Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О сновны е технические данн ы е устр ой ств а

«Триплекс»

Тяговое усилие, т с .....................................................................

4

Рабочее давление в гидросистеме, Н/м2 (кгс/см2)

. . 10,8-105 (ПО)

Скорость выбирания, м /м и н .............................................

28

Мощность привода, к В т .....................................................

30

Масса установки без укладочного устройства и на­

сосной станции, т .................................................................

1

Второй типоразмер выпускается фирмой на тяговое усилие 15 тс. Аналогичные системы разработаны и в нашей стране. Комплекс «Блок», основой которого являются фрикционные заклинивающие

Рис. 127. Неводовыборочный комплекс «Блок».

1 — неводовыборочное устройство; 2 — неводовыборочная машина; 3 — пульт управления

тяговые_барабаны, включает в себя палубную неводовыборочную ма­ шину, укладочное устройство — манипулятор, капсульный погруж­ ной рыбонасос и устройство для подсушивания невода. Общая схема устройства приведена на рис. 127. Неводовыборочная машина имеет два барабана, расположенные перпендикулярно один другому, с не­ зависимыми гидравлическими моторами. Перпендикулярное распо­ ложение барабанов позволяет использовать один из них — верти­ кальный для выбирания невода, а второй — горизонтальный —• в качестве укладочного устройства. Разворот неводовыборочной ма­ шины из походного положения в рабочее и настройка барабанов осу­ ществляется тремя гидроцилиндрами. Изменение частоты вращения барабанов и управление работой цилиндров производится с пульта управления, расположенного на специальной площадке в районе кормовой траловой дуги или консоли.

Неводовыборочную машину устанавливают на бизань-мачте на высоте 2,5 м от шлюпочной палубы. Она представляет собой манипу­ лятор, позволяющий производить укладку невода в любую точку

217

кошельковой площадки. Перемещение стрелы манипулятора осуще­ ствляется гидравлическим приводом из песта управления. Неводо­ выборочное устройство может перемещаться в вертикальной и гори­ зонтальной .^плоскостях путем поднимания и опускания стрелы, а также удлинения и разворота самого манипулятора.

О сновны е технические характеристики

неводовы борочного

комплекса «Б лок »

 

Скорость выбирания и укладки невода,

10—30

м /м и н .................................................................

Тяговое усилие, тс:

4—6

неводовыборочной машины ................

м анипулятора........................................................

0,7

Род тока .............................................................

Постоянный (220 В) и

 

переменный (380 В) от

Потребляемая мощность, кВт

судовой сети

60

Выливка улова производится каплером или рыбонасосом. Рыбонасосы имеют известные преимущества, так как при их ис­

пользовании почти полностью и'ключаются ручные операции, резко

 

 

повышается

производительность

и

 

 

сокращается время выливки. Рыбо­

 

 

насосы применяются с дополнитель­

 

 

ными эжекторными устройствами. _

 

 

Производительность

рыбонасосных

 

 

установок

находится в

пределах

 

 

100—200 т/ч

при

частоте

вращения

 

 

ротора до 1200 об/мин. Их

потреб­

 

 

ляемая мощность составляет до 18 кВт

 

 

(25 л. с.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из конструкций погружного

 

-J

рыбонасоса

показана на рис. 128.

 

Погружной

капсульный

рыбонасос

 

 

марки ПКР-200 представляет собой

 

 

одноступенчатый двухлопастный цен­

 

 

тробежный насос вертикального ис­

 

 

полнения. Для предотвращения за­

 

 

щемления рыбы улитка насоса имеет

 

 

не плоскую,

а грушеобразную,

или

 

 

каплевидную форму.

Рабочее колесо

Рис. 128. Погружной капсульный

насоса — одностороннее,

с

лопат­

рыбонасос ПКР-200.

ками

переменной

кривизны

из

не­

1 — подающая

часть; 2 — амортизи­

ржавеющей стали.

Привод рабочего

рующее кольцо;

3 — подставка; 4

головка

всасывания.

