Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От этих недостатков в известной мере свободны цистерны Флюма, разработанные фирмой Мак-Муллен (США) в 1958 г. (рис. 97). Отличительная особенность подобных цистерн состоит в том, что соединительный канал простирается по всей высоте цистерн и при перетекании жидкости заполняется ею только частично. При за­ полнении цистерн жидкостью меняется площадь сечения перепуск­ ного канала и, следовательно, период колебания жидкости в си­ стеме. Характерным для цистерн этого типа является также устрой­ ство сужений, или перфорированных переборок, в соединительном канале, благодаря которым протекание жидкости происходит сле­ дующими один за другим импульсами. Таким образом, цистерны

этого типа работают как гасители-дробители

бортовых

колебаний

с использованием накладки демпфированных

колебаний

жидкости

в системе.

 

 

Цистерны Флюма значительно проще по конструкции, чем цис­ терны Фрама, и представляют собой по существу обычные судовые танки с встроенными ребрами и переборками, располагаемые в удоб­ ных для размещения местах судна. Как и во всех цистернах пассив­ ного типа, здесь в качестве рабочего вещества используется пресная вода и топливо, реже — забортная вода.

Цистерны пассивного типа (в частности, цистерны Флюма) уста­ новлены на многих судах рыболовного флота, в том числе на больших консервных рыболовных траулерах типа «Наталья Ковшова», рыбо­ обрабатывающих базах типа «Рыбацкая Слава», транспортных реф­ рижераторах «Остров Русский», «Амурский Залив», «Охотское море» и других судах.

Опыт эксплуатации и специальные испытания, проведенные для установления эффективности успокоительных цистерн, подтвердили их высокую результативность. В табл. 27 указаны результаты испы­

тания

траулера

«Наталья

Ковшова», проведенные в

одинаковых

 

 

Х арактеристики

качки траулера

«Н аталья

К овш ов а »

 

Таблица 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой угол волн (°) и дата испытаний

 

 

Х арактеристики

 

45

 

 

90

135

 

180

 

90 (дрейф)

 

 

 

3.02

14.02

3.02

14.02

3.02

14.02

3.02

14.02

3.02

14.02

3.02

14.02

Скорость

6

10,5

6

10,5

6

10,5

6

10,5

6

10,5

0

0

судна,

уз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние

раз-

4,2

5,5

3,1

10,9

5,4

9,5

4,2

8,8

3,3

3,3

5,0

10,8

2,9

2,2

2,0

4,3

2,6

4,6

2,7

3,9

2,0

2,4

3,2

5,4

махи

качки, °

Кратность

уме-

1,4

2,5

к в

2,5

2,1

2,1

1,6

2,3

1,6

1,4

i,6

2,0

рения

средних

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

размахов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальные

9,5

10,5

7,5

17,0

11,5

21,0

9,5

16,5

5,5

7,0

12,0

27,0

7,0

4,5

4,0

9,0

8,5

10,0

5,5

9,5

4,0

5,5

6,5

11,5

размахи качки, °

Кратность уме-

1,4

2,3

1,9

1,9

1,4

2,1

1,7

1,7

1,4

1,3

1,8

2,4

рения

макси­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мальных

размахов

174



условиях с выключенными (числитель) и включенными (знаменатель) успокоительными цистернами. На БКРТ «Наталья Ковшова» успо­ коители качки используются в течение всего периода нахождения судна в море, обеспечивая во всех случаях уменьшение амплитуд колебания бортовой качки около 50%. При выключенных цистернах при волнении моря до 5 баллов большинство механизмов технологи­ ческой линии не гарантируют необходимого качества обработки рыбы и могут выйти из строя. При включенных цистернах Флюма все механизмы нормально работают при волнении до 7 баллов. Анало­ гичные результаты дает опыт эксплуатации транспортных рефри­ жераторов «Ботнический залив», «Нарвский залив» и ряда других судов эстонского рыбопромышленного производственного объедине­ ния. При включенных цистернах размахи качки уменьшаются при­ мерно в два раза. На транспортном рефрижераторе «Ботнический залив», по данным специальных испытаний, амплитуда качки со­ ставила 8° против имевшихся ранее 15°.

Таким образом, опыт, накопленный организациями рыбной про­ мышленности страны, свидетельствует о том, что установка успокои­ телей качки пассивного типа значительно улучшает условия работы механизмов, производство грузовых операций в море и обитаемость судов.

§ 23

Вспомогательные механизмы

К вспомогательным механизмам в отличие от главных, пред­ назначенных для выработки энергии для движения судна, относят все устройства и приспособления, предназначенные для выработки энергии на вспомогательные нужды, для вторичного преобразования энергии. К первой группе причисляют двигатели генераторов и вспо­ могательные котлы, ко второй — различные приводы и все меха­ низмы, выполняющие какие-либо частные функции.

Кроме того, все вспомогательные механизмы подразделяются на механизмы, обслуживающие главный двигатель, и механизмы, об­ служивающие общесудовые устройства и системы. Первые распола­ гаются непосредственно в машинном отделении, вторые, в зависимо­ сти от назначения, — в различных частях судна.

Вспомогательные механизмы, находящиеся на палубе и пред­ назначенные для выполнения общесудовых функций (брашпили, различные лебедки и др.), объединяются термином палубные ме­ ханизмы.

