Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

танционного наведения трала на рыбу контроля параметров трала и работы в режиме судового эхолота.

При дистанционном наведении путем гидроакустической локации пространства перед тралом и вокруг него определяется положение косяков рыбы относительно курса и горизонта трала.

Это позволяет производить маневрирование тралом и более точ­ ный вывод его на косяки рыбы.

Рис. 112. Схема сил, определяющих горизонтальное раскрытие трала.

R K — усилие в кабеле; R B усилие в ваере;

— давление воды на

трало­

вую доску; р — угол наклона кабеля к ДП; V — угол наклона ваера

к ДП.

Таблица 31

Автономная аппаратура для измерения параметров трала

Прибор

Диапазон измерений

Длина прибора

мм

 

 

Подводный динамограф

0—6 т

600

 

0— 12 т

700

Подводный угломер

+25° н- —25°

260

Ваерный угломер

+50° н- —50°

340

Регистратор глубины

0— 100 м

340

 

0—250 м

340

Прибор для измерения вертикаль­

0— 10, 0—20, 0—30 м

350

ного раскрытия

 

 

Прибор для измерений горизон­

0—25 м

520

тального раскрытия

 

 

Подводный лаг

0,2—2,5 м/с

415

Палубный динамограф с регистра-

0—6 т

250

тором

0— 12 т

300

 

Палубный лаг с регистратором

0,5—3,0 м/с

40

При работе в режиме контроля параметров трала с помощью гидролокации вверх и вниз от центра верхней подборы появляется возможность регистрировать правильность глубины хода трала, его вертикальное раскрытие и расстояние от грунта. Кроме того, с по­ мощью приборов комплекса «Прицел» можно наблюдать за прохожде­ нием рыбы над верхней подборой, между подборами и под нижней

198


подборой трала, а с помощью дополнительных вибраторов, установ­ ленных на крыльях трала, измерять горизонтальное раскрытие трала.

При работе в режиме судового эхолота регистрируется глубина

иобнаруживаются скопления рыбы под килем судна.

Вкомплект комплекса «Прицел» входят следующие основные при­ боры и устройства: пульт для управления системой и регистрации информации; генератор зондирующих импульсов; лебедка для отдачи

ивыбирания кабеля связи; траловый шестивибраторный блок, уста­ навливаемый на верхней подборе и предназначенный для гидроло­ кации в шести направлениях; траловый одновибраторный

блок, устанавливаемый вза­

 

 

 

 

 

 

мен шестивибраторного в слу­

 

 

 

 

 

 

чаях, когда не производится

 

 

 

 

 

 

дистанционного

наведения.

 

 

 

 

 

 

Принцип действия устрой­

 

 

 

 

 

 

ства

«Прицел»

заключается

 

 

 

 

 

 

в следующем. Генератор ком­

 

 

 

 

 

 

плекса

формирует

электри­

 

 

 

 

 

 

ческие зондирующие импуль­

 

 

 

 

 

 

сы, которые через блоки

 

 

 

 

 

 

коммутации поступают

на

Рис.

113. Принципиальная

схема комплекса

один

из вибраторов.

Вибра­

 

 

«Прицел».

 

 

тор

преобразует

электриче­

1 — генератор

импульсов; 2 — коммутатор;

3

ские импульсы

в ультразву­

самописец; 4 —- электронный отметчик; 5 — блок

ковые посылки,

которые из­

звуковой индикации; 6 — судовой вибратор; 7

 

кабельная

лебедка;

8 — траловый блок.

 

лучаются в воду.

Принятые

 

усиливаются

и регистрируются

этим же вибратором

эхо-сигналы

на самописце,

электронном отметчике и блоке-

звуковой индекса­

ции.

Принципиальная

схема

комплекса

«Прицел»

приведена

на

рис.

113.

 

 

 

«Прицела»

для измерения раскрытия гори­

При

использовании

зонтального трала импульсы поступают одновременно на два вибра­ тора, расположенных на крыльях трала и направленных навстречу один другому. Оба вибратора принимают сигналы от противоле­ жащего излучителя. Горизонтальное раскрытие определяется по ин­ тервалу времени между посылкой и приемом сигнала.

