Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
собой сборную конструкцию, размещаемую на верхней палубе судна и в качестве опор имеющую съемные пиллерсы, высота которых опре деляется размерами палубного оборудования. Площадка состоит из нескольких секций, шарнирно соединенных одна с другой. Каж дая секция имеет стальной настил, подкрепленный ребрами жест кости. Съемные пиллерсы и площадку крепят к палубе судна с по мощью растяжек, имеющих в своем составе талрепы для плотной обтяжки тросов. При сборке и демонтаже площадку соответственно устанавливают и снимают с помощью судовых грузовых средств (кранов, стрел и лебедок). В походном положении площадка хра нится в разобранном виде на палубе судна.
Взлетно-посадочные площадки оборудуют заваливающимся леер - ным ограждением и предохранительными брусьями, а их настил покрывают нескользящей мастикой.
Устройство для передачи топлива и грузов в открытом море.
Потребность в устройствах для передачи грузов и топлива с судна на судно в открытом море возникла в связи с освоением отдаленных районов промысла и увеличением радиуса действия промысловых судов. По конструкции и способу установки устройства для передачи топлива и грузов подразделяются на траверсные и кильватерные. Траверсные устройства служат для передачи твердых и жидких грузов. Их устанавливают между судном снабжения и принимающим судном, идущим параллельным курсом на расстоянии 50— 100 м. Кильватерные устройства применяются только для передачи жидких грузов. При этом способе суда идут в кильватер одно другому или с некоторой дистанцией (принимающее судно находится на расстоя нии 150—200 м от передающего).
Исключением, разновидностью кильватерной установки, яв ляется бесконтактная передача улова добывающими судами на пере рабатывающие базы, имеющие слип. База, идущая малым ходом, буксирует на некотором расстоянии (за кормой) пневматический кранец, к которому прикреплен бесконечный трос. Добывающее судно швартуют к кранцу и крепят к бесконечному тросу сетки (кутки) с рыбой, которые затем подтягивают к базе и поднимают по слипу на ее борт.
Существует много конструктивных разновидностей обоих типов устройств от самых элементарных до устройств с применением элек тронно-вычислительных машин.
Общие требования для всех устройств передачи грузов на ходу судна в море следующие: возможность безопасной передачи грузов, сохранение управляемости судов в момент выполнения операций, надежность работы устройств независимо от действий личного со става.
Одна из схем полуавтоматического траверсного устройства с про тивовесом для передачи твердых грузов показана на рис. 92. Тросы устройства натягиваются противовесом, подвешенным на несущем
игрузовом тросах, с помощью подвижных блоков. Во время качки
ирыскания судов, идущих параллельными курсами, точки подвеса несущего и грузового тросов перемещаются как по высоте, так и
1 6 8
в горизонтальном направлении, в результате чего расстояние между ними непрерывно меняется. При увеличении расстояния между судами несущий и грузовой тросы натягиваются и поднимают про тивовес. При уменьшении расстояния противовес опускается. Та ким образом поддерживается постоянное натяжение несущего и гру зового тросов независимо от качки судов. Устройство приводится в действие с помощью двух электрических лебедок: двухбарабанной для несущего и грузового тросов и однобарабанной для тягового троса.
17 75 16
Рис. 92. Схема полуавтоматического траверсного устройства с противовесом для передачи твердых грузов.
1 — неподвижные блоки; 2 — колонка; 3, 12 — тяговые тросы; 4 — грузовой трос; 5 — не сущий трос; 6 — принимающее судно; 7 — грузовая тележка; 8 — треугольное звено; 9 — глаголь-гак; 10 — обух глаголь-гака; И — канифас-блоки; 13 — грузовой гак; 14 — грузо вая площадка; 15 — неподвижные блоки тягового троса; 16 — лебедка тягового троса; 17 — противовес; 18 — двухбарабанная лебедка; 19 — подвижные блоки; 20 — передающее судно.
Устройство имеет большую массу и стоимость его высока. В слу чае обрыва тросов падающий противовес может повредить судовые конструкции. Четкость работы устройства зависит от опытности личного состава.
