Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 — ртуть; 2 — параболиче­ ская вставка; 3 — поплавок; 4 указатель паромера; 5 — датчик давления.

Особенность данной парогенераторной установки — наличие ста­ ционарного паромера (рис. 81) — прибора, показывающего расход пара различными потребителями. Паромер позволяет вести по­ стоянное наблюдение за нагрузкой парогенератора, что очень важно в условиях промысла при переменных режимах ра­ боты большого числа по­

требителей. Характеристики работы

парогенераторов трех ти­ пов БМРТ показаны на рис. 82.

Применение оборотного огнетрубного парогенера­ тора в качестве основ­ ного источника пара на

рыболовном траулере-за­ Рис. 81. Схема паромера. воде имеет ряд преиму­

ществ. Оборотные паро­ генераторы менее чув­ ствительны к колебаниям нагрузки, имеют большую

аккумулирующую способность и запас тепла, что очень важно при работе в промысловых условиях. В то же время по ряду показа­ телей эти парогенераторы уступают более современным — водо­ трубным. В настоящее время наметилась тенденция к установке парогенераторов последнего типа.

trfjMPTтипа „Пушкин" +-5МРТтипа каскад

С/Ок

<23

 

 

 

 

 

 

 

а/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 =Щ ')

 

Рис. 83. Схема парогенераторной

уста­

 

 

_____ I

 

новки

БМРТ

типа

«Маяковский».

 

 

 

1 — парогенераторный вентилятор; 2 — паро-

 

1,0

1,5 ?,0 2,5

5,0 йк, т/ч

 

распределительный

коллектор; 3 — расходная

 

 

 

 

 

 

 

 

цистерна

топлива;

4,

5

— парогенераторы

Рис. 82.

Характеристики работы па­

КВС-30; 6 — теплый ящик;

7 — питательный

насос; 8 — фильтр;

9 — форсуночный

насос;

 

 

рогенератора

БМРТ.

10 — подогреватель

топлива.

 

152


Схема парогенераторной установки с двумя водотрубными паро­ генераторами БМРТ типа «Маяковский» приведена на рис. 83.

Ранее уже упоминалось, что на судах рыболовного флота в состав парогенераторных установок входят утилизационные вспомогатель­ ные парогенераторы. Несмотря на то, что частые перемены режимов работы главных двигателей усложняют эксплуатацию таких агре­ гатов, утилизация тепла, образующегося при работе главных двига­ телей, является весьма важной задачей. При правильном решении

этой задачи общая экономич­

 

 

 

 

ность установок

значительно

 

 

 

 

возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известно, что около 50%

з

 

 

 

тепла,

образующегося

при

 

 

 

сжигании

топлива,

теряется

 

 

 

 

с

отработавшими газами

и

 

 

 

 

охлаждающей

водой.

Из

 

 

 

 

10 тыс. ккал, образующихся

 

 

 

 

при сгорании 1

кг

топлива,

 

 

 

 

в

полезную

работу

пре­

 

 

 

 

образуется

 

только

3500—

 

 

 

 

4500 ккал,

столько

же

уно­

 

 

 

 

сится с отработавшими га­

 

 

 

 

зами и

несколько

меньше

 

 

 

 

(1000—3000

ккал) — с охла­

Рис. 84. Схема

парогенератора: а —■утили­

ждающей

водой

и

маслом.

зационного

газотрубного;

б — комбиниро­

 

Для

использования

бес­

 

 

ванного.

-

полезно

теряемого

тепла

и

 

 

установок во многих

повышения

экономичности

энергетических

из

них

независимо

от

их

типа и вида

применяется

утилизация,

т. е. дополнительное использование тепла отработавших газов.

Общий

к. п. д.

установки в

этом

 

случае

повышается

на

5— 10%, полезное использование тепла

возрастает

у четырехтакт­

ных двигателей до 250 и у двухтактных до

150

ккал(э.л.с-ч).

