Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
танционного наведения трала на рыбу контроля параметров трала и работы в режиме судового эхолота.
При дистанционном наведении путем гидроакустической локации пространства перед тралом и вокруг него определяется положение косяков рыбы относительно курса и горизонта трала.
Это позволяет производить маневрирование тралом и более точ ный вывод его на косяки рыбы.
Рис. 112. Схема сил, определяющих горизонтальное раскрытие трала.
R K — усилие в кабеле; R B усилие в ваере; |
— давление воды на |
трало |
вую доску; р — угол наклона кабеля к ДП; V — угол наклона ваера |
к ДП. |
Таблица 31
Автономная аппаратура для измерения параметров трала
Прибор |
Диапазон измерений |
Длина прибора |
|
мм |
|||
|
|
||
Подводный динамограф |
0—6 т |
600 |
|
|
0— 12 т |
700 |
|
Подводный угломер |
+25° н- —25° |
260 |
|
Ваерный угломер |
+50° н- —50° |
340 |
|
Регистратор глубины |
0— 100 м |
340 |
|
|
0—250 м |
340 |
|
Прибор для измерения вертикаль |
0— 10, 0—20, 0—30 м |
350 |
|
ного раскрытия |
|
|
|
Прибор для измерений горизон |
0—25 м |
520 |
|
тального раскрытия |
|
|
|
Подводный лаг |
0,2—2,5 м/с |
415 |
|
Палубный динамограф с регистра- |
0—6 т |
250 |
|
тором |
0— 12 т |
300 |
|
|
|||
Палубный лаг с регистратором |
0,5—3,0 м/с |
40 |
При работе в режиме контроля параметров трала с помощью гидролокации вверх и вниз от центра верхней подборы появляется возможность регистрировать правильность глубины хода трала, его вертикальное раскрытие и расстояние от грунта. Кроме того, с по мощью приборов комплекса «Прицел» можно наблюдать за прохожде нием рыбы над верхней подборой, между подборами и под нижней
198
подборой трала, а с помощью дополнительных вибраторов, установ ленных на крыльях трала, измерять горизонтальное раскрытие трала.
При работе в режиме судового эхолота регистрируется глубина
иобнаруживаются скопления рыбы под килем судна.
Вкомплект комплекса «Прицел» входят следующие основные при боры и устройства: пульт для управления системой и регистрации информации; генератор зондирующих импульсов; лебедка для отдачи
ивыбирания кабеля связи; траловый шестивибраторный блок, уста навливаемый на верхней подборе и предназначенный для гидроло кации в шести направлениях; траловый одновибраторный
блок, устанавливаемый вза |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мен шестивибраторного в слу |
|
|
|
|
|
|
|||||||
чаях, когда не производится |
|
|
|
|
|
|
|||||||
дистанционного |
наведения. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Принцип действия устрой |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ства |
«Прицел» |
заключается |
|
|
|
|
|
|
|||||
в следующем. Генератор ком |
|
|
|
|
|
|
|||||||
плекса |
формирует |
электри |
|
|
|
|
|
|
|||||
ческие зондирующие импуль |
|
|
|
|
|
|
|||||||
сы, которые через блоки |
|
|
|
|
|
|
|||||||
коммутации поступают |
на |
Рис. |
113. Принципиальная |
схема комплекса |
|||||||||
один |
из вибраторов. |
Вибра |
|||||||||||
|
|
«Прицел». |
|
|
|||||||||
тор |
преобразует |
электриче |
1 — генератор |
импульсов; 2 — коммутатор; |
3 — |
||||||||
ские импульсы |
в ультразву |
самописец; 4 —- электронный отметчик; 5 — блок |
|||||||||||
ковые посылки, |
которые из |
звуковой индикации; 6 — судовой вибратор; 7 — |
|||||||||||
|
кабельная |
лебедка; |
8 — траловый блок. |
|
|||||||||
лучаются в воду. |
Принятые |
|
усиливаются |
и регистрируются |
|||||||||
этим же вибратором |
эхо-сигналы |
||||||||||||
на самописце, |
электронном отметчике и блоке- |
звуковой индекса |
|||||||||||
ции. |
Принципиальная |
схема |
комплекса |
«Прицел» |
приведена |
на |
|||||||
рис. |
113. |
|
|
|
«Прицела» |
для измерения раскрытия гори |
|||||||
При |
использовании |
зонтального трала импульсы поступают одновременно на два вибра тора, расположенных на крыльях трала и направленных навстречу один другому. Оба вибратора принимают сигналы от противоле жащего излучителя. Горизонтальное раскрытие определяется по ин тервалу времени между посылкой и приемом сигнала.
