Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
Особенность данной парогенераторной установки — наличие ста ционарного паромера (рис. 81) — прибора, показывающего расход пара различными потребителями. Паромер позволяет вести по стоянное наблюдение за нагрузкой парогенератора, что очень важно в условиях промысла при переменных режимах ра боты большого числа по
требителей. Характеристики работы
парогенераторов трех ти пов БМРТ показаны на рис. 82.
Применение оборотного огнетрубного парогенера тора в качестве основ ного источника пара на
рыболовном траулере-за Рис. 81. Схема паромера. воде имеет ряд преиму
ществ. Оборотные паро генераторы менее чув ствительны к колебаниям нагрузки, имеют большую
аккумулирующую способность и запас тепла, что очень важно при работе в промысловых условиях. В то же время по ряду показа телей эти парогенераторы уступают более современным — водо трубным. В настоящее время наметилась тенденция к установке парогенераторов последнего типа.
trfjMPTтипа „Пушкин" +-5МРТтипа каскад ”
С/Ок |
<23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а/ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I_____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 =Щ ') |
|
Рис. 83. Схема парогенераторной |
уста |
||||
|
|
_____ I |
|
новки |
БМРТ |
типа |
«Маяковский». |
||
|
|
|
1 — парогенераторный вентилятор; 2 — паро- |
||||||
|
1,0 |
1,5 ?,0 2,5 |
5,0 йк, т/ч |
||||||
|
распределительный |
коллектор; 3 — расходная |
|||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
цистерна |
топлива; |
4, |
5 |
— парогенераторы |
|
Рис. 82. |
Характеристики работы па |
КВС-30; 6 — теплый ящик; |
7 — питательный |
||||||
насос; 8 — фильтр; |
9 — форсуночный |
насос; |
|||||||
|
|
рогенератора |
БМРТ. |
10 — подогреватель |
топлива. |
|
152
Схема парогенераторной установки с двумя водотрубными паро генераторами БМРТ типа «Маяковский» приведена на рис. 83.
Ранее уже упоминалось, что на судах рыболовного флота в состав парогенераторных установок входят утилизационные вспомогатель ные парогенераторы. Несмотря на то, что частые перемены режимов работы главных двигателей усложняют эксплуатацию таких агре гатов, утилизация тепла, образующегося при работе главных двига телей, является весьма важной задачей. При правильном решении
этой задачи общая экономич |
|
|
|
|
||||||||
ность установок |
значительно |
|
|
|
|
|||||||
возрастает. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Известно, что около 50% |
з |
|
|
|
|||||||
тепла, |
образующегося |
при |
|
|
|
|||||||
сжигании |
топлива, |
теряется |
|
|
|
|
||||||
с |
отработавшими газами |
и |
|
|
|
|
||||||
охлаждающей |
водой. |
Из |
|
|
|
|
||||||
10 тыс. ккал, образующихся |
|
|
|
|
||||||||
при сгорании 1 |
кг |
топлива, |
|
|
|
|
||||||
в |
полезную |
работу |
пре |
|
|
|
|
|||||
образуется |
|
только |
3500— |
|
|
|
|
|||||
4500 ккал, |
столько |
же |
уно |
|
|
|
|
|||||
сится с отработавшими га |
|
|
|
|
||||||||
зами и |
несколько |
меньше |
|
|
|
|
||||||
(1000—3000 |
ккал) — с охла |
Рис. 84. Схема |
парогенератора: а —■утили |
|||||||||
ждающей |
водой |
и |
маслом. |
зационного |
газотрубного; |
б — комбиниро |
||||||
|
Для |
использования |
бес |
|
|
ванного. |
- |
|||||
полезно |
теряемого |
тепла |
и |
|
|
установок во многих |
||||||
повышения |
экономичности |
энергетических |
||||||||||
из |
них |
независимо |
от |
их |
типа и вида |
применяется |
утилизация, |
т. е. дополнительное использование тепла отработавших газов.
