Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
5
1
Рис. 117. Схема устройства «Дубль».
1 — траловая доска; 2 — лебедки; 3 — промысловая площадка; 4 — перего родка; 5 — тралы.
204
вые лебедки с приводом от главного дизеля используются на малых рыболовных судах. Гидравлические траловые лебедки (рис. 118) на чали применять сравнительно недавно; по ряду своих показателей — сравнительно небольшим габаритам и массе, простоте и удобству управления, легкости реверсирования и возможности плавного бес ступенчатого регулирования скорости — они весьма перспективны.
Основные технические характеристики электрических траловых лебедок и лебедок с приводом от главного дизеля приведены в табл. 32.
Приведем краткое описание траловой лебедки, примененной при кормовой схеме траления одной из первых конструкций (БМРТ типа
«Пушкин»). Лебедка — электри |
|
||||||
ческая, работающая по схеме |
|
||||||
Вард-Леонарда. Мощность элек |
|
||||||
тромотора |
лебедки |
составляет |
|
||||
133 кВт при 550 об/мин. |
Тяго |
|
|||||
вое усилие на барабанах |
равно |
|
|||||
9 т |
при |
скорости |
выбирания |
|
|||
ваеров |
1,2— 1,4 м/с. |
Канатоем- |
|
||||
кость |
каждого |
барабана — по |
|
||||
2000 |
м |
при |
диаметре |
троса |
|
||
25 мм. |
Величина |
крутящего |
|
||||
момента регулируется автомати |
Рис. 119. Кинематическая схема трало |
||||||
чески и зависит от внешней на |
вой лебедки. |
||||||
грузки. Лебедка имеет два неза |
1 — электромотор; 2 — палубный стакан; 3 — |
||||||
фрикционная муфта; 4 — червячный редуктор; |
|||||||
висимых ваерных барабана с |
5 — главный вал; 6 — рычаги управления; |
||||||
ваероукладчиками, |
работающи |
7, 11 — кулачковые муфты; 8, 10 — шестерни; |
|||||
9 — турачки; 1 2 — ваероукладчики; 1 3 — ваер- |
|||||||
ми |
автоматически. |
Предусмо |
ные барабаны; 14 — вспомогательный вал. |
||||
трены |
ручной |
привод |
ваеро- |
|
укладчика и две пары турачек, насаженных на концы главного (ваерного) и вспомогательного валов. Управление лебедкой производится с поста управления, расположенного в носовой части лебедки, и кон троллером, находящимся в промысловой рубке. Электромотор ле бедки установлен в закрытом помещении, размещенном за перебор кой, в носовой части, по ходу судна.
Кинематическая, схема лебедки приведена на рис. 119. Передача движения от электромотора 1 к ваерным барабанам происходит через вал электромотора, проходящий в палубном стакане 2 кормо вой переборки моторного отделения, фрикционную предохранитель ную муфту 3, червячный редуктор 4, главный ваерный вал 5. Ваерные барабаны сидят на главном валу свободно, вращаясь каждый на двух чугунных подшипниковых втулках. Соединение барабанов с главным валом осуществляется с помощью кулачковых муфт 11, скользящих по квадратам, выфрезерованным на главном валу. Вклю чение муфт производится вручную при помощи рычагов 6, имеющих запирающее устройство. Главный вал опирается на четыре подшип ника скольжения (два рамовых в опорных стойках и два подшипника червячного редуктора). Вспомогательный вал 14 приводится во вра щение от главного вала через косозубые шестерни 10 и 8, располо женные между турачками и опорной стойкой со стороны' правого
205
борта. На концах главного 5 и вспомогательного 14 валов на* сажены турачки 9.
Автоматический ваероукладчик имеет раздельный привод на каждый барабан. Изменение направления движения ваероукладчика происходит путем изменения вращения ведущих шестерен, осуществляемого в свою очередь редуктором. Ручной привод ваероукладчика осуществляется маховиками через цепную передачу.
При спуске трала и травлении ваеров кулачковые муфты ваерных барабанов разъединяются, и торможение производится при помощи ручных ленточных тормозов, расположенных на на ружных ребордах барабанов. Бандажи тормозов охлаждаются водой. При торможении кулачковые муфты ваероукладчиков разъединяются, и каретки ваероукладчиков движутся вхолостую под действием ваеров.
