Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Удельная масса двигателей, работающих без наддува, состав ляет 35—50 т/кВт (24,5—36 кг/э.л.с.), удельная масса двигателей с наддувом составляет около 25 кг/кВт (21,4 кг/э.л.с.).
Для вспомогательных дизелей, как и для главных, характерно разнообразие конструкций и широкий диапазон конструктивных
иэксплуатационных показателей. Наиболее широко применяются на судах отечественного флота двигатели марок NVD, МАН, Зульцер, Бурмейстер и Вайн и Сторк. Рассмотрим кратко конструктив ные и эксплуатационные особенности дизелей этих марок.
Двигатели типа NVD (ГДР). Двигатели типа NVD применяются
вкачестве вспомогательных в основном двух моделей NVD-24 и NVD-36,1. Двигатель NDV-24 является наиболее распространенным
иприменяется в четырех- и шестицилиндровом исполнении. Дизель этого типа имеет относительно низкие цилиндровую мощность [18,35 кВт (25 э.л.с.)] и экономичность и высокую удельную массу.
Двигатель NVD-36,1 по сравнению с ранее выпускаемой базовой
моделью, имевшей цилиндровую мощность 28,6 кВт (37,5 э.л.с.) при 360 об/мин, форсирован по частоте вращения при том же среднем эффективном давлении. Благодаря этому достигнуто увеличение цилиндровой мощности до 37,5 кВт (51 э.л.с.) при 500 об/мин и снижение удельной массы до 24,5 кг/э.л.с. Двигатель имеет доста точно высокий моторесурс; срок службы цилиндровых втулок, поршней и коленчатого вала составляет около 22 тыс. ч.
Двигатели GV23,5/33 МАН. Применяются в шести-и семицилин дровом исполнении одной и той же мощности. Шестицилиндровый двигатель имеет повышенную частоту вращения и непосредствен ный впрыск топлива. Семицилиндровый двигатель имеет несколько большую длину (на 380 мм) и большую удельную массу (28,6 кг/л.с. против 23,9 кг/л.с. для шестицилиндрового) и предкамерное смесе образование, которое обеспечивает сравнительно высокую эконо мичность. Моторесурс двигателя достаточно высок, а эксплуата ционные показатели вполне удовлетворительны.
К конструктивным недостаткам этих двигателей следует отнести отсутствие принудительной смазки цилиндров, быстрое окисление масла, образование нагара и коксование (залегание) поршневых колец.
Двигатели 6ВАН-22 Зульцер. Двигатели 6ВАН-22 имеют наиболь шее из всех рассмотренных моделей дизелей значение среднего эф фективного давления [907 кПа (9,25 кгс/см2)]. В то же время вели чина цилиндровой мощности у них наименьшая из всех дизелей, имеющих наддув. Несмотря на наличие наддува расход топлива весьма высок и достигает 231г/(кВт-ч) [170 г/(э. л. с-ч)]. По своим эксплуатационным качествам двигатель находится на среднем уровне.
Двигатели 25МТВН-40 Бурмейстер и Вайн. Двигатели 25МТВН-40
применяются в трех- и шестицилиндровом исполнении и имеют наи высшую из всех рассмотренных моделей цилиндровую мощность [62,5 кВт (85 э.л.с.)] при весьма низких экономических показателях по расходу топлива [ge = 236,5 г/(кВт-ч) или 174 г/(э л. с-ч)]. Двигатель имеет сравнительно . высокий моторесурс и хорошие
142
эксплуатационные качества. В то же время конструктивные осо бенности двигателя, состоящие в изготовлении цилиндровых втулок за одно целое с цилиндровыми крышками, осложняет его разборку и ремонт (в судовых условиях извлечение поршней с ша тунами через картер представляет известные трудности).
Двигатели BR0-21S Сторк. Двигатели BR0-21S применяются в пяти- и восьмицилиндровом исполнении. Они имеют сравнительно высокую степень форсировки по частоте вращения 750 об/мин и сред нему эффективному давлению 853 кПа (8,7 кгс/см2). Двигатель весьма компактен, имеет небольшую удельную массу (13,7 кг/э.л.с.), достаточные моторесурс и надежность, а его ремонт облегчен просто той конструкции и удобством разборки. Вместе с тем по своим экономическим показателям и расходу топлива lge = 231 г/(кВт-ч) или 170 г/(э. л. с-ч)] он несколько отстает от современного уровня.
Отличительная особенность всех вспомогательных двигателей состоит в том, что они рассчитаны на работу в паре с генератором и являются однорежимными и нереверсивными.
Для поддержания заданной частоты вращения, благодаря кото рой обеспечивается постоянство частоты и напряжения генератора, двигатели снабжают однорежимными регуляторами.
§19
Основные потребители энергии
Судовые потребители энергии, к которым относятся различные электроприводы и теплообменные аппараты, используются для выполнения общесудовых и специальных функций.
При расчетах и анализе работы электростанций судовые потреби тели принято подразделять на следующие группы:
— механизмы машинного отделения — насосы, компрессоры, се параторы, гидрофоры, вентиляторы, станки судовой мастерской;
— электродвигатели судовых и промысловых устройств — шлю почные лебедки, брашпиль, шпили, грузовые лебедки, рулевая машина, траловая лебедка и др.;
— потребители и приводы машин и механизмов технологического оборудования — рыборазделочные машины, транспортеры, рыбо мучная установка, вентиляторы, автоклавы, закаточные станки и др.;
— электродвигатели рефрижераторной установки —компрессоры,
вентиляторы, насосы и др.; |
оборудование — гирокомпас, |
— электрорадионавигационное |
радиолокационная станция, рыбопоисковая аппаратура, радиоап паратура и др.;
— хозяйственно-бытовые и общесудовые электропотребители — камбузное оборудование, прачечное оборудование, осветительная сеть и др.
