Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Температура забортной воды за подогревателем поддерживается на заданном уровне терморегулятором 4, получающим импульс от дат­ чика температуры 5.

Для поддержания в камерах вакуума воздух из них отсасывается с помощью двухступенчатого пароструйного эжектора 1. При этом соблюдение требуемого перепада давления по ступеням обеспечи­ вается подбором дроссельных шайб, которые устанавливают на от­ ветвлениях системы воздушного отсоса.

Сконденсировавшийся вторичный пар стекает в сбор_ник дистил­ лята 15, откуда дистиллятным насосом 8 через регулятор уровня 9

Рис. 108.

Схема пятиступенчатого адиабатного опреснителя.

и расходомер 17

подается к переключающему клапану И , который

в зависимости от импульса датчика солемера 7 направляет дистиллят либо в запасную цистерну пресной воды, либо на сброс. На трубо­ проводе конденсата греющего пара также установлен солемер, кон­ тролирующий соленость конденсата греющего пара. В случае повы­ шения солености на установленную величину система автоматики обеспечивает переключение подачи конденсата от конденсатно-пи­ тательной системы на сброс.

Для обеспечения нормальной работы дистиллятного, рассольного и конденсатного насосов на нагнетательном трубопроводе этих на­ сосов установлены специальные невозвратные подпружиненные кла­ паны, отрегулированные на создание определенного сопротивления сети.

После запуска и установления требуемого режима вручную уста­ новка М5 работает автоматически, не требуя наличия постоянной вахты. Периодический контроль за работой установки осуществ­ ляется при помощи контрольно-измерительных приборов, смонти­ рованных на местном щите, располагаемом на передней стенке испа­ рителя. Производительность установки регулируется вручную изме­ нением количества питательной воды, поступающей в испаритель.

192

Г Л А В А V II

ПРОМЫСЛОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

§24

Механизмы и оборудование тралового лова

Траловый промысел — один из наиболее старейших, продуктив­ ных и распространенных видов лова. «Траловый промысел», как и тип судна — «траулер» получили свое название от основного орудия промысла — трала, представляющего собой довольно сложную по конструкции подвижную ловушку в виде конусообразного сетного мешка, буксируемого за судном. Для повышения экономичности судов и более универсального их использования на некоторых из них предусматривают наряду с тралом и другие орудия лова (кошель­ ковый невод, снюревод, дрифтерные сети, яруса), применение кото­ рых носит сезонный, или временный характер. Основным орудием лова траулеров остается трал.

Трал буксируется за судном при помощи двух стальных тросов, называемых ваерами. Значительно реже применяются тралы, бук­ сируемые на одном ваере. При близнецовом, или парном лове, буксировка трала производится двумя судами, иногда с помощью четырех ваеров. По назначению и конструкции тралы подразделяются на донные и разноглубинные, или пелагические. Первые буксируются по дну и предназначены для лова донных пород рыб (трески, окуня, пикши и др.), которые в определенное время держатся у самого дна. Вторые— для лова пелагических пород рыб, обитающих в толще воды. Разновидностью пелагического является придонный трал, иду­ щий на небольшом расстоянии от грунта.

Трал состоит из сетной части — эллиптического сетного конуса с кутком (устройством для сбора пойманной рыбы) и оснастки, или деталей трала. Отличительной особенностью донного трала является наличие верхней пластины сети (сквера) и крыльев, выдающихся вперед. Рыба придонного слоя накрывается верхней подборой или сквером и крыльями трала загоняется в сетную часть орудия. Пе­ лагический, или разноглубинный трал не имеет выступающего сквера. В некоторых конструкциях его роль выполняют развитые крылья и сопутствующая им оснастка.

Конструкции донного и пелагического тралов представлены на рис. 109. Ниже приведено краткое описание основных элементов тралового вооружения. Верхняя подбора представляет собой ком­ бинированный трос «Геркулес», к которому крепится сетное полотно трала (сквер). Она обеспечивает необходимую форму и прочность сетной части и определяет размеры и конструкцию всего трала. По длине верхней подборы тралы подразделяются на 25-, 31- и 35-ме­ тровые и т. д. Подбора 35-метровбго трала включает в себя верхний

13 в. п. Помухин

193


гуж, или центральную часть подборы от одного крыла до другого — 5 м, тросы по крыльям с сетью (по 10 м на каждое крыло) — 20 м, концы подборы без сети (по 5 м с каждой стороны). Верхняя подбора обеспечивает раскрытие трала и несет на себе подъемные поплавки, или плавкухтыли.