По этому же принципу — с кабельными каналами связи работает и устройство контроля параметров трала, разработанное в Польском морском рыбном институте. Система контроля ■— многодатчиковая и рассчитана на одновременное применение 44 датчиков информации, которые измеряют под водой изменение параметров трала. Датчики подключены к центральным постам, один из которых имеет 30, а вто рой 14 независимых входов. При помощи кабельной связи датчики передают на судно информацию об изменении параметров трала, которая обрабатывается в электронно-вычислительной машине (ЭВМ). Датчики информации состоят из двух узлов. Один узел пред ставляет собой механический преобразователь, который преобразует физическую величину замера изменения параметра в электрическую.
199
Второй узел служит электрическим индуктивным преобразователем сигналов. На выходе датчика формируется сигнал постоянного тока, напряжение которого линейно пропорционально измеряемой вели чине параметра в диапазоне 0—5 В. Сигналы поступают в централь ный пост и оттуда по каналу связи в ЭВМ. Сигналы передаются в двоичном цифровом коде. Объем передаваемого сигнала 12 битов. Электронно-вычислительная машина перерабатывает информацию со гласно закодированной программе. Общая схема системы контроля
Рис. 114. Схема установки многодатчиковой измерительной аппаратуры на судне и на трале.
1 — датчики замеров; 2 — телеметрический центральный пост; 3 — кабели связи; 4 — ЭВМ с периферийным оборудованием.
параметров трала изображена на рис. 114. С помощью данной си стемы осуществляется также контроль совместной работы орудий лова и взаимодействующего с ними судна.
Аппаратура бескабельного типа основана на использовании гидро акустических каналов связи. Наибольшее применение находит аппа ратура контроля лова и параметров трала на базе гидролокаторов различного типа. С помощью аппаратуры контроля орудий лова с гидроакустическими каналами связи осуществляется измерение глубины хода трала до 1200 м с точностью до 2,5%, измерение верти кального раскрытия трала с точностью до 1 м, регистрация отдель ных рыб, проходящих поверх датчика или снизу от него, регистрация положения нижней подборы трала относительно грунта при расстоя нии между ними не менее 1 м, наблюдение за входом рыб в трал и поиск потерянного трала. •
В состав аппаратуры контроля трала и других орудий лова входят пульт управления и индикации, устройство для передачи и устрой ство для приема информации. Пульт управления и индикации вклю
200
чает в себя самописец, цифровой индикатор, приемный тракт канала связи и блоки питания.
В пульте управления аппаратуры контроля параметров трала размещается система регистрации придонного участка с синхрони зацией записей отраженных от дна сигналов. Воспроизведение инфор мации от передающего устройства производится в многоперьевом самописце и цифровом индикаторе.
Все операции при работе с тралом выполняются с применением специальных устройств и механизмов, которые принято называть промысловыми устройствами. С помощью промысловых устройств
Рис. 115. Промысловое устройство |
бортового, траулера. |
|
||
1 — стопор-блок; |
2 — кип для мессенжера; |
3 — кормовая траловая дуга; 4 |
— стрела кор |
|
мовая; 5 — рымы |
и скобы; 6 — отводящие |
ролики; |
7 — траловая лебедка; |
3 — квартроп- |
ная тумба; 9 — носовая стрела; 10 — промысловый |
блок; 11 — джильсон; |
12 — бортовой |
||
рол; |
13 — центральные ролики; 14 — носовая траловая дуга. |
производится спуск и подъем трала, его буксировка, маневрирова ние, выливка улова и подготовка к следующей постановке.
Промысловые устройства траулеров подразделяются на устрой ства для траления с борта и устройства для траления с кормы. Борто вые устройства, или бортовая схема '’траления — единственный вид траления до недавнего времени, применяются в настоящее время на судах старой постройки и на небольших по размерам судах в ком бинации с другими способами лова. Промысловое устройство борто вого траулера показано на рис. 115.
Устройства для траления с кормы, или кормовая схема трале ния —•более производительный вид лова, безопаснее в работе и благо приятнее для дальнейшей механизации и автоматизации промысло вых операций. По кормовой схеме траления работают все вновь по строенные и строящиеся траулеры.