колеса насоса осуществляется

гидро­

 

 

мотором через одноступенчатый ре­

дуктор. Гидропривод рыбонасоса

подключают

к

судовой

гидро­

системе или к насосной станции неводовыборочного комплекса. Кор­ пус насоса выполнен из стеклопластика.

2 1 8


О сновны е параметры н асоса П К Р -200

 

Максимальный набор, м ........................................................................

16

Производительность по рыбе, т / ч ..........................................................

120

Максимальная длина рыбы, м м .............................................................

700

Допустимая повреждаемость рыбы при подъеме на 5 м, % . . .

0,5

Частота вращения рабочего колеса, о б /м и н .....................................

450

Потребляемая Мощность, кВт .............................................................

19,7

Масса с гидроприводом, кг .................................................................

350

Ранее уже говорилось, что успех кошелькового лова зависит от

организации поиска рыбных концентраций и наводки на них судов.

Поиск и наводка осуществляются специальными поисковыми судами,

имеющими гидроакустическую аппаратуру вертикального и гори­

зонтального действия, а также с помощью вертолетов и самолетов.

Поиском скоплений рыбы занимаются и сами добывающие суда с по­

мощью установленных на них эхолотов и гидролокаторов.

На судах

типа СРТР и PC применяются гидролокаторы «Палтус-М» и «Омуль».

Дальность действия гидролокатора «Палтус-М» составляет по гори­

зонтали до 1700 м, а по вертикали до 400 м, дальность действия гидро­

локатора типа «Омуль» соответственно до 900 и до 300 м.Эти приборы

позволяют определять местонахождение косяка, его концентрацию,

направление и скорость перемещения рыбы. С помощью гидролока­

торов обоих типов производится регистрация сигналов на электро­

термическую бумагу самописца и прослушивание их по громкогово­

рителю или телефону. Данные приборы дают лишь ориентировочные

значения, недостаточные для полного суждения о форме косяков и

их концентрации.

 

Более совершенная форма поиска применена на судах типа БМРТ,

оборудованных под кошельковый лов. Поиск рыб на этих судах про­

изводится .по двум этапам с помощью горизонтально-вертикального

гидролокатора ХАГ-401, вертикального гидролокатора ХАГ-250 и

сетного зонда — вертикального гидролокатора ХАГ-250.

 

§26

Механизмы и оборудование

дрифтерного лова

Дрифтерный промысел является в нашей стране самым молодым. Начало этому виду, промысла было положено в 30-х годах, когда в водах Дальнего Востока начали работать два паровых траулера ■— дрифтера. В период 1930— 1945 гг. дрифтерный промысел осуществ­ лялся в незначительных масштабах судами типа «Большой северный комбайн» в Баренцевом море и «Средний Каспийский комбайн» на Каспии. Наиболее полного развития дрифтерный промысел дости­ гает в середине 50-х годов (в 1956 г. — 7,5%, а в 1957 г. — 15% от общей добычи рыбы по стране) после ввода в строй крупнейшей серии судов типа средний рыболовный траулер (СРТ) и рыболовный рефри­ жератор (РР), которые в основном использовались для дрифтерного лова. В последующие годы, в связи с использованием для добычи

219


сельди более производительных судов — БМРТ с пелагическими тра­ лами, значение дрифтерного промысла постепенно падает и его удельный объем в общей добыче рыбы по стране снижается.

Дрифтерный промысел сельди менее производителен, чем трало­ вый или кошельковый.

Дрифтерный лов относится к пассивному виду лова. Дрифтер

выметывает дрифтерный порядок в местах скопления рыбы,

преиму­

 

 

 

 

щественно в ночное время,

 

 

 

 

судно

ложится

в

дрейф,

 

 

 

 

а команда

ждет,

 

когда

 

 

 

 

пройдет

достаточно

вре­

 

 

 

 

мени

для

объячеивания

 

 

 

 

рыбы. Если размер ячеи

 

 

 

 

мал, рыба обходит сети,

 

 

 

 

если

велик — она

 

прохо­

 

 

 

 

дит без

задержки

 

сквозь

 

 

 

 

сети.

Схема

дрифтерного

 

 

 

 

лова показана на рис.

129.