Более совершенным представляется полуавтоматическое тра версное устройство с гидропневматической установкой (рис. 93). Особенность этой установки заключается в применении гидравличе ского поршневого привода, создающего в несущем тросе постоянное натяжение. Шкив несущего троса прикреплен к штоку поршня, пере мещающегося в гидроцилиндре. Номинальное давление в цилиндре, необходимое для достаточного натяжения несущего троса, поддер живается с помощью гидропневматической системы. При изменении натяжения в несущем тросе во время качки или рыскания судна пере мещение поршня в цилиндре регулируется автоматически до поло жения, соответствующего номинальному давлению. Если натяжение несущего троса увеличится, то суммарное усилие в полиспасте станет
169
больше давления на поршень, и вся подвижная система, включая поршень, шток и подвижный шкив, начнет перемещаться вверх до тех пор, пока натяжение несущего троса не снизится до нормаль ного.
В рассмотренных схемах грузовая тележка перемещается при помощи тягового троса, приводимого в движение либо с помощью специальных тяговых лебедок, которые установлены на судне снаб жения, либо любым палубным механизмом (грузовой лебедкой, шпи лем, брашпилем и т. д.) передающего или принимающего судна.
Рис. 93. Схема полуавтоматического траверсного устройства с гидропневматиче ской установкой.
1 — лебедка |
несущего троса; |
2 — подвижный блок; |
3 ~ неподвижные блоки; 4 — колонка; |
|||
5 — несущий трос; 6, 14 — тяговые тросы; 7 — грузовая |
тележка; 8 — грузовой гак; |
9 — |
||||
огон; 10 — гак; 11 — обух; |
12 — канифас-блок; |
13 |
принимающее судно; 15 — груз; |
|||
16 — лебедка |
тягового троса; |
17 — гидроцилиндр; |
18 — судно снабжения; |
19 — масляный |
||
трубопровод; |
20 — гидропневматическая емкость; |
21 — баллоны сжатого |
воздуха; |
22 — |
запорный клапан; 23 — ведущий трубопровод.
Схема передачи жидких грузов с помощью траверсного устрой ства с резиновыми шлангами и тяговыми лебедками показана на рис. 94. При таком способе передачи шланг подвешивается к не сущему тросу с помощью вспомогательных кареток и желобов. Каждая каретка имеет свой тяговый трос, приводимый от барабана или турачек лебедок.
Установка этого устройства, как и других траверсных устройств, производится при помощи линеметательного аппарата, передающего на принимающее судно линь с прикрепленным к нему тросом-про водником и несущим тросом.
Недостатком подобных устройств является необходимость тща тельного наблюдения за состоянием тросов и регулирования натя жения тягового и несущего тросов. В связи с этим траверсный способ передачи жидких грузов находит ограниченное применение и почти вытеснен более простым и надежным кильватерным способом.
Кильватерный способ передачи жидких грузов (рис. 95) отли чается от предыдущего тем, что передающие шланги являются пла-
170
Рис. 94. Схема передачи жидких грузов траверсным устройством с резиновыми шлан гами и тяговыми лебедками.
1 — мачта; |
2 — саллинг; 3 , 4 , 5 — направляющие блоки; 6 — несущий трос; 7 , 8 , 9 — тяго- |
|||
вые тросы; |
10, |
И — каретки; 12 — захваты; 13 |
— коренной трос; 1 4 —шланг передающий; |
|
15 — траверса; |
16 — приемный шланг и трубопровод; 17 — принимающее судно; 18 — гру |
|||
зовой шланг; 19 — желоб; 10 — шланг |
выдачи; |
21 — трубопровод выдачи; 22 — лебедка |
||
тягового троса; |
23 — лебедка несущего |
троса; |
24 — танкер снабжения, или заправщик; |
|
|
|
25 — коренной трос подвески шланга. |
; t 5 ь $ s
Рис. 95. Схема передачи жидких |
грузов кильватерным устройством с плавающим |
|||||
|
|
|
шлангом. |
|
|
|
1 — бортовой |
желобчато-роликовый |
клюз; |
2 — патрубок приемной |
магистрали; 3, |
11 — |
|
присоединительный участок магистрали; 4, 13 — тросовое стопоры; 5, |
12 — палубные обухи; |
|||||
6 — принимающее судно; |
7 — танкер-заправщик; 8 — удерживающий трос; 9 — ролик; |
|||||
10 — патрубок |
топливного |
трубопровода; |
14 — кормовой желобчато-роликовый |
клюз; |
||
15 — буксирный |
трос; 16 — кольцо; 17 — двойная тросовая скоба. |
|
171
вающими. Передающее судно (танкер) и принимающее соединяют буксирным тросом во избежание обрыва шлангов. Шланги (из много слойного высокопрочного материала) передают с судна на судно с помощью специального приспособления, в состав которого входят роликовые клюзы, воздушная система для наполнения передавае мых' шлангов воздухом, тросовые стопоры, буйки и соединительные рукава.
