Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществляется через пусковой клапан при натяжении пускового штерта.

Для лучшего обнаружения плотов в море их окрашивают в яркооранжевый цвет. Снаружи и внутри плота по его периметру уста­ навливают спасательный леер, а под днищем предусматривают ручки для переворачивания плота в случае его всплытия тентом вниз. Тент имеет два отверстия для входа, которые закрываются фартуками, устройство для сбора дождевой воды и две лампочки: снаружи для сигнализации и внутри — для освещения. Питание лампочек осу­ ществляется от водоналивных батареек, которые начинают работать при спуске плота. Плот оборудуют шторм-трапами, буксирным кон­ цом и петлями для его крепления.

Каждый плот имеет необходимое снабжение, упакованное в водо­ непроницаемый плавучий чехол.

Отечественной промышленностью освоен выпуск надувных пло­ тов нескольких типоразмеров. Основные характеристики спасатель­ ных плотов приведены в табл. 26.

Жесткие плоты изготовляют из стали, сплавов легких металлов и пластмасс. Общее устройство таких плотов аналогично устройству ранее описанных. Камеры плавучести плотов сваривают из отдельных элементов, на которых для жесткости выдавливают ребра. Камеры плавучести имеют форму овала или многогранника и разделены водо­ непроницаемыми переборками на ряд отсеков. В некоторых кон­ струкциях плотов для лучшей непотопляемости отсеки заполняют легкими плавучими материалами.

Днище жестких плотов — двойное, с воздушными водонепрони­ цаемыми отсеками, снабженными водонепроницаемыми крышками. Часть отсеков используется для хранения снабжения.

К корпусу плота крепят дуги, на которые натягивают двухслой­ ный тент из прорезиненной ткани или непроницаемого пластика. Плоты имеют отверстия для входа и выхода, закрываемые фар­ туками, сборник дождевой воды, наружное и внутреннее освещение, шторм-трапы и буксирное приспособление.

Посадка людей на плоты, находящиеся на плаву, производится либо из воды, либо с борта судна по трапам, шторм-трапам, шкен­ телям и т. д. Если предусмотрена посадка в плоты на палубе судна, то должны быть специальные средства для спуска в виде шлюпба­ лок, стрел, кранов и жестких рам или поддонов, на которые необ­ ходимо устанавливать плоты.

Конструкция крепления плотов по-походному должна обеспе­ чивать возможность их всплытия при гибели судна. Для этой цели чаще всего применяется устройство, состоящее из поплавка, кото­ рый при всплытии выдергивает стопорную чеку крепления найтовых.

Для спуска или вываливания шлюпок и плотов некоторых типов применяются специальные подъемно-спусковые приспособления, на­ зываемые шлюпбалками.

По конструкции шлюпбалки подразделяются на поворотные, или радиальные, заваливающиеся и гравитационные. Поворотные

164



 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2 6

 

 

О сновны е

харак тери сти ки сп а са т ел ь н ы х плотов

 

 

 

 

 

 

 

 

Плоты жесткие

 

 

Х арактеристики

 

 

из легкого сплава

пластмассовые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСН-6м

ПСМ-Юм

СПА-6

СПА-12

СПП-6

СПП-12

Вместимость, чел.

6

10

6

12

6

12

Габаритные размеры (для плотов

 

 

 

 

 

 

ПСН в надутом состоянии), м:

 

 

 

 

 

 

 

длина

3,05

3,00

2,58

3,26

2,46

3,04

 

ширина

1,85

2,40

1,82

2,59

1,64

2,19

 

высота (с поднятым тентом)

1,20

1,35

1,55

1,66

1,45

1,56

Диаметр (высота) обечаек, м

0,50/0,62

0,50/0,62

0,45/0,65

0,45/0,65

Габаритные размеры надувных пло­

 

 

 

 

 

 

тов

в сложенном состоянии (в чех­

 

 

 

 

 

 

ле),

м:

 

 

 

 

 

 

 

длина

1,00

1,38

 

ширина

0,45

0,47

 

высота

0,53

0,53

Масса плота со снабжением (для

85

125

180

280

170

240

надувных плотов с чехлом), кг

 

 

 

 

 

 

Масса плота со снабжением и людь-

534

895

630

1180

620

1140

МИ, к г


шлюпбалки представляют собой кованую, трубчатую или сварную балку, вращающуюся вокруг вертикальной оси и опирающуюся на две опоры: нижнюю, называемую подпятником, и верхнюю — обойму. Часть балки, расположенная выше обоймы, изогнута и при вращении шлюпбалки выходит за борт судна.

На конце шлюпбалки — ноке крепят

шлюптали, на которые

подвешивают шлюпки.

