Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Торые засасывается воздух, а затем жидкость. Избытки воздуха вы­ тесняются через дополнительное окно в крышке. Высота всасывания насоса составляет не менее 1,5—25 м, производительность ~10 м3/ч.

Лебедки и шпили входят в качестве основных элементов в состав большинства судовых систем и устройств (якорного, швартовного, шлюпочного, буксирного, грузового и специальных устройств). Судовые лебедки и шпили предназначены для приведения в движение тросов и по назначению подразделяются на грузовые, швартовные, шлюпочные и другие, в зависимости от выполняемых функций.

Характерной особенностью всех лебедок и шпилей является на­ личие барабана или турачек для намотки троса, путем выбирания которого или, наоборот, травления выполняются те или иные опе­ рации. Большинство лебедок имеют наряду с основными барабанами, служащими для выполнения главных целей, дополнительные — турачки, с помощью которых выполняются вспомогательные опе­ рации.

Один из вариантов конструкции лебедок — буксирная лебедка простого действия приведена на рис. 102. Барабан этой лебедки имеет большие реборды, позволяющие наматывать трос в несколько слоев. Тормозной шкив представляет одно целое с барабаном, а лен­ точный тормоз закреплен на станине с помощью пружинного амор­ тизатора. При рывках буксирного троса пружины срабатывают и ба­ рабан слегка проворачивается, ослабляя действие рывка на лебедку. Передача вращения от электродвигателя к барабану осуществляется цилиндрическими шестернями. На промежуточном валу лебедки насажены турачки, используемые для швартовных операций и дру­ гих вспомогательных работ.

Для правильной навивки троса на барабан предусмотрен тросоукладчик, имеющий каретку с вертикальными и горизонтальными направляющими роликами, через которые проходит буксирный трос. Тросоукладчик соединен с барабаном синхронно. При вращении барабана каретка перемещается с помощью упорного винта парал­ лельно оси барабана по направляющим стержням.

Конструкция шлюпочной лебедки представлена на рис. 103. Лебедка состоит из двух конических барабанов — турачек, уста­ новленных на одном валу, электродвигателя и редуктора для пере­ дачи вращения главному валу. Лебедки подобной конструкции при­ меняют для подъема и спуска шлюпок со шлюпбалок с самостоятель­ ным приводом для вываливания. Для подъема или спуска шлюпки такой лебедкой каждый ходовой конец лопарей шлюпочных талей накладывают несколькими шлагами на один из барабанов лебедки и при вращении барабанов потравливают или выбирают.

При установке на судне гравитационных шлюпбалок, когда пере­ мещение шлюпбалок и подъем или спуск шлюпок осуществляются одним лопарем, применяют шлюпочные лебедки с барабанами, на которых постоянно закреплены ходовые концы лопарей, наматывае­ мые на барабаны или сматываемые с них. Барабаны получают вра­ щение от электродвигателя через зубчатый или червячный редуктор. Лебедка снабжена ленточным и центробежным тормозами.

12'

179


Вываливание шлюпбалок и спуск шлюпбалок производится под действием их веса путем растормаживания ленточного тормоза, при этом центробежный тормоз автоматически поддерживает задан­ ную безопасную скорость спуска. Подъем шлюпки и заваливание

Рис. 102. Буксирная лебедка простого действия.

1 — барабан; 2 — тросоукладчик; 3 — тормозной шкив; 4 — ленточный тормоз; 5 — станина; 6 — пружинный амортизатор; 7 — промежуточный вал; 8 — электродвигатель; 9 —цилиндри­ ческая передача; 10 — турачки.

шлюпбалок производятся электродвигателем. На случай'отсутствия электроэнергии шлюпочные лебедки имеют ручной привод, а для управления лебедкой из шлюпки в комплект лебедки входит дистан­ ционный привод управления.

Швартовные лебедки, применяемые для выбирания швартовых, принципиально не отличаются от рассмотренных. На ряде судов применяются швартовные шпили с вертикальным расположением барабанов (турачек).

180

Рис. 103. Шлюпочные лебедки: а — для гравитационных шлюпба­ лок; б — с коническими барабанами.

/ — электродвигатель; 2 — барабан

для двух лопарей; 3 — редуктор;

4 —тормозное устройство;

5 — конический барабан.

181

Теплообменные аппараты (холодильники, охладители, нагре­ ватели) являются неотъемлемой частью большинства судовых меха­ низмов и систем. В зависимости от назначения и конструкции си­ стемы различают охладители водо-водяные, водомасляные, водо­ воздушные и другие. Водо-водяные охладители применяются в ос­ новном для охлаждения циркулирующей пресной воды, водомас­ ляные— для охлаждения циркулирующего в системах смазки масла,

 

 

 

а водовоздушные — для

охлаждения

 

 

 

нагнетаемого воздуха. Широкое приме­

 

 

 

нение получили трубчатые охладители,

 

 

 

называемые иногда

 

кожухотрубными.