Устройства, или системы успокоения качки. В последнее время в связи с увеличением объема операций по обработке рыбы остро встала проблема успокоения качки судов флота рыбной промыш ленности. Если на пассажирских судах применение систем успокое ния качки диктуется только соображениями комфорта, то на рыбо перерабатывающих судах это вызывается технической и экономиче ской необходимостью, так как технологическое оборудование и раз личные машины могут нормально работать только при определенных углах крена, амплитудах и частоте качки. Наибольшие трудности в работе различных машин и механизмов, в первую очередь техно логического оборудования для переработки рыбы, возникают при бортовой качке.
Наиболее простым и достаточно эффективным средством успокое ния качки являются скуловые кили, которые не уменьшают полезный объем судна, не нуждаются в обслуживании и безотказны в работе. В зависимости от типа, конструкции корпуса и его гидродина мических качеств они уменьшают амплитуду качки до 30, 40% и более.
Существенным недостатком, ограничивающим их применение, являются частые повреждения и обрывы при проходе во льдах. На некоторых промысловых судах скуловые кили являлись причи ной повреждения орудий лова. Необходимость частых ремонтов (практически полного восстановления) скуловых килей, так как они отрываются обычно по всей длине, привело к постепенному отказу от их применения.
В последнее время в качестве успокоителей качки все чаще на чинают применять различные цистерны. Различают цистерны успо коения качки пассивного и активного действия. Из-за сложности регулирования потоков жидкости активные цистерны пока не нашли практического применения. Разновидностью активных цистерн яв ляются цистерны с регулируемым потоком жидкости, в которых гра витационный поток жидкости регулируется клапанами, установлен ными на каналах (протоках), соединяющих цистерны. Управление клапанами осуществляется гироскопическим устройством, которое регулируется и приводится в действие довольно сложным электрон ным оборудованием. С помощью этого оборудования достигается наиболее выгодный сдвиг фаз перемещения жидкости в цистернах в зависимости от колебаний судна. Однако, как показывает опыт экс плуатации таких цистерн на английском траулере «Леди Паркс», надежность их действия пока невысока, а высокая стоимость и слож ность обслуживания электронной автоматики не компенсируется получаемым эффектом.
172
Принцип активного регулирования наиболее полно осуществлен
вцистернах, разработанных английской фирмой Мюрхед и Браун,
вкоторых осуществляется принудительное перемещение жидкости насосами. Направление и скорость перемещения жидкости регу лируется системой клапанов, которые управляются специальным гироскопическим устройством. По теоретическим расчетам цистерны этого типа весьма эффективны однако, как уже указывалось, из-за
своей сложности они еще не нашли широкого применения.
На судах флота рыбной про мышленности наибольшее распро странение получили пассивные цистерны успокоения качки — цистерны Фрама и особенно ци стерны Флюма.
Рис. 96. Цистерна Фрама. |
Рис. 97. Цистерна Флюма. |
|
|
1 — диаметральная |
плоскость судна; |
|
2 —уровень |
жидкости. |
Цистерны Фрама представляют собой комплект из двух или не скольких парно расположенных цистерн закрытого или открытого типа, соединенных попарно одна с другой переточными каналами или соединительными ветвями (рис. 96). Размеры цистерн и соединитель ных каналов выбирают такими, чтобы собственный период колебаний уровня жидкости был равен периоду бортовой качки судна. При настройке в резонанс это устройство весьма эффективно. При пра вильном подборе элементов устройства средние амплитуды колебаний уменьшаются в 1,5— 1,7 раза.
Так как период бортовой качки большинства промысловых судов меняется в зависимости от целого ряда причин в довольно широких пределах, невозможно обеспечить резонансную нагрузку и настройку цистерн, в результате чего их эффективность при разных условиях нагрузки становится различной, достигая иногда отрицательных значений. В этом состоит один из существенных недостатков цистерн типа Фрама. Кроме того, установка подобных цистерн связана с по терями значительных судовых объемов (до 3—3,5% от общего водо измещения). Этот недостаток частично устраняется применением в качестве стабилизирующей жидкости пресной воды или топлива, но и в этом случае потери судовых объемов достигают значительных величин.
173