Электродвигатель лебедки — постоянного тока с двумя независи мыми обмотками, мощностью 133 кВт при токе 840 А и напряжении
Технические характеристики элек
Осноёные параметры
|
Место и год |
тяговое |
скорость |
|
канатоем- |
М арка лебедки |
усилие |
! диаметр'1 |
|||
постройки судна |
на ваер- |
вы бира |
кость |
||
|
|
ных |
ния |
ваера, мм |
ваерного |
|
|
барабанах |
ваера |
|
барабана, м |
|
|
т |
м/мин |
|
|
|
ГДР, |
1953 |
2,5 |
50 |
18,0 |
900 |
ЛЭТр-1 |
СССР, |
1956 |
4,0 |
60 |
20,5 |
915 |
СРТ |
ГДР, |
1949 |
4,0 |
50 |
20,0 |
915 |
СРТР |
ГДР, |
1957 |
4,0 |
60 |
20,0 |
1200 |
ЛЭТр-3 |
СССР, |
1962 |
6,0 |
60 |
20,5 |
1800 |
«Нептун» |
Бельгия, 1950 |
7,0 |
60 |
25,0 |
1300 |
|
«Робертсон» |
Англия, 1956 |
8,0 |
60 |
25,0 |
1100 |
|
«Ховальдс Вер |
ФРГ, |
1954 |
9,0 |
60 |
26,0 |
1500 |
ке» |
|
|
|
|
|
|
Т-9 |
ПНР, |
1958 |
12,0 |
72 |
■26,0 |
2000 |
ЛЭТр2-1 |
СССР, |
1959 |
12,0 |
60 |
26,0 |
2500 |
АЭТрс-2 |
СССР, |
1960 |
10,0 |
100 |
24,0 |
2500 |
ЛЭТрс-3 |
СССР, |
1966 |
12,0 |
60 |
26,0 |
3000 |
«Ахгелис» |
ФРГ, |
1965 |
18,0 |
120 |
28,0 |
3000 |
|
|
|
||||
Раздельная |
ГДР, |
1966 |
6,3 |
100 |
24,0—26,0 |
2600—2200 |
' |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
* В скобках |
указана масса лебедки |
с зацеплением |
Новикова. |
|
175 В. Возбудитель для питания обмоток возбуждения электродвига теля траловой лебедки питающего генератора имеет независимую и щунтовую обмотки возбуждения. Независимая обмотка питается током главной цепи. Мощность генератора составляет 3,4 кВт при силе тока 20 А и напряжении 170 В.
В схему управления входят два контроллера (один на мостике и один у лебедки) и распределительная коробка с устройствами за щиты.
Привод работает по схеме генератор—двигатель, т. е. регули руется путем измерения напряжения в цепи возбуждения главного генератора. Ток обмоток возбуждения главного генератора про ходит через реле возбуждения, якорь генератора возбуждения, кон такты контроллеров и реостат управления.