 

 

 

Схема

такого

охладителя

 

приведена

 

 

 

на

рис.

104.

Охлаждаемое

вещество

 

 

 

или

жидкость

(масло)

циркулирует

 

 

 

в цилиндрическом корпусе холодиль­

 

 

 

ника. Для лучшего охлаждения внутри'

 

 

 

корпуса

имеются

переборки

и

специ­

 

 

 

альные завихрители,

которые изменяют

 

 

 

ток масла. Охлаждающая

вода проте­

 

 

 

кает внутри трубок в направлении,

 

 

 

противоположном току

масла.

Концы

 

 

 

трубок

развальцовывают

в

трубных

 

 

 

досках.

 

 

 

 

 

охладителей

 

 

 

Конструкция водяных

 

 

 

не имеет принципиальных отличий от

 

 

 

масляных.

 

 

водоохладителей

 

 

 

Разновидностью

 

 

 

 

являются радиаторы, в которых

охла:

Рис. 104. Кожухотрубный охла­

ждение

нагретой

 

жидкости

(воды),

проходящей через

большое количество

дитель.

 

трубок

малого

диаметра,

происходит

1 — крышка;

2 — сальник;

3 —

за

счет

обдувания

их

воздухом более

верхняя трубная доска; 4 — труб­

ки; 5 — связи;

6 — корпус;

7

низкой температуры.

Во флоте рыбной

диафрагмы или

переборки;

8

ниж няя трубная доска.

 

промышленности охладители

радиатор­

 

 

 

ного типа находят применение в систе­

мах смазки и охлаждения вспомогательных и главных

 

двигателей

небольших судов и в отдельных катерных установках.

 

 

 

Водомасляные холодильники кожухотрубного типа обеспечи­

вают охлаждение масла (разность

температур)

на

10— 15° С при

скорости тока масла

1— 1,5

м/с

и коэффициенте теплоотдачи охла­

дителя до 300 ккал/(м2-ч-°С).

Сепараторы и фильтры, как и теплообменные аппараты, входят обязательной составной частью во все основные системы, обеспечивая необходимые условия для нормального функционирования главных и вспомогательных двигателей и механизмов.

Фильтры (грубой и тонкой очистки), предназначенные для пред­ варительной очистки жидкостей от находящихся в них посторонних включений, устанавливают на водяных (забортных), топливных, масляных и других системах. В качестве фильтрующих элементов

182


для грубой очистки применяются металлические пластины, про­ волочные сетки и хлопчатобумажные ткани. Конструкция фильтров грубой очистки показана на рис. 105.

В фильтрах тонкой очистки, устанавливаемых после фильтров грубой очистки, иногда — параллельно им, применяются наборы металлических пластин с уменьшенными зазорами, войлочные, капроновые, бумажные, паралоновые и другие сменные вставки.

Фильтры тонкой очистки задерживают твердые частицы, взве­ шенные в жидкости, размером до 5 мкм. Посторонние жидкости,

Рис. 105. Топливный

фильтр грубой очистки:

а — щелевой; б — сетчатый.

1 — корпус фильтра;

2 ~ фильтрующий элемент;

3 — стяжной болт; 4 — крыш­

ка; 5 — вентиляционный винт; 6 — выпускной канал.

например вода, содержащаяся в топливе в виде микроскопических капелек, с помощью фильтров и отстойников полностью не отде­ ляется.

Наиболее качественным видом очистки жидкостей является их сепарирование, с помощью которого удается отделять посторонние частицы размером до 3— 10 мкм.

Центробежные сепараторы представляют собой устройства, в ко­

торых

рабочие

органы (барабаны) вращаются со скоростью 6—

12 тыс.

об/мин.

В процессе сепарирования из жидкости выделяются

частицы увеличенной плотности, при этом происходит отделение примесей и посторонних веществ.

Сепараторы применяются для очистки топлива и смазочных ве­ ществ. В последнее время они являются главной частью установок для очистки льяльных вод.

183

Загрязнение морей и океанов нефтью, нефте- и маслопродуктами приняло за последнее время, в связи с ростом мирового судоходства и переходом большинства судов на жидкое топливо, настолько большие размеры, что привело к необходимости международно-пра­ вового регулирования и контроля. Международными конвенциями по предотвращению загрязнения морей и океанов в 1954 и 1962 гг. были выработаны конкретные меры в этом отношении. В 1969 г.

вКонвенцию были внесены поправки и дополнения.

Внашей стране, где вопросам защиты окружающей среды при­ дается особо важное значение, выработаны некоторые собственные меры. По промысловому флоту издан ряд приказов Министра рыб­ ного хозяйства СССР и разработано специальное наставление по предотвращению загрязнения моря нефтью, утвержденное Мини­ стерством рыбного хозяйства СССР 31 января 1972 г. Согласно при­ казу и решения Конвенции слив загрязненных вод, содержащих более 100 мг нефти на 1 л смеси, запрещен по всей акватории Миро­ вого океана и морей, включая, акватории портов и береговых баз. Запрещен всякий слив с судов льяльных, балластных, промывочных вод и других остатков нефтепродуктов в районах промысла, местах нереста и миграции рыб, в прибрежных водах, во время выбирания трала, кошельковых неводов и других орудий лова.