Это равнозначно

получению 0,35—0,45

кг

дополнительного

пара

у четырехтактных и до 0,25 кг пара на

1

э.

л.

с-ч

у двухтактных

двигателей.

 

расходы

пресной

воды, горячей

На

промысловых судах, где

воды и пара значительно превышают расход на обычных транспорт­ ных судах, утилизация тепла имеет особое значение.

Утилизационные парогенераторы устанавливают на выхлопных трактах двигателей по нескольку штук на энергетическую уста­ новку, что позволяет регулировать их производительность по пару. При меньшем потреблении пара или при уменьшении нагрузки двигателя, например на промысловых режимах или на стоянке, часть парогенераторов отключают, и газы направляются прямым путем, минуя парогенераторы. С этой же целью для возможности регулирования в широких пределах производства пара при мини­ мальных затратах применяют комбинированные парогенераторы с дополнительными топками.

153


Наибольшее распространение из разнообразных по конструк­ ции утилизационных парогенераторов получили трубчатые— газо­ трубные или водотрубные. Схема утилизационного газотрубного парогенератора приведена на рис. 84, а. Газы проходят через трубки 1, закрепленные в трубных досках 2, и отводятся в общий выхлопной трубопровод. Вода омывает трубки снаружи. Образующийся пар скапливается в верхней части парогенератора и отводится по трубе 3.

Комбинированный парогенератор (рис. 84, б) имеет топку 3 и две пары трубных досок, в одной из которых (верхней) закреплены трубки 1, образующие утилизационную поверхность парогенера­ тора, а во второй (нижней) — трубки 2, обогреваемые газами топ­ лива, сжигаемого в топке 3. Отопление парогенератора — форсу­ ночное.

Кроме парогенераторов, для утилизации тепла отработавших газов применяются подогреватели воды, опреснители и теплооб­ менные аппараты специального назначения.

ГЛАВА VI

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

§ 21

Судовые устройства

Под судовыми устройствами понимают комплекс приспособлений, машин и механизмов, обеспечивающих эффективную и безопасную работу судна.

К основным устройствам судов относятся: рулевое, якорное, буксирное, грузовое, швартовное, шлюпочное и спасательное. Эти устройства имеются на всех судах, независимо от их класса и назна­ чения. На судах специального назначения помимо перечисленных общесудовых устройств предусматриваются специальные, предна­ значенные для выполнения основных функций судна: промысловые — на добывающих судах флота рыбной промышленности, противопо­ жарные и водоотливные — на спасательных судах, топливопередаю­ щие на танкерах и т. д.

Все судовые устройства состоят из собственно самих устройств (якорей, якорных цепей, клюзов, шлюпок, шлюпбалок, грузовых стрел и т. д.), которые входят в общесудовую часть судов и обслу­ живаются палубной командой, и механических приводов, обеспе­ чивающих их работу (брашпилей, шлюпочных лебедок, грузовых

154


кранов и т. д.). Механическая часть всех судовых устройств нахо­ дится в ведении машинной команды судна.

Рулевые устройства. Рулевые устройства обеспечивают необходи­ мую управляемость (поворотливость) судов и устойчивость на курсе. Конструкции рулевых устройств весьма различны, однако все они состоят из руля (поворотной насадки или комплекта рулей), с по­ мощью которого обеспечивается управляемость судном, и рулевого привода, осуществляющего перекладку (поворот) руля.

Руль, или насадка, представляет собой поверхность сложной формы, воспринимающую давление воды и изменяющую направление

6'

Рис.

85. Схема рулевого устройства с

валиновым приводом.

1 — баллер

руля; 2 — сектор; 3 •— валиковая

передача; 4 — соединительные

 

муфты; 5 ~ конические передачи;

6 — штурвал.

движения судна. Эта поверхность (перо руля) вращается вокруг вертикальной оси с помощью стержня — баллера, поворот которого осуществляется рулевым приводом.

