Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Таблица 33
С равнительны е хар ак тер и сти к и пром ы словы х устр ой ств бол ьш и х корм овы х траулеров и ностр ан ной постройки
Н азвание судна, |
|
Главныеразм е суднарения, м |
промыДлина палубысловой,м |
|
место и год |
|
|
|
|
постройки |
|
|
|
|
Типа |
«М аяков |
£ = |
84,7 |
19,6 |
ский» |
|
£ = 1 4 ,0 |
|
|
|
|
£ = |
0,0 |
|
|
|
Г = 5,5 |
|
|
Типа |
«Чайков |
£ = 0 3 ,3 |
19,6 |
|
ский» |
|
£ = 1 4 ,0 |
|
|
|
|
£ = |
0,0 |
|
|
|
Г = 5 ,5 |
|
рестропокходимоеподъема Количество, кутка пе - необдля
3
3
Форма кормы |
|
Конструкция |
||
|
|
лебедки |
||
|
|
|
|
|
Транцевая |
с |
за |
Траловая с че |
|
валом в корму |
|
тырьмя барабанами |
||
|
|
|
и растормаживаю |
|
|
|
|
щим |
устройством |
Транцевая |
с |
за |
То |
же |
валом в нос |
|
|
|
|
Тип траловой лебедки, ее мощ ность, кВт |
Тяговое усилие траловой лебед ки (ваерные ба рабаны ), кгс |
Скорость выби рания ваеров, м/мин |
Канатоемкость ваерных бара банов, м ' |
Диаметр ваеров мм |
|
! |
|
|
|
|
|
Электриче |
12 000 |
60 |
3000 |
26 |
|
ская, |
125 |
|
|
|
|
Электриче |
12 500 |
100 — |
3000 |
26 |
|
ская, |
280 |
|
120 |
|
|
Типа |
«Лесков» |
£ = 85,2 |
19,6 |
3 |
Транцевая |
с |
за |
Траловая |
с |
че |
Электриче |
12 000 |
72 |
2000 |
26 |
||||
|
|
£ = 1 3 ,8 |
|
|
валом |
в |
корму |
|
тырьмя барабанами |
ская, |
220 |
|
|
|
|
||||
|
|
£ = 9,75 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
Г = 5,55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Типа |
«Пушкин», |
£ = 8 4 ,9 |
19,6 |
3 |
То же |
|
|
|
То же |
|
|
Электриче |
9 000 |
60 |
1500 |
26 |
|||
Ф РГ, 1955 |
£ = 1 3 ,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ская, |
133 |
|
|
|
|
|
|
|
£ = 1 8 ,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т = 5,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Типа |
«Тропик», |
£ = 79,6 |
16,5 |
4 |
» |
» |
|
|
|
» |
» |
|
|
Электриче |
12 000 |
60 |
2000 |
26 |
|
ГД Р, 1962 |
£ = 1 3 ,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ская, |
225 |
|
|
|
|
|
|
|
£ = 7,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г = 4 ,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Лорд |
Нельсон», |
£ = 7 2 ,8 |
25 |
3 |
Транцевая |
с |
за |
Траловая |
с дву |
Электриче |
12 000 |
ПО |
2560 |
27 |
|||||
Англия |
|
£ = 1 1 0 |
|
|
валом |
в |
нос |
|
|
мя ваерными |
бара |
ская, |
258 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
банами |
и |
турач- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФРГ, |
1964 |
£ = 79,45 |
42 |
1 |
То же |
|
|
|
Траловая |
|
из |
Электриче |
12 000 |
105 |
2064 |
25,2 |
|||
|
|
£ = 1 2 ,6 |
|
|
|
|
|
|
|
двух агрегатов (че |
ская, |
130 |
|
|
|
|
|||
|
|
£ = 7,8 |
|
|
|
|
|
|
|
тыре |
барабана |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т = 4,7 |
|
|
|
|
|
|
|
две турачки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н азвание |
судна, |
Главныеразм е суднарения, м |
промыДлина палубысловой,м |
Количествоперестропок, не обходимоедля куткаподъема |
||
место и год |
|
|
|
|
||
постройки |
|
|
|
|
||
«Викинге», ФРГ, |
7 = 8 0 ,5 |
40 |
|
|||
1965 |
|
|
£ = |
12,5 |
|
|
|
|
|
# = |
8,0 |
|
|
|
|
|
7 = |
5,9 |
|
|
«Депа |
Терцо», |
7 = 7 4 ,5 |
44 |
1 |
||
И талия, |
1965 |
£ = 1 2 ,0 |
|
|
||
|
|
|
# = |
8,3 |
|
|
|
|
|
7 = 4,9 |
|
|
|
«Гамбург», ФРГ, |
7 = 8 2 ,1 |
26 |
3 |
|||
1955 |
|
|
£ = |
13,6 |
|
|
|
|
|
# = 8,3 |
|
|
|
|
|
|
7 = 4 ,3 |
|
|
|
«Констанца», |
7 = 93,1 |
26 |
3 |
|||
«Галац», Япония, |
£ = 1 5 ,6 |
|
|
|||
1964 |
|
|
# = 9,1 |
|
|
|
|
|
|
7 = 4,95 |
|
|
|
«Атлантик», ГДР, |
7 = 8 2 ,0 |
31 |
2 |
|||
1966 |
|
|
£ = 1 9 ,0 |
|
|
|
|
|
|
# = 9,55 |
|
|
|
|
|
|
7 = |
5,0 |
|
|
«Н аталья |
Ков |