 

 

 

 

Сборка порядка, вы-

 

 

 

 

мета сетей,

их

выбирание,

 

 

 

 

вытряхивание

рыбы

и,

 

 

 

 

наконец,

замена

 

сетей —

 

 

 

 

весьма трудоемкие и опас­

 

 

 

 

ные

операции,

 

поэтому

 

 

 

 

механизации

этого

вида

 

 

 

 

промысла

было

 

уделено

 

 

 

 

особое внимание.

В насто­

Рис. 129. Схема установки дрифтерного порядка:

ящее время уровень

меха­

а — с нижним положением вожака; б -Ц- с верх­

низации дрифтерного лова

ним положением вожака;

в— комбинированная.

наиболее

высокий,

а на

1 — вожак;

2 — вожаковые

поводцы; 3 — дрифтер­

многих судах осуществлена

ные сети; 4

— канат для подтягивания верхней или

нижней подборы; 5 — буйковые

поводцы; б — буйки;

полная комплексная меха­

 

7 — концевой

буй.

низация. Основными сред­

 

 

 

 

ствами

механизации

яв­

ляются: дрифтерный шпиль, амортизатор стояночного вожака, вожа­ коукладочная машина, сетевыборочная машина, сететрясная ма­ шина для выбирания и укладки поводцов, сетеукладочная машина, рыбопосольный агрегат.

Дрифтерный шпиль. Тяга вожака — троса длиной несколько километров, к которому подвешены дрифтерные сети, а с ним всей оснастки и всего дрейфующего сетного порядка — один из самых трудоемких процессов дрифтерного лова рыбы. Именно поэтому этот процесс был механизирован раньше других. Дрифтерный шпиль — механизм для выполнения этой операции ■— был первым механизмом на палубе дрифтерного судна.

Существует довольно много конструкций дрифтерных шпилей, каждая из которых в той или иной степени повторяет основные эле­ менты обычных швартовных шпилей. Конструкция дрифтерного шпиля одного из наиболее распространенных типов приведена на

220


рис. 130. Шпиль представляет собой вертикальную турачку, вал которой приводится во вращение от электромотора в морском ис­ полнении через червячный редуктор. Редуктор расположен в закры-

Рис. 130. Дрифтерный шпиль.

1 — червячный редуктор; 2 — рама; 3 — турачка; 4 — электродви­ гатель; 5 — вал турачки; 6 — тумба.

той тумбе— основании, в котором смонтированы также вал, станина с подшипниками и другие вспомогательные детали и узлы. Принци­ пиальным отличием дрифтерных шпилей от обычных является форма, а иногда и специальная антифрикционная облицовка турачки и не­

221

которые конструктивные особенности, исключающие заклинивание и замотку выбираемого каната и деталей оснастки.

К раткие технические характеристики

дриф терного

ш пиля,

устан овл ен ного н а су д а х

ти п а СРТ

 

Тяговое усилие, Н (кгс).....................................................

м /м и н

20 • 103 (2000)

Скорость выбирания троса,

 

15—22

Наименьший диаметр турачки, м м [.......................................

 

350

Высота турачки, м м ...................................................................

о б /м и н

 

360

Частота вращения турачки,

 

12—16

Общий габарит (с мотором), мм:

 

1740

длина ...................................................................................

 

 

ш ирина...................................................................................

~

- . . .. .

1140

высота .........................................

820

Масса, кг ....................................................................................

 

 

1240

Дрифтерный шпиль устанавливают в носовой части палубы судна, вблизи брашпиля, обычно на правом борту.

Автомат или амортизатор стояночного вожака. Наиболее прочной частью вожака является его стояночная часть. Несмотря на это, случаи обрыва вожака, возникающего под влиянием течений, волн или перегрузки сетей при больших уловах, — довольно частое явле­ ние. Обрыв вожака сопровождается потерей сетных порядков, стои­ мость которых высока, и улова. В недалеком прошлом' стояночный вожак брали на барабан специальной (траловой) лебедки. При силь­ ном натяжении вожака судну давали малый ход вперед и слегка потравливали барабаны лебедки. Эти операции требовали большого внимания и опыта и не всегда достигали цели.

