Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Торые засасывается воздух, а затем жидкость. Избытки воздуха вы тесняются через дополнительное окно в крышке. Высота всасывания насоса составляет не менее 1,5—25 м, производительность ~10 м3/ч.
Лебедки и шпили входят в качестве основных элементов в состав большинства судовых систем и устройств (якорного, швартовного, шлюпочного, буксирного, грузового и специальных устройств). Судовые лебедки и шпили предназначены для приведения в движение тросов и по назначению подразделяются на грузовые, швартовные, шлюпочные и другие, в зависимости от выполняемых функций.
Характерной особенностью всех лебедок и шпилей является на личие барабана или турачек для намотки троса, путем выбирания которого или, наоборот, травления выполняются те или иные опе рации. Большинство лебедок имеют наряду с основными барабанами, служащими для выполнения главных целей, дополнительные — турачки, с помощью которых выполняются вспомогательные опе рации.
Один из вариантов конструкции лебедок — буксирная лебедка простого действия приведена на рис. 102. Барабан этой лебедки имеет большие реборды, позволяющие наматывать трос в несколько слоев. Тормозной шкив представляет одно целое с барабаном, а лен точный тормоз закреплен на станине с помощью пружинного амор тизатора. При рывках буксирного троса пружины срабатывают и ба рабан слегка проворачивается, ослабляя действие рывка на лебедку. Передача вращения от электродвигателя к барабану осуществляется цилиндрическими шестернями. На промежуточном валу лебедки насажены турачки, используемые для швартовных операций и дру гих вспомогательных работ.
Для правильной навивки троса на барабан предусмотрен тросоукладчик, имеющий каретку с вертикальными и горизонтальными направляющими роликами, через которые проходит буксирный трос. Тросоукладчик соединен с барабаном синхронно. При вращении барабана каретка перемещается с помощью упорного винта парал лельно оси барабана по направляющим стержням.
Конструкция шлюпочной лебедки представлена на рис. 103. Лебедка состоит из двух конических барабанов — турачек, уста новленных на одном валу, электродвигателя и редуктора для пере дачи вращения главному валу. Лебедки подобной конструкции при меняют для подъема и спуска шлюпок со шлюпбалок с самостоятель ным приводом для вываливания. Для подъема или спуска шлюпки такой лебедкой каждый ходовой конец лопарей шлюпочных талей накладывают несколькими шлагами на один из барабанов лебедки и при вращении барабанов потравливают или выбирают.
При установке на судне гравитационных шлюпбалок, когда пере мещение шлюпбалок и подъем или спуск шлюпок осуществляются одним лопарем, применяют шлюпочные лебедки с барабанами, на которых постоянно закреплены ходовые концы лопарей, наматывае мые на барабаны или сматываемые с них. Барабаны получают вра щение от электродвигателя через зубчатый или червячный редуктор. Лебедка снабжена ленточным и центробежным тормозами.
12' |
179 |
Вываливание шлюпбалок и спуск шлюпбалок производится под действием их веса путем растормаживания ленточного тормоза, при этом центробежный тормоз автоматически поддерживает задан ную безопасную скорость спуска. Подъем шлюпки и заваливание
Рис. 102. Буксирная лебедка простого действия.
1 — барабан; 2 — тросоукладчик; 3 — тормозной шкив; 4 — ленточный тормоз; 5 — станина; 6 — пружинный амортизатор; 7 — промежуточный вал; 8 — электродвигатель; 9 —цилиндри ческая передача; 10 — турачки.
шлюпбалок производятся электродвигателем. На случай'отсутствия электроэнергии шлюпочные лебедки имеют ручной привод, а для управления лебедкой из шлюпки в комплект лебедки входит дистан ционный привод управления.
Швартовные лебедки, применяемые для выбирания швартовых, принципиально не отличаются от рассмотренных. На ряде судов применяются швартовные шпили с вертикальным расположением барабанов (турачек).