7 = 1 2 7 ,6 8 |
39 |
1 |
||
шова», |
Ф ранция, |
£ = 1 9 ,0 |
|
|
||
1966 |
|
|
# = 1 2 ,0 |
|
|
|
|
|
|
7 = 7,0 |
|
|
Форма кормы
Транцевая вер тикальная
Транцевая с за валом в нос
То же
»»
|
|
|
|
|
|
|
Тяговоеусилие траловойлебед ваерные(ки ба ),рабаныкге |
|
Конструкция |
траловойТип ,лебедкиее мощ кВт,ность |
|||||
|
|
лебедки |
|
|
|
|
|
Траловая |
с |
че |
Электриче |
14 000 |
|||
тырьмя барабанами |
ская, 310 |
|
|||||
То же |
|
|
|
Гидравли |
Данных |
||
|
|
|
|
|
|
ческая |
нет |
Две траловые ле |
Гидропривод |
10 000 |
|||||
бедки |
с |
ваерными |
насоса, |
|
|||
и |
вспомогатель |
220 л. с. |
|
||||
ными |
барабанами |
|
|
||||
и |
турачкой. |
|
Д ве |
|
|
||
вспомогательные |
|
|
|||||
лебедки |
с тяговым |
|
|
||||
усилием |
5000 |
кге |
|
|
|||
Траловая с |
дву |
Электриче |
12 000 |
||||
мя ваерными, дву |
ская, 165 |
|
|||||
мя |
вспомогатель |
|
|
||||
ными барабанами и |
|
|
|||||
двумя турачками |
|
|
|||||
Две |
ваерные и |
Электриче |
12 600 |
||||
две |
вытяжные |
ле |
ская, 280 |
|
|||
бедки |
|
|
|
|
|
|
|
Траловая |
|
с |
Электриче |
18 000 |
|||
пятью |
барабанами |
ская, 440 |
|
и двумя турачками
Продолжение табл. 33
Скорость выби рания ваеров, м/мин |
Канатоемкость ваерных б ар а банов, м |
Диаметр ваеров, мм |
120 |
2060 |
28 |
ПО |
2500 |
24 |
146 |
2500 |
25 |
46 |
Данны х |
Данных |
|
нет |
нет |
100 |
2200 |
26 |
120 |
3000 |
26 |
П р и м е ч а н и е . На всех указанны х траулерах применяется кормовая схема траления со слипом нормальных образований. Поворотный портал траулера «Депа Терцо» имеет гидропривод.
Производить вытравливание ваёров при возрастании тягового усилия. В отличие от других аналогичных устройств конструкция лебедки позволяет регулировать предельное усилие натяжения ваеров в диа пазоне 5—15 тс.
Рис. 124. Промысловая схема РТМ типа «Атлантик».
1 — подвесные блоки; 2 — ваеры; 3 — ваерные лебедки.
Основные характеристики траловых лебедок наиболее распро страненных типов с некоторыми элементами траловых устройств судов, на которых они установлены, приведены в табл. 33.
§25
Механизмы и оборудование кошелькового лова
Кошельковый лов является одним из наиболее эффективных видов промышленного рыболовства. В нашей стране кошельковый лов впер вые был применен в конце 20-х годов в Северном бассейне — в при брежных водах Баренцева и Белого морей. В 30-х годах этот вид промысла начал развиваться в Азовском и Черном морях для до бычи пеламиды и кефали и на Дальнем Востоке для промысла сар дины, сельди и скумбрии. В последние годы значение этого вида промысла неуклонно повышается и по объему вылова он занимает ведущее место, уступая только траловому.
Свое название этот вид лова получил по основному орудию — ко шельку, представляющему, собой гигантскую по размерам и весьма сложную сеть. Этой сетью окружают (обметывают) определенный участок океана, где находится рыба. Схема кошелькового невода при ведена на рис. 125.
К кошельковым неводам предъявляются особые требования, в пер вую очередь в отношении их размеров и качества материала, по скольку развитие этого вида промысла происходит в направлении освоения запасов пород рыб, обитающих на большой глубине. Оче видно, что работа с кошельком, размеры, которого по высоте дости гают 250 м и более, а* по длине до полутора километров, невозможна без надежных и эффективных средств механизации.
Промысловые механизмы, применяемые при кошельковом про мысле, обеспечивают: вымет кошелькового невода, выбирание и на
213
мотку стяжного троса, выбирание и укладку самого невода и выливку улова из невода. Весьма существенное значение имеют приборы и средства для обнаружения скопления рыбы и наводки на обнаружен ные косяки судов добывающего флота.
