Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
От этих недостатков в известной мере свободны цистерны Флюма, разработанные фирмой Мак-Муллен (США) в 1958 г. (рис. 97). Отличительная особенность подобных цистерн состоит в том, что соединительный канал простирается по всей высоте цистерн и при перетекании жидкости заполняется ею только частично. При за полнении цистерн жидкостью меняется площадь сечения перепуск ного канала и, следовательно, период колебания жидкости в си стеме. Характерным для цистерн этого типа является также устрой ство сужений, или перфорированных переборок, в соединительном канале, благодаря которым протекание жидкости происходит сле дующими один за другим импульсами. Таким образом, цистерны
этого типа работают как гасители-дробители |
бортовых |
колебаний |
с использованием накладки демпфированных |
колебаний |
жидкости |
в системе. |
|
|
Цистерны Флюма значительно проще по конструкции, чем цис терны Фрама, и представляют собой по существу обычные судовые танки с встроенными ребрами и переборками, располагаемые в удоб ных для размещения местах судна. Как и во всех цистернах пассив ного типа, здесь в качестве рабочего вещества используется пресная вода и топливо, реже — забортная вода.
Цистерны пассивного типа (в частности, цистерны Флюма) уста новлены на многих судах рыболовного флота, в том числе на больших консервных рыболовных траулерах типа «Наталья Ковшова», рыбо обрабатывающих базах типа «Рыбацкая Слава», транспортных реф рижераторах «Остров Русский», «Амурский Залив», «Охотское море» и других судах.
Опыт эксплуатации и специальные испытания, проведенные для установления эффективности успокоительных цистерн, подтвердили их высокую результативность. В табл. 27 указаны результаты испы
тания |
траулера |
«Наталья |
Ковшова», проведенные в |
одинаковых |
|||||||||||
|
|
Х арактеристики |
качки траулера |
«Н аталья |
К овш ов а » |
|
Таблица 27 |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Курсовой угол волн (°) и дата испытаний |
|
|
||||||||
Х арактеристики |
|
45 |
|
|
90 |
135 |
|
180 |
|
90 (дрейф) |
|||||
|
|
|
3.02 |
14.02 |
3.02 |
14.02 |
3.02 |
14.02 |
3.02 |
14.02 |
3.02 |
14.02 |
3.02 |
14.02 |
|
Скорость |
6 |
10,5 |
6 |
10,5 |
6 |
10,5 |
6 |
10,5 |
6 |
10,5 |
0 |
0 |
|||
судна, |
уз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Средние |
раз- |
4,2 |
5,5 |
3,1 |
10,9 |
5,4 |
9,5 |
4,2 |
8,8 |
3,3 |
3,3 |
5,0 |
10,8 |
||
2,9 |
2,2 |
2,0 |
4,3 |
2,6 |
4,6 |
2,7 |
3,9 |
2,0 |
2,4 |
3,2 |
5,4 |
||||
махи |
качки, ° |
||||||||||||||
Кратность |
уме- |
1,4 |
2,5 |
к в |
2,5 |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
2,3 |
1,6 |
1,4 |
i,6 |
2,0 |
||
рения |
средних |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
размахов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальные |
9,5 |
10,5 |
7,5 |
17,0 |
11,5 |
21,0 |
9,5 |
16,5 |
5,5 |
7,0 |
12,0 |
27,0 |
|||
7,0 |
4,5 |
4,0 |
9,0 |
8,5 |
10,0 |
5,5 |
9,5 |
4,0 |
5,5 |
6,5 |
11,5 |
||||
размахи качки, ° |
|||||||||||||||
Кратность уме- |
1,4 |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
1,4 |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
1,4 |
1,3 |
1,8 |
2,4 |
|||
рения |
макси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мальных
размахов
174
условиях с выключенными (числитель) и включенными (знаменатель) успокоительными цистернами. На БКРТ «Наталья Ковшова» успо коители качки используются в течение всего периода нахождения судна в море, обеспечивая во всех случаях уменьшение амплитуд колебания бортовой качки около 50%. При выключенных цистернах при волнении моря до 5 баллов большинство механизмов технологи ческой линии не гарантируют необходимого качества обработки рыбы и могут выйти из строя. При включенных цистернах Флюма все механизмы нормально работают при волнении до 7 баллов. Анало гичные результаты дает опыт эксплуатации транспортных рефри жераторов «Ботнический залив», «Нарвский залив» и ряда других судов эстонского рыбопромышленного производственного объедине ния. При включенных цистернах размахи качки уменьшаются при мерно в два раза. На транспортном рефрижераторе «Ботнический залив», по данным специальных испытаний, амплитуда качки со ставила 8° против имевшихся ранее 15°.
Таким образом, опыт, накопленный организациями рыбной про мышленности страны, свидетельствует о том, что установка успокои телей качки пассивного типа значительно улучшает условия работы механизмов, производство грузовых операций в море и обитаемость судов.
§ 23
Вспомогательные механизмы
К вспомогательным механизмам в отличие от главных, пред назначенных для выработки энергии для движения судна, относят все устройства и приспособления, предназначенные для выработки энергии на вспомогательные нужды, для вторичного преобразования энергии. К первой группе причисляют двигатели генераторов и вспо могательные котлы, ко второй — различные приводы и все меха низмы, выполняющие какие-либо частные функции.
Кроме того, все вспомогательные механизмы подразделяются на механизмы, обслуживающие главный двигатель, и механизмы, об служивающие общесудовые устройства и системы. Первые распола гаются непосредственно в машинном отделении, вторые, в зависимо сти от назначения, — в различных частях судна.
