Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 33

С равнительны е хар ак тер и сти к и пром ы словы х устр ой ств бол ьш и х корм овы х траулеров и ностр ан ной постройки

Н азвание судна,

 

Главныеразм е­ суднарения, м

промыДлина­ палубысловой,м

место и год

 

 

 

постройки

 

 

 

Типа

«М аяков­

£ =

84,7

19,6

ский»

 

£ = 1 4 ,0

 

 

 

£ =

0,0

 

 

 

Г = 5,5

 

Типа

«Чайков­

£ = 0 3 ,3

19,6

ский»

 

£ = 1 4 ,0

 

 

 

£ =

0,0

 

 

 

Г = 5 ,5

 

рестропокходимоеподъема Количество, кутка пе - ­необдля

3

3

Форма кормы

 

Конструкция

 

 

лебедки

 

 

 

 

Транцевая

с

за ­

Траловая с че­

валом в корму

 

тырьмя барабанами

 

 

 

и растормаживаю ­

 

 

 

щим

устройством

Транцевая

с

за ­

То

же

валом в нос

 

 

 

 

Тип траловой лебедки, ее мощ­ ность, кВт

Тяговое усилие траловой лебед­ ки (ваерные ба­ рабаны ), кгс

Скорость выби­ рания ваеров, м/мин

Канатоемкость ваерных бара­ банов, м '

Диаметр ваеров мм

!

 

 

 

 

 

Электриче­

12 000

60

3000

26

ская,

125

 

 

 

 

Электриче­

12 500

100 —

3000

26

ская,

280

 

120

 

 

Типа

«Лесков»

£ = 85,2

19,6

3

Транцевая

с

за ­

Траловая

с

че­

Электриче­

12 000

72

2000

26

 

 

£ = 1 3 ,8

 

 

валом

в

корму

 

тырьмя барабанами

ская,

220

 

 

 

 

 

 

£ = 9,75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

Г = 5,55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типа

«Пушкин»,

£ = 8 4 ,9

19,6

3

То же

 

 

 

То же

 

 

Электриче­

9 000

60

1500

26

Ф РГ, 1955

£ = 1 3 ,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская,

133

 

 

 

 

 

 

£ = 1 8 ,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т = 5,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типа

«Тропик»,

£ = 79,6

16,5

4

»

»

 

 

 

»

»

 

 

Электриче­

12 000

60

2000

26

ГД Р, 1962

£ = 1 3 ,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская,

225

 

 

 

 

 

 

£ = 7,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г = 4 ,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лорд

Нельсон»,

£ = 7 2 ,8

25

3

Транцевая

с

за ­

Траловая

с дву­

Электриче­

12 000

ПО

2560

27

Англия

 

£ = 1 1 0

 

 

валом

в

нос

 

 

мя ваерными

бара­

ская,

258

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

банами

и

турач-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФРГ,

1964

£ = 79,45

42

1

То же

 

 

 

Траловая

 

из

Электриче­

12 000

105

2064

25,2

 

 

£ = 1 2 ,6

 

 

 

 

 

 

 

двух агрегатов (че­

ская,

130

 

 

 

 

 

 

£ = 7,8

 

 

 

 

 

 

 

тыре

барабана

и

 

 

 

 

 

 

 

 

Т = 4,7

 

 

 

 

 

 

 

две турачки)

 

 

 

 

 

 

 

 


Н азвание

судна,

Главныеразм е­ суднарения, м

промыДлина­ палубысловой,м

Количествоперестропок, не­ обходимоедля куткаподъема

место и год

 

 

 

 

постройки

 

 

 

 

«Викинге», ФРГ,

7 = 8 0 ,5

40

 

1965

 

 

£ =

12,5

 

 

 

 

 

# =

8,0

 

 

 

 

 

7 =

5,9

 

 

«Депа

Терцо»,

7 = 7 4 ,5

44

1

И талия,

1965

£ = 1 2 ,0

 

 

 

 

 

# =

8,3

 

 

 

 

 

7 = 4,9

 

 

«Гамбург», ФРГ,

7 = 8 2 ,1

26

3

1955

 

 

£ =

13,6

 

 

 

 

 

# = 8,3

 

 

 

 

 

7 = 4 ,3

 

 

«Констанца»,

7 = 93,1

26

3

«Галац», Япония,

£ = 1 5 ,6

 

 

1964

 

 

# = 9,1

 

 

 

 

 

7 = 4,95

 

 

«Атлантик», ГДР,

7 = 8 2 ,0

31

2

1966

 

 

£ = 1 9 ,0

 

 

 

 

 

# = 9,55

 

 

 

 

 

7 =

5,0

 

