Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 23

Характеристики основных потребителей БМРТ

 

 

 

 

'

На промысле

На переходе

На стоянке

Потребители

 

Часы

Средняя

Часы

Средняя

Часы

Средняя

электроэнергии

 

мощ­

мощ­

мощ­

 

 

 

 

 

работы

ность

работы

ность

работы

ность

 

 

 

 

 

 

кВт/ч

 

кВт/ч

 

кВт/ч

Общая

нагрузка элек­

24

232,2

24

110,5

24

56,1

тростанции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вентилятор 21,5А № 7,

24

3,6

24

3,3

3

0,43

нагнетательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вентилятор 21,5А № 8

18

2,4

16

2,2

3

0,41

нагнетательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос

смазочного

ма­

24

10,0

24

10,0

 

 

сла главного двигателя —

 

 

 

 

 

 

резервный (60 м3/ч,

Н =

 

 

 

 

 

 

= 50 м

вод. ст.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос

забортной охла­

24

13,4

24

11,1

24

6,7

ждающей воды (130 м3/ч,

 

 

 

 

 

 

Н = 25

м вод. ст.)

 

 

 

 

 

 

 

Компрессор (120 м3/ч)

3

7,4

2

Компрессор № 2

 

2,6

5,7

1,0

Насос

пресной

охла­

24

14,2

24

14,3

24

7,9

ждающей воды

(70

м3/ч

 

 

 

 

 

 

Н — 30 м вод. ст.)

 

 

 

 

 

 

 

Пожарный

 

насос

24

15,3

8,5

5,8

~

(50 м3/ч, Н ~ 60 м вод. ст.)

 

 

 

 

 

 

Траловая

 

лебедка

14,5

107,0

 

 

 

 

(133 кВт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодильная

установ­

 

 

 

 

 

 

ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аммиачный компрессор

 

 

 

 

 

 

(74,3 кВт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аммиачный

компрессор

9

10,5

10,6

13

3

3,2

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аммиачный

компрессор

20

22,4

0,5

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аммиачный

компрессор

19,5

21,8

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассольный насос охла­

24

6,8

20

5,3

1

ждения трюмов

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассольный насос охла­

22

1,1

21

1,2

3

 

ждения провизионных ка­

 

 

 

 

 

 

мер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос забортной

охла­

24

8,1

14,5

4,0

8

3,0

ждающей воды холодиль­ ной установки

146


Продолжение табл. 23

 

На промысле

На переходе

На стоянке

Потребители

Часы

Средняя

Часы

Средняя

Часы

Средняя

электроэнергии

мощ­

мощ­

мощ­

 

работы

ность

работы

ность

работы

ность

 

 

кВт/ч

 

кВт/ч

 

кВт/ч

Вентилятор

морозилки

12

1,8

№ 1

 

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

12

1,9

№ 2

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

9

1,2

№ 3

 

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

9

1,2

№ 4

 

 

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

18

2,1

№ 5

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

19

3,0

№ 6

 

 

 

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

19,5

3,7

№ 7

 

 

 

 

 

 

 

Вентилятор

морозилки

21,2

2,8

№ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос теплой воды ва-

20,2

1,7

рильника

правого

борта

 

 

 

/

Вакуумный

насос

ва-

16,5

2,5

рильника

правого

борта

 

 

 

 

Варильник

правого

19,1

8,7

борта

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотор барабана вариль-

18,5

8,4

ника правого борта

 

 

 

 

 

 

 

Насос

тепловой

 

воды

22,5

1,5

варильника левого

борта

 

 

 

Вакуумный

насос

ва­

17,5

2,3

рильника

левого борта

 

 

 

 

Варильник левого бор­

22,5

11,9

та

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотор барабана вариль­

22,0

11,9

 

 

 

ника левого борта

 

 

 

 

 

 

 

Технологическое обору­

 

 

 

 

 

дование

 

 

 

 

 

 

 

 

Филетировочная

 

ма­

16,5

1,8

шина

 

 

 

 

 

 

 

 

Головорубочная

 

ма­

17,0

0,5

шина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортер

филетиро-

19,1

0,2

 

 

 

вочной машины

_

10:

147


Продолжение табл. 23

 

 

 

На промысле-

На переходе

На стоянке

Потребители

 

 

Часы

Средняя

Часы

Средняя

Часы

Средняя

электроэнергии

 

мощ­

мощ­

мощ­

 

 

 

работы

ность

работы

ность

работы

ность

 

 

 

 

кВт/ч

 

кВт/ч

 

кВт/ч

Транспортер

рыбных

21,0

0,3

отбросов левого борта

 

 

 

 

 

Транспортер

рыбных

12,0

0,3

отбросов правого борта

 

 

 

 

 

 

Транспортер целой

ры­

20,5

0,2

 

 

 

 

бы к рыбомоечной ма­

 

 

 

 

 

 

шине

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортер от

филей­

15,0

0,2

ного стола

 

 

 

 

 

 

 

Головорубочная

маши­

15,0

0,2

на правого борта

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодически работаю­

 

20,2

 

40,3

 

34,5

щие механизмы и прочие

 

 

 

 

 

 

мелкие потребители

"

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

На промысле на судовую сеть

работают

постоянно два

дизель-генератора. Один в среднем в

течение

12— 14 ч дает ток на траловую лебедку.