Введение специальных амортизаторов, или автоматов, сглажи­ вающих рывки троса, не только облегчило работу команд, но и по­ зволило отказаться от применения громоздких и дорогостоящих тра­ ловых лебедок, загромождавших палубу.

На судах дрифтерного лова применяются амортизирующие устрой­ ства трех типов: механические амортизаторы пружинного типа, ре­ зиновые амортизаторы, включаемые между вожаком и шпилем, и ком­ бинированные, выполняющие одновременно функции дрифтерного шпиля и амортизатора. От обычного дрифтерного шпиля конструк­ ция шпиля, совмещенного с автоматом стояночного вожака, отли­ чается тем, что имеет предохранительную дисковую муфту с регули­ руемым пределом тормозного усилия, дополнительную коробку пере­ дач и барабан, на который намотан стояночный трос.

Выбирание вожака производится с помощью турачки. Стояночный конец вожака соединяют со стальным тросом диаметром 12,5 мм и длиной 200 м, навитом на барабан, смонтированный в нижней части устройства. При воздействии на стояночный вожак усилий, превышающих расчетные, дисковая муфта, расположенная внутри турачки, проворачивается вместе с вертикальным валом и посажен­ ным на нем барабаном со стояночным вожаком. При этом происходит стравливание стояночного вожака и образование слабины. Стравли­ вание продолжается до момента срабатывания переключателя, кото­

222


рый включает электродвигатель, приводящий во вращение вал с бара­ баном и работающий до тех пор, пока не будет выбрана слабина. При включении и выключении электродвигателя в штурманскую рубку посылаются звуковые и световые сигналы, по которым не только контролируют состояние порядка, но при необходимости со­ вершают маневры судна.

Вожакоукладочная машина. Вожакоукладочная машина предна­ значена для механизации трудоемкого процесса укладки вожака в вожаковый трюм судна при выбирании дрифтерных сетей. Укладка

заключается

в

наматывании вожака

на барабан, установленный

в трюме.

 

 

 

Технические характеристики наиболее распространенной

 

 

вожакоукладочной машины

Диаметр дисков барабана, мм ....................

1400

Длина барабана, м м .........................................

1900

Длина укладчика, м м ....................................

2540

Максимальное тяговое усилие барабана,

Н

(кгс)

.....................................................намотки вожака ....

1000—1500 (100—150)

Скорость

33—138 м/мин или

 

 

 

0,5—2,3 м/с, в зависимо­

 

 

 

сти от диаметра намотан­

 

 

 

ного на барабан троса

Длина вожака, укладываемого на барабан

диаметром 29 мм,' м ....................................

4000

Шаг укладки,

м м ............................................

29,2

Применение этой машины повышает общую производительность труда на 5% и высвобождает одного человека при значительно облег­ ченном труде остальных.

Сетевыборочная машина. Сетевыборочная машина предназначе­ на для выбирания дрифтерных сетей. Она состоит из двух сетевы­ борочных головок, смонтированных на индивидуальных тумбах, ко­ торые размещены на палубе судна и имеют общий привод под палу­ бой. Схема машины приведена на рис. 131. Сетевыборочная головка имеет вертикальный вал, на котором смонтированы зажимные ку­ лачки. Рычаги к кулачкам снабжены роликами, которые обкаты­ ваются по фасонному неподвижному диску. При этом кулачки перио­ дически зажимают подбору сети и таким образом протягивают ее на палубу. В верхней части головки имеется регулируемая фрикцион­ ная муфта, которая срабатывает при слишком больших натяжениях сети. Конструкцией предусматривается также рычажное устройство, позволяющее отжать сразу все кулачки и мгновенно освободить сеть из-под кулачков в случае ее перекоса.

Головки машины вращаются в противоположные стороны: ле­ вая —■по часовой стрелке, правая — против. Сеть проходит между головками.

Техническая характеристика сетевыборочной машины

Тяговое усилие, Н ( к г с ) .................................

3000—3500 (300—350)

Скорость выбирания сетей, м/мин . . . .

30

Мощность электродвигателя, к В т ................

3,5 при 1000 об/мин

2 2 3