 

«Н аталья

Ков­

7 = 1 2 7 ,6 8

39

1

шова»,

Ф ранция,

£ = 1 9 ,0

 

 

1966

 

 

# = 1 2 ,0

 

 

 

 

 

7 = 7,0

 

 

Форма кормы

Транцевая вер­ тикальная

Транцевая с за ­ валом в нос

То же

»»

 

 

 

 

 

 

­

Тяговоеусилие траловойлебед­ ваерные(ки ба­ ),рабаныкге

 

Конструкция

траловойТип ,лебедкиее мощ кВт,ность

 

 

лебедки

 

 

 

 

Траловая

с

че­

Электриче­

14 000

тырьмя барабанами

ская, 310

 

То же

 

 

 

Гидравли­

Данных

 

 

 

 

 

 

ческая

нет

Две траловые ле­

Гидропривод

10 000

бедки

с

ваерными

насоса,

 

и

вспомогатель­

220 л. с.

 

ными

барабанами

 

 

и

турачкой.

 

Д ве

 

 

вспомогательные

 

 

лебедки

с тяговым

 

 

усилием

5000

кге

 

 

Траловая с

дву­

Электриче­

12 000

мя ваерными, дву­

ская, 165

 

мя

вспомогатель­

 

 

ными барабанами и

 

 

двумя турачками

 

 

Две

ваерные и

Электриче­

12 600

две

вытяжные

ле­

ская, 280

 

бедки

 

 

 

 

 

 

Траловая

 

с

Электриче­

18 000

пятью

барабанами

ская, 440

 

и двумя турачками

Продолжение табл. 33

Скорость выби­ рания ваеров, м/мин

Канатоемкость ваерных б ар а ­ банов, м

Диаметр ваеров, мм

120

2060

28

ПО

2500

24

146

2500

25

46

Данны х

Данных

 

нет

нет

100

2200

26

120

3000

26

П р и м е ч а н и е . На всех указанны х траулерах применяется кормовая схема траления со слипом нормальных образований. Поворотный портал траулера «Депа Терцо» имеет гидропривод.


Производить вытравливание ваёров при возрастании тягового усилия. В отличие от других аналогичных устройств конструкция лебедки позволяет регулировать предельное усилие натяжения ваеров в диа­ пазоне 5—15 тс.

Рис. 124. Промысловая схема РТМ типа «Атлантик».

1 — подвесные блоки; 2 — ваеры; 3 — ваерные лебедки.

Основные характеристики траловых лебедок наиболее распро­ страненных типов с некоторыми элементами траловых устройств судов, на которых они установлены, приведены в табл. 33.

§25

Механизмы и оборудование кошелькового лова

Кошельковый лов является одним из наиболее эффективных видов промышленного рыболовства. В нашей стране кошельковый лов впер­ вые был применен в конце 20-х годов в Северном бассейне — в при­ брежных водах Баренцева и Белого морей. В 30-х годах этот вид промысла начал развиваться в Азовском и Черном морях для до­ бычи пеламиды и кефали и на Дальнем Востоке для промысла сар­ дины, сельди и скумбрии. В последние годы значение этого вида промысла неуклонно повышается и по объему вылова он занимает ведущее место, уступая только траловому.

Свое название этот вид лова получил по основному орудию — ко­ шельку, представляющему, собой гигантскую по размерам и весьма сложную сеть. Этой сетью окружают (обметывают) определенный участок океана, где находится рыба. Схема кошелькового невода при­ ведена на рис. 125.

К кошельковым неводам предъявляются особые требования, в пер­ вую очередь в отношении их размеров и качества материала, по­ скольку развитие этого вида промысла происходит в направлении освоения запасов пород рыб, обитающих на большой глубине. Оче­ видно, что работа с кошельком, размеры, которого по высоте дости­ гают 250 м и более, а* по длине до полутора километров, невозможна без надежных и эффективных средств механизации.

Промысловые механизмы, применяемые при кошельковом про­ мысле, обеспечивают: вымет кошелькового невода, выбирание и на­

213

мотку стяжного троса, выбирание и укладку самого невода и выливку улова из невода. Весьма существенное значение имеют приборы и средства для обнаружения скопления рыбы и наводки на обнаружен­ ные косяки судов добывающего флота.

Операции обнаружения и наводки не имеют непосредственного отношения к самому процессу кошелькования, однако являются одними из ответственных, определяющих успех лова и общую эф­ фективность этого вида промысла.

Выбирание и травление стяжного троса производят с помощью различных лебедок — траловых, тралово-сейнерных и сейнерных.

Рис. 125. Схема двукрылого кошелькового невода.