Мотор лебедки получает свое основное возбуждение от сети пита ния бортовых систем, другая обмотка возбуждения питается от якоря возбуждения генератора. -
Таблица 32
трических траловых лебедок
|
Габарит, |
ММ |
Масса лебедки, кг |
|||
Мощность |
|
|
|
|
|
|
электро |
|
шири |
высо |
|
Тип траулера |
|
двигателя |
|
|
||||
длина |
без ваера |
с ваером |
||||
кВт |
на |
та |
31—29 |
4280 |
1865 |
1420 |
4 785 |
6 845 |
РС-300 |
42 |
5720 |
2362 |
1695 |
7 410 |
9 610 |
СРТ отечественной построй |
|
|
|
|
|
|
ки и СРТР типа «Бологое» |
44—46 |
4900 |
1950 |
1395 |
9 000 |
11 380 |
СРТ 300-400 |
65—70 |
5800 |
1840 |
1288 |
6 500 |
9 620 |
СРТР типа «Океан» |
95 |
6500 |
2500 |
1535 |
11 550 |
15 850 |
СРТМ типа «Маяк» |
95 |
8280 |
2563 |
1725 |
15 100 |
20 560 |
БРТ типа «Кремль» |
120 |
6210 |
2527 |
1876 |
— |
— |
РТ типа «Пионер» |
133 |
' 6075 |
2500 |
2070 |
— . |
— |
БМРТ типа «Пушкин» |
220 |
5635 |
2600 |
1730 |
18 800 |
27 200 |
БМРТ типа «Лесков» |
145 |
6765 |
2265 |
1773 |
17 400 |
27 900 |
БМРТ типа «Маяковский» |
2X95 |
8074 |
2694 |
1607 |
— |
— |
СТР «Альпинист» |
125 |
6770 |
3380 |
1790 |
17 900 |
— |
|
|
|
|
|
(15 700) * |
|
|
470 |
— |
— |
— |
— |
"-- |
Консервный траулер типа |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
«Наталья Ковшова» |
|
2960 |
3300 |
1710 |
|
|
РТМ типа «Атлантик» |
"
206 |
2 0 7 |
Увеличение нагрузки лебедки снижает ток возбуждения генера тора, что в свою очередь снижает напряжение в главной цепи. В то же время увеличение нагрузки мотора ведет к усилению электрического поля вследствие последовательного включения обеих обмоток воз
буждения мотора. При |
снижении |
частоты |
вращения увеличивается |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вращающий момент. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
При повороте маховика кон |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
троллера его контакты разры |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вают цепь возбуждения глав |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного |
генератора, |
|
напряжение |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
падает, и мотор лебедки оста |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
навливается. Одновременно вы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ключается реле тормоза, |
и пру |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
жина |
зажимает колодки. |
Реле |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
возбуждения |
срабатывает |
и |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
переключает возбуждение гене |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ратора |
на |
якорь |
возбудителя, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
в результате |
чего |
происходит |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
электрическое |
торможение. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Лебедки |
|
описанной |
кон |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
струкции широко применяются |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
на траулерах различных типов, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
в том числе на паровых |
и |
ди |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
зельных судах бортового тра |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ления и на БМРТ. |
|
В последние |
||||||
Рис. 120. Кинематическая схема трало |
_ годы |
эту |
лебедку |
несколько |
|||||||||||
усовершенствовали. |
В частно |
||||||||||||||
вой лебедки БМРТ |
типа «Маяковский» |
сти, вместо второй пары тура- |
|||||||||||||
(показана левая часть лебедки). |
|
||||||||||||||
1 — муфта |
включения; 2 — вспомогательный |
чек установили вытяжные бара |
|||||||||||||
барабан; 3 — ваерный вал; 4 — зубчатая пере |
баны |
с |
постоянно |
закреплен |
|||||||||||
дача на вспомогательный вал; |
5 — турачка |
ными |
|
вытяжными |
концами. |
||||||||||
ваерного |
барабана; |
6 — муфта |
включения |
|
|||||||||||
ваерного |
барабана; |
7 — ваерный |
барабан; |
Примером |
такой |
конструкции |
|||||||||
8 — тормозной шкив ваерного барабана; |
9 — |
||||||||||||||
привод ручного управления ваероукладчиком; |
является траловая |
лебедка оте |
|||||||||||||
10 — каретка ваероукладчика; 11 |
— ходовой |
чественного производства, |
уста |
||||||||||||
винт |
ваероукладчика; |
12 — муфта |
переклю |
||||||||||||
чения; |
13 — зубчатая |
передача |
ваероуклад |
навливаемая |
на |
БМРТ |
типа |
||||||||
чика; |
14 — цепная передача ваероукладчика; |
||||||||||||||
15 — редуктор; 16 — коробка переключения |
«Маяковский». |
Кинематическая |
|||||||||||||
скоростей; |
17 — муфта; 18 — электротормоз; |
схема ЛЭТР2-3 приведена на |
|||||||||||||
|
|
19 — электродвигатель. |
|
|
|||||||||||
Лебедка — электрическая, |
|
рис. 120. |
с |
раздельным |
при |
||||||||||
двухскоростная |
водом. Ее основными узлами являются: редуктор, два грузовых вала с ваерными барабанами и турачками, два дополнительных вала с вытяжными барабанами, два ручных ленточных тормоза ваерных барабанов с автоматическим растормаживающим устройством, два ножных ленточных тормоза вытяжных барабанов, два ваероукладчика, колодочный тормоз с электрогидравлическим толкателем, при водной вал, приводной электродвигатель и электрооборудование.
