно-бытовые и общесудовые электропотребители — камбузное оборудование, прачечное оборудование, осветительная сеть и др.

Электроэнергия поступает к потребителям с главного распреде­ лительного щита. Судовая электростанция может получать энергию, как уже говорилось, не только от вспомогательных двигателей,

ИЗ



но и от валогенераторов, а при электродвижении — от главных дизель-генераторов.

Потребители первой группы работают с приблизительно постоян­ ной мощностью на ходовых и промысловых режимах.. Часть из них включается периодически, часы их работы постоянны.

Потребители второй группы, за исключением рулевой машины, включаются редко. Промысловые механизмы, в том числе и один

из крупнейших

потребителей

тока — траловая лебедка, — рабо­

тают только на

промысле, при

выбирании орудий лова, в общей

сложности не.более нескольких процентов от общего эксплуатацион­ ного времени. На таких судах, как БМРТ, траловая лебедка вклю­ чается в работу в течение промысловых суток около десяти раз, а об­ щее суточное время ее работы на переменных режимах составляет 2—3 ч, в продолжение которых наблюдаются резкие броски мощ­ ности.

Несколько более ритмично работают приводы потребителей третьей группы —• технологического оборудования. Как правило, все механизмы по обработке рыбы или та часть из них, которая может быть использована по условиям промысла в течение промыслового времени, работает с заданной или близкой к расчетной нагрузкой. Исключение составляют рыбомучная установка и механизмы кон­ сервного отделения, которые включаются в зависимости от пород­ ного состава объектов промысла и имеющегося рейсового задания. Очевидно, что заранее точно регламентировать загрузку всех меха­ низмов третьей группы невозможно, поскольку их работа зависит от вида продукции, породного состава рыб, формы и способов обработки. При производстве филе работают, например, рыборазделочные ма­ шины (моющие, головорубочные, филетировочные), потребляющие в общей сложности до 30—40 кВт, тогда как при одновременной переработке мелкого прилова на муку и жир и введении в дей­ ствие рыбомучных и жиротопных установок потребление энергии возрастает до 100 кВт и более.

Значительно равномернее работают рефрижераторные установки. Морозильные установки работают постоянно на полную мощность в течение всего времени лова и обработки рыбы. Холодильные установки охлаждения трюмов работают на промысле, при возвра­ щении в порт и во время стоянки судна в порту в период разгрузки.

Средства связи и поисковые приборы потребителей третьей группы по сравнению с предыдущими группами берут немного энер­ гии и создают достаточно стабильную нагрузку на ходу и про­ мысле.

Затраты электроэнергии на освещение составляют примерно половину расхода на потребители последней группы.

Втабл. 22 приведены характеристики потребителей электро­ энергии, сгруппированных по сходству выполняемых функций для судов различного назначения.

Втабл. 23 даны более подробные сведения об отдельных потре­ бителях энергии на БМРТ (время работы в сутки и средняя нагрузка на основных режимах работы).

144


о

ю

я

Помухин .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 22

 

 

Характеристики

потребителей электроэнергии для судов различного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбопромысловые базы

Производственные траулеры

Т раулеры

средней

Группы потребителей

 

 

дальности

плавания

п/п

 

 

Р у кВт

 

Р у кВт

 

Р у кВт

 

 

 

 

 

 

 

р у / р с у и ' 0/°

Р у / Р с у м ’ 0//°

Р у / Р с у м ’ %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Вспомогательные

механизмы главного

220—260

4,5—5,5

130—lea

8—14

15—45

7—10

 

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вспомогательные

механизмы

МО и

700—8000

15,0—16,5

200—350

16—24

60—100

30—40

 

основных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Вентиляция и кондиционирование воз­

300—380

6,0—8,0

50—80

4,5—5,5

5—15

0,5—2,5

 

духа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Палубные механизмы

 

 

900—1300

20,0—25,0

110— 190

8,5—13

15—90

7— 14

5

Хозяйственное и бытовое оборудование

150—200

3,0—4,0

50—90

4—6,5

20—40

6—9

6

Средства связи и навигационное при­

25—30

0,5

15—30

1—2

3—10

2

 

боры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Освещение

 

 

 

 

150—200

3,5—4,0

60—100

4,5—6,5

20—50

7,5— 10

8

Технологическое оборудование

 

400—700

8,0— 14,0

120—180

9—14

9

Холодильная установка

 

 

1300—1600

26—32

350—750

23—40

20—40

9—18

 

Суммарная

установленная

мощность

4500—5200

1000—1900

150—250

 

10

потребителей

1—9

 

 

 

 

 

200—320

 

100—200

%

Промысловое оборудование

(траловая

 

лебедка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Специальные маневровые устройства

350—500

 

Установленная мощность всех судовых

4900—5600

 

120—2200

 

 

 

 

потребителей

электроэнергии

Ру