По этому же принципу — с кабельными каналами связи работает и устройство контроля параметров трала, разработанное в Польском морском рыбном институте. Система контроля ■— многодатчиковая и рассчитана на одновременное применение 44 датчиков информации, которые измеряют под водой изменение параметров трала. Датчики подключены к центральным постам, один из которых имеет 30, а вто­ рой 14 независимых входов. При помощи кабельной связи датчики передают на судно информацию об изменении параметров трала, которая обрабатывается в электронно-вычислительной машине (ЭВМ). Датчики информации состоят из двух узлов. Один узел пред­ ставляет собой механический преобразователь, который преобразует физическую величину замера изменения параметра в электрическую.

199


Второй узел служит электрическим индуктивным преобразователем сигналов. На выходе датчика формируется сигнал постоянного тока, напряжение которого линейно пропорционально измеряемой вели­ чине параметра в диапазоне 0—5 В. Сигналы поступают в централь­ ный пост и оттуда по каналу связи в ЭВМ. Сигналы передаются в двоичном цифровом коде. Объем передаваемого сигнала 12 битов. Электронно-вычислительная машина перерабатывает информацию со­ гласно закодированной программе. Общая схема системы контроля

Рис. 114. Схема установки многодатчиковой измерительной аппаратуры на судне и на трале.

1 — датчики замеров; 2 — телеметрический центральный пост; 3 — кабели связи; 4 — ЭВМ с периферийным оборудованием.

параметров трала изображена на рис. 114. С помощью данной си­ стемы осуществляется также контроль совместной работы орудий лова и взаимодействующего с ними судна.

Аппаратура бескабельного типа основана на использовании гидро­ акустических каналов связи. Наибольшее применение находит аппа­ ратура контроля лова и параметров трала на базе гидролокаторов различного типа. С помощью аппаратуры контроля орудий лова с гидроакустическими каналами связи осуществляется измерение глубины хода трала до 1200 м с точностью до 2,5%, измерение верти­ кального раскрытия трала с точностью до 1 м, регистрация отдель­ ных рыб, проходящих поверх датчика или снизу от него, регистрация положения нижней подборы трала относительно грунта при расстоя­ нии между ними не менее 1 м, наблюдение за входом рыб в трал и поиск потерянного трала. •

В состав аппаратуры контроля трала и других орудий лова входят пульт управления и индикации, устройство для передачи и устрой­ ство для приема информации. Пульт управления и индикации вклю­

200

чает в себя самописец, цифровой индикатор, приемный тракт канала связи и блоки питания.

В пульте управления аппаратуры контроля параметров трала размещается система регистрации придонного участка с синхрони­ зацией записей отраженных от дна сигналов. Воспроизведение инфор­ мации от передающего устройства производится в многоперьевом самописце и цифровом индикаторе.

Все операции при работе с тралом выполняются с применением специальных устройств и механизмов, которые принято называть промысловыми устройствами. С помощью промысловых устройств

Рис. 115. Промысловое устройство

бортового, траулера.

 

1 — стопор-блок;

2 — кип для мессенжера;

3 — кормовая траловая дуга; 4

— стрела кор­

мовая; 5 — рымы

и скобы; 6 — отводящие

ролики;

7 — траловая лебедка;

3 — квартроп-

ная тумба; 9 — носовая стрела; 10 — промысловый

блок; 11 — джильсон;

12 — бортовой

рол;

13 — центральные ролики; 14 — носовая траловая дуга.

производится спуск и подъем трала, его буксировка, маневрирова­ ние, выливка улова и подготовка к следующей постановке.

Промысловые устройства траулеров подразделяются на устрой­ ства для траления с борта и устройства для траления с кормы. Борто­ вые устройства, или бортовая схема '’траления — единственный вид траления до недавнего времени, применяются в настоящее время на судах старой постройки и на небольших по размерам судах в ком­ бинации с другими способами лова. Промысловое устройство борто­ вого траулера показано на рис. 115.

Устройства для траления с кормы, или кормовая схема трале­ ния —•более производительный вид лова, безопаснее в работе и благо­ приятнее для дальнейшей механизации и автоматизации промысло­ вых операций. По кормовой схеме траления работают все вновь по­ строенные и строящиеся траулеры.

Расположение промыслового устройства на судне и последова­ тельность взаимодействия его элементов и деталей в процессе работы

201


называется промысловой схемой. Для одного и того же метода тра­ ления, в частности траления с кормы, и для одинаковых тралов при­ меняют различные промысловые схемы. Основные элементы кон­ струкций и механизмов промысловых устройств различаются между собой по конструктивным особенностям, производительности и прин­ ципу компоновки. В то же время их основное назначение и выполняе­ мые частные функции, как правило, остаются неизменными.