180
Рис. 103. Шлюпочные лебедки: а — для гравитационных шлюпба лок; б — с коническими барабанами.
/ — электродвигатель; 2 — барабан |
для двух лопарей; 3 — редуктор; |
4 —тормозное устройство; |
5 — конический барабан. |
181
Теплообменные аппараты (холодильники, охладители, нагре ватели) являются неотъемлемой частью большинства судовых меха низмов и систем. В зависимости от назначения и конструкции си стемы различают охладители водо-водяные, водомасляные, водо воздушные и другие. Водо-водяные охладители применяются в ос новном для охлаждения циркулирующей пресной воды, водомас ляные— для охлаждения циркулирующего в системах смазки масла,
|
|
|
а водовоздушные — для |
охлаждения |
|||||||||
|
|
|
нагнетаемого воздуха. Широкое приме |
||||||||||
|
|
|
нение получили трубчатые охладители, |
||||||||||
|
|
|
называемые иногда |
|
кожухотрубными. |
||||||||
|
|
|
Схема |
такого |
охладителя |
|
приведена |
||||||
|
|
|
на |
рис. |
104. |
Охлаждаемое |
вещество |
||||||
|
|
|
или |
жидкость |
(масло) |
циркулирует |
|||||||
|
|
|
в цилиндрическом корпусе холодиль |
||||||||||
|
|
|
ника. Для лучшего охлаждения внутри' |
||||||||||
|
|
|
корпуса |
имеются |
переборки |
и |
специ |
||||||
|
|
|
альные завихрители, |
которые изменяют |
|||||||||
|
|
|
ток масла. Охлаждающая |
вода проте |
|||||||||
|
|
|
кает внутри трубок в направлении, |
||||||||||
|
|
|
противоположном току |
масла. |
Концы |
||||||||
|
|
|
трубок |
развальцовывают |
в |
трубных |
|||||||
|
|
|
досках. |
|
|
|
|
|
охладителей |
||||
|
|
|
Конструкция водяных |
||||||||||
|
|
|
не имеет принципиальных отличий от |
||||||||||
|
|
|
масляных. |
|
|
водоохладителей |
|||||||
|
|
|
Разновидностью |
|
|||||||||
|
|
|
являются радиаторы, в которых |
охла: |
|||||||||
Рис. 104. Кожухотрубный охла |
ждение |
нагретой |
|
жидкости |
(воды), |
||||||||
проходящей через |
большое количество |
||||||||||||
дитель. |
|
трубок |
малого |
диаметра, |
происходит |
||||||||
1 — крышка; |
2 — сальник; |
3 — |
|||||||||||
за |
счет |
обдувания |
их |
воздухом более |
|||||||||
верхняя трубная доска; 4 — труб |
|||||||||||||
ки; 5 — связи; |
6 — корпус; |
7 — |
низкой температуры. |
Во флоте рыбной |
|||||||||
диафрагмы или |
переборки; |
8 — |
|||||||||||
ниж няя трубная доска. |
|
промышленности охладители |
радиатор |
||||||||||
|
|
|
ного типа находят применение в систе |
||||||||||
мах смазки и охлаждения вспомогательных и главных |
|
двигателей |
|||||||||||
небольших судов и в отдельных катерных установках. |
|
|
|
||||||||||
Водомасляные холодильники кожухотрубного типа обеспечи |
|||||||||||||
вают охлаждение масла (разность |
температур) |
на |
10— 15° С при |
||||||||||
скорости тока масла |
1— 1,5 |
м/с |
и коэффициенте теплоотдачи охла |
дителя до 300 ккал/(м2-ч-°С).
Сепараторы и фильтры, как и теплообменные аппараты, входят обязательной составной частью во все основные системы, обеспечивая необходимые условия для нормального функционирования главных и вспомогательных двигателей и механизмов.