Общий |
к. п. д. |
установки в |
этом |
|
случае |
повышается |
на |
||
5— 10%, полезное использование тепла |
возрастает |
у четырехтакт |
|||||||
ных двигателей до 250 и у двухтактных до |
150 |
ккал(э.л.с-ч). |
|||||||
Это равнозначно |
получению 0,35—0,45 |
кг |
дополнительного |
пара |
|||||
у четырехтактных и до 0,25 кг пара на |
1 |
э. |
л. |
с-ч |
у двухтактных |
||||
двигателей. |
|
расходы |
пресной |
воды, горячей |
|||||
На |
промысловых судах, где |
воды и пара значительно превышают расход на обычных транспорт ных судах, утилизация тепла имеет особое значение.
Утилизационные парогенераторы устанавливают на выхлопных трактах двигателей по нескольку штук на энергетическую уста новку, что позволяет регулировать их производительность по пару. При меньшем потреблении пара или при уменьшении нагрузки двигателя, например на промысловых режимах или на стоянке, часть парогенераторов отключают, и газы направляются прямым путем, минуя парогенераторы. С этой же целью для возможности регулирования в широких пределах производства пара при мини мальных затратах применяют комбинированные парогенераторы с дополнительными топками.
153
Наибольшее распространение из разнообразных по конструк ции утилизационных парогенераторов получили трубчатые— газо трубные или водотрубные. Схема утилизационного газотрубного парогенератора приведена на рис. 84, а. Газы проходят через трубки 1, закрепленные в трубных досках 2, и отводятся в общий выхлопной трубопровод. Вода омывает трубки снаружи. Образующийся пар скапливается в верхней части парогенератора и отводится по трубе 3.
Комбинированный парогенератор (рис. 84, б) имеет топку 3 и две пары трубных досок, в одной из которых (верхней) закреплены трубки 1, образующие утилизационную поверхность парогенера тора, а во второй (нижней) — трубки 2, обогреваемые газами топ лива, сжигаемого в топке 3. Отопление парогенератора — форсу ночное.
Кроме парогенераторов, для утилизации тепла отработавших газов применяются подогреватели воды, опреснители и теплооб менные аппараты специального назначения.
ГЛАВА VI
•
СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
§ 21
Судовые устройства
Под судовыми устройствами понимают комплекс приспособлений, машин и механизмов, обеспечивающих эффективную и безопасную работу судна.
К основным устройствам судов относятся: рулевое, якорное, буксирное, грузовое, швартовное, шлюпочное и спасательное. Эти устройства имеются на всех судах, независимо от их класса и назна чения. На судах специального назначения помимо перечисленных общесудовых устройств предусматриваются специальные, предна значенные для выполнения основных функций судна: промысловые — на добывающих судах флота рыбной промышленности, противопо жарные и водоотливные — на спасательных судах, топливопередаю щие на танкерах и т. д.
Все судовые устройства состоят из собственно самих устройств (якорей, якорных цепей, клюзов, шлюпок, шлюпбалок, грузовых стрел и т. д.), которые входят в общесудовую часть судов и обслу живаются палубной командой, и механических приводов, обеспе чивающих их работу (брашпилей, шлюпочных лебедок, грузовых
154
кранов и т. д.). Механическая часть всех судовых устройств нахо дится в ведении машинной команды судна.
Рулевые устройства. Рулевые устройства обеспечивают необходи мую управляемость (поворотливость) судов и устойчивость на курсе. Конструкции рулевых устройств весьма различны, однако все они состоят из руля (поворотной насадки или комплекта рулей), с по мощью которого обеспечивается управляемость судном, и рулевого привода, осуществляющего перекладку (поворот) руля.
Руль, или насадка, представляет собой поверхность сложной формы, воспринимающую давление воды и изменяющую направление
6'
Рис. |
85. Схема рулевого устройства с |
валиновым приводом. |
1 — баллер |
руля; 2 — сектор; 3 •— валиковая |
передача; 4 — соединительные |
|
муфты; 5 ~ конические передачи; |
6 — штурвал. |
движения судна. Эта поверхность (перо руля) вращается вокруг вертикальной оси с помощью стержня — баллера, поворот которого осуществляется рулевым приводом.
Рулевые приводы предназначены для передачи усилия баллеру и поворота его на тот или другой борт. Различают основной, запас ной и аварийный приводы. В современном судостроении применяются рулевые приводы следующих типов: румпельноили секторноштуртросовые, секторные с валиковой проводкой, винтовые, с руле вой машиной, непосредственно соединенной с румпелем.