Вспомогательные механизмы, находящиеся на палубе и пред назначенные для выполнения общесудовых функций (брашпили, различные лебедки и др.), объединяются термином палубные ме ханизмы.
В связи с повышением оснащения судов рыболовного флота механизмы, обслуживающие технологическое оборудование и рефри жераторную установку, начали выделять в самостоятельные группы, хотя по отношению к судну они типичные вспомогательные.
По назначению и конструкции все вспомогательные механизмы подразделяются на следующие основные группы: двигатели и ком прессоры, насосы и вентиляторы, лебедки и шпили. Кроме этого,
175
к вспомогательным механизмам относятся теплообменные аппараты, сепараторы и фильтры и испарительные установки,
Двигатели (дизели и моторы) применяются для привода генера торов и некоторых автономных палубных механизмов.
Компрессоры, или воздухонагнетатели, предназначены для по полнения запасов сжатого воздуха, необходимого для пуска и ре версирования судовых дизелей и прочих судовых нужд. По кон струкции судовые компрессоры бывают поршневые и ротативные,
1 — шатун; 2 — дифференциальный поршень; 3 — всасывающий клапан ЦНД; 4 — цилиндр
высокого давления (ЦВД); |
5 — всасывающий клапан ЦВД; |
6 |
— нагнетательный |
клапан |
||
ЦВД; 7 — нагнетательный |
клапан ЦНД; 8 |
— блок цилиндров; |
9, 10, 12, 14 — трубопро |
|||
воды; 11 — холодильник низкого давления; |
13 — холодильник |
|
высокого |
давления; |
15 — |
|
воздухохранитель (баллон); 16, |
17 — сепараторы |
холодильников. |
|
|||
одно-, двух- и многоступенчатые, |
а по типу привода — автономные, |
|||||
или электроприводные и навешенные на двигатель. |
Компрессоры |
пускового воздуха применяются обычно поршневого типа.
Схема устройства поршневого двухступенчатого судового ком прессора показана на рис. 98. В общем блоке цилиндров 8 пере мещается дифференциальный поршень 2. Нижний цилиндр является цилиндром низкого давления (ЦНД), верхний, меньшего диаметра, —• цилиндром высокого давления (ЦВД). Воздух, сжимаемый в ЦНД, через клапан 7 и трубопровод 9 поступает в холодильник низкого давления 11. Охлажденный воздух очищается в сепараторе 17 и поступает в ЦВД. Сжатый до конечного давления, он вновь охла ждается в холодильнике высокого давления 13, очищается в сепара торе и поступает в воздухохранитель 15.
Вспомогательные механизмы второй группы — насосы служат для перекачивания и нагнетания жидкостей. По назначению разли
176
чают насосы топливные, масляные и водяные (забортной и пресной воды, трюмные, льяльные, балластные и т. д.). Конструктивно на сосы выполняются поршневыми, лопастными и ротационными. К ро тационным насосам относятся шестеренные, винтовые и коловратные.
Схема шестеренного насоса, применяемого для перекачивания масла, топлива и воды, приведена на рис. 99. Шестеренные насосы приводятся в действие от двигате лей или автономных электромото ров и имеют производительность не сколько сот кубометров в час при частоте вращения 1000— 1500 об/мин и давлении, достигающем
Рис. 99. |
Схема шестеренного |
насоса. |
1 — корпус; |
2, 4 — шестерни; |
3 — предо |
хранительный паз (канав |
|
12 В. П. Помухин |
177 |
десятикратного атмосферного. Корпуса насосов изготовляют из чу гуна, шестерни — из стали.
Винтовые насосы (рис. 100) имеют ведущий центральный винт (червяк), вокруг которого вращается один или несколько дополни тельных винтов.
Конструкция поршневых насосов несколько громоздка, однако они имеют высокий к. п. д. и хорошие всасывающие свойства. При использовании поршневых насосов для охлаждения двигателей их
Рис. 101. Схема поршневого насоса охлаждения с приводом от коленчатого вала двигателя.
1 — предохранительный |
клапан; |
2 — клапан, |
регулирующий |
производительность (пере |
|||
пускной); 3 — воздушный |
кран; |
4 — воздушный |
колпак; 5 — клапанная коробка; 6 — |
||||
нагнетательный клапан; |
7, |
16 — спускные |
краны; |
8 — цилиндр; 9 — поршень; 10 — саль |
|||
ник; 11 — шатун; 12 — бугель; 13 — болт |
крепления бугеля; |
14 — коленчатый вал двига |
|||||
теля; |
15 — эксцентрик; |
17 |
— всасывающий |
клапан. |
устанавливают на торцевой части двигателя с приводом от коленчатого вала. Обычно на двигателе вместе с охлаждающим насосом размещают трюмный. В этом случае оба насоса выполняют одинако вой конструкции, а система трубопроводов позволяет их комбини рованное (резервное) использование. Устройство насоса такого типа показано на рис. 101. К лопастным насосам относят центробежные и осевые.
Центробежные насосы выполняют как в навешенном варианте, так и в автономном с индивидуальным приводом от электромотора. Насосы этого типа отличаются простотой, достаточно высоким к. п. д. и компактностью.
Водокольцевые насосы самовсасывающего и вихревого типов в последнее время получили довольно широкое применение. Водо кольцевой насос представляет собой усовершенствованный тип цен тробежного и отличается от него тем, что при вращении крылатки вода или жидкость вытесняется центробежной силой в спиральные каналы на корпусе улитки, где образуются зоны разрежения, в ко-
178