На переходе и во время стоянки

в порту

работает один дизель-генератор. На сто­

янке для охлаждения вспомогательного двигателя работает насос пресной воды вспо­ могательных двигателей (50-м3/ч, Н = 25 м вод. ст.) и насос забортной охлаждающей воды вспомогательных двигателей (75 м3/ч, Н = 25 м вод. ст.).

§ 20

Судовые парогенераторны е установки

Назначение парогенераторных установок состоит в обеспечении нормального функционирования всех механизмов и устройств судна и создании необходимых бытовых условий для команд и обслужи­ вающего персонала. Перечень основных потребителей и расход пара промысловых судов основных типов приведены в табл. 24.

Особенность парогенераторных установок промысловых судов заключается в том, что на специальные нужды, связанные с обра­ боткой улова, расходуется около 70% энергии, вырабатываемой этими установками, и только 30% на бытовые и общесудовые нужды. В связи с этим предъявляются дополнительные требования к паро­ генераторным установкам промысловых судов, которые по своей мощности и надежности должны превосходить и, как правило, пре­ восходят установки обычных транспортных судов.

Основой парогенераторной установки является парогенератор или система, состоящая из автономных вспомогательных и утили­ зационных парогенераторов.

Краткие характеристики вспомогательных парогенераторов наи­ более распространенных типов промысловых судов приведены

148


в табл. 25. Как видно из таблицы, на рыбопромысловых судах при­ меняются огнетрубные и водотрубные парогенераторы. Установкой с огнетрубными парогенераторами оборудован БМРТ типа «Пушкин», где использованы цилиндрические оборотные парогенераторы про­ изводительностью 3000 кг/ч с поверхностью нагрева 130 м2 и ра­ бочим давлением 589 кПа (6 кгс/см2). В качестве топлива служит мазут, тяга —• естественная. Парогенератор предназначен для паро­ вого отопления, обслуживания рыбомучной установки, опресни­ тельной установки, автоклавов, консервного отделения, подогре­ вателей танков топлива и масла и других судовых нужд.

Парогенератор имеет две жаровые трубы с топочными рамами и дверцами, на которых смонтированы вращающиеся механические форсунки.. Он снабжен специальными устройствами, автоматизи­ рующими процессы горения и питания, что исключает необходи­ мость специальной вахты и облегчает уход и наблюдение за его ра­ ботой.

Подача топлива осуществляется вращающейся форсункой, все узлы которой смонтированы на общем валу и приводятся в дви­ жение специальной турбинкой. Принцип действия форсунки с воз­ душно-механическим распыливанием топлива заключается в том, что топливо подается струей на внутреннюю стенку вращающегося конусного сопла и вследствие большой окружной скорости распыливается. Регулировка количества топлива, подаваемого к форсун­ кам, осуществляется регулировочным клапаном, связанным с не­

реверсивным

топливным и паровым клапанами и устройством для

дозирования

воздуха.

Главный

регулировочный клапан связан с паровым простран­

ством парогенератора и передает свои импульсы к регуляторам топлива и пара. При падении давления в парогенераторе давление на мембрану главного регулировочного клапана уменьшится, клапан при этом закроется, а нереверсивные клапаны откроются, пропуская к форсункам большее количество пара и топлива. Уст­ ройство отрегулировано так, чтобы паровой регулировочный клапан открывался несколько раньше, чем топливный (чтобы к моменту увеличения подачи топлива возросла частота вращения турбинок).

Распылению способствует воздух, поступающий от воздухо­ дувки в топку через кольцеобразную щель по краям распылителя. Конструкция форсунки позволяет использовать в качестве топлива самые вязкие нефтепродукты при незначительном их подогреве.

Топливо к форсункам подается двумя горизонтальными паро­ выми поршневыми насосами типа «Вортингтон» создающими постоян­ ное давление около 290 кПа (3 кгс/см2). Форсунка приводится в дей­ ствие электродвигателем с помощью клиноременной передачи или паровой турбинкой.

Питание парогенератора осуществляется двумя сдвоенными вер­ тикальными паровыми поршневыми насосами производительностью по 7 м3/ч и инжекторами типа «Рестартинг» производительностью по 9 м3/ч. Количество питательной воды в теплом ящике регули­ руется поплавковым регулятором.