I — притон; 2 — подпритоны, или приводы; 3 — крылья; 4 — верхняя подбора; 5 — урезы; 6 — боковая подбора с уздечками, кольцами и боко­ вым стяжным тросом; 7 — стяжной трос.

Конструкции лебедок весьма различны, но принцип их действия и устройство близки к общеизвестным.

На промысловых судах типа РС-300 и СРТР-540 для травления и выбирания стяжного троса применяются лебедки с тяговым уси­ лием 4 тс при скорости выбирания до 60 м/мин. Лебедки снабжены двумя ваерными барабанами с тросоукладчиками и имеют две или четыре турачки.

На судах типа малый рыболовный сейнер (МРС-80) и средний черноморский сейнер (СЧС-150) применяются сейнерные лебедки с тя­ говым усилием 1,5—2,5 тс при скорости выбирания до 70—80 м/мин. Выбирание стяжного троса производят на этих лебедках с помощью двух турачек, у которых отсутствует раздельное управление. На многих судах этих серий на лебедки вместо турачек стали ставить навивные барабаны с ручными тросоукладчиками. Привод лебедок обеспечивается электродвигателем или от главного двигателя.

На судах, имеющих траловые лебедки, и на всех судах с сейнер­ ными лебедками для вытравливания стяжного троса при замете при­ меняются вьюшки, представляющие собой барабаны канатоемкостью на всю длину стяжного троса, с тормозом и ручным или электриче­ ским приводом, обеспечивающим перемотку троса с траловой или сейнерной лебедки.

На некоторых судах, в частности на судах типа СРТР, вьюшку устанавливают на бодтечной палубе. Конструкция вьюшки не отли­ чается от конструкции обычной однобарабанной лебедки с тросо­

2 1 4



Как и каждый механизм, подвесные силовые блоки имеют свои не­ достатки. Основные недостатки ПМВК следующие:

— ограниченное тяговое усилие, которое зависит не только от мощности привода, но и от высоты подвеса невода; высокая подвеска блока приводит к тому, что команда находится под струей воды, сте­ кающей с невода, в результате ухудшаются условия работы и остой­ чивость судов;

— значительный износ резиновой футеровки или ребер жест­ кости барабана, которые изнашиваются за несколько заметов и. тре­ буют частой замены.

Для устранения этих недостатков в некоторых промысловых схе­ мах при выбирании невода применяют специальный механизм — формирователь жгута, который представляет собой конусный гладко­ стенный барабан с ограждениями в виде круговых роульсов и устрой­ ством для подвески. С помощью этого устройства крыло невода со­ бирается в жгут и отводится от гребного винта. При выбирании двумя силовыми блоками формирователь помещают между ними.

В последнее время применяют два формирователя. В этом случае один из них осуществляет выбирание, а второй —• укладку. Подоб­ ная схема, распространенная в отечественной практике, получила название «Тандем». Однако и ее применение не исключает недостат­ ков, характерных для силовых блоков. Скорость выбирания не превышает 12— 15 м/мин при тяговом усилии 1—2 тс. Из-за про­ скальзывания в ручьях блоков наблюдается повышенный износ невода.

Эти недостатки в значительной степени устраняются при исполь­ зовании комплексных систем, состоящих из взаимосвязанного набора средств механизации, охватывающих все основные операции по кошелькованию.

Примером такого комплексного решения вопроса могут служить норвежские рыбопромысловые суда, где успешно применяются си­ стемы «Абас», «Хов Эфако», «X—2», «Триплекс». Особенность подоб­ ных систем состоит в том, что операции выбирания и укладки невода разделены, а в качестве выборочных машин используются не подвес­ ные блоки, а палубные агрегаты.

Система «Абас» фирмы Аукра Брук выпускается трех типораз­ меров: с тяговым усилием 2 тс при скорости выбирания 30 м/мин, с тяговым усилием 4 тс и с тяговым усилием 5 тс при той же ско­ рости выбирания. Привод неводовыборочной машины и укладочного устройства'— гидравлический с давлением в системе 9,81 -105 Н/м2 (100 кгс/см2). Система «Хов Эфако» фирмы Хов принципиально не отличается от комплекса «Абас», с той лишь разницей, что в отдель­ ные узлы и механизмы внесены некоторые изменения, учитывающие эксплуатационные особенности ее работы. Фирма выпускает выбороч­ ные машины двух типоразмеров на тяговое усилие 5 и 8 тс.

Наиболее совершенной системой является комплекс «Триплекс», выпускаемый норвежской фирмой Бьерсхоль. Система представляет собой палубную неводовыборочную машину, работающую совместно с автономным укладочным устройством.

2 1 6