В связи с повышением оснащения судов рыболовного флота механизмы, обслуживающие технологическое оборудование и рефри­ жераторную установку, начали выделять в самостоятельные группы, хотя по отношению к судну они типичные вспомогательные.

По назначению и конструкции все вспомогательные механизмы подразделяются на следующие основные группы: двигатели и ком­ прессоры, насосы и вентиляторы, лебедки и шпили. Кроме этого,

175


к вспомогательным механизмам относятся теплообменные аппараты, сепараторы и фильтры и испарительные установки,

Двигатели (дизели и моторы) применяются для привода генера­ торов и некоторых автономных палубных механизмов.

Компрессоры, или воздухонагнетатели, предназначены для по­ полнения запасов сжатого воздуха, необходимого для пуска и ре­ версирования судовых дизелей и прочих судовых нужд. По кон­ струкции судовые компрессоры бывают поршневые и ротативные,

1 — шатун; 2 — дифференциальный поршень; 3 — всасывающий клапан ЦНД; 4 — цилиндр

высокого давления (ЦВД);

5 — всасывающий клапан ЦВД;

6

— нагнетательный

клапан

ЦВД; 7 — нагнетательный

клапан ЦНД; 8

— блок цилиндров;

9, 10, 12, 14 — трубопро­

воды; 11 — холодильник низкого давления;

13 — холодильник

 

высокого

давления;

15 —

воздухохранитель (баллон); 16,

17 — сепараторы

холодильников.

 

одно-, двух- и многоступенчатые,

а по типу привода — автономные,

или электроприводные и навешенные на двигатель.

Компрессоры

пускового воздуха применяются обычно поршневого типа.

Схема устройства поршневого двухступенчатого судового ком­ прессора показана на рис. 98. В общем блоке цилиндров 8 пере­ мещается дифференциальный поршень 2. Нижний цилиндр является цилиндром низкого давления (ЦНД), верхний, меньшего диаметра, —• цилиндром высокого давления (ЦВД). Воздух, сжимаемый в ЦНД, через клапан 7 и трубопровод 9 поступает в холодильник низкого давления 11. Охлажденный воздух очищается в сепараторе 17 и поступает в ЦВД. Сжатый до конечного давления, он вновь охла­ ждается в холодильнике высокого давления 13, очищается в сепара­ торе и поступает в воздухохранитель 15.

Вспомогательные механизмы второй группы — насосы служат для перекачивания и нагнетания жидкостей. По назначению разли­

176


чают насосы топливные, масляные и водяные (забортной и пресной воды, трюмные, льяльные, балластные и т. д.). Конструктивно на­ сосы выполняются поршневыми, лопастными и ротационными. К ро­ тационным насосам относятся шестеренные, винтовые и коловратные.

Схема шестеренного насоса, применяемого для перекачивания масла, топлива и воды, приведена на рис. 99. Шестеренные насосы приводятся в действие от двигате­ лей или автономных электромото­ ров и имеют производительность не­ сколько сот кубометров в час при частоте вращения 1000— 1500 об/мин и давлении, достигающем

Рис. 99.

Схема шестеренного

насоса.

1 — корпус;

2, 4 — шестерни;

3 — предо­

хранительный паз (канав

 

12 В. П. Помухин

177

десятикратного атмосферного. Корпуса насосов изготовляют из чу­ гуна, шестерни — из стали.

Винтовые насосы (рис. 100) имеют ведущий центральный винт (червяк), вокруг которого вращается один или несколько дополни­ тельных винтов.

Конструкция поршневых насосов несколько громоздка, однако они имеют высокий к. п. д. и хорошие всасывающие свойства. При использовании поршневых насосов для охлаждения двигателей их

Рис. 101. Схема поршневого насоса охлаждения с приводом от коленчатого вала двигателя.

1 — предохранительный

клапан;

2 — клапан,

регулирующий

производительность (пере­

пускной); 3 — воздушный

кран;

4 — воздушный

колпак; 5 — клапанная коробка; 6

нагнетательный клапан;

7,

16 — спускные

краны;

8 — цилиндр; 9 — поршень; 10 — саль­

ник; 11 — шатун; 12 — бугель; 13 — болт

крепления бугеля;

14 — коленчатый вал двига­

теля;

15 — эксцентрик;

17

— всасывающий

клапан.

устанавливают на торцевой части двигателя с приводом от коленчатого вала. Обычно на двигателе вместе с охлаждающим насосом размещают трюмный. В этом случае оба насоса выполняют одинако­ вой конструкции, а система трубопроводов позволяет их комбини­ рованное (резервное) использование. Устройство насоса такого типа показано на рис. 101. К лопастным насосам относят центробежные и осевые.

Центробежные насосы выполняют как в навешенном варианте, так и в автономном с индивидуальным приводом от электромотора. Насосы этого типа отличаются простотой, достаточно высоким к. п. д. и компактностью.

Водокольцевые насосы самовсасывающего и вихревого типов в последнее время получили довольно широкое применение. Водо­ кольцевой насос представляет собой усовершенствованный тип цен­ тробежного и отличается от него тем, что при вращении крылатки вода или жидкость вытесняется центробежной силой в спиральные каналы на корпусе улитки, где образуются зоны разрежения, в ко-

178