Рулевая машина обеспечивает создание усилия на баллере для его вращения. На судах флота рыбной промышленности применяется электрические, электрогидравлические и гидравлические рулевые машины. Управление рулевой машиной (дистанционный пуск, оста новка, реверсирование и изменение частоты вращения вала рулевой машины) осуществляется с помощью привода, связывающею один или несколько постов управления судном с пусковым механизмом рулевой машины. Различают механические, гидравлические и элек трические приводы рулевой машины. Схема рулевого устройства с валиковым приводом показана на рис. 85.
155
Рулевые машины современных судов размещают в румпельном отделении в кормовой оконечности судна, непосредственно у баллера. Такое расположение обеспечивает наибольшую компактность, на дежную связь всех частей и деталей рулевого устройства и удоб ство при обслуживании и ремонте. Конструкция электрической сек торной рулевой машины приведена на рис. 86. Электродвигатель та кой машины передает усилие сектору руля через червячную передачу. Управление электродвигателем — кнопочное или штурвальное с кур
|
|
|
|
созависимым |
дистанционным |
||||||||
|
|
|
|
управлением. |
распространен |
||||||||
|
|
|
|
|
Наиболее |
||||||||
|
|
|
|
ными |
являются |
|
электро |
||||||
|
|
|
|
гидравлические рулевые ма |
|||||||||
|
|
|
|
шины (рис. 87), исполнитель |
|||||||||
|
|
|
|
ная часть |
которых |
работает |
|||||||
|
|
|
|
по |
гидравлической |
схеме. |
|||||||
|
|
|
|
Машины |
этого |
типа |
имеют |
||||||
|
|
|
|
две |
пары |
насосов |
и |
могут |
|||||
|
|
|
|
работать |
одним |
или |
двумя |
||||||
|
|
|
|
насосами, что повышает их |
|||||||||
|
|
|
|
надежность. |
|
эксплуатации |
|||||||
|
|
|
|
|
Специфика |
||||||||
|
|
|
|
промысловых |
и рыбоперера |
||||||||
|
|
|
|
батывающих судов, в част |
|||||||||
Рис. 86. Электрическая секторная рулевая |
ности, |
работа |
с |
|
орудиями |
||||||||
лова, |
требующая |
|
точных и |
||||||||||
машина. |
|
|
тонких маневров, |
предъяв |
|||||||||
J — вспомогательный |
румпель; |
2 |
— основной |
||||||||||
ляет повышенные требования |
|||||||||||||
румпель; 3 — червячная передача; |
4 — электро |
||||||||||||
мотор; 5 — редуктор; |
6 — сектор; |
|
7 — ограни |
к их |
рулевым |
устройствам. |
|||||||
чители; 8 — запасной валиковый |
привод. |
||||||||||||
|
|
|
|
На |
судах |
флота |
рыбной |
||||||
|
|
|
|
промышленности, |
чаще чем |
на судах других типов, применяются рули в виде поворотных наса док, активные рули и подруливающие устройства различных типов. Помимо активных рулей (с встроенными винтами, приводимыми в дей ствие от вспомогательных автономных двигателей), поворотных на садок и рулей Энкеля (рис. 88) на промысловых судах используются все средства активного управления (САУ). Это значительно повышает эксплуатационные свойства судов и их эффективность. Интенсив ность использования активных рулей (АР) на плавбазе «Рыбацкая слава» за время рейса составляет около 1,5 ч в сутки против 5 ч работы главного двигателя, т. е. ~0,3. Использование АР на тунцеловной базе «Солнечный луч» за 150 сут промыслового времени составляет 321 ч, или 2,15 ч в сутки, т. е. 8,9% времени рейса или 14,4% промыслового времени. Хорошо зарекомендовали себя АР
на траулерах типов «Тропик» и «Атлантик». |
Коэффициент исполь |
|||
зования АР |
на |
этих судах |
значительно ниже, чем на плавбазах |
|
(не более |
3%). |
Процент |
ходового времени |
на траулерах зна |
чительно выше, а следовательно, выше и коэффициент использова ния АР.
156