Фильтры (грубой и тонкой очистки), предназначенные для пред варительной очистки жидкостей от находящихся в них посторонних включений, устанавливают на водяных (забортных), топливных, масляных и других системах. В качестве фильтрующих элементов
182
для грубой очистки применяются металлические пластины, про волочные сетки и хлопчатобумажные ткани. Конструкция фильтров грубой очистки показана на рис. 105.
В фильтрах тонкой очистки, устанавливаемых после фильтров грубой очистки, иногда — параллельно им, применяются наборы металлических пластин с уменьшенными зазорами, войлочные, капроновые, бумажные, паралоновые и другие сменные вставки.
Фильтры тонкой очистки задерживают твердые частицы, взве шенные в жидкости, размером до 5 мкм. Посторонние жидкости,
Рис. 105. Топливный |
фильтр грубой очистки: |
а — щелевой; б — сетчатый. |
1 — корпус фильтра; |
2 ~ фильтрующий элемент; |
3 — стяжной болт; 4 — крыш |
ка; 5 — вентиляционный винт; 6 — выпускной канал.
например вода, содержащаяся в топливе в виде микроскопических капелек, с помощью фильтров и отстойников полностью не отде ляется.
Наиболее качественным видом очистки жидкостей является их сепарирование, с помощью которого удается отделять посторонние частицы размером до 3— 10 мкм.
Центробежные сепараторы представляют собой устройства, в ко
торых |
рабочие |
органы (барабаны) вращаются со скоростью 6— |
12 тыс. |
об/мин. |
В процессе сепарирования из жидкости выделяются |
частицы увеличенной плотности, при этом происходит отделение примесей и посторонних веществ.
Сепараторы применяются для очистки топлива и смазочных ве ществ. В последнее время они являются главной частью установок для очистки льяльных вод.
183
Загрязнение морей и океанов нефтью, нефте- и маслопродуктами приняло за последнее время, в связи с ростом мирового судоходства и переходом большинства судов на жидкое топливо, настолько большие размеры, что привело к необходимости международно-пра вового регулирования и контроля. Международными конвенциями по предотвращению загрязнения морей и океанов в 1954 и 1962 гг. были выработаны конкретные меры в этом отношении. В 1969 г.
вКонвенцию были внесены поправки и дополнения.
Внашей стране, где вопросам защиты окружающей среды при дается особо важное значение, выработаны некоторые собственные меры. По промысловому флоту издан ряд приказов Министра рыб ного хозяйства СССР и разработано специальное наставление по предотвращению загрязнения моря нефтью, утвержденное Мини стерством рыбного хозяйства СССР 31 января 1972 г. Согласно при казу и решения Конвенции слив загрязненных вод, содержащих более 100 мг нефти на 1 л смеси, запрещен по всей акватории Миро вого океана и морей, включая, акватории портов и береговых баз. Запрещен всякий слив с судов льяльных, балластных, промывочных вод и других остатков нефтепродуктов в районах промысла, местах нереста и миграции рыб, в прибрежных водах, во время выбирания трала, кошельковых неводов и других орудий лова.
Согласно положению все суда флота рыбной промышленности должны быть оборудованы сепарационными установками, обеспе чивающими очистку загрязненных вод до норм, установленных са нитарными правилами для данных акваторий.
Типовые схемы судовых сепарационных установок приведены на рис. 106.
Сепаратор, установленный на судне, должен обеспечивать очистку льяльных и балластных вод от содержащихся в них нефтепродуктов до чистоты, требуемой Конвенцией (не более 100 мг нефти на 1 л).
Суда, оборудованные сепарационной установкой и имеющие действующий формуляр на нее, имеют право, в соответствии с Кон венцией, производить через сепаратор выкачивание льяльных вод и балласта за борт в любой точке Мирового океана, за исключением прибрежных вод, для которых могут существовать особые требова ния. При этом интенсивность слива не должна превышать 100 мг на 1 л.