Нижняя подбора, как и верхняя, выполняется из троса «Геркулес» и определяет форму и прочность нижней части трала. К подборе крепится нижняя часть сетного полотна трала и специальные грузы — грунтропы, обеспечивающие ее загрузку. Длина нижней подборы значительно больше длины верхней.

Рис. 109. Конструкции тралов: а — донного; б — пелагического.

1 — гайтян; 2 — топенант и пожилины; 3 — дележный строп с линем; 4 — удавный строп с линем; 5 — грунтроп; 6 — ниж няя подбора; 7 — верхняя подбора с кухтылями; 8 — квартроп; 9 — клячевка с бобинцем; 10 — кабель; 11 — распорная доска; 12 — переходной ко­ ней; 13 — ваер.

Грунтроп изготовляется из отдельных частей стального троса, соединенных при помощи скоб. На тросах помещаются грузы —■ грунтропные катушки, чередующиеся со стальными шаровыми бобинцами, по которым трал движется по грунту. Во многих кон­ струкциях тралов применяются деревянные, резиновые и пластмас-. совые бобинцы. В разноглубинном трале тяжелый грунтроп заменяют более легким, без' грузовых бобинцев. Часто в качестве грунтропа пелагического трала употребляется такелажная цепь.

Крылья трала, верхние и нижние, состоят каждое из двух ча­ стей: собственно крыла, выкраиваемого из траловой дели, и конуса — треугольника, изготовляемого из двойной траловой дели.

Сквер, представляет собой верхнюю часть сети в форме трапеции, выступающую впереди мотни трала.

Куток и полукуток — это конечная часть трала в виде относи­ тельно узкой и длинной ловушки — вместилища для пойманной рыбы.

194


Все перечисленные и другие более мелкие, не указанные здесь части трала, взаимодействуют между собой и работают как одно целое благодаря деталям оснастки. Рассмотрим основные элементы тралового вооружения. Ваеры представляют собой стальные канаты диаметром 20—ВО мм с одним сердечником из органического мате­ риала, предназначенные для буксировки трала. Длина ваеров может достигать 2000 м и более. Наиболее употребительный канат диаме­ тром 25 мм может выдержать усилие 30 тс.

Траловые доски являются одним из наиболее ответственных элементов трала. В тралах без кабелей (участков каната от клячевок трала до досок) они служат для горизонтального и вертикального раскрытий трала, а с кабелями — только для горизонтального рас­ крытия. Трал с траловыми досками представляет собой сложный гид­ родинамический комплекс, сохранение формы которого зависит от большого числа различных факторов. Отличительная особенность тралов состоит в их способности к самонастройке и сохранению опти­ мальной формы. Траловые доски являются основным элементом трала, выполняющим эти функции. В настоящее время применяются пря­ моугольные, овальные, щелевые, крыловидные и другие доски раз­ личной массы и конструкций. Технические характеристики наиболее распространенных в отечественном промысловом флоте траловых досок приведены в табл. 30.

 

Технические характеристики траловых досок

Таблица 30

 

 

 

Площадь

 

Габарит, мм

 

 

Тип доски

 

 

 

Масса, кг

доски, м2

длина

высота

толщина

 

 

 

 

7,5

4000

2380

270

1800

 

4,5

3070

1840

200

1000

Овальная

3,5

2750

1650

170

760

 

3,0

2600

1320

180

560

 

2,0

2100

1200

ПО

260

Прямо­

1,3—2,0

1600—2000

800— 1000

80— 150

угольная

 

 

 

 

 

Крыловид­

9,0

2315

3800

300

1580

еная

 

 

 

 

 

Спуск и подъем трала, обеспечение его нормальной буксировки и обработка улова — трудоемкие и ответственные операции. В свое время при работе на небольших судах большую часть операций вы­ полняли на основании долголетнего опыта специалистов — трал­ мейстеров. В настоящее время, когда длина комплекса траулер—трал достигает нескольких километров, глубина траления увеличилась с нескольких десятков до сотен метров, а скорости траления воз­

13:

195


росли в несколько раз. Выполнение операций по обслуживанию трала без применения средств механизации и автоматизации стало невозможным.

Все средства механизации тралового лова можно подразделить на две основные категории: приспособления и приборы для контроля за работой трала и устройства, механизирующие трудоемкие и опас­ ные операции. Первые работают во время нахождения трала под водой, вторые — при операциях по его установке и выбиранию.