Тормоза вытяжных барабанов — ленточного типа установлены на дисках, выполненных заодно с внутренними ребордами, с педаль ным приводом.
2 0 8
Ваероукладчики — обычного типа, с приводом от грузовых валов ваерных барабанов; работают раздельно и сблокированно с руч ным приводом. Каретки ваероукладчиков перемещаются по вращаю щемуся винту, получающему движение от грузового вала через при вод, состоящий из зубчатой и цепной передач.
Для привода лебедки применен электродвигатель постоянного тока мощностью 125 кВт, напряжением 220 В при 1000 об/мин и ко ническо-цилиндрический редуктор, имеющий две передачи.
Рис. 121. Раздельная ваерная |
Рис. 122. Раздельная вы- |
лебедка. |
тяжная лебедка. |
Отличительной особенностью этих лебедок является наличие авто матического растормаживающего устройства, срабатывающего при натяжении ваеров более 8 тс, и возможность травления ваеров по средством торможения электродвигателем, что способствует более равномерному схождению их с барабанов. Ленточные тормоза ис пользуются только при включении и выключении ваерных барабанов и при операциях по замеру ваеров.
В последние годы в связи с усложнением тралового промысла и механизацией ряда операций конструкции траловых лебедок зна чительно изменились. Эти изменения обусловлены в первую очередь увеличением числа операций, выполняемых с помощью траловых лебедок, или ростом их функционального значения. Конструкции траловых лебедок изменяются в направлении создания многобара банных и раздельных агрегатов. Габаритный чертеж раздельных лебедок приведен на рис. 121— 122, а схема их установки—на рис. 123.
Из многобарабанных траловых лебедок наиболее широко при меняются четырехбарабанные, имеющие один грузовой вал, в сред-
14 В. П. Помухин |
209 |
ней части которого расположены два вспомогательных вытяжных барабана, а по краям — два ваерных барабана.
Замена турачек вспомогательными вытяжными барабанами спо собствует улучшению безопасности работы промысловой команды, облегчает труд и условия работы.
Дальнейшим развитием этого направления является пятибара банная лебедка, установленная на траулерах типа «Наталья Ков шова». Пятый средний барабан имеет специальные гинь-тали при подъеме кутка с рыбой на палубу судна.
Объединение в одном агрегате четырех и более барабанов услож няет их конструкцию и, кроме того, в некоторых случаях создает не-
Рис. 123. Промысловая схема с раздельными |
лебедками. |
1 — ваеры; 2 — ваерные лебедки; 3 — вытяжной конец для |
подтягивания улова; |
4 — вытяжные концы и кабели; 5 — вытяжная лебедка; 6 — подвесные блоки. |
удобства при их размещении на палубе судна, а иногда и не рацио нально с чисто промысловой точки зрения. Поэтому наряду со слож ными траловыми лебедками применяются и раздельные механизмы, независимые части которых выполняют единые цели. При раздель ной компоновке достигается разгрузка и увеличение промысловой палубы, а также большая разноска ваероз, что увеличивает раскры тие трала, уменьшает усилия при выбирании и подъеме улова и т. д.
Примером удачного применения раздельных ваерных лебедок может служить траулер «Прометей», где они расположены по обоим бортам, в районе верхней кромки слипа; вытяжные лебедки разме щаются у кормовой стенки надстройки. При таком варианте промыс ловая' палуба полностью освобождена от ваеров.
Несколько иное расположение применено на траулере «Атлантик» (рис. 124). На судах этого типа имеются две раздельные ваерные лебедки, расположенные в носовой части промысловой палубы, а между ними и кормовой частью надстройки размещаются две вы тяжные лебедки. Ваерные лебедки имеют устройство для измерения тягового усилия на ваерах. Как и в ряде других конструкций, эта лебедка снабжена автоматом предельной нагрузки, позволяющим
210