Поворотные шлюпбалки весьма

неудобны

в эксплуатации. Регистр

не допускает их

применения

для спаса­

тельных шлюпок. По этим причинам их не устанавливают на новых

судах; они встречаются на сравнительно небольших

промысловых

и транспортных судах типа СРТ, ТХС, РТ и др.

качающуюся

Заваливающиеся шлюпбалки представляют собой

конструкцию, нижний конец которой шарнирно закреплен к палубе судна, а верхний перемещается посредством винтовой передачи или червячного винта, присоединенного к телу стрелы или балки. Для увеличения вылета шлюпбалок за борт их нижний конец снабжают секторами или обеспечивают его салазочное перемещение. Движение сектора балки осуществляется путем перемещения его центра. По

конфигурации различают

прямые, S-образные и серповидные

балки.

конструкций имеют преимущество перед

Балки двух последних

прямыми, так как занимают гораздо меньше места (их устанавливают под шлюпкой). Их применение для спасательных средств не допу­ скается.

Гравитационные шлюпбалки по сравнению с предыдущими ти­ пами имеют ряд преимуществ, главное из которых заключается в том, что вываливание шлюпок происходит только под действием их массы и стрел шлюпбалок и не требует затраты мускульной или механической энергии.

По конструкции гравитационные шлюпбалки подразделяются на скатывающиеся, вываливание которых осуществляется путем пере­ мещения стрелы на роликах, катящихся по направляющим; шар­ нирные, вываливание которых происходит за счет вращения отно­ сительно неподвижного шарнира у ее основания; шарнирно-скаты- вающиеся, вываливание которых осуществляется в результате слож­ ного движения стрелы — перемещения на роликах и вращения отно­ сительно шарнира; креноустойчивые, у которых стрелы заменены тележками или салазками, скатывающимися сначала по неподвиж­ ным направляющим, а затем — либо за борт, либо (при антикрене) по наклонному борту судна.

Для подъема шлюпок гравитационные шлюпбалки имеют шлю­ почные двухбарабанные лебедки с электро-, пневмоили гидравли­ ческим приводом, либо тросовой передачей от швартовных барабанов и турачек грузовых лебедок.

Правилами Регистра СССР и Международной конвенцией в на­ стоящее время разрешено применение для спасательных шлюпок только гравитационных шлюпбалок.

166


§ 11

 

Специальные устройства и

системы судов

На многих судах помимо общесудовых

устройств, имеющихся

на каждом судне независимо от его типа и назначения, предусмо­ трены специальные устройства, предназначенные для выполнения определенных, присущих данному судну, функций. К таким уст­ ройствам относятся, например, устройства для зачистки грузовых танков на танкерах, устройства или системы для успокоения качки на пассажирских судах или круп­ ных рыбопромысловых базах, взлетно-посадочные устройства для вертолетов и другие.

Взлетно-посадочныеустройства для вертолетов. Взлетно-посадоч­ ные устройства предусмотрены на некоторых крупных судах флота рыбной промышленности, ведущих экспедиционный промысел (кито­ базах и крупных рыбоперерабаты­ вающих базах типа «Восток»), где имеются вертолеты для проведе­ ния операций по обнаружению объектов лова и связи с судамиловцами. В этом случае суда обо­ рудованы специальными взлетнопосадочными площадками, стацио­ нарными или временными (съем­

ными).

 

Рис.

91. Схема съемной взлетно-поса­

Стационарная взлетно-посадоч­

 

дочной

площадки.

ная площадка

представляет собой

1 — растяж ка с талрепами;

2 — съемный

свободный участок верхней па­

леер;

3 — взлетно-посадочная площадка;

4 — заваливающ аяся стойка;

5 — съемный

лубы или палубы надстройки. Во

трап;

6 — съемный пиллерс;

7 — прожек­

тор;

8 — брус;

9 — сигнальные огни;

избежание скатывания вертолета

 

10 — шарниры.

 

площадку оборудуют рымами для

 

сигнальными посадочными

его крепления

в походном положении,

огнями, прожекторами для освещения места посадки, ветроуказа­ телями с подсветкой и трубопроводами для заправки вертолета топ­ ливом, маслом и сжатым воздухом. Здесь предусмотрены также противопожарные средства общесудовой противопожарной системы и переносные огнетушители.

Непосредственно у взлетно-посадочной площадки размещают ангар, предназначенный для длительного хранения вертолета.

На многих судах устройство стационарной взлетно-посадочной площадки невозможно из-за отсутствия свободного места на палубе или нецелесообразно в связи с периодическим использованием вер­ толета. В таких случаях применяются временные, или съемные взлетно-посадочные площадки (рис. 91). Площадка представляет

167