Операции обнаружения и наводки не имеют непосредственного отношения к самому процессу кошелькования, однако являются одними из ответственных, определяющих успех лова и общую эф фективность этого вида промысла.
Выбирание и травление стяжного троса производят с помощью различных лебедок — траловых, тралово-сейнерных и сейнерных.
Рис. 125. Схема двукрылого кошелькового невода.
I — притон; 2 — подпритоны, или приводы; 3 — крылья; 4 — верхняя подбора; 5 — урезы; 6 — боковая подбора с уздечками, кольцами и боко вым стяжным тросом; 7 — стяжной трос.
Конструкции лебедок весьма различны, но принцип их действия и устройство близки к общеизвестным.
На промысловых судах типа РС-300 и СРТР-540 для травления и выбирания стяжного троса применяются лебедки с тяговым уси лием 4 тс при скорости выбирания до 60 м/мин. Лебедки снабжены двумя ваерными барабанами с тросоукладчиками и имеют две или четыре турачки.
На судах типа малый рыболовный сейнер (МРС-80) и средний черноморский сейнер (СЧС-150) применяются сейнерные лебедки с тя говым усилием 1,5—2,5 тс при скорости выбирания до 70—80 м/мин. Выбирание стяжного троса производят на этих лебедках с помощью двух турачек, у которых отсутствует раздельное управление. На многих судах этих серий на лебедки вместо турачек стали ставить навивные барабаны с ручными тросоукладчиками. Привод лебедок обеспечивается электродвигателем или от главного двигателя.
На судах, имеющих траловые лебедки, и на всех судах с сейнер ными лебедками для вытравливания стяжного троса при замете при меняются вьюшки, представляющие собой барабаны канатоемкостью на всю длину стяжного троса, с тормозом и ручным или электриче ским приводом, обеспечивающим перемотку троса с траловой или сейнерной лебедки.
На некоторых судах, в частности на судах типа СРТР, вьюшку устанавливают на бодтечной палубе. Конструкция вьюшки не отли чается от конструкции обычной однобарабанной лебедки с тросо
2 1 4
Как и каждый механизм, подвесные силовые блоки имеют свои не достатки. Основные недостатки ПМВК следующие:
— ограниченное тяговое усилие, которое зависит не только от мощности привода, но и от высоты подвеса невода; высокая подвеска блока приводит к тому, что команда находится под струей воды, сте кающей с невода, в результате ухудшаются условия работы и остой чивость судов;
— значительный износ резиновой футеровки или ребер жест кости барабана, которые изнашиваются за несколько заметов и. тре буют частой замены.
Для устранения этих недостатков в некоторых промысловых схе мах при выбирании невода применяют специальный механизм — формирователь жгута, который представляет собой конусный гладко стенный барабан с ограждениями в виде круговых роульсов и устрой ством для подвески. С помощью этого устройства крыло невода со бирается в жгут и отводится от гребного винта. При выбирании двумя силовыми блоками формирователь помещают между ними.
В последнее время применяют два формирователя. В этом случае один из них осуществляет выбирание, а второй —• укладку. Подоб ная схема, распространенная в отечественной практике, получила название «Тандем». Однако и ее применение не исключает недостат ков, характерных для силовых блоков. Скорость выбирания не превышает 12— 15 м/мин при тяговом усилии 1—2 тс. Из-за про скальзывания в ручьях блоков наблюдается повышенный износ невода.
Эти недостатки в значительной степени устраняются при исполь зовании комплексных систем, состоящих из взаимосвязанного набора средств механизации, охватывающих все основные операции по кошелькованию.
Примером такого комплексного решения вопроса могут служить норвежские рыбопромысловые суда, где успешно применяются си стемы «Абас», «Хов Эфако», «X—2», «Триплекс». Особенность подоб ных систем состоит в том, что операции выбирания и укладки невода разделены, а в качестве выборочных машин используются не подвес ные блоки, а палубные агрегаты.
Система «Абас» фирмы Аукра Брук выпускается трех типораз меров: с тяговым усилием 2 тс при скорости выбирания 30 м/мин, с тяговым усилием 4 тс и с тяговым усилием 5 тс при той же ско рости выбирания. Привод неводовыборочной машины и укладочного устройства'— гидравлический с давлением в системе 9,81 -105 Н/м2 (100 кгс/см2). Система «Хов Эфако» фирмы Хов принципиально не отличается от комплекса «Абас», с той лишь разницей, что в отдель ные узлы и механизмы внесены некоторые изменения, учитывающие эксплуатационные особенности ее работы. Фирма выпускает выбороч ные машины двух типоразмеров на тяговое усилие 5 и 8 тс.
Наиболее совершенной системой является комплекс «Триплекс», выпускаемый норвежской фирмой Бьерсхоль. Система представляет собой палубную неводовыборочную машину, работающую совместно с автономным укладочным устройством.
2 1 6