Как уже говорилось, трал представляет собой сложную гидро­ динамическую систему, форма которой зависит от большого числа различных факторов: скорости и глубины траления, вида грунта, состояния и взаимодействия различных частей и деталей трала. При различной длине вытравленных ваеров или неправильном поло­ жении досок трал может перекоситься, с увеличением скорости тра­ ления может произойти отрыв досок от грунта и задир передней части трала, а при несоответствии массы или угла установки траловых досок — их врезание в грунт и всплытие кутка. Во всех этих и дру­ гих случаях происходят заверты и потеря формы трала, в результате чего он вместо орудия лова превращается в бесполезно буксируемый груз. С целью исключения подобных явлений применяются приспо­ собления и приборы, контролирующие работу трала. Счетчики вы­ травленных ваеров устанавливают обычно на палубе судна, непо­ средственно у траловой лебедки или у борта, в месте схода ваеров с траулера. Наиболее удачным решением следует считать установку этих приборов, сблокированных с барабанами и с выводом показаний на ходовой мостик или в промысловую рубку непосредственно на траловой лебедке. По показаниям этих приборов судят о скорости траления и выбирания ваеров и частично о положении трала во время его буксировки. В настоящее время наиболее широко применяются приборы, действие которых основано на регистрации числа прошед­ ших отметок, наносимых на ваеры. Недостаток их состоит в необ­ ходимости специальной подготовки ваеров и частого контроля, что при большой длине ваеров и напряженном ритме работы на про­ мысле затруднительно. С этой точки зрения более предпочтительны приборы, сблокированные с траловыми лебедками и фиксирующие длину вытравленных ваеров в зависимости от частоты вращения ваерных барабанов лебедки. Недостатком приборов этого типа является сложность их тарировки и наладки, так как их показания зависят не только от диаметра поверхности, с которой сбегает ваер и которая по мере вытравливания уменьшается, но и от толщины (диаметра) ваера, различной для разных тралов и видов лова.

Приборы для определения натяжения или усилий на ваерах включаются при выходе судна на режим траления. Устанавливаемые непосредственно на ваерах или на палубе судна, они позволяют судить о равномерности нагрузки на правый и левый ваеры, т. е. о положе­ нии трала во время его движения и о степени его наполнения рыбой. Работают эти приборы по принципу обычного динамометра. Одна из простейших схем установки прибора для замера усилий на ваерах изображена на рис. 110. Образец записи показаний прибора приведен

196


на рис. 111. Среднее усилие на ваерах при изменении скорости тра­ ления от 3,0 до 4,75 уз меняется от 4000 до 1100 Н. Зона изменений усилий на рис. 411 заштрихована. Верхняя кривая соответствует

Рис. 110.

Схема замера натяжения

ваеров

трала.

/ — ваеры; 2 — тали

двухшкивные; 3 — цепные

стопоры;

4 — динамографы.

максимальным, а нижняя — минимальным усилиям при относительно тихой погоде и небольшом волнении (2—3 балла).

Приборы для определения угла расхождения ваеров показывают горизонтальное раскрытие трала. Схема действия прибора приведена

на рис.

112.

На

базах

этих

р,щ

 

 

 

 

 

 

и аналогичных

им приборов,

 

------------Тихая погода

 

 

 

 

основанных на механическом

 

 

 

 

 

 

------------

Средняя погода

 

 

 

принципе

действия,

создано

 

------------Ш тормовая погода

XN

 

большое

 

количество

новых

 

------------ Среднее значение

 

 

 

 

 

Л

 

 

устройств радиоэлектронного

8

 

 

 

 

и гидролокационного

типов.

 

 

 

 

 

Для

примера

в

табл. 31

 

 

 

 

 

приведен перечень приборов,

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

Зона

изм еьсении

входящих в комплект авто­

 

 

 

 

т ого 5ых ус и л и и

номной

измерительной

уста­

 

 

л

 

 

 

 

новки для контроля пара­

 

 

 

 

 

 

метров

трала,

примененной

 

Л3

 

 

 

 

на некоторых судах ПНР.

 

 

 

 

 

 

Все современные

устрой­

 

3,5

 

8

V

4,85

ства

и

приборы

контроля

Рис. 111.

График

изменения

усилий

на

орудий

лова

можно

подраз­

делить

на

две

основные

ваерах трала длиной 37,7

м в зависимости

 

 

от скорости траления.

 

 

группы: устройства и при­

 

связи

и бескабельные

приборы.

боры

с

кабельными

каналами

Примером

конструкции

первого

рода

может

служить

комплекс

«Прицел»

отечественного производства,

предназначенный

для дис­

197