149


Расход пара на основные потребители

Потребители пара

СРТМ типа

РТМ типа

БМРТ типа

«Маяк»

«Атлантик»

«Пушкин»

Отопление

 

 

0,185—0,19

0,5—0,6

0,5—0,6

Испарительная установка

0,16—0,25

0,5—0,55

0,5—0,6

Рыбофабрика

 

 

 

1,13

Жиротопная установка

 

 

0,06

Рыбомучная установка

 

 

' --

1,8—2,0

Консервная установка

 

 

0,103

Обогрев танков, цистерн

0,06—0,08

 

0,5—0,7

Механизмы, обслуживающие

 

0,3—0,4

Ю О 1 о

котел

 

 

 

 

 

 

 

Средняя нагрузка на котел, т/ч:

 

 

 

 

1,25

на переходе

 

0,3

 

 

1,4

на промысле

 

0,35

 

 

1,9

2,36

 

 

 

 

Характеристики вспомогательных

Х арактеристики

СРТР типа

СРТМ типа

РТМ типа

РТМ типа

«Океан»

 

«Маяк»

«Атлантик»

«Тропик»

Тип котла *

 

ВТ

 

от

ВТ

ВТ

Марка котла

 

Шухова

КВА 0,5/5

Вагнер

Хохдурук

Число котлов в установке,

1

 

1

1

1

шт.

 

 

300

 

500

2500

1500

Паропроизводительность

 

котла Qк, кг/ч

р, кПа

392 (4)

 

490 (5)

785 (8)

392 (4)

Давление

пара

 

(кгс/см2)

расход

топлива,

7,6

 

7,6

64

50

Часовой

 

кг/ч

 

 

26

 

38

185

ПО

Поверхность нагрева, м2

 

Удельный

расход

топлива,

86,7

 

76

74

73,3

кг топлива

 

 

 

 

 

 

 

т пара

паропроизводи-

39,5

 

65,8

39,1

30,0

Удельная

 

тельность, кг/(м2-ч)

 

0,82

 

0,75

0,775

0,83

К- п. д. %

 

 

 

Масса котла без воды, кг

 

2,0

14,1

1,4

Масса воды в котле при

 

0,27

2,1

рабочем уровне, т

 

 

 

 

 

 

* ОТ — огнетрубный; ВТ •— водотрубный.

150

на промысловых судах, т/ч

 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

 

 

 

 

 

 

БМРТ типа

 

БМ РТ типа

ППР типа

ППР типа

ТПР типа

«Маяковский»

«Лесков»

«Грумант»

«Рембрандт»

«Алтай»

0,5—0,6

 

0,6—0,7

о

Ю о 1

00 о со1о

0,7—0,8

0,5

 

 

0,9

0,8—0,9

1,2—2,2

0,9— 1,0

0,2—0,3

 

 

О to

о СО

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0,06

 

 

 

 

 

1,8—2

 

0,5—0,6

1,0— 1,15

 

1.2

 

0,133

 

 

 

 

 

0,3—0,4

 

0,5—0,6

0,5—0,6

 

 

0,3—0,45

 

0,3—0,4

0,4—0,5

 

0,5—0,6

1,6

 

 

2,2

 

1,3

 

2,0

 

2,3

3,5

 

 

3,5

3,0

 

3,6

 

3,8

генераторов промысловых судов

 

 

 

 

 

Таблица 25

 

 

 

 

 

 

БМРТ типа

БМРТ типа

БМРТ типа

 

БКРТ

ППР типа

ППР

ТПР

 

типа

типа

«Пушкин» «Маяковский»

«Лесков»

«Н аталья

«Грумант»

«Рем­

типа

 

 

 

 

Ковшова»

 

 

брандт»

«Алтай»

от

 

ВТ

ВТ

 

ВТ

ВТ

ВТ

ВТ

Ховальдс

КВС 30/2

5/11

СМА-25

Бурмейстер

АО-3

КВВА

Верке

 

2

1

 

2

и Вайн

1

2,5/5

1

 

 

 

1

2

3000

 

2000

3700

 

3100

3000

4500

2500

589 (6)

 

490 (5)

686 (7)

785 (8)

981

(10)

1178 (12)

490 (5)

130

 

78,5

115

 

62

100

125

77

255

 

185

292

 

_

219

360

225

85

 

92,5

79

 

73

80

90

23,1

 

25,4

32,2

 

50

30,0

’ 36

32,5

0,712

 

0,74

0,731

 

_

_

_

0,71

 

 

6,1

 

 

 

5,6

 

 

1,3

 

 

 

 

 

 

1,1

151