Рис. 116. Промысловое устройство кормового траулера.

/ — тралопая

лебедка; 2 — ваеры; •? — вытяжные концы; 4 — рыбные ящики; 5 — ваер-

ные. ролики;

6 — оттяжки: 7 — направляющие ролики; 8 — стальной трос; 9 — подвесные

блоки;

10 — слиповая канавка; И цепные стопоры; 12 — грузовые блоки.

Общая

схема кормового тралового устройства приведена на

рис. 116.

Устройство этого типа имеет симметричное расположение

относительно ДП и слип нормальных образований шириной 3—4 м. Промысловая палуба находится на расстоянии 1,5 м и более над уровнем моря. Траловые доски при подъеме закрепляют на крон­ штейны или бугели, расположенные на корме судна по обеим сторо­ нам слипа. Траловая лебедка, находящаяся в носовой части промыс­ ловой палубы, обеспечивает «се промысловые операции, за исклю­ чением выливки улова, которая производится с помощью кормовых грузовых стрел.

Существенно отличается от приведенных схем промысловое устрой­ ство, примененное на траулере'«Наталья Ковшова». Траловая ле­ бедка этого судна имеет два ваерных, два вытяжных барабана и спе­ циальный барабан для гинь-талей. Кроме траловой, на судне уста­ новлены две грузовые лебедки для стягивания сетной части трала в воду и для выливки улова. Промысловые операции выполняют

в двух плоскостях. На промысловой палубе производят все операции

стралом, ваеры проходят через специальные канифас-блоки, за­ крепленные на палубе промыслового мостика, и не мешают работе

2 0 2


на палубе. Отличительная особенность этой схемы состоит в том, что траловые доски от ваеров не отключаются, а их отдача и прием производятся автоматически без применения каких-либо специаль­ ных механизмов.

Все рассмотренные схемы предусматривают полное выбирание трала. Кроме этих общеизвестных схем, применяют целый ряд дру­ гих. Наиболее распространенные из них следующие. Трал остается в воде, а на палубу поднимают только куток (мешок). Эта схема называется также тралением со сменными кутками. Другая схема: как и в предыдущем случае, трал остается в воде, а кутки, наполнен­ ные рыбой, автоматически по мере наполнения всплывают и по спе­ циальному тросу поднимаются на слип судна. Такая схема назы­ вается работой с отстегивающимися, или самовсплывающими кут­ ками. В этом случае трал снабжают набором кутков (до 5 шт.), ко­ торые поочередно наполняются рыбой. Обе эти схемы при большой эффективности и производительности имеют один существенный не­ достаток —■трал периодически приходится поднимать на палубу дляего проверки и починки.

Первая схема применяется на многих малых рыболовных трауле­ рах, вторая проходит экспериментальную проверку на больших рыбоморозильных траулерах Западного и Северного промысловых бассейнов.

Впоследнее время получило известность устройство для спуска

иподъема трала, предложенное инж. Е. В. Каменским. В этом устройстве, известном под названием «Дубль», предусмотрена воз­ можность попеременной работы двумя тралами (рис. 117).

На промысловой палубе выкладывают готовые к спуску тралы 5. Один из тралов спускают в воду. После его подъема с рыбой на про­ мысловую площадку начинают спуск другого трала и очередное тра­ ление. Оба трала обслуживаются одним комплектом траловых до­ сок 1 и ваеров.

Во время траления второго трала первый освобождают от рыбы, осматривают, ремонтируют и подготавливают к очередному спуску. Затем цикл повторяется. Таким образом все рабочее время исполь­ зуется для траления, в результате чего обеспечивается повышение промысловой производительности судна.

Наличие установленных под определенным углом раздельных вы­ тяжных лебедок обеспечивает разводку тралов по промысловым площадкам, а продольная местная перегородка препятствует их спутыванию и поперечному перемещению по палубе.

Траловая лебедка является основным механизмом промыслового устройства траулера, обеспечивающим операции по спуску и подъему трала, обработке орудий лова и освобождению их от улова. Траловая лебедка может быть в виде одного агрегата (нераздельная) или в виде нескольких агрегатов — ваерных и вытяжных лебедок.

По роду двигателя различают траловые лебедки паровые, элек­ трические, гидравлические и механические с приводом от главного двигателя. В настоящее время применяются лебедки трех последних типов, из которых наиболее употребительны электрические. Трало-

2 0 3