Согласно положению все суда флота рыбной промышленности должны быть оборудованы сепарационными установками, обеспе­ чивающими очистку загрязненных вод до норм, установленных са­ нитарными правилами для данных акваторий.

Типовые схемы судовых сепарационных установок приведены на рис. 106.

Сепаратор, установленный на судне, должен обеспечивать очистку льяльных и балластных вод от содержащихся в них нефтепродуктов до чистоты, требуемой Конвенцией (не более 100 мг нефти на 1 л).

Суда, оборудованные сепарационной установкой и имеющие действующий формуляр на нее, имеют право, в соответствии с Кон­ венцией, производить через сепаратор выкачивание льяльных вод и балласта за борт в любой точке Мирового океана, за исключением прибрежных вод, для которых могут существовать особые требова­ ния. При этом интенсивность слива не должна превышать 100 мг на 1 л.

Выкачивание льяльных и балластных вод через сепаратор в пор­ тах, территориальных и внутренних водах можно производить лишь в том случае, если формуляр на сепарационную установку под­ тверждает возможность очистки ею загрязненных нефтью вод до норм, установленных Правилами санитарной охраны для данного района.

Если сепарационная установка не обеспечивает требуемую сте­ пень очистки, загрязненные воды следует сдавать в береговые или плавучие емкости, которые должны предоставляться портовыми властями по требованию администрации судов.

Опреснительные установки. Условия работы судов флота рыбной промышленности, связанные с продолжительными (до 6 месяцев)

184



Рис. 106. Типовые схемы судовых сепарационных установок для очистки льяльных вод: а — одноступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор флотацион­ ного типа; б — двухступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор отстой­ ного типа; в — двухступенчатая система очистки льяльных вод — сепаратор коолесцирующего типа.

1 — пасос; 2 — сопло; 3 — сетчатый щит; 4 — нефтесборник; 5 — предохранительный кла­ пан; 6 — сепаратор; 7 — электромагнитный клапан; 8 — отстойная цистерна.

185

пребыванием в отдаленных районах промысла и вследствие этого СО значительными расходами пресной воды на технологические и бы­ товые нужды, требуют применения на судах специальных устройств для приготовления пресной воды — опреснительных установок. Целесообразность применения на судах таких установок подтвер­ ждается следующими данными по стоимости пресной воды в зависи­ мости от источников ее получения:

o i y u m u b i u

Источник получения пресной воды

^

т водь1

Из гидрантов в иностранных

п о р т а х ................................

1

долл

Доставка танкерами в районы промысла из отечественных

14—35 руб

портов .....................................................................................

 

От опреснителей вакуумных и избыточного давления,

4—4,5 руб

работающих на свежем п а р е .............................................

От опреснителей утилизационных, работающих на тепле

30—40 коп

охлаждающей воды дизелей

............................................

Оборудование судов современными опреснительными установками позволяет резко сократить расходы, связанные с доставкой воды в районы промысла, более рационально использовать промысловое время судов и улучшить бытовые условия членов экипажа.

В судовых опреснительных установках используется термическое опреснение, или дистилляция. Для опреснения методом дистилляции морскую воду испаряют, а затем конденсируют водяной пар. Полу­ ченный дистиллят представляет собой обессоленную воду.

Дистилляционная опреснительная установка состоит из двух теплообменников — испарителя, в котором происходит выпаривание морской воды, и конденсатора. Испарение может происходить как при постоянном давлении, так и при понижении давления нагретой жидкости, в связи с чем различают испарители с постоянным давле­ нием (кипящие) и расширительные (некипящие). В расширительных, или адиабатных испарителях пар образуется в результате частич­ ного испарения перегретой воды при понижении давления, т. е. ис­ парение происходит путем адиабатического расширения (без под­ вода и отвода тепла в испарительной камере). Паровые опреснитель­ ные установки с испарителями кипящего типа, работающими при избыточном давлении вторичного пара, начали устанавливать на судах послевоенной постройки.

Первыми опреснителями этого типа были ВИ-1, ВИ-2, ВИ-3 (производительностью 3—10 т/сут). Дальнейшим их развитием яви­ лись опреснители типа ИВС, конструкция которых была несколько усовершенствована (увеличен объем парового пространства, установ­ лен сепаратор в сухопарнике и т. д.).

С 1956 г. начали выпускаться опреснительные установки типа ИЕР-2, ИЕР-7 и ИЕР-30 производительностью 2,7—30 т/сут, более простой конструкции, чем установки типа ИВС.

В настоящее время на большинстве крупнотоннажных судов флота рыбной промышленности отечественной и зарубежной по­

стройки

установлены опреснители избыточного давления. Так,

на ППР

типа «Рембрандт» голландской постройки установлены

1 8 6