Рулевые приводы предназначены для передачи усилия баллеру и поворота его на тот или другой борт. Различают основной, запас­ ной и аварийный приводы. В современном судостроении применяются рулевые приводы следующих типов: румпельноили секторноштуртросовые, секторные с валиковой проводкой, винтовые, с руле­ вой машиной, непосредственно соединенной с румпелем.

Рулевая машина обеспечивает создание усилия на баллере для его вращения. На судах флота рыбной промышленности применяется электрические, электрогидравлические и гидравлические рулевые машины. Управление рулевой машиной (дистанционный пуск, оста­ новка, реверсирование и изменение частоты вращения вала рулевой машины) осуществляется с помощью привода, связывающею один или несколько постов управления судном с пусковым механизмом рулевой машины. Различают механические, гидравлические и элек­ трические приводы рулевой машины. Схема рулевого устройства с валиковым приводом показана на рис. 85.

155


Рулевые машины современных судов размещают в румпельном отделении в кормовой оконечности судна, непосредственно у баллера. Такое расположение обеспечивает наибольшую компактность, на­ дежную связь всех частей и деталей рулевого устройства и удоб­ ство при обслуживании и ремонте. Конструкция электрической сек­ торной рулевой машины приведена на рис. 86. Электродвигатель та­ кой машины передает усилие сектору руля через червячную передачу. Управление электродвигателем — кнопочное или штурвальное с кур­

 

 

 

 

созависимым

дистанционным

 

 

 

 

управлением.

распространен­

 

 

 

 

 

Наиболее

 

 

 

 

ными

являются

 

электро­

 

 

 

 

гидравлические рулевые ма­

 

 

 

 

шины (рис. 87), исполнитель­

 

 

 

 

ная часть

которых

работает

 

 

 

 

по

гидравлической

схеме.

 

 

 

 

Машины

этого

типа

имеют

 

 

 

 

две

пары

насосов

и

могут

 

 

 

 

работать

одним

или

двумя

 

 

 

 

насосами, что повышает их

 

 

 

 

надежность.

 

эксплуатации

 

 

 

 

 

Специфика

 

 

 

 

промысловых

и рыбоперера­

 

 

 

 

батывающих судов, в част­

Рис. 86. Электрическая секторная рулевая

ности,

работа

с

 

орудиями

лова,

требующая

 

точных и

машина.

 

 

тонких маневров,

предъяв­

J — вспомогательный

румпель;

2

— основной

ляет повышенные требования

румпель; 3 — червячная передача;

4 — электро­

мотор; 5 — редуктор;

6 — сектор;

 

7 — ограни­

к их

рулевым

устройствам.

чители; 8 — запасной валиковый

привод.

 

 

 

 

На

судах

флота

рыбной

 

 

 

 

промышленности,

чаще чем

на судах других типов, применяются рули в виде поворотных наса­ док, активные рули и подруливающие устройства различных типов. Помимо активных рулей (с встроенными винтами, приводимыми в дей­ ствие от вспомогательных автономных двигателей), поворотных на­ садок и рулей Энкеля (рис. 88) на промысловых судах используются все средства активного управления (САУ). Это значительно повышает эксплуатационные свойства судов и их эффективность. Интенсив­ ность использования активных рулей (АР) на плавбазе «Рыбацкая слава» за время рейса составляет около 1,5 ч в сутки против 5 ч работы главного двигателя, т. е. ~0,3. Использование АР на тунцеловной базе «Солнечный луч» за 150 сут промыслового времени составляет 321 ч, или 2,15 ч в сутки, т. е. 8,9% времени рейса или 14,4% промыслового времени. Хорошо зарекомендовали себя АР

на траулерах типов «Тропик» и «Атлантик».

Коэффициент исполь­

зования АР

на

этих судах

значительно ниже, чем на плавбазах

(не более

3%).

Процент

ходового времени

на траулерах зна­

чительно выше, а следовательно, выше и коэффициент использова­ ния АР.

156