Электроэнергия поступает к потребителям с главного распреде лительного щита. Судовая электростанция может получать энергию, как уже говорилось, не только от вспомогательных двигателей,
ИЗ
но и от валогенераторов, а при электродвижении — от главных дизель-генераторов.
Потребители первой группы работают с приблизительно постоян ной мощностью на ходовых и промысловых режимах.. Часть из них включается периодически, часы их работы постоянны.
Потребители второй группы, за исключением рулевой машины, включаются редко. Промысловые механизмы, в том числе и один
из крупнейших |
потребителей |
тока — траловая лебедка, — рабо |
тают только на |
промысле, при |
выбирании орудий лова, в общей |
сложности не.более нескольких процентов от общего эксплуатацион ного времени. На таких судах, как БМРТ, траловая лебедка вклю чается в работу в течение промысловых суток около десяти раз, а об щее суточное время ее работы на переменных режимах составляет 2—3 ч, в продолжение которых наблюдаются резкие броски мощ ности.
Несколько более ритмично работают приводы потребителей третьей группы —• технологического оборудования. Как правило, все механизмы по обработке рыбы или та часть из них, которая может быть использована по условиям промысла в течение промыслового времени, работает с заданной или близкой к расчетной нагрузкой. Исключение составляют рыбомучная установка и механизмы кон сервного отделения, которые включаются в зависимости от пород ного состава объектов промысла и имеющегося рейсового задания. Очевидно, что заранее точно регламентировать загрузку всех меха низмов третьей группы невозможно, поскольку их работа зависит от вида продукции, породного состава рыб, формы и способов обработки. При производстве филе работают, например, рыборазделочные ма шины (моющие, головорубочные, филетировочные), потребляющие в общей сложности до 30—40 кВт, тогда как при одновременной переработке мелкого прилова на муку и жир и введении в дей ствие рыбомучных и жиротопных установок потребление энергии возрастает до 100 кВт и более.
Значительно равномернее работают рефрижераторные установки. Морозильные установки работают постоянно на полную мощность в течение всего времени лова и обработки рыбы. Холодильные установки охлаждения трюмов работают на промысле, при возвра щении в порт и во время стоянки судна в порту в период разгрузки.
Средства связи и поисковые приборы потребителей третьей группы по сравнению с предыдущими группами берут немного энер гии и создают достаточно стабильную нагрузку на ходу и про мысле.
Затраты электроэнергии на освещение составляют примерно половину расхода на потребители последней группы.
Втабл. 22 приведены характеристики потребителей электро энергии, сгруппированных по сходству выполняемых функций для судов различного назначения.
Втабл. 23 даны более подробные сведения об отдельных потре бителях энергии на БМРТ (время работы в сутки и средняя нагрузка на основных режимах работы).
144
о
ю
я
Помухин .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 22 |
|
|
Характеристики |
потребителей электроэнергии для судов различного назначения |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Рыбопромысловые базы |
Производственные траулеры |
Т раулеры |
средней |
||
№ |
Группы потребителей |
|
|
дальности |
плавания |
||||||
п/п |
|
|
Р у кВт |
|
Р у кВт |
|
Р у кВт |
|
|||
|
|
|
|
|
|
р у / р с у и ' 0/° |
Р у / Р с у м ’ 0//° |
Р у / Р с у м ’ % |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Вспомогательные |
механизмы главного |
220—260 |
4,5—5,5 |
130—lea |
8—14 |
15—45 |
7—10 |
|||
|
двигателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Вспомогательные |
механизмы |
МО и |
700—8000 |
15,0—16,5 |
200—350 |
16—24 |
60—100 |
30—40 |
||
|
основных систем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Вентиляция и кондиционирование воз |
300—380 |
6,0—8,0 |
50—80 |
4,5—5,5 |
5—15 |
0,5—2,5 |
||||
|
духа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Палубные механизмы |
|
|
900—1300 |
20,0—25,0 |
110— 190 |
8,5—13 |
15—90 |
7— 14 |
||
5 |
Хозяйственное и бытовое оборудование |
150—200 |
3,0—4,0 |
50—90 |
4—6,5 |
20—40 |
6—9 |
||||
6 |
Средства связи и навигационное при |
25—30 |
0,5 |
15—30 |
1—2 |
3—10 |
2 |
||||
|
боры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Освещение |
|
|
|
|
150—200 |
3,5—4,0 |
60—100 |
4,5—6,5 |
20—50 |
7,5— 10 |
8 |
Технологическое оборудование |
|
400—700 |
8,0— 14,0 |
120—180 |
9—14 |
— |
— |
|||
9 |
Холодильная установка |
|
|
1300—1600 |
26—32 |
350—750 |
23—40 |
20—40 |
9—18 |
||
|
Суммарная |
установленная |
мощность |
4500—5200 |
— |
1000—1900 |
— |
150—250 |
|
||
10 |
потребителей |
1—9 |
|
|
|
|
|
200—320 |
|
100—200 |
% |
Промысловое оборудование |
(траловая |
— |
— |
— |
— |
||||||
|
лебедка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Специальные маневровые устройства |
350—500 |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
|
Установленная мощность всех судовых |
4900—5600 |
|
120—2200 |
|
|
|
||||
|
потребителей |
электроэнергии |
Ру |
|
|
|
|
|
|
|