Выкачивание льяльных и балластных вод через сепаратор в пор тах, территориальных и внутренних водах можно производить лишь в том случае, если формуляр на сепарационную установку под тверждает возможность очистки ею загрязненных нефтью вод до норм, установленных Правилами санитарной охраны для данного района.
Если сепарационная установка не обеспечивает требуемую сте пень очистки, загрязненные воды следует сдавать в береговые или плавучие емкости, которые должны предоставляться портовыми властями по требованию администрации судов.
Опреснительные установки. Условия работы судов флота рыбной промышленности, связанные с продолжительными (до 6 месяцев)
184
Рис. 106. Типовые схемы судовых сепарационных установок для очистки льяльных вод: а — одноступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор флотацион ного типа; б — двухступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор отстой ного типа; в — двухступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор коолесцирующего типа.
1 — пасос; 2 — сопло; 3 — сетчатый щит; 4 — нефтесборник; 5 — предохранительный кла пан; 6 — сепаратор; 7 — электромагнитный клапан; 8 — отстойная цистерна.
185
пребыванием в отдаленных районах промысла и вследствие этого СО значительными расходами пресной воды на технологические и бы товые нужды, требуют применения на судах специальных устройств для приготовления пресной воды — опреснительных установок. Целесообразность применения на судах таких установок подтвер ждается следующими данными по стоимости пресной воды в зависи мости от источников ее получения:
,т |
„ |
o i y u m u b i u |
|
Источник получения пресной воды |
^ |
т водь1 |
|
Из гидрантов в иностранных |
п о р т а х ................................ |
1 |
долл |
Доставка танкерами в районы промысла из отечественных |
14—35 руб |
||
портов ..................................................................................... |
|
||
От опреснителей вакуумных и избыточного давления, |
4—4,5 руб |
||
работающих на свежем п а р е ............................................. |
|||
От опреснителей утилизационных, работающих на тепле |
30—40 коп |
||
охлаждающей воды дизелей |
............................................ |
Оборудование судов современными опреснительными установками позволяет резко сократить расходы, связанные с доставкой воды в районы промысла, более рационально использовать промысловое время судов и улучшить бытовые условия членов экипажа.
В судовых опреснительных установках используется термическое опреснение, или дистилляция. Для опреснения методом дистилляции морскую воду испаряют, а затем конденсируют водяной пар. Полу ченный дистиллят представляет собой обессоленную воду.
Дистилляционная опреснительная установка состоит из двух теплообменников — испарителя, в котором происходит выпаривание морской воды, и конденсатора. Испарение может происходить как при постоянном давлении, так и при понижении давления нагретой жидкости, в связи с чем различают испарители с постоянным давле нием (кипящие) и расширительные (некипящие). В расширительных, или адиабатных испарителях пар образуется в результате частич ного испарения перегретой воды при понижении давления, т. е. ис парение происходит путем адиабатического расширения (без под вода и отвода тепла в испарительной камере). Паровые опреснитель ные установки с испарителями кипящего типа, работающими при избыточном давлении вторичного пара, начали устанавливать на судах послевоенной постройки.
Первыми опреснителями этого типа были ВИ-1, ВИ-2, ВИ-3 (производительностью 3—10 т/сут). Дальнейшим их развитием яви лись опреснители типа ИВС, конструкция которых была несколько усовершенствована (увеличен объем парового пространства, установ лен сепаратор в сухопарнике и т. д.).
С 1956 г. начали выпускаться опреснительные установки типа ИЕР-2, ИЕР-7 и ИЕР-30 производительностью 2,7—30 т/сут, более простой конструкции, чем установки типа ИВС.
В настоящее время на большинстве крупнотоннажных судов флота рыбной промышленности отечественной и зарубежной по
стройки |
установлены опреснители избыточного давления. Так, |
на ППР |
типа «Рембрандт» голландской постройки установлены |
1 8 6