Расположение промыслового устройства на судне и последова тельность взаимодействия его элементов и деталей в процессе работы
201
называется промысловой схемой. Для одного и того же метода тра ления, в частности траления с кормы, и для одинаковых тралов при меняют различные промысловые схемы. Основные элементы кон струкций и механизмов промысловых устройств различаются между собой по конструктивным особенностям, производительности и прин ципу компоновки. В то же время их основное назначение и выполняе мые частные функции, как правило, остаются неизменными.
Рис. 116. Промысловое устройство кормового траулера.
/ — тралопая |
лебедка; 2 — ваеры; •? — вытяжные концы; 4 — рыбные ящики; 5 — ваер- |
ные. ролики; |
6 — оттяжки: 7 — направляющие ролики; 8 — стальной трос; 9 — подвесные |
блоки; |
10 — слиповая канавка; И цепные стопоры; 12 — грузовые блоки. |
Общая |
схема кормового тралового устройства приведена на |
рис. 116. |
Устройство этого типа имеет симметричное расположение |
относительно ДП и слип нормальных образований шириной 3—4 м. Промысловая палуба находится на расстоянии 1,5 м и более над уровнем моря. Траловые доски при подъеме закрепляют на крон штейны или бугели, расположенные на корме судна по обеим сторо нам слипа. Траловая лебедка, находящаяся в носовой части промыс ловой палубы, обеспечивает «се промысловые операции, за исклю чением выливки улова, которая производится с помощью кормовых грузовых стрел.
Существенно отличается от приведенных схем промысловое устрой ство, примененное на траулере'«Наталья Ковшова». Траловая ле бедка этого судна имеет два ваерных, два вытяжных барабана и спе циальный барабан для гинь-талей. Кроме траловой, на судне уста новлены две грузовые лебедки для стягивания сетной части трала в воду и для выливки улова. Промысловые операции выполняют
в двух плоскостях. На промысловой палубе производят все операции
стралом, ваеры проходят через специальные канифас-блоки, за крепленные на палубе промыслового мостика, и не мешают работе
2 0 2
на палубе. Отличительная особенность этой схемы состоит в том, что траловые доски от ваеров не отключаются, а их отдача и прием производятся автоматически без применения каких-либо специаль ных механизмов.
Все рассмотренные схемы предусматривают полное выбирание трала. Кроме этих общеизвестных схем, применяют целый ряд дру гих. Наиболее распространенные из них следующие. Трал остается в воде, а на палубу поднимают только куток (мешок). Эта схема называется также тралением со сменными кутками. Другая схема: как и в предыдущем случае, трал остается в воде, а кутки, наполнен ные рыбой, автоматически по мере наполнения всплывают и по спе циальному тросу поднимаются на слип судна. Такая схема назы вается работой с отстегивающимися, или самовсплывающими кут ками. В этом случае трал снабжают набором кутков (до 5 шт.), ко торые поочередно наполняются рыбой. Обе эти схемы при большой эффективности и производительности имеют один существенный не достаток —■трал периодически приходится поднимать на палубу дляего проверки и починки.
Первая схема применяется на многих малых рыболовных трауле рах, вторая проходит экспериментальную проверку на больших рыбоморозильных траулерах Западного и Северного промысловых бассейнов.
Впоследнее время получило известность устройство для спуска
иподъема трала, предложенное инж. Е. В. Каменским. В этом устройстве, известном под названием «Дубль», предусмотрена воз можность попеременной работы двумя тралами (рис. 117).
На промысловой палубе выкладывают готовые к спуску тралы 5. Один из тралов спускают в воду. После его подъема с рыбой на про мысловую площадку начинают спуск другого трала и очередное тра ление. Оба трала обслуживаются одним комплектом траловых до сок 1 и ваеров.
Во время траления второго трала первый освобождают от рыбы, осматривают, ремонтируют и подготавливают к очередному спуску. Затем цикл повторяется. Таким образом все рабочее время исполь зуется для траления, в результате чего обеспечивается повышение промысловой производительности судна.
Наличие установленных под определенным углом раздельных вы тяжных лебедок обеспечивает разводку тралов по промысловым площадкам, а продольная местная перегородка препятствует их спутыванию и поперечному перемещению по палубе.
Траловая лебедка является основным механизмом промыслового устройства траулера, обеспечивающим операции по спуску и подъему трала, обработке орудий лова и освобождению их от улова. Траловая лебедка может быть в виде одного агрегата (нераздельная) или в виде нескольких агрегатов — ваерных и вытяжных лебедок.
По роду двигателя различают траловые лебедки паровые, элек трические, гидравлические и механические с приводом от главного двигателя. В настоящее время применяются лебедки трех последних типов, из которых наиболее употребительны электрические. Трало-
2 0 3